«Золотой Треугольник: учитель, ученик, родитель»
методическая разработка на тему

Базыр-оол Азиата Михайловна
Как же наладить взаимосвязь между учителем и семьей? Как заинтересовать обе стороны в изучении, раскрытии и развитии лучших качеств ребенка? Как не потерять его в этом большом и противоречивом мире? Ведь не секрет, что родители с неохотой посещают школу. Отсутствие желаемой активности, самостоятельности всех участников образовательного процесса приводит к тому, что не все родители и дети в полной мере участвуют в жизни класса и школы. В этом заключается проблема. Каждый классный руководитель ищет свои пути решения этой проблемы. И я не исключение.
Школа – это, пожалуй, единственный социальный институт, через который проходят практически все дети. Поэтому, школа должна начинаться с любви.
Иначе, зачем она? Школа – это большой дом, в котором каждый класс как отдельная квартира. Класс – это место, где каждого любят, ценят, независимо от успехов, за то, что он человек. О каждом заботятся настолько, что он становится интересен себе и другим. Класс – это место, где учатся быть счастливыми. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепция «Золотой Треугольник: учитель, ученик, родитель»

                                                

                                                Собраться  вместе – это начало,

                                                Остаться вместе – это прогресс.

                                                Работать   вместе – это успех.

                                                                                        Генри Форд.

      Воспитание – один из важнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного.

Ребенок, Родители, Классный руководитель – это золотой треугольник, в котором все стороны равны, каждая его грань является несущей и главной. Каждому в нем отведена своя роль. Стоит лишь чуть-чуть уменьшить роль из одного из участников, он сразу перестает быть разносторонним, т.е. равнозначным. Тема моей концепции звучит так: «Золотой треугольник: учитель, ученик, родитель».

И все же при всем равенстве сторон, на вершине треугольника находится Ребенок. Все помыслы и действия взрослых направлены на воспитание, «взращивание» здоровой, духовно-нравственной личности. Этого можно добиться только в содружестве между родителями и классным руководителем. Поэтому актуальность моей работы я определила так:

«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего люди.

На первом месте – родители и  педагоги».

                                                                                В.А.Сухомлинский.

               Как же наладить взаимосвязь между учителем и семьей? Как заинтересовать обе стороны в изучении, раскрытии и развитии лучших качеств ребенка? Как не потерять его в этом большом и противоречивом мире? Ведь не секрет, что родители с неохотой посещают школу. Отсутствие желаемой активности, самостоятельности всех участников образовательного процесса приводит к тому, что не все родители и дети в полной мере участвуют в жизни класса и школы. В этом заключается проблема. Каждый классный руководитель ищет свои пути решения этой проблемы. И я не исключение.

Школа – это, пожалуй, единственный социальный институт, через который проходят практически все дети. Поэтому, школа должна начинаться с любви.

Иначе, зачем она? Школа – это большой дом, в котором каждый класс как отдельная квартира. Класс – это место, где каждого любят, ценят, независимо от успехов, за то, что он человек. О каждом заботятся настолько, что он становится интересен себе и другим. Класс – это место, где учатся быть счастливыми.

Цель концепции: развитие субъективности всех участников образовательного процесса при условии сохранения и развития здоровья физического, психического и нравственного.

Из цели вытекают задачи, направленные на всех участников Золотого треугольника:

1. Создание комфортных условий для проявления и развития нравственного, творческого, физического потенциала учащихся.

2. Воспитание у учащихся гражданской позиции, ответственности и достоинств.

3. Осуществление комплексного подхода для создания партнерских отношений между родителями, детьми и классным руководителем.

4. Формирование активной жизненной позиции через участие в органах самоуправления класса.

5. Оказание психологической поддержки на всех этапах воспитательной работы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Сегодня воспитание  – это взаимодействие  и сотрудничество  взрослых  и детей в сфере  их совместного бытия. Это деятельность, вплетенная органично в целостную ткань проживания детьми, подростками, старшими школьниками своей индивидуальной  жизни среди других людей. Цель воспитания в этом  случае ориентирована на формирование  у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Педагог должен  вовремя  распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития  и создать  с учетом  этого комфортные условия  для  их  реализации в реальной жизни. При  этом  в действие  вступают следующие  принципы воспитания:

  • Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка.
  • Принцип культуросообразности воспитания.
  • Принцип целесообразности  и  природосообразности.
  • Принцип креативности, творческого начала в воспитании.
  • Принцип индивидуально-личностной  ориентации воспитания.
  • Принцип системности: обеспечение  системы  взаимодействия  всех  субъектов  воспитательного процесса.

