«Золотой Треугольник: учитель, ученик, родитель»
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательная работа классного руководителя | 70.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция «Золотой Треугольник: учитель, ученик, родитель»
Собраться вместе – это начало,
Остаться вместе – это прогресс.
Работать вместе – это успех.
Генри Форд.
Воспитание – один из важнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного.
Ребенок, Родители, Классный руководитель – это золотой треугольник, в котором все стороны равны, каждая его грань является несущей и главной. Каждому в нем отведена своя роль. Стоит лишь чуть-чуть уменьшить роль из одного из участников, он сразу перестает быть разносторонним, т.е. равнозначным. Тема моей концепции звучит так: «Золотой треугольник: учитель, ученик, родитель».
И все же при всем равенстве сторон, на вершине треугольника находится Ребенок. Все помыслы и действия взрослых направлены на воспитание, «взращивание» здоровой, духовно-нравственной личности. Этого можно добиться только в содружестве между родителями и классным руководителем. Поэтому актуальность моей работы я определила так:
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего люди.
На первом месте – родители и педагоги».
В.А.Сухомлинский.
Как же наладить взаимосвязь между учителем и семьей? Как заинтересовать обе стороны в изучении, раскрытии и развитии лучших качеств ребенка? Как не потерять его в этом большом и противоречивом мире? Ведь не секрет, что родители с неохотой посещают школу. Отсутствие желаемой активности, самостоятельности всех участников образовательного процесса приводит к тому, что не все родители и дети в полной мере участвуют в жизни класса и школы. В этом заключается проблема. Каждый классный руководитель ищет свои пути решения этой проблемы. И я не исключение.
Школа – это, пожалуй, единственный социальный институт, через который проходят практически все дети. Поэтому, школа должна начинаться с любви.
Иначе, зачем она? Школа – это большой дом, в котором каждый класс как отдельная квартира. Класс – это место, где каждого любят, ценят, независимо от успехов, за то, что он человек. О каждом заботятся настолько, что он становится интересен себе и другим. Класс – это место, где учатся быть счастливыми.
Цель концепции: развитие субъективности всех участников образовательного процесса при условии сохранения и развития здоровья физического, психического и нравственного.
Из цели вытекают задачи, направленные на всех участников Золотого треугольника:
1. Создание комфортных условий для проявления и развития нравственного, творческого, физического потенциала учащихся.
2. Воспитание у учащихся гражданской позиции, ответственности и достоинств.
3. Осуществление комплексного подхода для создания партнерских отношений между родителями, детьми и классным руководителем.
4. Формирование активной жизненной позиции через участие в органах самоуправления класса.
5. Оказание психологической поддержки на всех этапах воспитательной работы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Сегодня воспитание – это взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Это деятельность, вплетенная органично в целостную ткань проживания детьми, подростками, старшими школьниками своей индивидуальной жизни среди других людей. Цель воспитания в этом случае ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Педагог должен вовремя распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития и создать с учетом этого комфортные условия для их реализации в реальной жизни. При этом в действие вступают следующие принципы воспитания:
- Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка.
- Принцип культуросообразности воспитания.
- Принцип целесообразности и природосообразности.
- Принцип креативности, творческого начала в воспитании.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.
- Принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса.
Важнейшими, на мой взгляд, в процессе воспитания являются следующие направления деятельности классного руководителя:
1. Семейное воспитание, которое способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям.
2. Гражданско-патриотическое воспитание, которое способствует формированию у детей демократической культуры отношений, правого самосознания, навыков общественной жизни.
3. Оздоровительное и спортивное воспитание, которое способствует здоровому образу жизни, формирует силу, выносливость, красоту человеческого тела.
4. Нравственное воспитание, которое способствует осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я», развивает рефлексию.
5. Художественно-эстетическое воспитание, которое способствует развитию потребности в прекрасном, реализует индивидуальные задатки и способности.
Для того чтобы реализовать эти направления деятельности в практике школьной жизни я использую следующие технологии:
- Технология семейного воспитания.
- Технология саморазвития личности школьника.
- Технология коллективно-творческих дел.
- Технология «Педагогика успеха».
- Технология развития самоуправления в классе.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ
ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧАЩИМИСЯ, РОДИТЕЛЯМИ И
КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ
Прежде чем обозначить формы и методы, направленные на создание партнерских отношений между всеми участниками «Золотого треугольника», следует проанализировать воспитательную деятельность за прошедший период, выяснить, что сделано с классом:
- Количество проведенных мероприятий, их результативность, влияние на классный коллектив, на отдельных воспитанников.
- Работа с органами самоуправления – активность общая и отмечаются отдельные активисты по классу и школе.
- Работа с родителями, отмечаются активные родители, на которых опираюсь в своей работе.
