Воспитательная система в классном коллективе «Учитель-ученик-родитель»
методическая разработка по теме
Вот уже 25 лет я работаю в школе и из своего педагогического опыта знаю как каждым годом работать в общеобразовательных классах становится всё сложнее
По показателям различных диагностик уровня мотивации (рис.1), медицинского обследования (рис.2), социальных положений семьи, выявлений талантов и способностей, общеобразовательный класс можно разбить на несколько микрогрупп. Это дети, которые приходят с низкой мотивацией, неподготовленными к школе, семейными проблемами, дети из малоимущих семей, дети из семьи у которых отсутствует квартира, талантливые дети, дети с гиперопёкой То есть, по воле случая в одном месте собираются дети с различной подготовкой, разным мировоззрением, воспитанием.Результаты проведённых исследований убеждают в том, что родители были, есть и будут для школьников наиболее значимыми лицами, обладающими общирным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребёнка. Для улучшения качества воспитания и преподавания, лучшего восприятия детьми учебного материала, я применяю различные методы обучения и воспитания. С первых дней я постаралась поставить работу родительского комитета, таким образом, чтоб ни один ребенок не остался вне поля нашего зрения.И среди них хочу отметить одно из моих направлений, которое я считаю наиболее удачным для современной школы – тесное взаимодействие учителя и родителей.
Цель: Совершенствование тесного сотрудничества учителя и семьи.
Гипотеза:
- Сотрудничество эффективно повышает педагогическую культуру родителей, мотивирует проявления заботы, ответственности.
- Повышает интерес к участию в учебно-воспитательной работе класса и школы.
Задачи:
- помочь ученикам и родителям в достижении высокого уровня организованности;
- поддержание интереса к учебе, уверенности в значимости высокого уровня знаний;
- развитие познавательных интересов;
- осуществление индивидуального подхода к учащимся;
- привлечение родителей к организации учебно-воспитательной работы;
Формы реализации задач:
- проведение цикла родительских собраний «Здоровая семья: нравственные аспекты», «Режим дня», «Папы, мамы и школьные отметки», «Поощрение и наказание детей в семье», «Создание электронного портфолио» и.т.д.
-привлечение учеников класса родителей к участию в школьных, городских и республиканских турнирах, олимпиадах, соревнованиях, научно- исследовательской работе, поощрение победителей;
- индивидуальные беседы с родителями «Заветный ключик детской души»
- выпуск классного журнала «Кунчээн»
- участие в городском смотре родительских комитетов;
- привлечение родителей к созданию электронного портфолио
- сбор материалов и обновление портфолио один раз в четверть.
Актуальность: В современном, динамично развивающем мире для достижения больших результатов детьми, необходима комплексная, интегрированная работа родителей и учителей. Заинтересованность родителей преумножает действия учителя и стимулирует детей к участию в школьной и внеклассной деятельности. Чтобы заинтересовать родителей необходим индивидуальный подход в системе «Учитель – ученик - родитель».
«Я не просто учитель, не просто воспитатель - я доверенное и уполномоченное лицо детей государства. Мне поручено воспитать новых людей, людей будущего, и помешать осуществить эту задачу я не дам никому, тем более родителям. Защита детей, кование их неповторимых судеб – это моя высочайшая забота, мой профессиональный долг, а самое главное – моё призвание», - вот в чём основывался Шалва Анатольевич Амонашвили, когда говорил или просто беседовал с родителями учащихся.
Великий педагог – ученый строя педагогический процесс на основе личностного подхода проследил все пути становления личности каждого ребенка.
Для того, чтобы разнообразить и инновационно подойти к своей деятельности, создавая концепцию воспитательной работы я очертила основные алгоритмы и технологии решении простых и сложных проблем сегодняшнего педагога, ставя перед собой цели развития у учащихся: интерес к самому себе, самопризнание себя как личности, управление самим собой, уважение чужого мнения, любознательность и вовлеченность в деятельность, эмоциональная устойчивость, мотивация действий и поступков.
«Учитель – ученик – родитель» или «Семья и школа» вот основные нити, которые способствуют воспитанию и обучению сегодняшнего поколения. Ведь в школе ребёнок не только учится, но и живёт. И только совместными усилиями родители и педагоги сможем добиться того, чтоб наши дети выросли адаптированными к сложным условиям современной жизни.
В современных условиях организация воспитательного процесса не должна ограничиваться рамками школы в связи с этим я совместно с родительским комитетом построили внеурочный план недели, решили вопрос о занятости учащихся для их успешной социализации.
Пн. Посещение бассейна «Самородок»
Вт. Библиотечный час
Ср. Танцы, работа по группам.
