Программа внеурочной деятельности "Клуб знатоков ТИМ"
учебно-методический материал (2 класс) по теме
Программа для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_znatokov.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Славянская средняя общеобразовательная школа »
Филиал «Славянская начальная общеобразовательная школа №2»
Программа
внеурочной деятельности
младших школьников
по естественно-научному направлению
«Клуб юных знатоков: ТИМ (творим – исследуем - мыслим!»
Разработала:
Ильченко Надежда Дмитриевна,
учитель начальных классов
с. Славянка
2012год
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Клуб юных знатоков: ТИМ!», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.
Задачи:
- развитие творческой исследовательской активности;
- формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности.
- стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
- формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
- развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.
Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий
ЛУУД:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
РУУД:
- Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности.
- Проговаривать последовательность действий.
- Работать по предложенному учителем плану.
- Отличать правильно выполненное задание от неверного.
- Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
ПУУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое знание от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение проблемы с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
КУУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами исследовательско - проектной деятельности являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Виды деятельности: организационно – деятельностные игры, викторины, выпуск газет, памяток, исследования, мини – конференции, групповые проекты.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем ведения исследовательского раздела в портфолио школьника.
Планируемые результаты реализации программы кружка ориентированы на достижение всех трех уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня (осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения).
Ученик научится:
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- Строить речевые высказывания в устной форме;
- Адекватно воспринимать оценку учителя;
- Осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром)
Ученик научится:
Результаты третьего уровня (приобретение опыта самостоятельного социального действия, опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.)
Ученик научится:
- Применять коммуникативные и презентационные навыки;
- Использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- Включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
- Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- Задавать вопросы, для организации собственной деятельности.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Краткое описание деятельности учащихся. Форма организации внеурочной деятельности (форма занятия) | Количество часов | ||
аудиторных | Вне- ауди- торных | ||||
теория | практика | ||||
Раздел 1. «Развитие познавательной сферы» - 26 часов | |||||
1 | Развиваем внимание | Диагностика внимания. Игры и упражнения для развития внимания. | 1 | 1 | 1 |
2 | Развиваем память | Диагностика памяти Чтение и пересказ небольших рассказов. Упражнения для развития памяти. | 3 | 1 | |
3 | Учимся наблюдать | Экскурсионное (по сезонам) занятие. Наблюдение за объектами живой и неживой природы. | 4 | ||
4 | Учимся сравнивать | Игра «Найди отличия» Сравнение пары предметов по разным признакам: форме, цвету, размеру и т. д. | 2 | ||
5 | Развиваем логику | Решение логических задач. Игра «Продолжи рассуждение» (если … - то …) | 2 | ||
6 | Развиваем воображение | Дорисовывание композиций из геометрических тел или линий до какого-либо изображения. Выделение из изображения замаскированного рисунка. | 2 | ||
7 | Развиваем фантазию | Чтение рассказа Н.Носова «Фантазеры» Сочинение мини - рассказов на заданную тему. Конкурс фантазеров | 1 | 2 | |
8 | Составляем алгоритмы | Беседа. Составление памяток по составлению гербария, работы с иллюстрациями птиц и животных. | 1 | 1 | |
9 | Учимся изобретать | Я – изобретатель. Выполнение поделок из различных (природный, бросовый, разные виды бумаги) материалов. | 4 | ||
Раздел 2. «Формирование исследовательских умений» - 16 часов | |||||
10 | Кто такой исследователь и что такое эксперимент | Беседа. Проведение простейших опытов с водой. | 1 | 1 | |
11 | Как выбрать тему исследования | Учимся задавать вопросы к обыденным явлениям окружающего мира Игра «Что будет, если …» | 1 | 1 | |
12 | Этапы исследования, проекта | Анализ проекта «Устное народное творчество», составление памятки «Этапы проекта» | 1 | 1 | |
13 | Источники информации | Поиск информации на заданную тему в книгах, справочниках, коллекциях, Интернете. | 1 | 1 | |
14 | Методы исследования - анкетирование | Составление анкет на заданную тему по группам и анкетирование членов другой группы. | 1 | 1 | |
15 | Я - следопыт | Подготовка к игре «Следопыт» Игра по изучению окружающего мира | 1 | 1 | |
