Конспект урока на тему "Как мы общаемся с природой", 1 класс, программа "Перспектива"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Тумаева Екатерина Александровна

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

1 класс

Тема : Как мы общаемся с миром.

Тип урока: урок-исследование.

Дидактическая цель урока: организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью формирования умения делать выводы из проделанных опытов.

Метапредметные связи:

  • Познавательные: формировать у учащихся представление о средствах общения человека с окружающим миром посредством органов чувств, строить рассуждения на основе проделанного опыта.
  • Коммуникативные: формировать умение задавать вопросы и высказывать своё мнение, сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.
  • Регулятивные: обучать умению формулировать цели урока , принимать и сохранять учебную задачу.
  • Личностные: учить адекватно  оценивать свою деятельность, выявлять причины неуспеха  в учебной деятельности.

Методы обучения.

  • По  характеру  учебно-познавательной  деятельности :  проблемно-поисковые.
  • По способу организации и осуществления  познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
  • По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебной деятельностью учащихся, методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности:

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:

  • А.А.Плешаков  Окружающий мир:  рабочая тетрадь для 1 класса. Ч.1-М.:Просвещение, 2011.-16-17с.,
  • Презентация «Как мы общаемся с миром»
  • Интерактивная доска с ПК.
  • Раздаточный материал: листы картона разных цветов, геометрический материал разной формы и величины, игрушки , резиновый мяч, книга, журнал, картинки, запись «Звуки леса», ароматические вещества, рукавичка, корзинка с накидкой.
  • Иллюстрация : человечек без лица на всех учащихся.

Планируемые результаты:

Метапредметные

  • Познавательные: ученик получит возможность исследовать способы общения человека с окружающим миром посредством 5 чувств, строить рассуждения на основе полученных результатов  исследования.
  • Коммуникативные: получит возможность учиться задавать вопросы и высказывать своё мнение, сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.
  • Регулятивные: ученик получит возможность формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу.
  • Личностные : ученик получит возможность учиться адекватно оценивать свою деятельность, выявлять причины неудач.

Ход урока

Действия учителя и учащихся

Наглядные пособия

Способы действия ученика

Организационный момент.

Организация и проверка рабочего места.

Создание положительного эмоционального настроя.

-Всем, всем, доброе утро!

-Посмотрите на опорные сигналы и определите, как мы будем сегодня работать.

У нас появился новый знак.

Слайд №1

Опорные сигналы «хочешь сказать –подними руку», «хочешь высказать своё мнение ,начинай со слов «я думаю, я считаю», «самооценка», «исследование».

Планировать организацию учебной деятельности.

Этап мотивации , целеполагания и актуализации знаний.

Ребята, вот и наступила осень. Так хочется тепла , солнышка. А вы хотите на несколько минут вернуться в лето?

 Закройте глаза. Начинаем считать:1,2,3. Представьте, что вы очутились в лесу. Остановились и увидели…

Откройте глазки. Ах, какая ягодка! Расскажите, какая она?

Пошли дальше и увидели…

Дерево. Прикоснулись к нему. Расскажите, какое дерево?

А вот мы уже на берегу речки. Мы увидели камни. Расскажите , какие они?

-Что вы узнали о ягоде, о стволе дерева, о камне?

(Ответы детей)

Ягода красная, сладкая, ароматная.

Ствол дерева шершавый.

Камень круглый и мокрый.

Что помогло вам дать такие ответы?

Глаза, нос, рот, руки.

Прочитайте тему нашего урока и сформулируйте , чем мы сегодня будем заниматься?

Я хочу вас познакомить с одним интересным человечком.

Что вы заметили?

Нет лица., глаз, рта, ушей.

Он считает , что они ему не нужны.

Как вы думаете ,он прав?

Что мы с вами будем доказывать человечку?

Чтобы доказать , нам предстоит провести настоящее исследование. Кто такие исследователи?

Что же означает наш новый знак?

Мы будем исследовать.

Исследователь-это человек , способствующий получению новых знаний и добывающий их сам.

Что нам нужно сделать  , чтобы стать исследователями?

Что будет предметом исследования?

Человек и его организм.

Исследование №1

Я загадаю вам загадку.

Живёт мой братец за горой,

Не может видеться со мной.

Глаза.

Мы разделимся на 5 групп и приступим к исследованию.

Каждая группа ищет ответ на вопрос, что помогли увидеть вам глаза?

