Внеурочное мероприятие «Природа - наш общий дом»
методическая разработка

Анна Оганесян

Тема: «Природа - наш общий дом.»

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование нравственных качеств.

Задачи: учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в 

природе; развивать познавательную , творческие и коммуникативные способности; воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях; формировать у учениковпредставление о необходимости сохранения окружающей природы; формировать умение видеть красоту родной природы.

Метод обучения: словесный, практический, наглядный.

Оборудование: глобус, картинки с изображениями природы, интерактивная доска. 

Ход урока: 

•     Проверка готовности (на перемене)

     Организационный момент.

     Речевая разминка и актуализация знаний.

     Формулирование темы урока.

     Работа по теме. 

     Подведение итогов урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Природа - наш общий дом.»

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование нравственных качеств.

Задачи: учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в 

природе; развивать познавательную , творческие и коммуникативные способности; воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях; формировать у учениковпредставление о необходимости сохранения окружающей природы; формировать умение видеть красоту родной природы.

Метод обучения: словесный, практический, наглядный.

Оборудование: глобус, картинки с изображениями природы, интерактивная доска. 

Ход урока: 

•     Проверка готовности (на перемене)

•     Организационный момент.

•     Речевая разминка и актуализация знаний.

•     Формулирование темы урока.

•     Работа по теме. 

•     Подведение итогов урока.

Сценарий:

Я: - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Армановна. Сегодня я для вас проведу урок по Окружающему миру. Садитесь, пожалуйста.

1. Психологический настрой.  

Я: - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг 

другу улыбки. 

2. Постановка цели классного часа.  

Я: -Тема нашего классного часа будет такова … Сейчас отгадаете 

загадки и тогда я думаю, поймете.  

1) Меня частенько просят, ждут, а только появлюсь, и прятаться начнут. Что это? (дождь)  

2) Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, и не пекарь, а печет? (солнце) 

Я: -Ребята, что это все?  

Ученики: - Природа. 

Я: Да, это природа  

2.1.Чтение стихотворения учителем. 

Мы любим лес в любое время года.  

Мы слышим речек медленную речь.  

Все это называется природа.  

Давайте же всегда ее беречь!  

В лугах ромашки солнечного света  

Такие, что светлей на свете жить.  

Природой называется все это,  

Давайте же с природою дружить.  

Летят, звеня, дождинки с небосвода,  

Клубится на заре тумана дым.  

Все это называется природа.  

Давайте же сердца ей отдадим.  

Прощальный вальс танцует с ветром лето.  

Дрожит в окне вечерняя звезда.  

Природой называется все это,  

Давайте же любить ее всегда!  

Я: Итак, ребята, какова же тема сегодняшнего классного часа?  

Ученики: «Береги и люби природу»  

Я: Да, это и будет темой нашего классного часа.  

Вы сами сформулировали ее. (Открывается запись на доске «Природа-наш общий дом» 

 

2.2 Чтение эпиграфа  

Эпиграф: «Берегите эти земли, эти воды,  

Даже малую былиночку любя.  

Берегите всех зверей внутри природы,  

Убивайте лишь зверей внутри себя!» Е. Евтушенко 

-Что же автор хотел донести до нас этими словами мы узнаем в конце 

занятия. 

Я: Сегодня мы постараемся выяснить и ответить на вопрос: «Почему 

же природа-наш общий дом? Зачем же нужно любить и беречь природу». 

3.Основная часть 

3.1.Чтения стихотворения учащимися 

Ученик: Смотрю на глобус - шар земной. 

 И вдруг вздохнул он, как живой.  

И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги.» 

 В тревоге рощи и леса. Роса на травах, как слеза.  

И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги.»  

Остановил олень свой бег: «Будь Человеком, человек». 

В тебя мы верим, не солги, «Ты береги нас, береги.»  

Я: Планета Земля, на которой мы живем, огромна и прекрасна! 

Ученик: Посмотрите! Что находится вокруг? 

 Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, 

 Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает.  

Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва,  

Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса,  

Человек и время года- Это все вокруг - природа!  

3.2. Беседа 

Я: Да, чудесен и таинственен мир природы. Чтобы вся эта красота 

была всегда. Мы должны природу... (охранять и оберегать). Чтобы оберегать природу, надо ее... (любить). А чтобы любить надо ее... (знать). А чтобы знать многое о природе надо учиться, т.е. знать «экологические правила поведения в природе». 

3.3 «Мы твои друзья, Природа!» (проблемные ситуации)  

3.4.Деление на команды 

Я: Сейчас мы с вами разберем несколько ситуаций (класс делится на 3 

группы, решают проблемные ситуации, записанные на карточках, 

высказывают свои мысли).  

1 группа: «Отправляясь в гости к природе, не будьте только просителями ее даров. Будьте друзьями, заботливыми хозяевами». Как вы это понимаете?  

2 группа: Отдыхая в лесу, вы подошли кродничку и увидели начавшийся разлив на склоне. Что вы сделаете?  