Чт. Посещение дворца Детства.
Пт. Кружки, часы общения, классный час.
Сб. . День игры (на свежем воздухе)
Каждый раз, принимая первый класс, вспоминаю слова Ш.А. Амонашвили «Закрой глаза углубись в своё детское прошлое, потом присмотрись к своим воспитанникам, вернувшись в своё детство, ты найдешь там золотой ключик понимания детей. Чтобы дети приняли меня в свой мир, я должен прийти к ним со своим детством как залогом того, что я не чужой». Я очень люблю детей. Я считаю это самое главное для учителя. Я люблю играть с ними, шутить… И не зря в своей практике я внесла «День игры». В этот день я во всех уроках провожу различные игровые моменты: викторины, ребусы, загадки… А во время перемены организаторы проводят подвижные игры. Если погода позволяет, то выходим на улице. Ребятам очень нравится этот день.
Из 29 учащихся посещают кружки 24 учащихся: танцы, шахматы, техническое творчество, оригами, художественные, отдел досуга и.т.д. Одной из интересных форм работы по направлению «Досуг» является организация «Праздника талантов», где учащиеся с огромным удовольствием показывают чему они научились, делают выставку, раскрывают таланты. В результате открылись новые и новые имена, новые таланты. А самые лучшие принимали участие в городских и республиканских соревнованиях, конкурсах и имеют определенные результаты.
Кроме этого, учитывая способности детей, родители решили открыть танцевальный кружок, где охотно занимаются 10 мальчиков и 10 девочек. Используя диагностическую методику по изучению детского коллектива «Фильм о нашем классе», «Презентация семейного альбома» выявлено, что большинство учащихся удовлетворены проведением такого рода мероприятий, особенно при большой аудитории.
Для того, чтобы правильно строить дифференцированную, целенаправленную деятельность в учебно-воспитательном процессе, в первую очередь, я изучала уровень развития физических умений, умственных способностей, индивидуальных, психических особенностей, уровень воспитанности каждого ребенка, проводила диагностирование личности учащихся, а для учета вела индивидуальную тетрадь с первого класса «Учитель - ученик – родитель», где освещается:
· Астрологическая характеристика ребенка.
· Изучала и давала краткую характеристику имен каждого ученика.
· Результаты обследования школьного психолога в начале учебного года.
· Проявление личностных качеств в поведении учащегося.
· Советы, рекомендации данному ученику.
· Памятка для родителей учащихся класса.
· Сообщения, информация родителей.
Ведение такой тетради хорошо помогает установлению межличностных контактов с каждым ребенком и их родителями, оказанию своевременной индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к условиям школьной жизни, в решении индивидуальных проблем, возникающие в учебно-воспитательном процессе.
Английский писатель Джон Рескин говорил так: «К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды». Учитывая возможности учащихся, совместно с родительским комитетом проводим различные мероприятия, где каждый с удовольствием принимает участие и добивается успехов. Это все отражается на классном стенде, который называется «Мы счастливы, потому что мы вместе». Стенд в классе тоже используется как воспитывающее средство и дает стимул для развития, самостабилизации.
Ш.А.Амонашвили в своей книге «Как живете дети?» писал: «Воспитание – скрытый процесс. Порой родителям кажется, что они воспитывают , потому что делают, как они сами любят выражаться, все для ребёнка; одевают, обувают, кормят, дарят игрушки, балуют, конечно, наказывают за поступки, дают ценные наставления. А в действительности воспитание основывается на духовной общности и может происходить только в том случае, если воспитатель (отец, мать) способны расположить ребенка к себе, к своим наставлениям». И поэтому большое внимание уделяю психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся школы, а также проведению родительских собраний. Цель проведения родительских собраний: вооружить педагогическими знаниями, дать стимул на изменение своих педагогических позиций в семье, после каждого собрания родители должны уйти с ощущением, что они могут помочь своим детям, чтобы родители много узнали об этом классе, об их учителях, об успехах школы и класса.
«Главная смысл из семейной жизни -воспитание детей. Главная школа воспитания детей- это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» говорил В.Сухомлинский. Чтобы глубже узнать родителей, внутрисемейные отношения родителей, атмосферу семьи, как чувствуют дети в семье, влияния семьи на успеваемость учащихся занималась исследованием. Так как необдуманные действия родителей, педагогическая неграмотность, выяснение отношений на глазах ребенка вызывают нарастание внутреннего конфликта, что в конце сказывается и на его успеваемость. Всем семьям предложены выпускать стенгазеты семьи, где отражается все семейные традиции, обязанности членов семьи, успехи, опыт семейного воспитания, отношения родственникам и близким, досуг семьи и.т.д. Отрадно, что большинство родителей ответственно отнеслись к предложенному, по мере своей возможности красиво, содержательно оформили газеты и на родительских собраниях обменивались с опытом. Не зря Ш.А.Амонашвили говорил: «Гордость за своих родителей это моральный фундамент для взлета личности». Я, как классный руководитель, стараюсь, чтобы никто не оставался в стороне, советую, даю рекомендации. Выявлены, что есть родители с очень низкой самооценкой или наоборот узнали об интересах и увлечениях семей.
