Программа курса внеурочной деятельности "Юные знатоки"
рабочая программа (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дальнейшее развитие российской науки существенно зависит от притока талантливых исследователей, поэтому так важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявлять особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты.
Одной из наиболее эффективных форм урочной и внеурочной деятельности, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, являются интеллектуальные игры.
Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных ими знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому надо учить детей анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию, а также использовать знания, полученные из собственных наблюдений и собственного опыта. Интеллектуальные игры представляют для этого прекрасную возможность и способствуют развитию творческой активности учащихся, активизируют мыслительную деятельность, формируют интеллектуальные умения, развивают все виды памяти, внимания, воображение, речь. Расширяют словарный запас. Интеллектуальные игры позволяют сформировать у детей не только индивидуальные учебные действия, но и навыки работы в коллективе.
Для развития интеллектуальных умений, как и любых других умений, необходимо выполнять следующие условия:
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию интеллектуальных умений должна проходить постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования логического и творческого мышления. Поэтому при реализации данной программы происходит интеграция с предметами обучения.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их интеллектуальной деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способов саморазвития и самосовершенствования. Важную роль в мотивации ребенка играет элемент соревновательности.
Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремления к знаниям. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику дать возможность осуществить свои силы, поверить в себя.
Учет возрастных особенностей. Развитие интеллектуальных способностей должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, должно быть интересным и полезным.
Соблюдая эти условия, разработана программа, направленная на развитие интеллектуальных способностей младших школьников через игру.
Цель программы: создание условий для раскрытия познавательного интереса и творческих способностей детей путем включения их в различные виды интеллектуальной деятельности.
Задачи:
- Формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся.
- Повышать уровень внимания, памяти детей.
- Развивать жизненно-важные компетентности (коммуникативную, информационную, самообразовательную).
Занятия, предусмотренные данной программой, проходят во внеурочной форме на объединении дополнительного образования «Юные знатоки».
Объём курса 68 ч из расчета 2 ч в неделю (1ч. – 3 класс, 1ч. – 4 класс)
Программа кружка предполагает обучение учащихся с 3 по 4 класс. Программа каждого последующего класса опирается на предыдущие с добавлением новых знаний и способов деятельности.
Видом деятельности детей является групповая работа в команде. Игры проходят в виде соревнований между командами классов в параллели.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является учет всех соревнований за год. Лучшие команды принимают участие в районных и зональных интеллектуальных играх.
Содержание программы
№ темы | Название занятия | Количество часов |
1 | Знакомство с курсом «Клуб Знатоков» | 1 |
2 | Нестандартные задачи по математике. | 1 |
3 | Нестандартные задачи по математике. | 1 |
4 | Нестандартные задачи по математике. | 1 |
5 | Нестандартные задания по русскому языку. | 1 |
6 | Нестандартные задания по русскому языку. | 1 |
7 | Нестандартные задания по русскому языку. | 1 |
8 | Нестандартные задания по литературному чтению. | 1 |
9 | Нестандартные задания по литературному чтению. | 1 |
10 | Нестандартные задания по литературному чтению. | 1 |
11 | Нестандартные задания по окружающему миру. | 1 |
12 | Нестандартные задания по окружающему миру. | 1 |
13 | Нестандартные задания по окружающему миру. | 1 |
14 | Нестандартные и комбинаторные задачи по математике. | 1 |
15 | Олимпиадные задания по математике. | 1 |
16 | Олимпиадные задания по математике. | 1 |
17 | Олимпиадные задания по математике. | 1 |
18 | Олимпиадные задания по русскому языку. | 1 |
19 | Олимпиадные задания по русскому языку. | 1 |
20 | Олимпиадные задания по русскому языку. | 1 |
21 | Олимпиадные задания по русскому языку. | 1 |
22 | Олимпиадные задания по литературному чтению. | 1 |
