развитие партнерских отношений в системе "учитель-ученик-родитель"
материал по теме

Шаманская Татьяна Борисовна

Опыт работы Магистральнинской СОШ №2  был  представлен на форуме "Образование Приангарья", на конференции-презентации"Экологическое здоровьесберегающее образование, воспитание и развитие" . Думаю, что материал актуален для тех, кто видит перспективы  развития отношений между семьей и школой, надеюсь, что он будет полезным  для коллег. Презентацию к материалу  добавлю после сжатия фотографий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shamanskoy_tb.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие партнерских отношений в системе

«учитель-ученик-родитель»

 как условия экологического
здоровьесберегающего образования

Шаманская Т.Б., педагог-психолог ВКК

 МОУ «Магистральнинская сош№2»

Учеба, творчество, успех

объединяют в школе всех.

        

С 2007-2008 учебного года педагогический коллектив Магистральнинской сош№2 приступил к работе над новой методической темой «Формирование компетенций учителя и школьников как  средство повышения качества образования», определив следующие основные  задачи:

совершенствование нормативно-правовой базы методической службы;

внедрение в учебный процесс технологий, способствующих интеллектуальному развитию школьников,  формирующих качества личности, необходимые для продуктивной жизни в обществе,  для умения ориентироваться в современном мире, для продолжения образования;

формирование ценностных установок,  созидательной творческой педагогической среды, трудовой заинтересованности учителей, профессиональной  уверенности и самоутверждения, создание  для каждого учителя атмосферу удовлетворённости своим трудом.

Реализация этих  задач обеспечивается через следующие направления:

повышение квалификации, прежде всего,   формирование ценностных установок,  созидательной творческой педагогической среды, трудовой заинтересованности учителей, их профессиональной  уверенности и самоутверждения (курсовая подготовка, аттестация педагогических работников);

обобщение и распространение опыта работы педагогов и школы в целом;

проведение педагогических советов, методических семинаров, предметных декад, педагогических мастерских;

диагностика деятельности педагогов;

инновационная деятельность (внедрение в учебный процесс технологий, способствующих интеллектуальному развитию школьников, изменение содержательной стороны учебного плана во 2 классах, 5, 9 классах;  совершенствование механизма социальной поддержки обучающихся  с расширением возможностей дополнительного образования;

работа творческих групп педагогов;

реализация   целевой программы «Умники и умницы».

Приведена в соответствии с  методическими  требованиями нормативно-правовая база, разработана Программа развития школы до 2012 года «Содержательно-образовательная среда школы как условие успешного развития личности», начался процесс внедрения в учебный процесс проектных  и информационно-коммуникационных технологий, созданы условия для профессионального самоутверждения учителей.

Педагогический коллектив образовательного учреждения отличает стабильность, квалифицированность  и профессионализм.

Всего учителей

42

100%

1. Высшее образование

32

76%

2.Категории: ВКК  и  I КК

33

79%

        Наряду с методическими объединениями учителей и временными творческими группами в школе второй год  функционируют  педагогические мастерские, считаем эту форму повышения перспективной и эффективной, так как  лучше один раз прожить, чем 10 раз увидеть и 100 раз услышать

Растет  потребность педагогов в собственном развитии.  Из 42 учителей за последние 5 лет прошли курсовую подготовку 38, что составляет 90 %.

Повышение мастерства учителя, включенность педагога в процесс  расширения собственного информационного поля, формирование его мотивации на  новаторство, на заботу о здоровье детей и о собственном здоровье, обновление представлений о возможностях  учебного процесса при соблюдении экологосообразующих условий –  задача методической и психологической службы школы. Идет активный поиск  средств решения этой задачи.