В духовном мире ребенок может взрослеть и совершенствоваться непрерывно, до бесконечности. Он должен стать настоящим Человеком, проявить себя таким в обществе. Шалва Анатольевич писал, если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелинами.
Основываясь на этих принципах еженедельно по вторникам посещаем детско-юношескую библиотеку, где работники тщательно готовятся к приходу детей, проводят уроки- утренники, уроки – встречи, уроки-игры, урок - нравственности, уроки свободного чтения и.т.д. Каждый раз, одалживая ту или иную книгу дети охотно обсуждают прочитанное, обмениваются впечатлениями. Я все больше и больше замечаю, как у моих учеников развивается память, обогащается кругозор, умеют рассуждать, сопереживать вместе с героями и.т.д.
Вот таким образом, родители и учителя, построили свой мир, открыли новые возможности своих детей и стараемся во всем помогать друг другу. Об опыте работы родительского комитета класса председатель родительского комитета Егорова Т.Д. поделилась в общегородской конференции родительских комитетов «Семья, школа, социум – единое воспитательное пространство». Под девизом родительского комитета «Каждый ребенок талантлив, нужно только понять – в чем» в классе проводят мероприятия и стараются чтобы каждое из них несло глубокое нравственное содержание.
Широко применяют электронные презентации для поздравлений. При проведении открытых мероприятий родители также проявляют свою активность. Хочется отметить большую помощь и заинтересованность в работе класса наших отцов. Для музыкального сопровождения мероприятий родители спонсируют выезд специальной аппаратуры.
Самым приоритетным праздником для нас стал праздник «Мама и Я». Семьи выпускают газеты, где находят отражения методы воспитания в семье, семейные традиции, обмен опытом. Стимулируем родителей и учащихся присуждением номинаций, вручением грамот, сертификатов и призов.
Но стараемся, чтоб не только материальные ценности побуждали наших детей к участию в мероприятиях, но и эмоциональные. Так для детей мы сделали сюрпризы-презентации:
- Мальчиков ко Дню защитника Отечества, представили в виде военных;
- Девочки ко Дню 8-го марта превратились в сказочных принцесс.
Выпускаем классный журнал «Кунчээн», где отражаются занятость детей, наши праздники, достижения, стихи и сочинения учащихся.
Ш.А .Амонашвили говорил: «Впечатление – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим. Какие у ребенка создаются впечатления в организованном нами воспитательном процессе – от этого будет зависеть направленность его личностных ориентаций, мыслей и поведения». В связи с этим вот уже более трёх лет в классе проходит эксперимент: «Каждый ребенок в душе поэт». Дети в форме игры знакомятся с прекрасным миром лирики, учатся писать стихи, выступать перед публикой. Именно стихи, помогают нам в развитии творческих способностей, они помогают детям стать более открытыми, искренними, целеустремленными.
Индивидуальный подход к современному ученику как никогда требует особого усилия со стороны педагога. Для того чтобы достичь определенных результатов вот уже третий год решила использовать новые технологии – создание электронного портфолио.
Мой опыт ведения портфолио убеждает в том, что именно этот процесс стимулирует моих учеников и родителей, вызывает интерес к учебе, школьной жизни, повышает школьную мотивацию.
Электронное портфолио помогает приучить школьника к самоанализу, к познанию и оценке самого себя, своей деятельности, поведения, поступков и привычек, дает ученику ориентацию на самовоспитание, самосовершенствование, саморазвитие.
Систематическое пополнение (портфолио) деятельности ученика позволяет самому ученику и его родителям корректировать свои отношения с миром, самоуправлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха. Все достижения детей мы собрали в электронном портфолио класса. Поэтому каждый родитель имеет возможность ознакомиться с успехами и достижениями учащихся и по личному паролю зайти и проконтролировать выполнение тестов, контрольных работ и выйти на прямой контакт с учителем по интересующим вопросам. Вся индивидуальная работа с учащимися и их семьями, их успехи, достижения, занятость, проблемы, способности, их развитие отражаются в портфолио учащегося. Здесь можно увидеть применяемые меры поощрения. Награждения, которые дают каждому учащемуся большой стимул для саморазвития, самостабилизации. В наше время, когда порой катастрофически не хватает времени зайти в школу, данный вид общения очень актуален и своевременен.
