Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные знатоки"
рабочая программа (2 класс)

Кузнецова Галина Михайловна

 «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_znatoki_kuznetsova_g.m._2.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 с. Обшаровка  муниципального района Приволжский Самарской области

                             

Рассмотрено

на  заседании

методического объединения

Протокол № ___  

от «         »  __________ 20_____г.

Руководитель МО:

   ___________     /_______________/

Проверено

зам. директора по ВР:

__________/Е.В. Кузина/

«___»________2018    г.

Утверждаю:                

 Директор ГБОУ СОШ № 2 с.Обшаровка

___________    /О.Р. Кузнецова /

«_____» «________» 2018    г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Юные знатоки»

Уровень образования: начальное общее образование

Учитель: Кузнецова Г.М.

2018 -2019 учебный год

 «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

Цель программы: создание условий для раскрытия познавательного интереса и творческих способностей детей путем включения их в различные виды интеллектуальной деятельности.

Задачи:

Формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся.

Повышать уровень внимания, памяти детей.

Развивать жизненно-важные компетентности (коммуникативную, информационную, самообразовательную).

Общая характеристика программы:

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы. При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление. Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), соответствует основной образовательной программе и учебному плану ГБОУ.  СОШ №2 с.Обшаровка и предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

 Занятия, предусмотренные данной программой, проходят во внеурочной форме на объединении дополнительного образования «Юные знатоки».

Объём курса 102 ч из расчета 1 ч в неделю (1ч. – 2 класс,1ч. – 3 класс, 1ч. – 4 класс)

Программа кружка предполагает обучение учащихся со 2 по 4 класс. Программа каждого последующего класса опирается на предыдущие с добавлением новых знаний и способов деятельности. Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является учет всех соревнований за год. Лучшие ученики принимают участие в районных и окружных интеллектуальных играх.

Планируемые результаты освоения программы 

Личностные УУД:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Регулятивные УУД:

Формировать:

  • умение учиться и способность к организации своей деятельности;
  • умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;
  • умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
  • готовность к преодолению трудностей;
  • умение адекватно оценивать свою деятельность;
  • учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • ориентироваться в возможностях информационного поиска;
  • оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других;
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях;
  • учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
  • включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели;
  • сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку;
  • осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.                

Содержание программы для второго года обучения.

Программа разделена на 6 разделов, охватывающих разные интересы детей и рассчитана на 34 часа.

1 раздел: Занимательная математика – 6 часов

2 раздел: «Велик и могуч русский язык» - 6 часов

3 раздел: Литературная гостиная – 6 часов

4 раздел: Немного об искусстве – 6 часов

5 раздел: Юные исследователи – 6 часов

6 раздел: Конкурс знатоков – 4 часа

Тематическое планирование

1четверть – 9 часов

1. Занимательная математика. Вглубь веков, или как считали древние. История возникновения науки. Известные ученые-математики.

2. «Велик и могуч русский язык». Эволюция русского языка. Богатство русского языка.

3. Литературная гостиная. Появление книгопечатания на Руси.

4. Немного об искусстве. Мир искусства, творчества и красоты.

5. Юные исследователи. Что такое исследование? Создание проектов. Выбор темы своего исследования.

6. Занимательная математика. Бесконечный мир чисел. Римские и арабские цифры. В царстве чисел-великанов.

7. «Велик и могуч русский язык». «Хитрый звук»

8. Литературная гостиная. История возникновения разных литературных жанров.

9.  Конкурс знатоков. Итоги первой четверти.

2 четверть – 7 часов

1.Немного об искусстве. История возникновения разных видов искусств.

2. Юные исследователи. Польза бумаги (групповое исследование)

3. Занимательная математика. В мире времени.

4. «Великий и могучий русский язык». Самые длинные и короткие слова.

5. Литературная гостиная. Развитие и специфика стихосложения в русской поэзии.

6. Немного об искусстве. Магия цвета. Передача чувств с помощью цвета.

7. Конкурс знатоков. Итоги второй четверти.

  1. четверть – 10 часов

1.Юные исследователи. Искусство создания книги (парная работа)

2. Занимательная математика. «Без мерной линейки, или измерение голыми руками».