16 | Методы исследования – наблюдение | Экскурсионное занятие по определению деревьев и кустарников по их основным признакам: силуэт, кора, ветки с почками, плоды и семена. | 2 | ||
17 | Я - исследователь | Предложение учащимися тем для индивидуальных проектов; выбор тем для исследования, предложенных учителем; формирование рабочих групп | 1 | 1 | |
Раздел 3. «Исследовательская практика» - 16 часов | |||||
18 | «Жил – был листок» | Групповая работа над первым исследовательским проектом | 1 | 1 | |
19 20 21 | «Золотая волшебница осень» | Подбор стихов, пословиц, примет. Составление гербария осенних растений. | 1 | 1 | 1 |
22 23 24 | «Нескучная школа» | Составление памяток для развития памяти, внимания, мышления. Выпуск книжки – раскладушки с ребусами, кроссвордами, загадками на выбранную тему. | 6 | ||
25 26 27 | Зеленый уголок классной комнаты | Определение с помощью различных источников названий комнатных растений, составление картотеки комнатных растений, оформление памятки ухода за растениями. | 1 | 1 | 1 |
28 | Сколько весит мой портфель | Индивидуальная работа по выяснению соответствия массы портфеля нормативным требованиям. Сделаем вывод: как добиться необходимого соответствия. | 1 | 1 | |
Раздел 4. «Защита проектов исследовательской работы» - 14 часов | |||||
29 30 31 32 33 | Этапы выполнения проекта Работа над коллективным проектом. Работа над групповым проектом. Защита групповых проектов по темам, согласованным с учителем. ( Возможно представление проектов, работа над которыми велась по другим направлениям внеурочной деятельности. Сопровождение защиты презентациями, фотовыставками и другими наглядными материалами.) Работа над индивидуальным проектом и его представление. Подведем итоги (оформление выставки лучших работ) | 2 | 4 4 3 1 | ||
И Т О Г О : 72 часа | 14 | 45 | 13 |
Содержание
Раздел 1. «Развитие познавательной сферы» Диагностика и способы развития внимания, памяти, мышления. Фантазия и воображение. Алгоритм. Составление и работа по алгоритмам. Наблюдение за объектами живой и неживой природы, сравнение. Творческие задания.
Раздел 2. «Формирование исследовательских умений» Кто такой исследователь и что такое эксперимент. Проведение простейших опытов с водой. Как выбрать тему исследования. Учимся задавать вопросы к обыденным явлениям окружающего мира Этапы исследования, проекта. Анализ готового проекта с целью составления памятки «Этапы проекта». Источники информации. Поиск информации на заданную тему в книгах, справочниках, коллекциях, Интернете. Методы исследования – анкетирование, наблюдение. Составление анкет. Экскурсионное занятие по определению деревьев и кустарников по их основным признакам: силуэт, кора, ветки с почками, плоды и семена. Выбор тем для исследования, формирование рабочих групп.
Раздел 3. «Исследовательская практика» Групповая работа над первым исследовательским проектом «Жил – был листок».
Распределение заданий в группе для работы над проектом.
Работа по отдельным этапам проекта. Гипотеза (предположение).
Поиск информации. Выводы. Оформление проекта.
Раздел 4. «Защита проектов исследовательской работы» Защита групповых проектов 1 раз в четверть по темам, согласованным с учителем.
Сопровождение защиты презентациями, рисунками.
Литература
- Д.В.Григорьев Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя. – М. «Просвещение», 2010г.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2010 г.
3. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.
М., Просвещение, 2010 г.
4. Т.Б.Кропочева Исследовательские экскурсии в начальной школе \\ Начальная школа – 2007г - №11
5. В.В.Шаповалова О познавательном интересе и приемах ее активизации \\ Начальная школа - 2009г. - №7
6. Л.В.Ляхова Организация научно – исследовательской деятельности учащихся \\ Начальная школа - 2009г. - №7
7. Л.В.Усманова Алгоритмы при обучении естествознанию \\ Начальная школа - 2010г. - №9
8. Н.Н.Кутявина Организация проектной деятельности в начальной школе\\ Начальная школа - 2010г. - №10
9. Е.Ю.Смирнова Развитие исследовательской активности младших школьников \\ Начальная школа - 2011г. - №2
10 Т.А.Братанова Методика организации игр-исследований с младшими школьниками\\ Начальная школа – 2008г - №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Знатоки Мещеры"
Программа экологической направленности предназначена для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования....
Программа внеурочной деятельности "Знатоки Мещеры"
Программа экологической направленности предназначена учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования....
Программа внеурочной деятельности "Знатоки Мещеры"
Программа экологической направленности предназначена учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования....
Программа внеурочной деятельности "Знатоки родного края"
Материал кружка содержит сведения о Самарской области....
Программа внеурочной деятельности «Клуб юных знатоков»
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования. Понятие...
Программа внеурочной деятельности "Знатоки русского языка(1-4 классы)"
Программа внеурочной деятельности "Знатоки русского языка(1-4 классы)"...