        Важнейшими, на  мой взгляд, в процессе  воспитания являются  следующие   направления деятельности  классного руководителя:

1. Семейное воспитание, которое  способствует социализации  детей,  осознанию ими себя будущими  родителями, укрепляет  взаимосвязи в семье, формирует положительное  отношение к семейным ценностям.

2. Гражданско-патриотическое  воспитание, которое  способствует формированию у  детей демократической культуры  отношений,  правого самосознания, навыков общественной  жизни.

3. Оздоровительное  и спортивное воспитание, которое  способствует здоровому образу жизни, формирует  силу, выносливость, красоту человеческого  тела.

4. Нравственное воспитание, которое  способствует  осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной  причастности к человечеству, пониманию своего «Я», развивает  рефлексию.

5. Художественно-эстетическое  воспитание, которое  способствует развитию потребности  в прекрасном, реализует  индивидуальные задатки и способности.

Для того чтобы  реализовать  эти направления  деятельности в практике  школьной жизни я использую следующие технологии:

  • Технология семейного воспитания.
  • Технология саморазвития  личности  школьника.
  • Технология коллективно-творческих дел.
  • Технология «Педагогика успеха».
  • Технология развития  самоуправления в классе.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ

ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧАЩИМИСЯ, РОДИТЕЛЯМИ И

КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ

Прежде чем обозначить формы и  методы, направленные на создание  партнерских отношений между всеми участниками «Золотого треугольника», следует проанализировать  воспитательную деятельность за прошедший  период, выяснить, что  сделано  с классом:

  • Количество  проведенных мероприятий, их  результативность, влияние  на классный коллектив, на  отдельных воспитанников.
  • Работа  с органами самоуправления – активность общая и  отмечаются  отдельные  активисты по классу и школе.
  • Работа с родителями, отмечаются активные родители, на которых  опираюсь в своей работе.
  • Работа с общественностью – какие структуры были  задействованы, насколько эффективно сработано  это  взаимодействие.
  • Итоговые выводы по анализу воспитательной  деятельности  с классом – какие  задачи в процессе  работы  решены и  что  не  далось выполнить полностью и почему.

Когда работа  проанализирована, становится ясно,  какие  цели и задачи поставить  на будущее. Итак,  задачи  поставлены. Какие  шаги я предпринимаю для  их  реализации. В своей воспитательной  деятельности  для продуктивной  совместной работы с детьми  и  родителями  я использую определенные формы и методы.

Формы

  • Коллективные:

         родительские собрания;

         классные часы;

         школьные мероприятия;

         классные мероприятия;

         праздники;

         походы;

         спортивные соревнования;

         конкурсы.

  • Групповые:

         творческие  группы;

        микрокружки;

         группы по интересам;

         беседы.

  • Индивидуальные:

         доверительная беседа;

         консультации;

         обмен мнениями;

         оказание  индивидуальной помощи;

         задушевный разговор;

         Совместный поиск решения  проблемы;

         собеседование.

Методы

  • Педагогическое внушение.
  • Убеждения.
  • Наблюдения (своего и других).
  • Анкетирование.
  • Социометрического выбора.

Дети и родители у нас творческие, яркие, энергичные, постоянно что-то  выдумывают, делают  праздники  незабываемыми. Ни один ребенок в классе не  остается  не  замеченным, не  привлеченным в каком – то деле.

Всю свою воспитательную работу  провожу совместно с психологом, привлекаю библиотекаря, приглашаю на классные часы интересных людей.

КАК ВЫСТРОИТЬ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ

ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ «ЗОЛОТОГО ТРЕУГОЛЬНИК»?

       Я его  выстраиваю таким  образом, чтобы оно  получило  новое  развитие  и работало  на формирование  модели  выпускника, способного к  самостоятельному и  конструктивному выбору  в различных ситуациях с той  или  иной  степенью неопределенности, социально состоятельного – способного к эффективной ориентации и  самореализации  в разных социальных средах, социально  и граждански зрелого.

Классный руководитель  – это связующее звено между детьми  и родителями. Какой я должна быть, чтобы не  распался наш треугольник?

