Природа - наш общий дом
материал по теме
Программа внеурочной деятельности по экологии для учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_-_nash_obshchiy_dom.docx | 45.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерная программа внеурочной деятельности |
Т.В.Анушенко, учитель начальных классов МКОУ «Седельниковская СОШ № 1» |
Цель программы: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи:
1.Расширить экологические представления младших школьников, формируемых в курсе «окружающий мир», их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, дополнительных примеров.
2.Углубить теоретические знания учащихся в области экологии, формировать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки.
3.Обеспечить практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по экологии «Природа – наш общий дом» разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир» в начальной школе и ориентирована на общеинтеллектуальное и социальное направление.
Общий объем часов по программе: 1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Занятия проводятся с периодичностью один раз в неделю.
Курс «Природа – наш общий дом» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
Данная программа способствует формированию у младших школьников следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия:
- основы экологической культуры:
принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного ,здоровьесберегающего поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные универсальные учебные действия:
- строить речевое высказывание в устной форме;
- называть существенные признаки предметов;
- группировать предметы и их образы по заданным признакам;
- классифицировать объекты по заданным учителем основаниям;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
- выявлять причины событий (явлений).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Планируемые результаты реализации программы факультативного курса «Природа – наш общий дом» ориентированы на достижение первого и второго уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками знаний о нормах поведения в совместной познавательной деятельности, о способах действий).
Ученик научится:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- называть существенные признаки предметов;
- группировать предметы и их образы по заданным признакам;
- классифицировать объекты по заданным учителем основаниям;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
- выявлять причины событий (явлений);
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.
Ученик получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Результаты второго уровня (получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества).
Ученик получит возможность для формирования основ экологической культуры:
принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
В процессе реализации данной программы будут использоваться следующие формы проведения занятий и методы работы:
целевая прогулка;
игра-путешествие;
наблюдение, экскурсия;
беседа, лекция;
экологический праздник, экологическая игра, экологический КВН, экологическая сказка;
семейный совет, практикум;
конкурс, викторина;
метод творческих заданий;
практическое исследование;
метод проектов.
Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Тематический план
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов |
1 класс – 33 часа | ||
1 | Мое село. | 1 |
2 | Моя школа. | 1 |
3 | Школьный двор. | 1 |
4 | Мой класс. | 1 |
5 | Живой уголок. | 1 |
6 | Комнатные растения. | 1 |
7 | Мой двор. | 1 |
8 | Поговорим о шуме. | 1 |
9 | Транспорт. | 1 |
10 | Моя квартира. | 1 |
11 | Моя кухня. | 1 |
12 | Моя комната. | 1 |
13 | Первый снег. | 1 |
14 | У природы нет плохой погоды. | 1 |
15 | Праздник – радость в моем доме. | 1 |
16 | Как помочь птицам зимой. | 1 |
17 | Изготовление кормушек. | 1 |
18 | Что называется природой. | 1 |
19 | Вода вокруг нас. | 1 |
20 | Волшебник-невидимка (воздух). | 1 |
21 | Откуда берется ветер? | 1 |
22 | Домики для животных. | 1 |
23 | Мои друзья. | 1 |
24 | Наше Солнце. | 1 |
25 | Природа просыпается. | 1 |
26 | Весенние краски и звуки. | 1 |
27 | Помоги. | 1 |
28 | Я люблю. Я берегу. | 1 |
29 | В гостях у зеленого друга. | 1 |
30 | Зеленая аптека. | 1 |
31 | Не забудь сказать спасибо. | 1 |
32 | Экологический праздник. | 1 |
33 | Что запомнилось за прошедший год. | 1 |
2 класс – 34 часа | ||
1 | Село. | 1 |
2 | Когда люди научились строить дом. | 1 |
3 | Села на Руси. | 1 |
4 | Строительные материалы. | 1 |
5 | Мы и наш микрорайон. | 1 |
6 | Транспорт. Автомобильные шины. | 1 |
7 | Изучаем живую и неживую природу. | 1 |
8 | Этажи леса. | 1 |
9 | Деревья родного края. | 1 |
10 | Откуда берется дождь и снег? | 1 |
11 | Кто и как приготовился к зиме. | 1 |
12 | Все животные важны, все животные нужны. | 1 |
13 | Бездомные животные. | 1 |
14 | Вода зимой. | 1 |
15 | Письма на снегу. | 1 |
16 | Кормление птиц. | 1 |
17 | Бытовые отходы. | 1 |
18 | Бумага. Откуда пришли книги. | 1 |
19 | Пластмасса. Стекло. | 1 |
20 | Металлы. | 1 |
21 | Одежда. Обувь. | 1 |
22 | Для чего мы едим? | 1 |
23 | Воздух | 1 |
24 | Что такое пыль. Что такое дым? | 1 |
25 | Здравствуй, солнце. | 1 |
26 | Строение земли. | 1 |
27 | Сокровища под ногами. Почва. | 1 |