3. «Велик и могуч русский язык». Тайны почерка.

4. Литературная гостиная. Легенды русского фольклора.

5. Немного об искусстве. Музей (экскурсия)

6. Юные исследователи. «А прочно ли куриное яйцо?» (парная работа)

7. Занимательная математика. Быстрый счет легко и просто. Великие задачи. В поисках оптимального решения.

8. «Велик и могуч русский язык». О пользе знаков препинания.

9. Литературная гостиная. «Говорящие» имена и фамилии литературных героев.

10. Конкурс знатоков. Итоги третьей четверти.

                        4 четверть – 8 часов

1.Немного об искусстве. Театр (экскурсия)

2. Юные исследователи. Почему мы плачем? Откуда берутся слезы? (парная работа)

3. Занимательная математика. В мире ребусов и лабиринтов.

4. «Велик и могуч русский язык». О русских именах и фамилиях.

5. Литературная гостиная. Автобиография.

6. Немного об искусстве. Автопортрет.

7. Юные исследователи. Презентация самостоятельных исследований.

8. Конкурс знатоков. Итоги года.

Содержание программы для третьего года обучения.

Программа разделена на 6 разделов, охватывающих разные интересы детей и рассчитана на 34 часа.

1 раздел: Занимательная математика – 6 часов

2 раздел: «Велик и могуч русский язык» - 6 часов

3 раздел: Литературная гостиная – 6 часов

4 раздел: Немного об искусстве – 6 часов

5 раздел: Юные исследователи – 6 часов

6 раздел: Конкурс знатоков – 4 часа

Тематическое планирование

  1. четверть – 9 часов

1. Занимательная математика. Логические задачи. Решение готовых задач и составление своих.

2. «Велик и могуч русский язык». Путешествие в страну «Части речи». Актуализация знаний о частях речи. Их значение в речи.

3. Литературная гостиная. «От глиняной таблички до сетевой странички». Экскурс в историю книги.

4. Немного об искусстве. Искусство. Виды искусства. Место компьютерных игр в искусстве.

5. Юные исследователи. Я – исследователь! Актуализация знаний о создании проекта и о проведении исследования.

6. Занимательная математика. Математические ребусы. Разгадывание готовых и создание своих ребусов.

7. «Велик и могуч русский язык». В стране «Ударение». О значении правильно поставленного ударения. Поиск ударных слогов. Игра «Француз». 

8. Литературная гостиная. Дневник читателя. Значение и необходимость. Личный дневник.

9.  Конкурс знатоков. Итоги первой четверти.

2 четверть – 7 часов

1.Немного об искусстве. Богатство природного материала. Разнообразие материала, который дает нам природа. Его значение и применение. Поделка из природного материала.

2. Юные исследователи. Хочу все знать! Урок, мотивирующий на проведение исследований. Поиск информации.

3. Занимательная математика. Математические лабиринты. Решение готовых и составление своих лабиринтов.

4. «Великий и могучий русский язык». Тайны происхождения слов. Интересные, но незнакомые слова. Лексическое значение слова. Словари.

5. Литературная гостиная. Литературная викторина «По дорогам сказок»

6. Немного об искусстве. Искусство природы. Экскурсия в природу. Красота природы.

7. Конкурс знатоков. Итоги второй четверти.

  1. четверть – 9 часов

1.Юные исследователи. Блиц-турнир «Назад в прошлое». Значение исследований в эволюции человека.

2. Занимательная математика. Задачи-шутки. Решение готовых и создание своих задач.

3. «Велик и могуч русский язык». Сложносокращенные слова. Значение. Абривиатура.

4. Литературная гостиная. По следам Каштанки. Игра-расследование.

5. Немного об искусстве. Я –художник. Значение слова художник. Выполнение работ по собственному замыслу.

6. Юные исследователи. Ее величество Гипотеза! Понятие, значение.

7. Занимательная математика. Математический турнир.

8. «Велик и могуч русский язык». Иностранные слова в русском языке. Заимствование, значение.

9.Конкурс знатоков. Итоги третьей четверти.