Благодаря слаженной работе с родителями, с семьями можно добиться многого. Анализируя всю педагогическую деятельность современного подхода в учебно-воспитательной работе можно выявить следующее:
· Значительно повысилась успеваемость класса
· Учащиеся пристрастились к чтению, чтение стало любимым делом, вызван интерес и у родителей.
· Дети стали организованными, научились быть самостоятельными, заинтересованными во всем, а так же повысился интерес к учению, саморазвитию.
· Повысилась ответственность родителей, родители сами стали интересоваться учебой учащегося, стали внимательными и тактичными по вопросам воспитания.
· Дети стали открытыми в общении.
· Повысился престиж нашего класса.
И вот каких результатов мы достигли:
- 2008 г. В республиканском конкурсе «Экомода 2008» Егорова Милена заняла 1 место.
- 2008 г. На городском концерте «Эгэрдэ самаан сайын» удостоились звания «Лучший танцевальный коллектив».
- 2008г в республиканском конкурсе – викторине «И нет милее этих глаз», наша ученица заняла 2 место.
- 2009 г. В городском мероприятии «Ийэ тыл илгэтэ», Егорова Милена заняла 2-3 место конкурсе-викторине, а Надя Оконешникова в конкурсе чтецов награждена поощрительным призом газеты «Кэскил».
- 2009 г Участвовали в конкурсе чтецов, посвящённом Международному Дню детской поэзии «Весёлая уточка». Сертификатами конкурса отмечены Оконешникова Надя, Егорова Милена, Андреев Костя получил поощрительный приз за авторство.
- 2009г В республиканском конкурсе авторов-чтецов «Юность, окрылённая творчеством», Андреев Костя и Бочкарёва Даяна награждены сертификатом. Милена со стихотворением «Родной край» на двух языках заняла 1 место по республике среди школьников младшего звена.
- 2009 г на заочном Республиканском конкурсе «Юный друг природы» в номинации «Лучшая сказка» на экологическую тему Милена заняла 3 место, Тимофеева Алина, Макарова Валя награждены сертификатом за участие в конкурсе плакатов о Земле Олонхо.
- 2009 г в городском смотре агитбригад «Наполним мир добром и светом», наши дети заняли 2 место, после творческой группы Дворца Детства. Члены жюри особо отметили массовость, красочность и задор выступления наших детей.
-2010 г – приняли участие в городском конкурсе чтецов, посвященном 90-летию Тимофея Сметанина, отмечены сертификатами.
- 2010 г. – 2 место на городском смотре родительских комитетов.
- 10 учеников приняли участие в международном конкурсе «Русский медвежонок» и Егорова Милена, получив 92 балла из 110 возможных, заняла 1 место по школе и 5-7 место по г. Якутску. 4 ученика вошли в десятку лучших.
-Принимая участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру» Егорова Милена заняла по школе 2 место, Неустроев Михаил 7 место по школе.
-2011 г Егорова Милена стала победителем городского конкурса портфолио и стала номинантом «Лучший выпускник начальной школы».
-2011 г Спецприз телевизионного конкурса «Самый дружный класс».
- 2012 г. Специальный репортаж в республиканской телепередаче «Кунчээн».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в воспитательной системе класса
Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Поэтому основой работы классного руководителя в начальных классах считается ...
Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"
Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...
Воспитательная система классного руководителя
Приняв в первый класс детей, и наблюдая, за жизнью первоклассника, я столкнулась с тем, что некоторые дети не умеют вести себя в обществе, трудно адаптируются к тем нормам и правилам, кото...
Воспитательная система в классном коллективе Учитель-ученик-родитель
Воспитательная система - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и ...
Воспитательная система работы классного руководителя
В последние годы значительно возрос интерес педагогов к использованию системного подхода в обучении и воспитании детей, Применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс бо...
Воспитательная система ДАР. МАОУ ГИМНАЗИЯ №2 г. Балаково Саратовской области. Создание на основе детской школьной организации «РАДУГА» классного коллектива «ЭРУДИТЫ».Классный руководитель Иванова Екатерина Семёновна.
МАОУ ГИМНАЗИЯ №2 г. Балаково Саратовской области. Классная организация – "ЭРУДИТЫ"Цель:· создание условий для разностороннего развития личности н...
Отечественные воспитательные системы: воспитательная система общей заботы (И.Иванов); гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. (В.Караковский)
Дипломная работа по воспитательной работе....