- Работа с общественностью – какие структуры были задействованы, насколько эффективно сработано это взаимодействие.
- Итоговые выводы по анализу воспитательной деятельности с классом – какие задачи в процессе работы решены и что не далось выполнить полностью и почему.
Когда работа проанализирована, становится ясно, какие цели и задачи поставить на будущее. Итак, задачи поставлены. Какие шаги я предпринимаю для их реализации. В своей воспитательной деятельности для продуктивной совместной работы с детьми и родителями я использую определенные формы и методы.
Формы
- Коллективные:
✓ родительские собрания;
✓ классные часы;
✓ школьные мероприятия;
✓ классные мероприятия;
✓ праздники;
✓ походы;
✓ спортивные соревнования;
✓ конкурсы.
- Групповые:
✓ творческие группы;
✓микрокружки;
✓ группы по интересам;
✓ беседы.
- Индивидуальные:
✓ доверительная беседа;
✓ консультации;
✓ обмен мнениями;
✓ оказание индивидуальной помощи;
✓ задушевный разговор;
✓ Совместный поиск решения проблемы;
✓ собеседование.
Методы
- Педагогическое внушение.
- Убеждения.
- Наблюдения (своего и других).
- Анкетирование.
- Социометрического выбора.
Дети и родители у нас творческие, яркие, энергичные, постоянно что-то выдумывают, делают праздники незабываемыми. Ни один ребенок в классе не остается не замеченным, не привлеченным в каком – то деле.
Всю свою воспитательную работу провожу совместно с психологом, привлекаю библиотекаря, приглашаю на классные часы интересных людей.
КАК ВЫСТРОИТЬ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ
ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ «ЗОЛОТОГО ТРЕУГОЛЬНИК»?
Я его выстраиваю таким образом, чтобы оно получило новое развитие и работало на формирование модели выпускника, способного к самостоятельному и конструктивному выбору в различных ситуациях с той или иной степенью неопределенности, социально состоятельного – способного к эффективной ориентации и самореализации в разных социальных средах, социально и граждански зрелого.
Классный руководитель – это связующее звено между детьми и родителями. Какой я должна быть, чтобы не распался наш треугольник?
Я
Должна быть: Одновременно выступающая в
роли:
● не равнодушная; ● классного руководителя;
● творческая натура; ● социального педагога;
● открытая в общении; ● психолога;
● компромиссная; ● педагога-предметника;
● понимающая; ● управленца.
● ищущая новое.
Я считаю, нельзя добиться хорошего воспитания, если в воспитательный процесс не вовлечены родители, если на деле не реализуется принципы уважения всех участников этого процесса.
Все направления деятельности классного коллектива отражаются в годовом плане воспитательной работы в классе. Ключевым делом в школе является реализация проекта «Золотой треугольник».
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Цель: Развивать личность ребенка, обеспечивая его физическое и нравственное здоровье.
Задачи:
1. Обеспечение скорейшей адаптации учащихся в начальном звене.
2. Формирование дружного коллектива, в котором происходит всестороннее развитие личности.
3. Развитие креативных способностей в разнообразных видах деятельности.
4. Создание содружества детей, классного руководителя и родителей.
Воспитательную систему класса я построила следующим образом.
● Индивидуально-групповая работа:
✓ общность детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии
воспитательной системы. В нее входят: классный руководитель, дети, родители,
школьный психолог, учителя-предметники, соцпедагог.
● Ценностно-ориентированная работа:
✓ цели и задачи воспитания;
✓ перспектив жизнедеятельности класса;
✓ принципы построения воспитательной системы.
●Диагностико-аналитическая:
✓критерии эффективности воспитательной системы (воспитанность, защищенность, комфортность и т.д.);
✓методы и приемы результативности воспитательной системы;
✓критерии оценки деятельности
●В воспитательной работе класса определила несколько направлений:
1. Семейное воспитание.
2. Здоровье и спорт.
3. Гражданско-правовое.
4. Художественно-эстетическое.
5. Нравственное воспитание.
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы, является классный час. Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.
Исходя из воспитательных целей и задач, поставленных на новый учебный год, я разделяю классные часы (для полной ясности) следующим образом:
1. Организационные.
Цель – выбор актива класса, вице-классного; планирование внеклассной работы на четверть (полугодие), распределение обязанностей для подготовки к какому-либо мероприятию; составление графика дежурства по школе, классу; составление списка детей, посещающих предметные кружки.
Формы – беседа, свободное обсуждение, регламентированная дискуссия.
2. Профилактические.
Цель – предупреждение правонарушений, несчастных случаев; профилактика заболеваний, вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни.
Формы – беседа, ролевая игра, устный журнал, ток-шоу.
3. Психологические.