23 | Олимпиадные задания по литературному чтению. | 1 |
24 | Олимпиадные задания по литературному чтению. | 1 |
25 | Олимпиадные задания по литературному чтению. | 1 |
26 | Олимпиадные задания по окружающему миру. | 1 |
27 | Олимпиадные задания по окружающему миру. | 1 |
28 | Олимпиадные задания по окружающему миру. | 1 |
29 | Олимпиадные задания по окружающему миру. | 1 |
30 | Олимпиады по математике текущего года. | 1 |
31 | Олимпиады по русскому языку текущего года. | 1 |
32 | Олимпиады по литературному чтению текущего года. | 1 |
33 | Олимпиады по окружающему миру текущего года. | 1 |
34 - 35 | Типы вопросов в игре «Что, Где, Когда». | 2 |
36 - 38 | Типы вопросов (ребусы, анаграммы, кроссворды и др.) | 3 |
39-40 | Типы вопросов: блиц-вопросы, «черный ящик», перевертыши и др. | 2 |
41 | Правила всех игр. Игра «Что, Где, Когда», правила игры. | 1 |
42 | Игра «Пентагон», правила игры | 1 |
43 | Игра «Алфавит», правила игры | 1 |
44-45 | Игра «Битва эрудитов», правила игры | 2 |
46 | Игра «звездный час», правила игры. | 1 |
47-49 | Путешествие в мир сказок. | 3 |
50-51 | Мудрости фольклора | 2 |
52-53 | Логические игры и задачи. | 2 |
54 | Игра «Детективная история» | 1 |
55 | Игра «Все о животных» | 1 |
56 | Викторина «В мире сказок» | 1 |
57 | Викторина «Приключения Буратино» | 1 |
58 | Викторина «Незнайка» | 1 |
59 | Викторина «Сказочные человечки» | 1 |
60 | Викторина «Стихи о временах года» | 1 |
61 | Игра «Семь чудес света» | 1 |
62 | Игра «Книга рекордов Гиннеса» | 1 |
63 | Игра «Наша планета» | 1 |
64 | Игра «Наша вселенная» | 1 |
65 | Игра «Наши меньшие друзья» | 1 |
66 - 67 | Игра «Угадай мелодию» | 2 |
68 - 69 | Игра «Пеле чудес» | 2 |
70 | Игра «Кто хочет стать миллионером» | 1 |
71 | Игра «Что, Где, Когда» | 1 |
72 | Игра «Своя игра» | 1 |
73 - 75 | Составление игр детьми и проведение. | 3 |
76 | Игры «Что, Где, Когда». Правила игры. | 1 |
77 | Игра «Пентагон». Правила игр. | 1 |
78 | Игра «Своя игра» | 1 |
79 | Игра «Умники и умницы» | 1 |
80 | Игра «Алфавит» | 1 |
81 | Игра «Битва эрудитов» | 1 |
82 | Игра «Звездный час» | 1 |
83 | Игра «Брейн-ринг» | 1 |
84 | Игра «Кто хочет стать миллионером» | 1 |
85 | Игра «Счастливый случай» | 1 |
86 | Повторение произведений. Викторина «Великий сказочник Андерсен». | 1 |
87 | Викторина «Знаем ли мы сказки Пушкина» | 1 |
88 | Викторина по сказкам Корнея Чуковского | 1 |
89 | Викторина «В гостях у зарубежных писателей» | 1 |
90 | Викторина по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». | 1 |
91 | Викторина «Писатели о природе» | 1 |
92 | Викторина «Маленький принц» | 1 |
93 | Викторина по экологии « В мире животных» | 1 |
94 | Спортивная викторина « Вокруг спорта» | 1 |
95 | Викторина «Природа и мы» | 1 |
96 | Игра «Занимательная экономика» | 1 |
97-98 | Игра «Олимпийские игры» (2 части) | 2 |
99 | Игра «В мире музыки», Игра «Страны Европы» | 1 |
100 | Игра «Все на свете интересно» | 1 |
101 | Составление игр детьми и проведение. | 1 |
102 | Обобщающий урок | 1 |
Список литературы
- Авторский сборник дидактических и лекционных материалов.
- Маркова А.К., Матист Т.А., Орлова А.Б. Формирование мотивации учения. М., Просвещение.
- Раицкая Г.В. «Олимпиадные задания 2 класс. Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир» Самара: Издательский дом «Федоров» http://www.zankov.ru/catalog/one/item=262/
Раицкая Г.В. «Олимпиадные задания 2 класс. Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир», http://www.zankov.ru/catalog/one/item=263
- Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по чтению, математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир". - М.:ВАКО
- «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 -10 лет)»
- Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М.
- Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО
- "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА,
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Знатоки русского языка»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Знатоки русского языка» имеет обще интеллектуальное направление и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательн...
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знатоки родного края» духовно - нравственное направление
Наименование: «Знатоки родного края» (духовно – нравственное направление направление) Класс: 2«Б» Учитель: Макарова Ю.В....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку для 2 класса "Знатоки английского языка"
Рабочая программа «Английский в фокусе» разработана на основе ООП НОО и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности по английскому языку младших школьников. Пр...
- Мне нравится (1)