                        4 четверть – 9 часов

1. Литературная гостиная. «Земляк, прославивший Россию.» Литературный час о творчестве Ф.Абрамова

2. Немного об искусстве. Его величество Пластилин. Значение. Создание композиции из пластилина.

3. Юные исследователи. Учусь быть интересным! Презентация своего исследования.

4. Занимательная математика. Математическая олимпиада.

5. «Велик и могуч русский язык». Тайны почерка.

6. Литературная гостиная. «Героями не рождаются…» Литературный час накануне Дня Победы.

7. Немного об искусстве. Искусство танца.

8. Юные исследователи. Мои проекты. Анализ.

9. Конкурс знатоков. Итоги года.

 Содержание программы для четвёртого года обучения.

Программа разделена на 3 раздела: математика, русский язык, окружающий мир и рассчитана на 34 часа.

1 разел: «Занимательная математика» – 10 часов

2 раздел: «Велик и могуч русский язык» - 10 часов

3 раздел: «Мир вокруг нас» - 10 часов

        Конкурс знатоков – 4 часа

Тематическое планирование

  1. четверть – 9 часов

1.«Занимательная математика». Числа и величины.

2.«Велик и могуч русский язык». Звуки и буквы. Произношение слов

3.«Мир вокруг нас». Человек и природа

4.«Занимательная математика». Числа и величины.

5.«Велик и могуч русский язык». Звуки и буквы. Произношение слов

6.«Мир вокруг нас». Живая и неживая природа.

7.«Занимательная математика». Арифметические действия.

8.«Велик и могуч русский язык». Состав слова.

9.Конкурс знатоков

  1. четверть – 7 часов

1. «Мир вокруг нас». Растения и животные.

2.«Занимательная математика». Арифметические действия.

3.«Велик и могуч русский язык». Состав слова.

4.«Мир вокруг нас». Наблюдения и опыты.

5.«Занимательная математика». Текстовые задачи.

6.«Велик и могуч русский язык». Части речи.

7.Конкурс знатоков.

  1. четверть – 10 часов

1.«Мир вокруг нас». Работа с картой.

2.«Занимательная математика». Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

3.«Велик и могуч русский язык». Текст. Лексическое значение слова.

4.«Мир вокруг нас». Человек и общество.

5.«Занимательная математика». Геометрические величины.

6.«Велик и могуч русский язык». Текст. Лексическое значение слова.

7.«Мир вокруг нас». Исторические факты.

8.«Занимательная математика». Работа с информацией.

9.«Велик и могуч русский язык». Предложение. Пунктуация.

10. Конкурс знатоков

  1. четверть – 8 часов

1.«Мир вокруг нас». Исторические факты.

2.«Занимательная математика». Работа с информацией.

3.«Велик и могуч русский язык». Предложение. Пунктуация.

4.«Мир вокруг нас». Правила безопасной жизни.

5.«Занимательная математика». Текстовые задачи.

6.«Велик и могуч русский язык». Орфография.

7.«Мир вокруг нас». Правила безопасной жизни.

8.Конкурс знатоков

Список литературы:

1.Авторский сборник дидактических и лекционных материалов.

2.Маркова А.К., Матист Т.А., Орлова А.Б. Формирование мотивации учения. М., Просвещение.

3.Раицкая Г.В. «Олимпиадные задания 2,3,4 классы. Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир» Самара: Издательский дом «Федоров» http://www.zankov.ru/catalog/one/item=262/

4.Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по чтению,  математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир". - М.:ВАКО

5.Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М.

6.Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО 

7.Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Знатоки Мещеры"

Программа экологической направленности  предназначена для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования....

Программа внеурочной деятельности "Знатоки Мещеры"

Программа экологической направленности предназначена учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования....

Программа внеурочной деятельности "Знатоки Мещеры"

Программа экологической направленности предназначена учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования....

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Программа внеурочной деятельности "Знатоки родного края"

Материал кружка содержит сведения о Самарской области....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Программа внеурочной деятельности "Знатоки русского языка(1-4 классы)"

Программа внеурочной деятельности "Знатоки русского языка(1-4 классы)"...