Я

Должна быть:                                                Одновременно выступающая  в

        роли:

● не равнодушная;                                                ● классного руководителя;

● творческая натура;                                        ● социального педагога;

● открытая в общении;                                        ● психолога;                                        

● компромиссная;                                                ● педагога-предметника;

● понимающая;                                                ● управленца.

● ищущая новое.

        Я считаю, нельзя добиться хорошего  воспитания, если  в воспитательный  процесс не вовлечены родители, если на деле не реализуется  принципы  уважения  всех участников  этого процесса.

Все направления деятельности классного коллектива  отражаются  в годовом  плане воспитательной  работы в классе. Ключевым делом в школе  является  реализация  проекта «Золотой треугольник».

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Цель: Развивать личность ребенка, обеспечивая его  физическое и нравственное здоровье.

Задачи:

1. Обеспечение скорейшей адаптации учащихся в начальном звене.

2. Формирование  дружного коллектива, в котором  происходит  всестороннее развитие                     личности.

3. Развитие  креативных способностей в разнообразных видах  деятельности.

4. Создание  содружества  детей, классного руководителя и родителей.

Воспитательную систему класса я построила  следующим образом.

Индивидуально-групповая работа:

 общность детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии

        воспитательной системы. В нее входят: классный  руководитель, дети, родители,

        школьный психолог, учителя-предметники, соцпедагог.

Ценностно-ориентированная работа:

 цели и задачи воспитания;

 перспектив жизнедеятельности  класса;

 принципы построения воспитательной  системы.

Диагностико-аналитическая:

критерии эффективности  воспитательной  системы (воспитанность, защищенность,                     комфортность и т.д.);

методы и приемы результативности воспитательной системы;

критерии оценки деятельности

В воспитательной  работе класса определила несколько направлений:

1. Семейное воспитание.

2. Здоровье и спорт.

3. Гражданско-правовое.

4. Художественно-эстетическое.

5. Нравственное воспитание.

     Одной из главных форм внеклассной  воспитательной  работы, является  классный час. Классный час является прямой формой общения  классного руководителя с учениками.

Исходя из воспитательных целей и задач, поставленных на новый  учебный год, я разделяю классные часы (для полной ясности) следующим образом:

1. Организационные.

Цель – выбор  актива класса, вице-классного; планирование  внеклассной  работы  на четверть (полугодие), распределение  обязанностей для  подготовки  к какому-либо  мероприятию; составление  графика  дежурства по школе, классу;  составление списка детей,  посещающих предметные кружки.

Формы – беседа, свободное  обсуждение, регламентированная дискуссия.

2. Профилактические.

Цель – предупреждение  правонарушений, несчастных случаев;  профилактика заболеваний,  вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни.

Формы – беседа, ролевая игра, устный журнал, ток-шоу.

3. Психологические.

Цель – изучение учащимися своих индивидуальных особенностей,  особенностей классного коллектива, оценка отношений с  ровесниками, родителями, учителями.

Формы – беседы, тесты, психологические тренинги.

4. Воспитательные.

Цель – получение  учащимися патриотического, нравственного, этического и эстетического  воспитания.

Формы – экскурсы, диспуты, дискуссии.

5. Познавательные.

Цель – расширение  кругозора учащихся, применение  ими  знаний,  полученных на уроках  и в семье.

Формы – викторины, турниры, КВН.

6.  Развлекательные.

Цель – поздравление именинников с днем рождения, учащихся со  знаменательными датами.

Формы – конкурсы, концерты, турниры, игры.

Тематика этих классных часов  находит отражение в специальных целевых программах:

1. «Здоровье».

2. «Учение».

3. «Общение».

4. «Образ «Я».

5. «Досуг».

«Здоровье»

Задачи классного руководителя:

        1. Организовать совместную работу с фельдшером.

        2. Выработать совместно с родителями оптимальный для каждого ученика режим                         жизни         и работы в соответствии с  индивидуальными особенностями.

        3. Организовать  профилактические  классные часы.

Воспитательная  работа в этом направлении.

        ● Ежегодное медицинское обследование учащихся врачами.

        ● Совместная работа с фельдшером школы (сведения о  заболеваниях детей,

        опреде        ление  групп для занятий физкультурой).

        ● Индивидуальные беседы с родителями о рациональном  использовании

        рабочего учебного времени.

