развитие партнерских отношений в системе "учитель-ученик-родитель"
материал по теме
Опыт работы Магистральнинской СОШ №2 был представлен на форуме "Образование Приангарья", на конференции-презентации"Экологическое здоровьесберегающее образование, воспитание и развитие" . Думаю, что материал актуален для тех, кто видит перспективы развития отношений между семьей и школой, надеюсь, что он будет полезным для коллег. Презентацию к материалу добавлю после сжатия фотографий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shamanskoy_tb.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие партнерских отношений в системе
«учитель-ученик-родитель»
как условия экологического
здоровьесберегающего образования
Шаманская Т.Б., педагог-психолог ВКК
МОУ «Магистральнинская сош№2»
Учеба, творчество, успех
объединяют в школе всех.
С 2007-2008 учебного года педагогический коллектив Магистральнинской сош№2 приступил к работе над новой методической темой «Формирование компетенций учителя и школьников как средство повышения качества образования», определив следующие основные задачи:
совершенствование нормативно-правовой базы методической службы;
внедрение в учебный процесс технологий, способствующих интеллектуальному развитию школьников, формирующих качества личности, необходимые для продуктивной жизни в обществе, для умения ориентироваться в современном мире, для продолжения образования;
формирование ценностных установок, созидательной творческой педагогической среды, трудовой заинтересованности учителей, профессиональной уверенности и самоутверждения, создание для каждого учителя атмосферу удовлетворённости своим трудом.
Реализация этих задач обеспечивается через следующие направления:
повышение квалификации, прежде всего, формирование ценностных установок, созидательной творческой педагогической среды, трудовой заинтересованности учителей, их профессиональной уверенности и самоутверждения (курсовая подготовка, аттестация педагогических работников);
обобщение и распространение опыта работы педагогов и школы в целом;
проведение педагогических советов, методических семинаров, предметных декад, педагогических мастерских;
диагностика деятельности педагогов;
инновационная деятельность (внедрение в учебный процесс технологий, способствующих интеллектуальному развитию школьников, изменение содержательной стороны учебного плана во 2 классах, 5, 9 классах; совершенствование механизма социальной поддержки обучающихся с расширением возможностей дополнительного образования;
работа творческих групп педагогов;
реализация целевой программы «Умники и умницы».
Приведена в соответствии с методическими требованиями нормативно-правовая база, разработана Программа развития школы до 2012 года «Содержательно-образовательная среда школы как условие успешного развития личности», начался процесс внедрения в учебный процесс проектных и информационно-коммуникационных технологий, созданы условия для профессионального самоутверждения учителей.
Педагогический коллектив образовательного учреждения отличает стабильность, квалифицированность и профессионализм.
Всего учителей | 42 | 100% |
1. Высшее образование | 32 | 76% |
2.Категории: ВКК и I КК | 33 | 79% |
Наряду с методическими объединениями учителей и временными творческими группами в школе второй год функционируют педагогические мастерские, считаем эту форму повышения перспективной и эффективной, так как лучше один раз прожить, чем 10 раз увидеть и 100 раз услышать
Растет потребность педагогов в собственном развитии. Из 42 учителей за последние 5 лет прошли курсовую подготовку 38, что составляет 90 %.
Повышение мастерства учителя, включенность педагога в процесс расширения собственного информационного поля, формирование его мотивации на новаторство, на заботу о здоровье детей и о собственном здоровье, обновление представлений о возможностях учебного процесса при соблюдении экологосообразующих условий – задача методической и психологической службы школы. Идет активный поиск средств решения этой задачи.
Меняется время, меняются дети. Как утверждает Битянова М.Р., и с ней трудно не согласиться, изменяется запрос общества к образовательному учреждению. Любая школа, всерьез планирующая свое будущее, становится на путь инноваций. Но эффективность этого процесса зависит от того, какую позицию примут педагоги. Требования к личности педагога, включенного в инновационную деятельность в образовательном учреждении, высоки. Вот лишь некоторые из них:
Осознание и принятие установок деятельности на всех этапах ее осуществления, способность и стремление личности в необходимых случаях самостоятельно их определять;
Способность к нравственному выбору в ситуациях коллизий, стремление определяться, обосновать выбор внутри своего «Я»;
Способность к рефлексии, потребность в ней как условии осознанного регулирования своего поведения, деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, и осознанием пределов, с другой;
Активная позиция личности, стремление и способность инициативно, критически и инновационно рефлексировать результаты деятельности и отношений;
Направленность на саморазвитие;
Способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, внутренняя независимость;
Креативность.
Развитие профессиональной позиции успешнее всего идет через интерактивные формы методической работы. «Я строю свою работу или работа строит меня?» – на этот вопрос ищут и находят ответ наши педагоги в процессе проектно-аналитической игры (авторы Битянова М.Р, Беглова Т.В.Центр психологического сопровождения образования «Точка ПСИ») через ее четыре такта:
Получение и осмысление информации
Самоопределение
ситуации в школе
Проектирование Анализ
В ходе игры расширились представления о том, что может быть в основании поведения человека в той или иной ситуации, каковы отличительные признаки «позиции» как формы поведения, определились с видами педагогических позиций по параметрам: широта-узость решаемых профессиональных задач, установка на исполнительство-творчество.
Использование сказкотерапевтических приемов помогает нам раскрыть способности учителя к саморазвитию, направить его по пути самосовершенствования. Игры «Совет Асов», «Королевский двор», «Наследство старого мастера» и другие помогают развивать творческое мышление, формируют навыки анализа актуальных ситуаций, развивают профессионализм, который проявляется в способности рефлексировать, задавать вопросы себе, самостоятельно искать на них ответы в условиях динамичной учебной реальности.