Меняется время, меняются дети. Как утверждает Битянова М.Р., и с ней трудно не согласиться, изменяется запрос общества к образовательному учреждению. Любая школа, всерьез планирующая свое будущее, становится на путь инноваций. Но  эффективность этого процесса зависит от того, какую позицию примут педагоги.  Требования к  личности педагога,  включенного  в инновационную деятельность в образовательном учреждении, высоки. Вот лишь некоторые из них:

Осознание и принятие установок деятельности на всех этапах ее осуществления, способность и стремление личности в необходимых случаях самостоятельно их определять;

Способность к нравственному выбору в ситуациях коллизий, стремление определяться, обосновать выбор внутри своего «Я»;

Способность к рефлексии, потребность в ней как условии осознанного регулирования своего поведения, деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, и осознанием пределов, с другой;

Активная позиция личности, стремление и способность инициативно, критически  и инновационно рефлексировать результаты деятельности и отношений;  

Направленность на саморазвитие;

Способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, внутренняя независимость;

Креативность.

Развитие профессиональной позиции успешнее всего идет через интерактивные формы методической работы. «Я строю свою работу или работа строит меня?» – на этот вопрос ищут и находят  ответ наши педагоги в процессе проектно-аналитической  игры (авторы Битянова М.Р, Беглова Т.В.Центр психологического сопровождения образования «Точка ПСИ») через ее четыре такта:

Получение и осмысление информации

Самоопределение

ситуации в школе

Проектирование Анализ

 В ходе игры расширились представления о том, что может быть в основании поведения человека в той или иной ситуации, каковы отличительные признаки  «позиции» как формы поведения, определились с  видами  педагогических позиций по параметрам: широта-узость решаемых профессиональных задач, установка на исполнительство-творчество.

 Использование сказкотерапевтических приемов помогает нам раскрыть способности учителя к саморазвитию, направить его по пути самосовершенствования. Игры   «Совет Асов», «Королевский двор», «Наследство старого мастера» и другие помогают развивать творческое мышление, формируют  навыки анализа  актуальных ситуаций, развивают профессионализм, который  проявляется в способности рефлексировать, задавать вопросы себе, самостоятельно искать на них ответы в условиях динамичной учебной реальности.

Тренинг «Путь к себе», педагогические мастерские «Путь к успеху» - как методы актуализации творческого начала и мотивации к  развитию своего профессионализма становятся все более популярными, позволяют  определить  особенности своего стиля педагогического труда, осознать свою индивидуальность, что положительно сказывается на эффективности  педагогического труда, на психологическом климате в коллективе.

 Второй год реализуем проекты «Неделя семьи»,  «День психологии в школе », что  способствует   созданию условий  по решению задач экологосообразного образовательного пространства через  развитие партнерских отношений в системе «учитель-ученик-родитель». В работе с семьями наших учеников  реализуем деятельность в следующих направлениях:

Психолого-педагогическое просвещение  - лекции, конференции, дни открытых дверей, практикумы, тренинги, посещение семей, собрания и деловые игры.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс – дни открытых дверей, неделя семьи, мероприятия по организации досуга школьников и т.д.

Вовлечение родителей в управление – созданы управляющий совет и совет отцов школы.

В рамках «Недели семьи» проведены ряд интересных мероприятий, которые, по отзывам, можно считать событием  для родителей, позволили им глубже понять школьные успехи и проблемы, побудили к развитию взаимодействия со школой, показали пути к пониманию друг друга. Дети  в доступной им деятельности (игры, упражнения, социологический опрос) имели возможность еще раз проявить свои чувства, связанные с семьей, рассказать о своих близких, показать им то, что для них важно в школе. Принесла удовлетворенность конференция отцов, которая  плавно перешла в веселые старты, отцы и дети с воодушевлением, с азартом преодолевали те спортивные задачи, которые перед ними поставили школьные учителя физкультуры. В решении конференции отцов  предусмотрено дальнейшее развитие отношений со школой:

Формы работы

Задачи

1. Конференция  «Роль отца в воспитании детей».

2. Экскурсии на работу к папам.

3. «Веселые старты – отцы и дети».

4.Строительство снежного городка.