28 | Зеленые насаждения. | 1 |
29 | Травы. | 1 |
30 | Деревья. | 1 |
31 | Охрана окружающей среды. | 1 |
32 | Выставка «Подходы к отходам». | 1 |
33 | Экологический КВН. | 1 |
34 | Подумаем о будущем. Подведение итогов за год. | 1 |
3 класс – 34 часа | ||
1 | Что такое экология? | 1 |
2 | Встречи на экологической тропе. | 1 |
3 | Живая и неживая природа. Проблемы природного дома. | 1 |
4 | Воздух. | 1 |
5 | Воздух и его охрана. | 1 |
6 | Вода и жизнь. | 1 |
7 | Как охранять воду от загрязнения. | 1 |
8 | Твердые тела природы. | 1 |
9 | Растения Природного дома. | 1 |
10 | В гостях у зеленого друга. | 1 |
11 | Растения под нашей защитой. | 1 |
12 | Животные Природного дома. | 1 |
13 | Учись жалеть и беречь. | 1 |
14 | О чем поют птицы? | 1 |
15 | Среда обитания. | 1 |
16 | Если посмотреть на природу взглядом врача. | 1 |
17 | Организм человека. | 1 |
18 | Экология души. | 1 |
19 | Человек в окружающем мире. | 1 |
20 | Как нужно жить в Природном доме. | 1 |
21 | Экология нашего села. | 1 |
22 | Обновление природы. | 1 |
23 | Человек на планете Земля. | 1 |
24 | Мы учимся у природы. | 1 |
25 | Мы помогаем природе. | 1 |
26 | Путешествие в мир красоты. | 1 |
27 | Невидимая сеть и невидимая пирамида. | 1 |
28 | Берегите почву. | 1 |
29 | Использование и охрана полезных ископаемых. | 1 |
30 | Как работает наш организм. | 1 |
31 | Питание и здоровье. | 1 |
32 | Мы юные защитники природы. | 1 |
33 | Экологический праздник. | 1 |
34 | Не уставайте удивляться. Итоги пройденного. | 1 |
4 класс – 34 часа | ||
1 | Введение. Что такое экология? | 1 |
2 | Природа – наш дом. | 1 |
3 | Природа ищет защиты. | 1 |
4 | Растения под нашей защитой. | 1 |
5 | Зеленая аптека. Если смотреть на природу глазами врача. | 1 |
6 | О чем поют птицы? | 1 |
7 | Нелюбимые животные, или беседа о том, как нельзя относиться к братьям нашим меньшим. | 1 |
8 | Экосистема – экологические связи в природе. | 1 |
9 | Взаимосвязь организма и среды – центральное понятие биоэкологи. | 1 |
10 | Мы учимся у природы. | 1 |
11 | Земля – наш общий дом. | 1 |
12 | Путешествие в мир красоты. | 1 |
13 | Твердые тела природы. | 1 |
14 | Среда обитания. | 1 |
15 | Экология больших городов. | 1 |
16 | Изучаем способы охраны природы. | 1 |
17 | Солнце как источник тепла и света для живых существ. | 1 |
18 | Роль света в жизни животных. | 1 |
19 | Светолюбивые и теневыносливые растения. | 1 |
20 | Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни животных и растений. | 1 |
21 | Вода и жизнь. | 1 |
22 | Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. | 1 |
23 | Экологическая пирамида. | 1 |
24 | Значение экологических пирамид для охраны природы. | 1 |
25 | Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой. | 1 |
26 | Влияние загрязнений окружающей их средой. | 1 |
27 | Что мы едим. | 1 |
28 | Питание и индивидуальное здоровье. | 1 |
29 | Питательные вещества и их значение для роста и развития организма. | 1 |
30 | Экологические катастрофы. | 1 |
31 | Экологические прогнозы. | 1 |
32 | Все живое надо беречь. | 1 |
33 | Экологический праздник. | 1 |
34 | Подведение итогов. | 1 |
ЛИТЕРАТУРА:
Бабакова Т.А. Технология краеведения в экологическом образовании. Экологическое образование. 2001. М
Безруких м.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1991
Ердаков Л.Н. Экологическая этика и воспитание. Экология, культура, общество №4 (12). Владивосток: ИСАР – дальний восток, 2004.
Ердаков Л.Н. Экология: Учебное пособие для начальной школы. Томск: ИПЦ «Юпитер», 2005
Неш Р. Права природа: История экологической этики . Киев, 2001
(Серия История охраны природы).
Симонова Л.П. о перспективах развития экологического образования в начальной школе. Начальная школа №6, 1998.
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: Природоведение. Ярославль. Академия развития, 1998 г.
Тарасова Т.И., Калашникова П.Т. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе: Учебное пособие. Борисоглебск, 2002.
Тарасова Т.И. Деятельностный подход в экологическом образовании учащихся младших классов. Начальная школа №10, 2006.
Цветкова И.В. «Экология для начальной школы». Ярославль, 1997 г.
Чистякова Н.М. Экологическая, эстетико-валеологическая направленность школьной образовательной среды. Начальная школа № 2, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природа - наш общий дом
Внеклассное мероприятие в начальной школе...
Экологический праздник: "Природа - наш общий дом"
Экологический праздник для 3 классов и театрализованное представление на экологическую тему ....
Презентация "Природа - наш общий дом"
Презентация программы внеурочной деятельности по экологии для учащихся начальной школы....
Природа - наш общий дом
В современном мире, когда остро стоит вопрос о защите и сбережении природы, важно, чтобы подрастающее поколение получало экологическое образование. В связи с этим необходимо уже с младшего школьного в...
Внеурочное мероприятие «Природа - наш общий дом»
Тема: «Природа - наш общий дом.»Тип урока: урок комплексного применения знаний.Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать с...
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе "Царства природы. Бактерии. Общее представление"
Знакомство с царствами живой природы, общее представление о бактериях...