Тренинг «Путь к себе», педагогические мастерские «Путь к успеху» - как методы актуализации творческого начала и мотивации к развитию своего профессионализма становятся все более популярными, позволяют определить особенности своего стиля педагогического труда, осознать свою индивидуальность, что положительно сказывается на эффективности педагогического труда, на психологическом климате в коллективе.
Второй год реализуем проекты «Неделя семьи», «День психологии в школе », что способствует созданию условий по решению задач экологосообразного образовательного пространства через развитие партнерских отношений в системе «учитель-ученик-родитель». В работе с семьями наших учеников реализуем деятельность в следующих направлениях:
Психолого-педагогическое просвещение - лекции, конференции, дни открытых дверей, практикумы, тренинги, посещение семей, собрания и деловые игры.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс – дни открытых дверей, неделя семьи, мероприятия по организации досуга школьников и т.д.
Вовлечение родителей в управление – созданы управляющий совет и совет отцов школы.
В рамках «Недели семьи» проведены ряд интересных мероприятий, которые, по отзывам, можно считать событием для родителей, позволили им глубже понять школьные успехи и проблемы, побудили к развитию взаимодействия со школой, показали пути к пониманию друг друга. Дети в доступной им деятельности (игры, упражнения, социологический опрос) имели возможность еще раз проявить свои чувства, связанные с семьей, рассказать о своих близких, показать им то, что для них важно в школе. Принесла удовлетворенность конференция отцов, которая плавно перешла в веселые старты, отцы и дети с воодушевлением, с азартом преодолевали те спортивные задачи, которые перед ними поставили школьные учителя физкультуры. В решении конференции отцов предусмотрено дальнейшее развитие отношений со школой:
Формы работы | Задачи |
1. Конференция «Роль отца в воспитании детей». 2. Экскурсии на работу к папам. 3. «Веселые старты – отцы и дети». 4.Строительство снежного городка. | 1.Развивать уровень педагогической культуры у пап, отношение к воспитанию ребенка, взаимоотношений с членами семьи 2. Знакомить с содержанием разных профессий 3. Формировать активную позицию в деле воспитания и обучения ребенка, формировать потребность в ЗОЖ 4.Развивать способности детей, способствовать формированию умения разрабатывать и реализовывать творческий проект, доводить начатое дело до конца. |
5. Выставка рисунков «Мой папа». 6. Военно-спортивные состязания «Мирная армия школы №2». 7. Детско – родительская гостиная «Вместе с папой и поспорим, и сыграем, и придумаем…». | 5. Воспитывать гордость за пап, желание подражать им. 6. Привлекать отцов к участию в мероприятиях, развивать у детей выносливость, спортивный азарт 7. Развивать у пап инициативу и желание участвовать в развитии и самореализации своих детей. |
8. Зеленая акция «Садим деревца». | 8. Улучшать экологическое пространство участка школы и формировать желание благоустраивать мир вокруг. |
Традиционными стали совместные праздники и проблемные встречи детей и родителей в стенах школы, родительские тренинги «Поступаем в первый класс», «Развитие воображения учащихся», совместные родительские собрания «В мире вредных привычек», «Вопросы, которые нас волнуют», «Фотографии нашего детства», вечер «Семья в куче - не страшна и туча» и т.д. Главное для нас – закрепить доброжелательность, уважение, почтение в отношениях с родителями, развивать уверенность семьи в том, что в отношениях будет и необходимый уровень конфиденциальности, и нужный уровень открытости.
Активно ведется работа по развитию проектной деятельности наших учащихся. Эта технология позволяет глубже строить взаимодействие в системе «учитель-ученик-родитель», так как для реализации многих проектов требуется взаимная заинтересованность всех сторон, а их практическое воплощение дает опыт эмоционального соучастия, помогает выстраивать линии поведения, осваивать социальные роли, принимать жизненную ответственность на фоне уважения к личности каждого человека и осмысления происходящего.
Несмотря на положительный опыт работы школы, нашу серьезную озабоченность вызывает слабая познавательная активность школьников в учебной деятельности, низкая успеваемость в средней ступени обучения, состояние здоровья школьников. Знакомство с экспериментальными разработками Е.Н. Дзятковской «Экология учебной деятельности» показало нам перспективность данной работы, вдохновило на вхождение в эксперимент, так как цели УМК для нас очень актуальны. С октября 2008 года создана школьная экспериментальная площадка на базе 1 «В» класса, учитель Дадиван О.С. взялась за освоение программы. Говорить о конкретных результатах пока сложно, но промежуточная диагностика показывает положительную динамику достижений детей, поэтому есть уверенность в том, что мы нашли то, что нам крайне необходимо. По мнению школьников, учителя, родителей работа по программе увлекательна, полезна. Очень хочется расширить границы эксперимента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Партнерские отношения семьи и школы — одно из условий успешного развития ребенка».
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из осн...
Развитие партнерских отношений с родителями в Группе продленного дня
Статья о развитии партнерских отношений в условиях ГПД...
Партнерские отношения с субъектами социализации
В статье представлен опыт коассного руководителя в работе с классным коллективом.Результатом работы считаю:- формирование дружелюбного и сплоченного коллектива;- снижение числа часто-болеющих обучающи...
партнерские отношения ,родительское собрание
родительское собрание по теме "Партнерские отношения"...
Материал представлен презентацией. Развитие внимательного отношения к природе, формирование правильного поведения в отношении флоры и фауны.
Слайд 1Экология Есть просто храм,Есть храм науки. А если природы храм- с лесами,тянущими руки.Навстречу солнцу и ветву.Слайд 2Растения и животные важны для людей по разным причинам.Слайд 3 Леса н...
Становление партнерских отношений образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
Становление партнерских отношений образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ...
Выстраивание партнерских отношений между образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей младшего школьного возраста рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство куль...