Природа - наш общий дом
материал по теме

Анушенко Татьяна Васильевна

Программа внеурочной деятельности по экологии для учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_-_nash_obshchiy_dom.docx45.79 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная программа  внеурочной деятельности

Т.В.Анушенко, учитель начальных классов

МКОУ «Седельниковская СОШ № 1»


        Цель программы: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

        

Задачи:

        1.Расширить экологические представления младших школьников, формируемых в курсе «окружающий мир», их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, дополнительных примеров.

        2.Углубить теоретические знания учащихся в области экологии, формировать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки.

        3.Обеспечить практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа внеурочной деятельности по экологии «Природа – наш общий дом» разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир» в начальной школе и ориентирована на общеинтеллектуальное и социальное направление.

        Общий объем часов по программе:        1 класс – 33 часа

                                                        2 класс – 34 часа

                                                        3 класс – 34 часа

                                                        4 класс – 34 часа

        Занятия проводятся с периодичностью один раз в неделю.

            Курс «Природа – наш общий дом» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

        Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

          Данная программа способствует формированию у младших школьников следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий.

   Личностные универсальные учебные действия:

- основы экологической культуры:

принятие ценности природного мира,

готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного ,здоровьесберегающего поведения.

   Регулятивные универсальные учебные действия:

         - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

         - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

         - адекватно воспринимать оценку учителя;

         - преобразовывать практическую задачу в познавательную;

         - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

   Познавательные универсальные учебные действия:

         - строить речевое высказывание в устной форме;

         - называть существенные признаки предметов;

         - группировать предметы и их образы по заданным признакам;

         - классифицировать объекты по заданным учителем основаниям;

         - включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

         - выявлять причины событий (явлений).

   Коммуникативные универсальные учебные действия:

         - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

         - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

         - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

         - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

   Планируемые результаты реализации программы факультативного курса «Природа – наш общий дом» ориентированы на достижение первого и второго уровней воспитательных результатов.

   Результаты первого уровня (приобретение школьниками знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности, о способах действий).

   Ученик научится:

   - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

   - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

   - адекватно воспринимать оценку учителя;

   - строить речевое высказывание в устной форме;

   - называть существенные признаки предметов;

   - группировать предметы и их образы по заданным признакам;

   - классифицировать объекты по заданным учителем основаниям;

   - включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

   - выявлять причины событий (явлений);

   - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

   - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

   Ученик получит возможность научиться:

   - преобразовывать практическую задачу в познавательную;

   - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

   - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

   - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

   Результаты второго уровня (получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества).

   Ученик получит возможность для формирования основ экологической культуры:

   принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

   В процессе реализации данной программы будут использоваться следующие формы проведения занятий и методы работы:

целевая прогулка;

игра-путешествие;

наблюдение, экскурсия;

беседа, лекция;

экологический праздник, экологическая игра, экологический КВН, экологическая сказка;

семейный совет, практикум;

конкурс, викторина;

метод творческих заданий;

практическое исследование;

метод проектов.

   Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.  

Тематический план

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

1 класс – 33 часа

1

Мое село.

1

2

Моя школа.

1

3

Школьный двор.

1

4

Мой класс.

1

5

Живой уголок.

1

6

Комнатные растения.

1

7

Мой двор.

1

8

Поговорим о шуме.

1

9

Транспорт.

1

10

Моя квартира.

1

11

Моя кухня.

1

12

Моя комната.

1

13

Первый снег.

1

14

У природы нет плохой погоды.

1

15

Праздник – радость в моем доме.

1

16

Как помочь птицам зимой.

1

17

Изготовление кормушек.

1

18

Что называется природой.

1

19

Вода вокруг нас.

1

20

Волшебник-невидимка (воздух).

1

21

Откуда берется ветер?

1

22

Домики для животных.

1

23

Мои друзья.

1

24

Наше Солнце.

1

25

Природа просыпается.

1

26

Весенние краски и звуки.

1

27

Помоги.

1

28

Я люблю. Я берегу.

1

29

В гостях у зеленого друга.

1

30

Зеленая аптека.

1

31

Не забудь сказать спасибо.

1

32

Экологический праздник.

1

33

Что запомнилось за прошедший год.

1

2 класс – 34 часа

1

Село.

1

2

Когда люди научились строить дом.

1

3

Села на Руси.

1

4

Строительные материалы.

1

5

Мы и наш микрорайон.

1

6

Транспорт. Автомобильные шины.

1

7

Изучаем живую и неживую природу.

1

8

Этажи леса.

1

9

Деревья родного края.

1

10

Откуда берется дождь и снег?

1

11

Кто и как приготовился к зиме.

1

12

Все животные важны, все животные нужны.

1

13

Бездомные животные.

1

14

Вода зимой.

1

15

Письма на снегу.

1

16

Кормление птиц.

1

17

Бытовые отходы.

1

18

Бумага. Откуда пришли книги.

1

19

Пластмасса. Стекло.

1

20

Металлы.

1

21

Одежда. Обувь.

1

22

Для чего мы едим?

1

23

Воздух

1

24

Что такое пыль. Что такое дым?

1

25

Здравствуй, солнце.

