Статья: "Содружество: учитель - ученик - родитель".
статья
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего люди.
На первом месте – родители и педагоги».
В.А.Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_28.03.2017.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Содружество: учитель – ученик – родитель»
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего люди.
На первом месте – родители и педагоги».
В.А.Сухомлинский.
Я, считаю, что в работе учителя начальных классов два главных правила.
Мы живем и растем в нашем классном коллективе под девизом «Золотой треугольник»: учитель, ученик, родитель. Эта связь дает нам возможность жить одними интересами, помыслами и надеждами, направленными на воспитание наших детей.
Все равны, но у каждого своя роль. И всё же при равенстве сторон, на вершине треугольника находится УЧЕНИК. Все помыслы и действия взрослых направлены на воспитание всесторонне развитой личности, а этого можно добиться только в содружестве семьи и школы.
Цель взаимодействия «Семьи и школы» - это создание условий для развития индивидуальности ребёнка в общем доме «Семья - школа».
Но в этом общем доме не все так просто.
Серьёзной трудностью влияния учителя на родителей - является то, что представление о школе у родителей осуществляется через взгляды и настроения детей. В этих случаях исходящая от детей информация, а именно они дают оценку поступкам одноклассников и учителей не всегда объективна (ведь перед нами ребенок). Ученик не сознательно навязывает свою точку зрения родителям, а тем подчас просто некогда разобраться. Все это мешает установлению взаимопонимания Семьи и Школы.
Поэтому, я начинаю работу с новым классом, с укрепления личных контактов с семьями учеников. Изучение семьи каждого ученика позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, взаимоотношения ученика с родителями.
Для меня формирование класса начинается до зачисления детей в первый класс.
Основную цель, которую я определяю себе в начале пути - это сформировать детский и взрослый коллектив и начать работу по его сплочению. Очень важно создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия. Ведь только сообща, все вместе – мы преодолеем все трудности, а их будет немало.
Собраться вместе – это начало,
Остаться вместе – это развитие.
Работать вместе – это успех.
Как же наладить взаимосвязь между учителем и семьей?
Каждый классный руководитель ищет свои пути решения этой проблемы. И я не исключение.
Задачи, которые я ставлю перед собой, направлены на всех участников «Золотого треугольника»:
1. Осуществление комплексного подхода для создания партнерских отношений между родителями, детьми и классным руководителем.
2. Создание комфортных условий для обучения, воспитания и развития всесторонней личности учащихся.
3. Оказание психологической поддержки на всех этапах воспитательной работы.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ
ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧАЩИМИСЯ, РОДИТЕЛЯМИ И
КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ
Формы.
- Коллективные:
✔ родительские собрания;
✔ классные часы;
✔ школьные мероприятия;
✔ классные мероприятия;
✔ праздники;
✔ творческие группы;
✔ беседы;
✔ обмен мнениями;
✔ совместный поиск решения проблемы;
✔ консультации;
✔ оказание индивидуальной помощи;
Методы.
✔ доверительная беседа;
✔ педагогические внушения;
✔ убеждения;
✔ наблюдения;
Важным этапом в содружестве с родителями является классное родительское собрание.
Сложно, но можно из родительского собрания сделать собрание родителей.
Это очень важно, чтобы родители друг у друга, (а не только у учителя) спрашивали совета, чтобы начала складываться особая «Родительская семья».
Это нужно и им самим: ведь родители понимают друг друга совсем иначе, чем мы учителя их.
Нужно это и учителю: у него появляется возможность узнать, что родителям в действительности нужно и важно от нас услышать.
Родительское собрание должно просвещать, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
Успех воспитательной работы в классе напрямую зависит от успешного сотрудничества классного руководителя с родителями. Взаимодействие двух сторон должно строиться на доверительных отношениях, родители должны знать, что в лице классного руководителя они всегда могут найти понимание и поддержку, в свою очередь и классный руководитель вправе рассчитывать на взаимопонимание с их стороны.
Я считаю, нельзя добиться хорошего воспитания, если в воспитательный процесс не вовлечены родители.
В воспитательной работе класса я определила несколько направлений:
1. Семейное воспитание.
2. Здоровье и спорт.
3. Гражданско-правовое.
4. Художественно-эстетическое.
5. Нравственное воспитание.
Цель: Развивать личность ребенка, обеспечивая его всестороннее развитие.
Задачи:
1. Создание содружества детей, классного руководителя и родителей.
2. Обеспечение скорейшей адаптации учащихся.
3. Формирование дружного коллектива, в котором происходит всестороннее развитие личности.
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы, является классный час. Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.
Исходя из воспитательных целей и задач, я разделяю классные часы следующим образом:
1. Организационные.
Цель – выбор актива класса; планирование внеклассной работы на четверть, распределение обязанностей для подготовки к какому-либо мероприятию; составление графика дежурства по классу;
Формы – беседа, свободное обсуждение.
2. Профилактические.
Цель – предупреждение правонарушений, несчастных случаев; профилактика заболеваний, пропаганда здорового образа жизни.
Формы – беседа, ролевая игра, устный журнал.