Цель – изучение учащимися своих индивидуальных особенностей, особенностей классного коллектива, оценка отношений с ровесниками, родителями, учителями.
Формы – беседы, тесты, психологические тренинги.
4. Воспитательные.
Цель – получение учащимися патриотического, нравственного, этического и эстетического воспитания.
Формы – экскурсы, диспуты, дискуссии.
5. Познавательные.
Цель – расширение кругозора учащихся, применение ими знаний, полученных на уроках и в семье.
Формы – викторины, турниры, КВН.
6. Развлекательные.
Цель – поздравление именинников с днем рождения, учащихся со знаменательными датами.
Формы – конкурсы, концерты, турниры, игры.
Тематика этих классных часов находит отражение в специальных целевых программах:
1. «Здоровье».
2. «Учение».
3. «Общение».
4. «Образ «Я».
5. «Досуг».
«Здоровье»
Задачи классного руководителя:
1. Организовать совместную работу с фельдшером.
2. Выработать совместно с родителями оптимальный для каждого ученика режим жизни и работы в соответствии с индивидуальными особенностями.
3. Организовать профилактические классные часы.
Воспитательная работа в этом направлении.
● Ежегодное медицинское обследование учащихся врачами.
● Совместная работа с фельдшером школы (сведения о заболеваниях детей,
опреде ление групп для занятий физкультурой).
● Индивидуальные беседы с родителями о рациональном использовании
рабочего учебного времени.
● Поход под девизом «За здоровый образ жизни».
● День здоровья «Зимние забавы» (с привлечением учителя физкультуры).
● Ролевая игра «Курение: дань моде, привычка, болезнь».
● Индивидуальные беседы с учащимися (по мере возникновения вопросов,
проблем).
«Учение»
Задачи классного руководителя:
1. Изучение деятельности учащихся на уроках путем посещения занятий и
наблюдения за ними.
2. Выявить группу учащихся, нуждающихся в профессиональной помощи
учителей, организуя самостоятельную работу с ребятами для повышения
качества образования.
3. Повышение мотивации учащихся, желания участвовать в предметных
неделях, олимпиадах, научно-практических конференциях, также постоянно
самосовершенствоваться.
4. Проведение внеклассных мероприятий по расширению кругозора и
познавательных интересов учащихся.
Воспитательная работа в этом направлении:
●День Знаний.
●Помощь учащимся по предметам, как для повышения качества образования, так и для адаптации учащихся.
●Посещение уроков.
●Участие в предметных неделях, олимпиадах, в научно-практических
конференциях.
●Индивидуальные беседы с учащимися.
●«Мозговые штурмы» по разным предметам.
●Подведение итогов успеваемости по четвертям (награждения.поощрения).
●Интеллектуальный турнир между учащимися 1-4-х классов.
●Познавательный классный час, подготовленный инициативной группой.
●Проведение родительских собраний (отдельный план прилагается).
«Общение»
Задачи классного руководителя:
1. Войти в сферу общения детей, понять положение каждого из них.
Научиться корректировать отношения между детьми.
2. Вести работу по обретению детьми культуры общения, поведения, соблюдения норм элементарной нравственности.
3. Осуществлять общение с родителями.
4. Проводить воспитательные и организационные классные часы.
Воспитательная работа в этом направлении:
●Классный час «Как я провел летние каникулы».
●Организационный классный час.
●Час общения «Мое хобби».
●Воспитательный классный час «Что такое нравственность?».
●Ток-шоу «Правила приличия».
«Образ «Я»
Задачи классного руководителя:
1. Изучение возрастных особенностей учащихся.
2. Изучение индивидуальных особенностей учащихся, класса
(совместно с психологом).
3. Налаживание взаимоотношений между воспитанниками и учителями,
родите лями, ровесниками.
Воспитательная работа в этом направлении:
●Психологический классный час о возрастных особенностях учащихся.
●Психологическое упражнение «Кто я такой?».
●Тренинг «Мой внутренний портрет».
●Проигрывание психологических ситуаций.
●Создание творческих работ «Образ «Я» (помещение работ в папку класса).
«Досуг»
Задачи классного руководителя:
1. Поддерживать индивидуальные и общественные интересы каждого.
2. Помогать детям в общественной работе.
3. Организовать работу по совместному отдыху, по проведению праздников.
Воспитательная работа в этом направлении:
●Линейка «Мы рады встретиться друзья»
●Поход.
●Осенний бал.
●Ток-шоу «В дружбе – сила».
●«Рыцарский турнир».
●Конкурс «Озорные девчонки».
●Урок мужества «Помнят люди».
●Дискотека «Цветик семицветик».
●Отчетный концерт.
САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССЕ
Самоуправление в классе строится по следующим направлениям
- Учебный сектор.
- Трудовой, экологический сектор.
- Интеллектуально-творческий сектор.