1

26

Строение земли.

1

27

Сокровища под ногами. Почва.

1

28

Зеленые насаждения.

1

29

Травы.

1

30

Деревья.

1

31

Охрана окружающей среды.

1

32

Выставка «Подходы к отходам».

1

33

Экологический КВН.

1

34

Подумаем о будущем. Подведение итогов за год.

1

3 класс – 34 часа

1

Что такое экология?

1

2

Встречи на экологической тропе.

1

3

Живая и неживая природа. Проблемы природного дома.

1

4

Воздух.

1

5

Воздух и его охрана.

1

6

Вода и жизнь.

1

7

Как охранять воду от загрязнения.

1

8

Твердые тела природы.

1

9

Растения Природного дома.

1

10

В гостях у зеленого друга.

1

11

Растения под нашей защитой.

1

12

Животные Природного дома.

1

13

Учись жалеть и беречь.

1

14

О чем поют птицы?

1

15

Среда обитания.

1

16

Если посмотреть на природу взглядом врача.

1

17

Организм человека.

1

18

Экология души.

1

19

Человек в окружающем мире.

1

20

Как нужно жить в Природном доме.

1

21

Экология нашего села.

1

22

Обновление природы.

1

23

Человек на планете Земля.

1

24

Мы учимся у природы.

1

25

Мы помогаем природе.

1

26

Путешествие в мир красоты.

1

27

Невидимая сеть и невидимая пирамида.

1

28

Берегите почву.

1

29

Использование и охрана полезных ископаемых.

1

30

Как работает наш организм.

1

31

Питание и здоровье.

1

32

Мы юные защитники природы.

1

33

Экологический праздник.

1

34

Не уставайте удивляться. Итоги пройденного.

1

4 класс – 34 часа

1

Введение. Что такое экология?

1

2

Природа – наш дом.

1

3

Природа ищет защиты.

1

4

Растения под нашей защитой.

1

5

Зеленая аптека. Если смотреть на природу глазами врача.

1

6

О чем поют птицы?

1

7

Нелюбимые животные, или беседа о том, как нельзя относиться к братьям нашим меньшим.

1

8

Экосистема – экологические связи в природе.

1

9

Взаимосвязь организма и среды – центральное понятие биоэкологи.

1

10

Мы учимся у природы.

1

11

Земля – наш общий дом.

1

12

Путешествие в мир красоты.

1

13

Твердые тела природы.

1

14

Среда обитания.

1

15

Экология больших городов.

1

16

Изучаем способы охраны природы.

1

17

Солнце как источник тепла и света для живых существ.

1

18

Роль света в жизни животных.

1

19

Светолюбивые и теневыносливые растения.

1

20

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни животных и растений.

1

21

Вода и жизнь.

1

22

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.

1

23

Экологическая пирамида.

1

24

Значение экологических пирамид для охраны природы.

1

25

Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой.

1

26

Влияние загрязнений окружающей их средой.

1

27

Что мы едим.

1

28

Питание и индивидуальное здоровье.

1

29

Питательные вещества и их значение для роста и развития организма.

1

30

Экологические катастрофы.

1

31

Экологические прогнозы.

1

32

Все живое надо беречь.

1

33

Экологический праздник.

1

34

Подведение итогов.

1

ЛИТЕРАТУРА:

Бабакова Т.А. Технология краеведения в экологическом образовании. Экологическое образование. 2001. М

Безруких м.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1991

Ердаков Л.Н. Экологическая этика и воспитание. Экология, культура, общество №4 (12). Владивосток: ИСАР – дальний восток, 2004.

Ердаков Л.Н. Экология: Учебное пособие для начальной школы. Томск: ИПЦ «Юпитер», 2005

Неш Р. Права природа: История экологической этики . Киев, 2001

(Серия История охраны природы).

Симонова Л.П. о перспективах развития экологического образования в начальной школе. Начальная школа №6, 1998.

Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: Природоведение. Ярославль. Академия развития, 1998 г.

Тарасова Т.И., Калашникова П.Т. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе: Учебное пособие. Борисоглебск, 2002.

Тарасова Т.И. Деятельностный подход в экологическом образовании учащихся младших классов. Начальная школа №10, 2006.

Цветкова И.В. «Экология для начальной школы». Ярославль, 1997 г.

Чистякова Н.М. Экологическая, эстетико-валеологическая направленность школьной образовательной среды. Начальная школа № 2, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа - наш общий дом

Внеклассное мероприятие в начальной школе...

Экологический праздник: "Природа - наш общий дом"

Экологический праздник для 3  классов и театрализованное представление на экологическую тему ....

Презентация "Природа - наш общий дом"

Презентация программы внеурочной деятельности по экологии для учащихся начальной школы....

Природа - наш общий дом

В современном мире, когда остро стоит вопрос о защите и сбережении природы, важно, чтобы подрастающее поколение получало экологическое образование. В связи с этим необходимо уже с младшего школьного в...

Внеурочное мероприятие «Природа - наш общий дом»

Тема: «Природа - наш общий дом.»Тип урока: урок комплексного применения знаний.Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать с...

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе "Царства природы. Бактерии. Общее представление"

Знакомство с царствами живой природы, общее представление о бактериях...