        ● Поход под девизом  «За здоровый образ жизни».

        ● День здоровья «Зимние забавы» (с привлечением  учителя  физкультуры).

        ● Ролевая  игра «Курение: дань моде, привычка, болезнь».

        ● Индивидуальные беседы с учащимися (по мере возникновения вопросов,

        проблем).

«Учение»

Задачи классного руководителя:

        1. Изучение деятельности  учащихся на уроках путем  посещения занятий и

        наблюдения  за ними.

        2. Выявить  группу  учащихся, нуждающихся в профессиональной  помощи

        учителей, организуя  самостоятельную работу с ребятами  для повышения

        качества  образования.

        3. Повышение  мотивации  учащихся, желания  участвовать в предметных

        неделях, олимпиадах, научно-практических конференциях, также  постоянно  

        самосовершенствоваться.

        4. Проведение  внеклассных мероприятий  по  расширению кругозора и

        познавательных интересов  учащихся.

Воспитательная работа в этом  направлении:

        День Знаний.

        Помощь учащимся по предметам, как для повышения  качества  образования,                              так и  для  адаптации учащихся.

        Посещение уроков.

        Участие в предметных неделях, олимпиадах, в научно-практических

        конференциях.

        Индивидуальные  беседы с учащимися.

        «Мозговые штурмы» по разным предметам.

        Подведение  итогов  успеваемости по четвертям (награждения.поощрения).

        Интеллектуальный турнир  между  учащимися 1-4-х классов.

        Познавательный классный час, подготовленный инициативной группой.

        Проведение  родительских собраний (отдельный план прилагается).

«Общение»

Задачи классного руководителя:

        1. Войти в сферу  общения детей,  понять  положение  каждого  из них.

            Научиться корректировать отношения  между детьми.

        2. Вести работу по  обретению детьми культуры общения, поведения, соблюдения                  норм          элементарной нравственности.

        3. Осуществлять общение с родителями.

        4. Проводить  воспитательные  и  организационные классные часы.

Воспитательная  работа в этом  направлении:

        Классный час «Как я провел летние каникулы».

        Организационный классный час.

        Час общения «Мое хобби».

        Воспитательный классный час «Что такое нравственность?».

        Ток-шоу «Правила приличия».

«Образ «Я»

Задачи классного руководителя:

        1. Изучение возрастных особенностей учащихся.

        2. Изучение индивидуальных особенностей учащихся, класса

         (совместно с психологом).

        3. Налаживание взаимоотношений между воспитанниками и учителями,

        родите        лями, ровесниками.

Воспитательная работа в этом направлении:

        Психологический классный час о возрастных особенностях учащихся.

        Психологическое упражнение «Кто я такой?».

        Тренинг «Мой внутренний портрет».

        Проигрывание  психологических ситуаций.

        Создание творческих работ «Образ  «Я» (помещение  работ  в папку класса).

«Досуг»

Задачи классного руководителя:

        1. Поддерживать  индивидуальные и общественные  интересы каждого.

        2. Помогать  детям  в общественной работе.

        3. Организовать  работу по  совместному отдыху, по проведению праздников.

Воспитательная  работа в этом направлении:

        Линейка «Мы рады встретиться друзья»

        Поход.

        Осенний бал.

        Ток-шоу «В дружбе – сила».

        «Рыцарский турнир».

        Конкурс «Озорные девчонки».

        Урок мужества «Помнят люди».

        Дискотека «Цветик семицветик».

        Отчетный концерт.

САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССЕ

Самоуправление в классе строится по следующим направлениям

  • Учебный сектор.
  • Трудовой, экологический сектор.
  • Интеллектуально-творческий сектор.
  • Спортивно-оздоровительный сектор.
  • Классный пресс-центр.
  • Художественно-оформительский сектор.
  • Благотворительный (организует добрые дела).

Схема самообразования в классе

Семь –  Я

  Классный  руководитель

Вицеклассный

Дети

Родители

Классный руководитель

1. Сектор «Образовательный», отвечает за посещаемость,  организует помощь

отстающим.

2. Сектор «Экологический», отвечает за чистоту  в классе.

3. Сектор «Информационный», организует сбор  информации  и размещение ее в класс        ном уголке.

4. Сектор «Спортивный», отвечает за организацию спортивных  мероприятий.

5. Сектор «Творческий», организует праздники.