3. Воспитательные.
Цель – получение учащимися патриотического и нравственного воспитания.
Формы – экскурсии, дискуссии.
4. Познавательные.
Цель – расширение кругозора учащихся, применение ими знаний, полученных на уроках и в семье.
Формы – викторины, КВН.
5. Развлекательные.
Цель – поздравление именинников с днем рождения, учащихся со знаменательными датами.
Формы – конкурсы, концерты, игры.
Тематика этих классных часов находит отражение в следующих проектах:
1. «Наш выбор Здоровье».
2. «Учение - свет».
3. «Образ «Я».
4. «Я среди людей. Общение друг с другом».
5. «Дарите радость людям».
Проект «Дарите радость людям».
Задачи классного руководителя:
1. Поддерживать индивидуальные и общественные интересы каждого.
2. Способствовать пониманию школьниками истинных духовных ценностей
3. Помогать детям в общественной работе.
Воспитательная работа в этом направлении:
● Линейка «Мы рады встретиться друзья»
● Проект: «Дарите радость людям».
(Литературно-музыкальные композиции на концертах, посвящённых,
Дню учителя и Международному женскому дню 8 марта).
● «Скоро, скоро Новый год!» (оформление кабинета).
● Новогодний карнавал (конкурс на лучший новогодний костюм).
● Урок мужества «Помнят люди».
Но наша жизнь состоит в основном из повседневных будней, а это учеба, поведение.
2-ое правило.
Это выполнение своих должностных обязанностей.
1. Каждое Ваше замечание должно звучать так, чтобы дети могли понять, по-другому просто быть не может,
2. Первые 2 года можно забыть, что есть учительский стол, а за ним - стул.
3. Если шумят все дети, то бесполезно призывать всех скопом к порядку.
Необходимо выбрать одного - может и не самого большого хулигана, и работать с ним. Разыграть спектакль - строгостью, а может быть и шуткой заставить его понять, что Вы не позволите этому ребенку вести себя, так как ему хочется. Возможно, другим детям не захочется оказаться на месте этого ребенка, и они начнут прислушиваться к Вам.
4.Никогда не начинать урок, если класс не готов к нему
(на парте - тетрадь, учебник, дневник, пенал и т. д.) или класс шумит.
Как театр начинается с гардероба, так и урок начинается еще до звонка. Две ситуации: первая - раздается звонок на урок, учителя нет на месте, класс предоставлен сам себе, шумит и радуется жизни, потом вбегает запыхавшаяся Мария Ивановна и с ходу начинает тренировать голосовые связки ...
Вторая ситуация: за несколько минут до урока учитель уже в классе, под его наблюдением дети готовятся к уроку, происходит живое, непосредственное общение, и только по звонку: «Встали все. Здравствуйте. Садитесь. Начинаем урок».
5. «Всегда быть готовым к уроку, иметь в запасе дополнительные задания для тех, кто не любит работать, и любить, любить. На любовь дети отвечают тем же».
6. «Учитель должен хорошо владеть фактическим материалом, идеально быть готовым к уроку ("Кто четко мыслит, тот четко излагает").
7.Без дисциплины нет и процесса обучения.
К вопросу о дисциплине.
Учитель сам подаёт пример своим ученикам: манерой поведения, последовательностью действий, отношением к окружающим. Мы должны быть едины в своих требованиях.
Если требуем от детей школьную форму – значит и у нас должен быть деловой стиль одежды.
8. Учитель должен быть требовательным и строгим, но максимально справедливым, честным и объективным.
Высказывания великих педагогов, психологов, писателей о трудной, но интересной профессии учителя.
В завершении, хочется привести притчу: «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. Семья была особая - мир и лад царили в той семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи и попросил: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?». Глава семьи взял лист бумаги и стал что-то писать. Закончив писать, он передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». И в конце листа: «Сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ». Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, - и, подумав, добавил, - и мира тоже».
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система в классном коллективе «Учитель-ученик-родитель»
Вот уже 25 лет я работаю в школе и из своего педагогического опыта знаю как каждым годом работать в общеобразовательных классах становится всё сложнееПо показателям различных д...
Воспитательная система в классном коллективе Учитель-ученик-родитель
Воспитательная система - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и ...
развитие партнерских отношений в системе "учитель-ученик-родитель"
Опыт работы Магистральнинской СОШ №2 был представлен на форуме "Образование Приангарья", на конференции-презентации"Экологическое здоровьесберегающее образование, воспитание и развитие" . ...
"Учитель-ученик-родители" - особенности взаимодействия" - презентация выступления на районной конференции
Презентация выступления...
Нити золотого треугольника: учитель, ученик, родитель
Беседа на родительском собрании...
«Золотой Треугольник: учитель, ученик, родитель»
Как же наладить взаимосвязь между учителем и семьей? Как заинтересовать обе стороны в изучении, раскрытии и развитии лучших качеств ребенка? Как не потерять его в этом большом и противоречивом мире? В...
К вопросу адаптации первоклассников: учитель – ученик – родители.
Родителям будущих первоклассников к вопросу об адаптации ребенка в школе....