Природа - наш общий дом
методическая разработка (3, 4 класс)
В современном мире, когда остро стоит вопрос о защите и сбережении природы, важно, чтобы подрастающее поколение получало экологическое образование. В связи с этим необходимо уже с младшего школьного возраста воспитывать и обучать людей, способных рационально использовать природные богатства, гармонично взаимодействовать с окружающей средой. Занятие экологической направленности разработано для учащихся 3-4 классов. Мероприятие адресовано учителям начальной школы, воспитателям ГПД, вожатым детских оздоровительных лагерей. В данной разработке используются здоровьесберегающие и природосообразные технологии, технология развития критического мышления, технология сотрудничества, методики развития творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_-_nash_dom_krasilnikova_s.a._zainsk.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Природа – наш общий дом
Красильникова Светлана Александровна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «ЗСОШ №3»
г. Заинска Республики Татарстан
Пояснительная записка
В современном мире, когда остро стоит вопрос о защите и сбережении природы, важно, чтобы подрастающее поколение получало экологическое образование. В связи с этим необходимо уже с младшего школьного возраста воспитывать и обучать людей, способных рационально использовать природные богатства, гармонично взаимодействовать с окружающей средой. Занятие экологической направленности разработано для учащихся 3-4 классов. Мероприятие адресовано учителям начальной школы, воспитателям ГПД, вожатым детских оздоровительных лагерей. В данной разработке используются здоровьесберегающие и природосообразные технологии, технология развития критического мышления, технология сотрудничества, методики развития творческих способностей.
Цель: формирование навыков экологической культуры у младших школьников.
Задачи:
- Научить детей видеть и понимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни.
- Помочь понять, для чего человек должен знать природные связи и не нарушать их, ибо нарушение влечёт за собой необратимые последствия для природы и всего человечества.
- Учиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней.
- Формировать гуманное отношение к окружающей природе.
Форма проведения: соревнование
Оборудование: ноутбук, колонки, жетоны с номерами, текст рассказа для каждой команды, разные предметы для конкурса «Идём в поход», три рюкзака, карточки с различными ситуациями для конкурса капитанов, открытки с изображением птиц, иллюстрации с ядовитыми растениями, карточки со словами: человек – воздух – растения – насекомые.
Ход занятия
Ведущий: Вот и пролетел учебный год. Наступило долгожданное лето. Его с нетерпением ждут не только дети, но и взрослые. А что такое лето?
1-й ученик: Это много света!
2-й ученик: Это поле, это лес.
3-й ученик: Это тысячи чудес!
4-й ученик: Это тысячи чудес!
5-й ученик: Это в небе облака.
6-й ученик: Это быстрая река.
7-й ученик: Это яркие цвета!
Ведущий: Это в мире сто дорог, для ребячьих ног. Давайте же весело и дружно встретим солнечное лето. Закройте глаза и мысленно перенеситесь в летний лес, на берег реки.
(Включается аудиозапись «Голоса птиц», «Журчанье воды».)
Природа – наш общий дом. Всем и всему на Земле есть место. Как же нам не мешать друг другу и не навредить природе? (ответы детей).
8-й ученик:
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Ведущий: Сегодня мы познакомимся с обстановкой в природе, расскажем о том, как охранять природу. Бороться за право быть лучшими экологами будут три команды. Предлагаю выйти поочерёдно к доске и достать из корзины жетон, на котором написан номер команды. Теперь я прошу команды занять места, выбрать капитана, придумать название и девиз команде. Первой команде надо придумать название по теме «Воздух», второй - «Вода», третьей - «Земля». Жюри будет оценивать вашу работу по пятибалльной системе.
Первый конкурс «Приветствие команд». (оценивается оригинальность названия, девиз, подходящий к названию команды).
Второй конкурс «Лесная станция».
- Проверим, хорошо ли вы знаете природу. Постарайтесь правильно ответить на вопросы викторины.
Каждой команде поочерёдно читается вопрос. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.
- Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
- Какой жук носит название того месяца, в котором родился? (майский)
- Кто трижды родится? (бабочка)
- Какие птенцы не знают своей матери? (кукушата).
- Растет ли дерево зимой? (нет).
- Что выделяют растения? (кислород)
- Как называют тех, кто обижает зверей, ловит рыбу в запретных местах? (браконьеры).
- Как называется охраняемое место, где звери и птицы живут, не боясь людей? (заповедник).
- Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими).
- Какое дерево поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух? (тополь)
- Сколько ног у паука? (8).
- Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (погибает).
Третий конкурс « Найди ошибки».
Сейчас вам будет предложен рассказ, в котором есть ошибки, которые надо обнаружить и исправить. Имейте ввиду, что ошибки не орфографические! (Каждой команде даётся листок с рассказом).
«Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за тигром, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскалённые камни и щебень, охотники едва добрались до большой реки. Здесь они утолили жажду, мучившую их, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаульного леса, раскинувшегося у воды. Стали думать: что же делать дальше? Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли ближайшего населённого селения…»
(Ошибки: 1) тигры в пустыне не водятся; 2) за три дня верблюды не могли пасть от недостатка воды; 3) саксаул – дерево без листьев, а потому сплошной тени не даёт; 4) древесина саксаула тяжелее воды, и плот сразу бы пошёл ко дну.)
Побеждает команда, которая нашла больше всего ошибок.
Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Слово жюри
Четвёртый конкурс «Идём в поход».
Ведущий: Вы наметили день, когда хотите пойти в поход. Как вы определите, какая будет в этот день погода? Назовите хотя бы одну примету. За каждую примету даётся 2 балла.
Например:
Вечером сильно стрекочут кузнечики – к хорошей погоде.
Пчёлы толкутся - к ненастью.