6. Сектор «Оформительский», организует выпуск  стенгазет, буклетов и т.д.

7. Сектор «Благотворительный», организует  добрые дела.

Особенность системы самоуправления в нашем  классе состоит в следующем:  

  • Дети – осуществляют процесс самоуправления.
  • Классный руководитель – с позиции  наставника направляет  и контролирует

        действия своих воспитанников.

    Родители – являются  «незримыми» партнерами по отношению к детям, помогая  им  

        реализовать свои идеи.

                                        ДЕТИ – ОСУЩЕСТВЛЯЮТ

        

РОДИТЕЛИ ПОМОГАЮТ                                КЛАССНЫЙ

                                                                РУКОВОДИТЕЛЬ – НАПРАВЛЯЮТ

                                                                                

                                                Незримо

        Таким  образом, взрослые являются участниками  процесса  самоуправления, способствуя  формированию активной жизненной позиции  и  креативных качеств  у своих детей,  оставаясь при этом  на втором плане.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА

        Содержание воспитательного процесса, согласно  моей Концепции, можно представить в виде такой схемы (переход к следующему этапу проводится  после  обязательного диагностирования  и  анализа результатов предыдущего).

                                                                IV этап

                                                                4класс

                                                        III этап

                                                        3 класс

                                                II этап

                                                2 класс

                                        I этап

                                        1 класс

        На каждом  этапе  упор в воспитании  делается на формирование какого-то одного свойства (качества) личности, развитие  этого  качества личности  строится через организацию воспитательной  деятельности  по основным  направлениям, представленным в концепции: гражданско-патриотическое, семейное, здоровьесберегающее, нравственное, художественно-эстетическое.

         Воспитательный процесс моего  классного коллектива находится на  третьем этапе. Разработанный мною перспективный план  оправдывает  поставленные  задачи  и идет по намеченному пути, т.е.  по этапам. Конечная цель всех  этапов – выйти  на модель  выпускника (гражданин, здоровая, глубоко нравственная  и  целеустремленная   личность).

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

                                                                                                

                        Человек знающий                                Человек культурный

                                                                        

                                                                        

                                                

                                                                        

                        Человек здоровый                                Человек социальный         

                                                Творческая личность

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

    Успех  воспитательной работы в классе напрямую зависит  от  успешного сотрудничества классного руководителя с родителями. Все  помыслы  и действия взрослых направлены на  воспитание, «взращивание» здоровой,  духовно-нравственной  личности.

Как же наладить взаимосвязь между семьей и учителем? Как  заинтересовать обе стороны в развитии, изучении, раскрытии лучших качеств ребенка? Как не потерять его в этом  большом противоречивом мире? Как сделать  так,  чтобы родители  с удовольствием посещали школы и  активно  участвовали  в жизни класса и школы.

Если  учитель становится  классным  руководителем  будущих первоклассников, то,  на  мой взгляд, познакомиться  с родителями  своих подопечных, следует на последнем родительском собрании в детском саду.  В моем случае  произошло именно так,  побывала я и  на  выпускном  празднике «До свидания,  детский сад!» . Что мне  это дало?  В сентябре я была готова к встрече с ребятами  и  их родителями,  встретились  мы  как хорошие  знакомые.

Первое  родительское собрание. К нему следует  подготовиться особенно  тщательно. Ведь от этого  во многом зависит  дальнейшее содружество  классного руководителя и  родителей. Классный руководитель  должен  познакомить  родителей с планом воспитательной  работы  на  год, при  этом узнать мнения  родителей. Узнать у родителей какие  традиции  были  в детском саду предложить  интересные  и  полюбившиеся продолжить.

                                                                                        

                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система в классном коллективе «Учитель-ученик-родитель»

Вот уже 25 лет я работаю в школе и из  своего педагогического опыта знаю как каждым годом работать в общеобразовательных классах становится всё сложнееПо показателям различных д...

Воспитательная система в классном коллективе Учитель-ученик-родитель

Воспитательная система - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и ...

развитие партнерских отношений в системе "учитель-ученик-родитель"

Опыт работы Магистральнинской СОШ №2  был  представлен на форуме "Образование Приангарья", на конференции-презентации"Экологическое здоровьесберегающее образование, воспитание и развитие" . ...

К вопросу адаптации первоклассников: учитель – ученик – родители.

Родителям будущих первоклассников к вопросу об адаптации ребенка в школе....