К вопросу адаптации первоклассников: учитель – ученик – родители.
методическая разработка (1 класс) на тему
Родителям будущих первоклассников к вопросу об адаптации ребенка в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_voprosu_adaptacii_pervoklassnikov.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу адаптации первоклассников: учитель – ученик – родители.
«Первый раз – в первый класс…» - пожалуй, трудно найти другую фразу, которая была бы так хорошо всем знакома. Можно с уверенностью сказать, что любой ребёнок, приходящий 1-го сентября в школу в 1-й класс, воспринимает происходящее как замечательное событие, как праздник. Это событие знаменует новый этап в его жизни, меняет его отношение к самому себе, меняет его социальный статус. И это чувство праздника может наполнять маленького школьника ещё некоторое время. Но…
Но проходит неделя – другая и вдруг ребёнок заявляет, что в школу он идти не хочет. Так что же произошло?
Первый год обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Меняется привычный уклад жизни ребёнка, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам, удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему.
Однако адаптация к школе нужна не только первокласснику, но и его родителям, и бабушкам и дедушкам. И такая адаптация, а вернее – изменение привычного образа жизни, зачастую оказывается не менее трудным делом, в силу того что взрослые, особенно пожилые - люди сформировавшиеся, с определёнными взглядами и системой ценностей. При этом совершенно неважно впервые вы идете со своим ребёнком в школу или проходили это уже не раз. Каждый малыш – совершенно уникальная, неповторимая личность и путь к успехам в школе каждый раз свой.
Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но, к сожалению, некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Это является, пожалуй, самой распространённой ошибкой.
Именно в этот, начальный период обучения, взаимоотношения учителя и родителей ученика должны основываться на принципах сотрудничества и доверия. Только совместными действиями можно вырастить в ребенке интерес и желание учиться, избежать привычки просто посещать школу по необходимости. Еще К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны проявлять максимальное внимание к своему ребёнку. Всё это потребует от родителей очень больших усилий и даже изменения привычного образа жизни. Поскольку практическое обретение школьных навыков для ребенка достаточно сложно, и процесс их освоения становится для малыша напряженной душевной работой. От принципов, основанных на: «мне хочется», «мне интересно», постепенно ребёнок приходит к понятиям «я должен». Трудности вживания в принципиально новые обстоятельства порой рождают в первокласснике тревожность, боязнь, страх. Терпеливое и доброжелательное внимание родителей поможет малышу справиться со своими тревогами.
Усилия семьи и школы в решении этой проблемы - едины. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
- организация режима дня;
- контроль учебной деятельности;
- приучение детей к самостоятельности.
Организация режима дня позволяет ребенку легче справиться с учебной нагрузкой, защищает нервную систему от переутомления. Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе. Стремясь выполнить свои, взрослые, дела по дому, не оставляйте ребёнка наедине с телевизором или компьютером.
Очень важно проявлять интерес к деятельности ребёнка в школе. Что он изучал сегодня в школе, что его удивило, порадовало, или напротив расстроило и огорчило.
Важный аспект адаптации первоклассника – формирование системы отношений с товарищами и учителем.
Постарайтесь превратиться для ребенка из просто родителей в добрых друзей. Выполняя дома задания, вступая в контакт с ребенком, попробуйте отказаться от подсказок своего и чужого опыта. Пусть ребенок принимает свои решения, а вы – свои. Вы вместе, но решаете разные задачи: он осваивает материал, требующий логического или социального интеллекта, вы создаете для этого условия.
Не забывайте, как чувствительны и ранимы дети. Им важно знать, что их любят не за успехи, а за то, что они есть. Одно неосторожное оброненное слово может сделать ребенка замкнутым на всю жизнь. Поэтому, когда при возвращении из школы его глаза горят, и вы видите, что он жаждет что – то рассказать, чем – то поделиться, проявите интерес.
Не стоит постоянно использовать выражение: «Ты уже взрослый» - в таком еще очень нежном возрасте. Оно имеет для ребенка явно негативную окраску. Говоря так ребенку, вы тем самым даете ему понять, что его проблемы – это только его проблемы.
Цените вечерние разговоры перед сном – они самые откровенные. Поговорите о чем–нибудь отвлеченном или расскажите своему первокласснику о том, с какими проблемами вы сталкивались в школе и как их решали, - это придаст ребенку уверенности в своих силах, а вы станете для него лучшим примером.
Чаще говорите малышу, что верите в него, что у него все получится и что он для вас самое дорогое на свете существо и никогда не будет иначе. И он запомнит это на всю жизнь, потому что главное для него – это Ваша любовь.
Помните, что маленькие дети не совершают преступление, которые требуют наказания. Они, как и все мы, совершают ошибки. Учите детей самостоятельно исправлять свои ошибки, учитесь не заставлять силой, а договариваться.
Если вы попытаетесь не только научить чему – то детей, но и научитесь у них, ваши отношения выйдут на новый уровень близости, доверия, взаимного контакта не только на школьный период, но и в дальнейшей жизни. Ваша любовь, доброта и терпение, дружеская поддержка, желание понять и помочь – это именно те методы воздействия на ребенка, которые приведут к хорошим результатам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено. (Из опыта работы)
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему: "К вопросу адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено". (Из опыта работы)...
Психологические особенности первоклассников. Адаптация к школе. Помощь родителей в адаптации.
Материал для родительского собрания по вопросам адаптациии в 1 классе....
Родительское собрание для родителей будущих первоклассников Учитель начальных классов МБНОУ «Гимназия №44», г.Новокузнецка
Во всем мире система образования России признавалась уникальной из-за своей фундаментальности и научности. Но сравнительные исследования piza показали высокие результаты российских студентов по критер...
Вопросы адаптации первоклассников к школе как составная часть здоровьесберегающих технологий
Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. Ребёнку необходимо помочь адаптироваться в школе. Педагогу важно создать доброжелател...
Буклет для родителей первоклассников "Ваш ребенок - первоклассник. Вопросы адаптации"
В буклете "Ваш ребенок - первоклассник. Вопросы адаптации" представлены советы от психологов для родителей первоклассников, а также даны рекомендации, как помочь маленькому ученику в период ...
Советы родителям первоклассников по вопросам адаптации
О чём же необходимо помнить родителям?v Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и по...