- Спортивно-оздоровительный сектор.
- Классный пресс-центр.
- Художественно-оформительский сектор.
- Благотворительный (организует добрые дела).
Схема самообразования в классе
Семь – Я
Классный руководитель
Вицеклассный
Дети
Родители
Классный руководитель
1. Сектор «Образовательный», отвечает за посещаемость, организует помощь
отстающим.
2. Сектор «Экологический», отвечает за чистоту в классе.
3. Сектор «Информационный», организует сбор информации и размещение ее в класс ном уголке.
4. Сектор «Спортивный», отвечает за организацию спортивных мероприятий.
5. Сектор «Творческий», организует праздники.
6. Сектор «Оформительский», организует выпуск стенгазет, буклетов и т.д.
7. Сектор «Благотворительный», организует добрые дела.
Особенность системы самоуправления в нашем классе состоит в следующем:
- Дети – осуществляют процесс самоуправления.
- Классный руководитель – с позиции наставника направляет и контролирует
действия своих воспитанников.
● Родители – являются «незримыми» партнерами по отношению к детям, помогая им
реализовать свои идеи.
ДЕТИ – ОСУЩЕСТВЛЯЮТ
РОДИТЕЛИ ПОМОГАЮТ КЛАССНЫЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ – НАПРАВЛЯЮТ
Незримо
Таким образом, взрослые являются участниками процесса самоуправления, способствуя формированию активной жизненной позиции и креативных качеств у своих детей, оставаясь при этом на втором плане.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА
Содержание воспитательного процесса, согласно моей Концепции, можно представить в виде такой схемы (переход к следующему этапу проводится после обязательного диагностирования и анализа результатов предыдущего).
IV этап
4класс
III этап
3 класс
II этап
2 класс
I этап
1 класс
На каждом этапе упор в воспитании делается на формирование какого-то одного свойства (качества) личности, развитие этого качества личности строится через организацию воспитательной деятельности по основным направлениям, представленным в концепции: гражданско-патриотическое, семейное, здоровьесберегающее, нравственное, художественно-эстетическое.
Воспитательный процесс моего классного коллектива находится на третьем этапе. Разработанный мною перспективный план оправдывает поставленные задачи и идет по намеченному пути, т.е. по этапам. Конечная цель всех этапов – выйти на модель выпускника (гражданин, здоровая, глубоко нравственная и целеустремленная личность).
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
Человек знающий Человек культурный
Человек здоровый Человек социальный
Творческая личность
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Успех воспитательной работы в классе напрямую зависит от успешного сотрудничества классного руководителя с родителями. Все помыслы и действия взрослых направлены на воспитание, «взращивание» здоровой, духовно-нравственной личности.
Как же наладить взаимосвязь между семьей и учителем? Как заинтересовать обе стороны в развитии, изучении, раскрытии лучших качеств ребенка? Как не потерять его в этом большом противоречивом мире? Как сделать так, чтобы родители с удовольствием посещали школы и активно участвовали в жизни класса и школы.
Если учитель становится классным руководителем будущих первоклассников, то, на мой взгляд, познакомиться с родителями своих подопечных, следует на последнем родительском собрании в детском саду. В моем случае произошло именно так, побывала я и на выпускном празднике «До свидания, детский сад!» . Что мне это дало? В сентябре я была готова к встрече с ребятами и их родителями, встретились мы как хорошие знакомые.
Первое родительское собрание. К нему следует подготовиться особенно тщательно. Ведь от этого во многом зависит дальнейшее содружество классного руководителя и родителей. Классный руководитель должен познакомить родителей с планом воспитательной работы на год, при этом узнать мнения родителей. Узнать у родителей какие традиции были в детском саду предложить интересные и полюбившиеся продолжить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система в классном коллективе «Учитель-ученик-родитель»
Вот уже 25 лет я работаю в школе и из своего педагогического опыта знаю как каждым годом работать в общеобразовательных классах становится всё сложнееПо показателям различных д...
Воспитательная система в классном коллективе Учитель-ученик-родитель
Воспитательная система - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и ...
развитие партнерских отношений в системе "учитель-ученик-родитель"
Опыт работы Магистральнинской СОШ №2 был представлен на форуме "Образование Приангарья", на конференции-презентации"Экологическое здоровьесберегающее образование, воспитание и развитие" . ...
"Учитель-ученик-родители" - особенности взаимодействия" - презентация выступления на районной конференции
Презентация выступления...
Нити золотого треугольника: учитель, ученик, родитель
Беседа на родительском собрании...
К вопросу адаптации первоклассников: учитель – ученик – родители.
Родителям будущих первоклассников к вопросу об адаптации ребенка в школе....
ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА "УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК – РОДИТЕЛЬ" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Методические рекомендации учителю...