3 группа: Весной в лесу вы увидели раненую березу, плачущую березу, 

которая от потери сока может погибнуть. Что будете делать? 

3.5. Игра «Экологический светофор»  

-У каждого ученика кружки 3 цветов: зеленый, желтый, красный 

Учитель: Сигналы этого светофора означают тоже самое, что и на проезжей части дороги. Красный свет - природе вред! 

 Желтый - осторожно!  

Свет зеленый - как красиво! Скажет лес тебе «спасибо!» Итак, красный свет - зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе. Желтый свет - чтобы мы соблюдали определенные правила поведения. Зеленый свет - это, когда мы для природы делаем добрые дела. 

Я: Такая ситуация.  

Мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке. Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Я буду рассказывать о вещах, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора.  

Мальчик взял:  

* Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера. (желтый свет)  

* Нож, чтобы содрать бересту с березы для разжигания костра. (красный свет)  

* Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра. (красный свет) 

 * Магнитофон, чтобы послушать новые записи. (красный свет)  

* Небольшое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он 

посадил прошлый раз по краю оврага. (зеленый свет)  

* Пакет с хлебом, крупой для уток живущих на озере. (зеленый свет)  

* Сачок для ловли бабочек. (красный свет)  

* Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей. (желтый свет) 

Я: Молодцы ребята, знаете что надо брать в лес чтобы не навредить 

природе!  

Физминутка 

- «Покажи мне мир природы» (Ученикипоказывают движения)  

Я: На зарядку солнышко поднимает нас.  

Дети по лесу гуляют,  

За природой наблюдают.  

Руки подняли и покачали  

Это деревья в лесу.  

Руки согнули, кисти встряхнули  

Ветер сбивает росу.  

В стороны руки  

Плавно помашем. 

Это к нам птицы летят.  

Как они сядут,  

Тоже покажем  

Крылья сложили назад 

3.6. Игра «Сорви лепесток»  

(на доске цветок с лепестками, на обратной стороне которых написаны  правила поведения в природе . Каждой группе по 2 лепестка. Ребята по очереди срывают лепесток с цветка, читают по очереди правила     поведения в природе и договаривают правило до конца)  

1) В лесу ходи по тропинкам и дорожкам. Помни... (в траве обитает много маленьких животных, которых можно нечаянно раздавить. Кроме того от ходьбы уплотняется почва, оголяются корни деревьев, погибают редкиерастения).  

2) Не рви цветы охапками... (сорванные растения быстро погибнут и не дадут семян. Не будет семян - не будет и цветущих растений). 

 3) Не разрушай муравейники… (муравьи по хвоинке, по соломинке, долго строят свой дом, любой труд надо уважать. Муравьи - санитары леса, они не дают сильно размножаться насекомым-вредителям).  

4) Не оставляй мусор в лесу. Помни... (это дом для животных, в нем должно быть чисто. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки).  

5) Не лови зайчат, ежат, бельчат и других животных… (лес - их родной дом, им будет плохо в твоей квартире). 

 6) Многие не любят эту птицу, она губит чужих птенцов. И все-таки она очень полезная - уничтожает много опасных гусениц, даже таких, которых не едят другие птицы. Что это за птица? (кукушка) 

Я: Хотелось бы, чтобы вы о этих правилах не забывали и напоминали 

окружающим вас людям. Ведь то, какой будет наша планета - Земля, зависит от каждого из нас – людей 

4. Заключительная беседа  

«Убивай зверей внутри себя» Учитель обращается к эпиграфу, написанному на доске: - Это строки поэта Евгения Евтушенко.  

- О чем говорит поэт? (предполагаемые ответы: надо беречь и любить 

природу, что нельзя убивать зверей) - Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Как вы это понимаете? (это жадность, глупость, злоба, трусость, 

подлость, бездушие...) - Да, ребята, вы правы! Звери внутри нас - это плохие 

качества характера, которые мешают нам полюбить друг друга, полюбить мир, полюбить природу. И мы должны постоянно убивать этих зверей в своем сердце. Тогда наши экологические знания пойдут на пользу природе, а значит и жизни на Земле. 

5. Рефлексия  

Я: Итак, вначале классного часа мы поставили цель: беречь и любить природу. Зачем нам это надо? (чтобы жить, а это, чтобы воздух, вода были чистыми, птицы, звери, растения - не вымирали), т.е. чтобы природа была жива, а для этого нужен порядок и чистота. Все в природе взаимосвязано. -А чтобы жить надо природу...? - беречь и любить

 

Самоанализ проведённого урока.

 

Предмет: окружающий мир.

Тема урока:  «Природа - наш общий дом.»

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, 

помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу 

родной земли, формирование нравственных качеств.

Задачи:

Воспитательные:

•формирование самостоятельности и рефлексии. 