1.Развивать  уровень педагогической культуры у пап, отношение к воспитанию ребенка, взаимоотношений с членами семьи

2. Знакомить с содержанием разных профессий

3. Формировать активную позицию в деле воспитания и обучения ребенка, формировать потребность в ЗОЖ

4.Развивать способности детей, способствовать формированию умения разрабатывать и реализовывать творческий проект, доводить начатое дело до конца.

5. Выставка рисунков «Мой папа».

6. Военно-спортивные состязания «Мирная армия школы №2».

7. Детско – родительская  гостиная «Вместе с папой и поспорим, и сыграем, и придумаем…».

5. Воспитывать гордость за пап, желание подражать им.

 

6. Привлекать отцов к участию в мероприятиях, развивать у детей выносливость, спортивный азарт

7. Развивать у пап инициативу и желание участвовать в развитии и самореализации своих детей.

8. Зеленая акция «Садим деревца».

8. Улучшать экологическое пространство  участка школы и формировать желание благоустраивать мир вокруг.

  Традиционными стали совместные праздники и проблемные встречи детей и родителей в стенах школы, родительские тренинги «Поступаем в первый класс», «Развитие воображения учащихся», совместные родительские собрания «В мире вредных привычек», «Вопросы, которые нас волнуют», «Фотографии нашего детства», вечер  «Семья в куче  - не страшна и туча» и т.д. Главное для нас – закрепить доброжелательность, уважение, почтение в отношениях с родителями, развивать уверенность семьи в том, что в отношениях будет и необходимый уровень конфиденциальности, и нужный уровень открытости.

Активно ведется работа по развитию проектной деятельности наших учащихся. Эта технология позволяет глубже строить взаимодействие в системе «учитель-ученик-родитель», так как для реализации многих проектов  требуется взаимная заинтересованность всех сторон, а их практическое  воплощение  дает опыт эмоционального соучастия, помогает выстраивать линии поведения, осваивать социальные роли, принимать жизненную ответственность на фоне уважения к личности каждого человека и осмысления происходящего.

Несмотря на положительный опыт работы школы, нашу серьезную озабоченность вызывает слабая познавательная активность школьников в учебной деятельности, низкая успеваемость в средней ступени обучения, состояние здоровья школьников. Знакомство с экспериментальными разработками Е.Н. Дзятковской «Экология учебной деятельности» показало нам перспективность данной работы, вдохновило на вхождение в эксперимент, так как цели УМК для нас очень актуальны. С октября 2008 года создана школьная экспериментальная площадка на базе 1 «В» класса, учитель Дадиван О.С. взялась за освоение программы.   Говорить о  конкретных результатах пока сложно, но промежуточная диагностика  показывает положительную динамику достижений детей, поэтому  есть уверенность в том, что мы нашли то, что нам крайне необходимо.  По мнению школьников, учителя, родителей работа по программе увлекательна, полезна. Очень хочется расширить границы эксперимента.  

         

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Партнерские отношения семьи и школы — одно из условий успешного развития ребенка».

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из осн...

Развитие партнерских отношений с родителями в Группе продленного дня

Статья о развитии партнерских отношений в условиях ГПД...

Партнерские отношения с субъектами социализации

В статье представлен опыт коассного руководителя в работе с классным коллективом.Результатом работы считаю:- формирование дружелюбного и сплоченного коллектива;- снижение числа часто-болеющих обучающи...

партнерские отношения ,родительское собрание

родительское собрание по теме "Партнерские отношения"...

Материал представлен презентацией. Развитие внимательного отношения к природе, формирование правильного поведения в отношении флоры и фауны.

Слайд 1Экология Есть просто храм,Есть храм науки. А если природы храм- с лесами,тянущими руки.Навстречу солнцу и ветву.Слайд 2Растения и животные важны для людей по разным причинам.Слайд 3 Леса н...

Становление партнерских отношений образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Становление партнерских отношений образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ...

Выстраивание партнерских отношений между образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей младшего школьного возраста рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство куль...