Грачи пасутся на траве – к дождю.
Если пауков видно много - к хорошей погоде.
Туман над лесом стоит – к дождю.
Вороньё под тучи взбирается - к дождю.
- В поход надо собрать рюкзак. На столе лежат предметы: котелок, фарфоровый чайник и чашки, подушка, зеркало, лопата, топор, железные блюдца, ведро, сарафан и т.д. Командам надо за определённое время выбрать самые необходимые для похода вещи. За правильно собранный рюкзак дети получают 5 баллов.
- Какие опасности могут подстерегать вас в походе? Почему нельзя оставлять мусор после пребывания на поляне в лесу? Почему важно уметь оказывать первую помощь пострадавшему человеку? (ответы детей).
Конкурс капитанов
Ведущий: Я попрошу выйти капитанов и выбрать одну из карточек. На карточке записаны различные ситуации, которые могут произойти во время похода. (Тепловой удар, укус насекомого, мозоль от обуви, ожег ядовитым растением и т.д.). Даётся 2-3 минуты на размышление. Капитаны рассказывают, как поступить в той или иной ситуации. Жюри оценивает ответы по пятибалльной системе.
Ведущий: Помните, что в природе множество растений. И если животные едят их, то они это делают с безошибочным инстинктом, позволяющим находить нужные и избегать опасные. Человек лишён этого инстинкта и ориентируется, в основном, на знания, которые может почерпнуть из книг и других источников. К ядовитым растениям относятся: осторолист, лилия, лютик, ирис, плющ, жасмин, волчьи ягоды, белладонна. (показывает). Растения красивы, поэтому ими надо любоваться, но нюхать и трогать можно только хорошо известные, так как не только сами части растения, но и их запах могут быть ядовитыми, а прикосновения к листьям некоторых растений вызывают ожоги, схожие с термическими.
Пятый конкурс «Птицы - наши друзья». (для обсуждения в команде)
- Почему говорят, что птицы - наши друзья? (ответы детей).
Задания:
- Кто появляется весной раньше: насекомые или птицы, которые едят насекомых?
- На столе – открытки с изображением птиц. Найдите и назовите, какая перелётная птица не строит собственного гнезда? (дрозд, пеночка, стриж, кукушка, зяблик, чайка).
- Какое выражение правильно:
– первыми к нам прилетают грачи, затем скворцы, а потом жаворонки;
– первыми к нам прилетают скворцы, затем грачи, а потом жаворонки;
– грачи, скворцы, жаворонки прилетают к нам одновременно.
Назовите птиц, которым грозит опасность от исчезновения.
(За каждое правильно выполненное задание команды получают 1 балл).
Шестой конкурс «Музыкальный».
Задание: исполнить песню о березе, ели, птицах, насекомых. (достаточно 4-х строчек).
- Можно ли в лесу слушать громкую музыку? Почему? (ответы детей).
Ведущий: Вот и подходит к концу наше путешествие. Мы ходили в гости к лету, дышали свежим лесным воздухом, разглядывали деревья, растения, насекомых, любовались красотой природы. А теперь давайте подумаем, есть ли связь между словами: человек – воздух – растения – насекомые? (цепочка из слов прикрепляется на доску).
Получилась цепочка слов. А теперь возьмём металлическую цепь и уберём одно звено. Что произойдёт? Она, конечно же, разрушится. То же самое будет и с нашей цепью из слов. Итак, если мы уничтожим насекомых, что будет?...
- Как вы думаете, а имеет ли кто-нибудь право нарушить эти природные цепи?... В природе всё взаимосвязано. «Друзья, запомните навсегда: человек, погубив природу, погубит и себя, т.к. он сам – часть этой природы. Берегите всех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя».
Слово жюри. Награждение команд.
В заключении мероприятия звучит песня М. Пляцковского «Не дразните собак».
Использованная литература
- Савинова С.В., Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе (игры, соревнования, викторины, конкурсы, турниры, путешествия), - Издательство «Учитель», 2002.- 86 с.
- Кувашова Н.Г. Праздники в начальной школе - 2, - Издательство «Учитель», 2001.- 129 с.
- Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.:ВАКО, 2004.- 320 с.- (Мастерская учителя).
- Максимова Т.Н. классные часы: 2 класс./ М.: ВАКО, 2011. – 272 с. – (Учебный год).
- Классные часы. 3 класс./ Сост. М.А. Фисенко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 112 с.
- ОБЖ. 4 класс. Поурочные планы по программе 1-4/Сост. Н.А.Горбунова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.- 128 с.
- Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 360 с.
- Экологическое воспитание младших школьников. В помощь учителям начальной школы. – Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель». 2000, - 56 с.
- Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /А.А.Плешаков. -12-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 222 с.: ил. – (Зелёный дом). – ISBN 978-5-09-022689-9.
- Плешаков А.А. Зелёные страницы: кн. для нач. кл./А.А.Плешаков. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.: ил. – (Зелёный дом). – ISBN 978-5-09-045798-9.
- Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальных классов. Под редакцией В.Н.Касаткина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природа - наш общий дом
Внеклассное мероприятие в начальной школе...
Экологический праздник: "Природа - наш общий дом"
Экологический праздник для 3 классов и театрализованное представление на экологическую тему ....
Природа - наш общий дом
Программа внеурочной деятельности по экологии для учащихся начальной школы....
Презентация "Природа - наш общий дом"
Презентация программы внеурочной деятельности по экологии для учащихся начальной школы....
Внеурочное мероприятие «Природа - наш общий дом»
Тема: «Природа - наш общий дом.»Тип урока: урок комплексного применения знаний.Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать с...
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе "Царства природы. Бактерии. Общее представление"
Знакомство с царствами живой природы, общее представление о бактериях...