•формирование творческих способностей

•формирование умения работать по образцу

•учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в 

природе;

•развивать познавательную , творческие и коммуникативные способности;

•воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях; 

•формировать у учеников представление о необходимости сохранения 

окружающей природы; 

•формировать умение видеть красоту родной природы.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос;

План урока:

1. Организационный момент 1 мин

2. Психологический настрой. 1 мин

3. Постановка цели урока.3 мин

4. Чтение стихотворения учителем. 2 мин

5. Чтение эпиграфа. 1 мин

6. Чтения стихотворения учащимися 3 мин

7.Проведение игр. 15 мин

8. Физ.минутка 1 минута

9. Заключительная игра 7 мин

10.Рефлексия. 1 мин

Общие результаты урока:

План урока выполнен полностью, были реализованы образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока.

В конце урока я поинтересовалась мнением ребятки они сказали, что им очень понравился весёлый и интересный урок окружающего мира. Из минусов только ограниченное количество времени, трудно уложиться в один урок. Очень хорошее взаимодействие с классом,хорошая активность учащихся.

Не вся структура соблюдена,но в целом урок прошёл хорошо, есть на что обратить внимание

Анализ структуры и организации урока:

1.Структура урока соответствовала ее цели и типу, цель урока была произнесена мной в начале урока.

2.Присутствовало взаимодействие этапов урока, один перетекал за другим, дети были сфокусированы, так как примерялся игровой метод.

3.Использовала электронную доску в кабинете для подачи материала. 

4.Темп ведения урока являлся оптимальным.

5.План урока был выполнен: проверка домашнего задания, объяснение новой темы, игра со словами из новой темы, домашнее задание на следующий урок.

Анализ содержания урока.

1.Урок соответствовал требованиям стандарта.

2.Изложение материала было очень доступными и соответствовало уровню понимания учащихся)

3.присутствовала научность изложения, содержание в учебнике и мои изложения соответствовали друг другу.

4.Урок был связан с жизнью учащихся, и им было легко привести собственные примеры.

Анализ методики проведения урока

1.Отбор методов и средств обучения соответствовал возможностям класса, детям было очень интересно получить новый материал в качестве игрового метода.

2.На уроке использовались различные методы, такие как: метод беседы, словесные методы, игровые методы.

3.Сформировала у учащихся чувство ответственности за природу. 

4.Освоение нового материала было качественным, так как ученики приводили собственные примеры и справились с домашней работой.

На этапе организации к учебной деятельности с целью положительного эмоционального настроя дети разгадывали загадки и сами подвели себя к теме урока, практическим способом определили тему и спланировали работу на уроке. На этапе чтения стихотворений была проведена постановка конкретной темы урока, воспитание любви к природе через искусство. Далее было деление на команды, участие в играх и конкурсах. Дети научились работать в команде, воспитывался коллективизм учились размышлять и быстро реагировать на какие-то задачи. Также была проведена физминутка. Я провела творческую игру «Сорви лепесток», дети узнали правила поведения в природе и я показывала им, что нельзя делать.

На этапе рефлексии, учащиеся соотнесли цель урока и результаты своей деятельности.

 

Анализ работы учащихся на уроке:

1.На всех этапах урока, ученики проявляли себя достаточно активно и практически не отвлекались

2.Ученикам показалась эта тема совсем не сложной поэтому им было интересно, и ответить хотелось каждому.

3.Школьникам особенно интересно наблюдать за работой нового учителя, поэтому каждый старается себя показать с лучшей стороны. 

Психологический анализ урока

1.Перед началом урока, психологическое состояние учеников было собранным, так как я сразу пояснила, что будет новая тема.

2.На разных этапах урока у учеников, конечно же, было не устойчивое внимание, и чтобы его привлечь, я просила учеников повторять за мной, использовала юмор и различные ассоциации.

 

Общий вывод: проведя данный урок, я поняла все сложности работы классным руководителем, но я думаю, что мой урок был проведен на высоком методическом уровне и я достигла всех поставленных целей. Учительница представила мне тему и помогла с подготовкой к нему. Урок по окружающему миру прошел хорошо, цели урока были достигнуты. Ученики были очень активны на уроке, задавали вопросы, отвечали с места, работали у доски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа - наш общий дом

Внеклассное мероприятие в начальной школе...

Экологический праздник: "Природа - наш общий дом"

Экологический праздник для 3  классов и театрализованное представление на экологическую тему ....

Природа - наш общий дом

Программа внеурочной деятельности по экологии для учащихся начальной школы....

Презентация "Природа - наш общий дом"

Презентация программы внеурочной деятельности по экологии для учащихся начальной школы....

конспект внеурочного мероприятия "берегите природу" в гостях у панды

«Берегите природу!»Цели: дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об   ответственности человека за окружающий мир; показать, что человек – частица природы; учить детей выполнят...

Природа - наш общий дом

В современном мире, когда остро стоит вопрос о защите и сбережении природы, важно, чтобы подрастающее поколение получало экологическое образование. В связи с этим необходимо уже с младшего школьного в...

Конспект внеурочного мероприятия "Береги природу родного края" 2 класс.

Внеурочное занятие, посвященное экологии, для 2 класса.Тип: тематическая беседа-викторинаЦель: вызвать интерес к проблемам экологии, формирование ответственного отношения к окружающей среде...