1 группа: цветные  кляксы(Определение цвета)

2 группа: квадраты разного размера(Определение размера)

3 группа: геометрические фигуры(Определение формы)

4 группа: книжки (Можно прочитать)

5 группа: репродукции картин(Увидеть красоту)

Выступление представителей от каждой группы.

К какому выводу вы пришли после 1 исследования?

Вывод: благодаря зрению мы можем видеть окружающий мир, различать цвет, форму, размер , красоту.

Дайте определение , что такое глаз?

Глаз – это  орган  зрения.

Давайте нарисуем нашему человечку глаза и объясним ему , для чего они нужны ему.

Исследование№2

Пред вами 4 картинки. Определите, какую картинку я загадала?

Запись «Звуки леса»

Ответы детей.

Что помогло услышать это?

Какие звуки окружающей нас природы мы можем услышать?

Дайте определение, что такое уши?

Уши- орган слуха.

Давайте нарисуем нашему человечку уши  и объясним  ему , для чего они нужны ему.

  Исследование №3

 3 учащихся для проведения следующего опыта.

Определить закрытыми глазами, что это?

апельсин

 мята

чеснок

Какой орган помог ребятам?

Нос.

Дайте научное определение носу.

Нос- это орган обоняния.

Посмотрите на слайд  и расскажите человечку, для чего  нужен нос?

Запахи

Еда

Неприятные запахи

Запах гари

Дышать

Давайте нарисуем нашему человечку нос.

Физкультминутка.

Исследование №4

Отгадайте загадку: Всегда во рту, а не проглотишь.

Язык.

Посмотрите на слайд  и расскажите человечку, для чего  нужен язык?

Давайте нарисуем нашему человечку рот и язычок.

Исследование№5

1 ученику  предлагается  определить предметы в корзинке .Рука  в перчатке.

Корзинка накрыта салфетка.

В корзинке мяч, апельсин, помидор, клубок.

Можешь ли ты определить предметы в корзинке?

Нет.

Сними перчатку и попробуй снова.

Учащийся называет  предметы.

При помощи чего ты смог определить предметы?

Но ведь сначала ты тоже   пользовался  рукой , но не смог отгадать.

Что же помогло тебе во второй  раз?

Кожа.

Кожа – это орган осязания.

Определите ,  о чём нам расскажет наша кожа?

Горячий - холодный, пушистый -колючий.

Вот и закончилось наше исследование

Слайд №2

Малина

Слайд 3

Дерево

Слайд 4

Речка

Слайд 5

?

Слайд 6

Как мы общаемся с миром.

Слайд7

Человечек

Слайд 8

Исследователи.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд №12

Слайд №13

Слайд №14

Слайд№15

Слайд16

Слайд№17

Слайд № 18

Слайд №19

Слайд 20

Слайд 21

Анализировать и обобщать полученную информацию для постановки учебной

задачи.

Работать в группе.

Анализировать объекты исследования.

Строить рассуждения в форме простых суждений об объектах, их связи и свойствах.

Этап первичного закрепления.

Откройте страницу 16 рабочей тетради и определите, какие  органы помогут  Ване познакомиться с природой?

Я буду называть предмет, а вы его  покажите.

Нос

Глаз

Язык

Уши

Кожа.

Слайд 22

Слайд 23

Применять полученные знания .

Этап  применения полученных знаний и самооценка.

Прочитайте задание на стр.17.

Это задание на самопроверку.

Выполнение работы учащимися.

Сравните с образцом.

Оцените себя , используя шкалу правильности.

Встаньте , кто сегодня на вершине.

Что пожелаем ребятам, которые допустили ошибку?

Слайд №24

Адекватно оценивать свою деятельность. Выявлять причину неуспеха.

Этап подведения итогов урока. Рефлексия.

Используя рисунок , расскажите, что вы узнали на уроке.

Покажите, какие замечательные человечки у вас получились.

Урок окончен.

Слайд №25

Слайд №26

Оценивать полученные знания и формулировать ответ в виде простых высказываний.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова)

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова) ...

План - конспект урока по теме "Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения" .1 класс

Разработка урока по русскому языку по теме "Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения."  1 класс....

Конспект урока по русскому языку "Общее представление о местоимении" (3 класс)

Кнспект урока разработан по программе "Школа России" на основе новых ФГОС. Урок открытия новых знаний....

Конспект урока по русскому языку «Общая часть родственных слов (корень)» 2 класс (УМК «Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова»)

Цели деятельности учителя:  формирование понятия о корне как общей части основ родственных слов; знакомство с понятием «корень»; формирование умения находить корень.Пла...