Нити золотого треугольника: учитель, ученик, родитель
статья (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Нити Золотого Треугольника: учитель, ученик, родитель»
Собраться вместе – это начало,
Остаться вместе – это прогресс.
Остаться вместе – это успех
Г. Форд.
Воспитание – один из важнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного.
Ребенок, Родители, Классный руководитель – это золотой треугольник, в котором все стороны равны, каждая его грань является несущей и главной. Каждому в нем отведена своя роль. Стоит лишь чуть-чуть уменьшить роль из одного из участников, он сразу перестает быть разносторонним, т.е. равнозначным. И все же при всем равенстве сторон, на вершине треугольника находится Ребенок. Все помыслы и действия взрослых направлены на воспитание, «взращивание» здоровой, духовно-нравственной личности. Этого можно добиться только в содружестве между родителями и классным руководителем. Поэтому актуальным считаюслова В. Сухомлинского:
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего люди.
На первом месте – родители и педагоги».
Моей целью было наладить взаимосвязь между мной и семьей, заинтересовать родителей в изучении, раскрытии и развитии лучших качеств ребенка, не потерять его в этом большом и противоречивом мире.
Я не буду говорить про 1-3 классы. Считаю, что мы поработали плодотворно. Вы понимали, что я требую. Что мы имеем, сейчас придя к 4-му классу.
Не все родители и дети в полной мере участвуют в жизни класса и школы. В этом заключается проблема. Последствия этого как говорится налицо….Давайте подумаем, как решить эту проблему
Я перед собой ставила цель : развитие субъективности всех участников образовательного процесса при условии сохранения и развития здоровья физического, психического и нравственного.
Из цели вытекают задачи, направленные на всех участников Золотого треугольника:
1. Создание комфортных условий для проявления и развития нравственного, творческого, физического потенциала учащихся.
2. Воспитание у учащихся гражданской позиции, ответственности и достоинств.
3. Осуществление комплексного подхода для создания партнерских отношений между родителями, детьми и классным руководителем.
4. Формирование активной жизненной позиции через участие в органах самоуправления класса.
5. Оказание психологической поддержки на всех этапах воспитательной работы.
Как вы считаете, могу ли я справиться одна с этим? Да и одна ли я должна работать над воспитанием и развитием настоящего ученика.
Сегодня воспитание – это взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Это деятельность, вплетенная органично в целостную ткань проживания детьми своей индивидуальной жизни среди других людей. Цель воспитания в этом случае ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей, и создать с учетом этого комфортные условия для их реализации в социуме.
Для этого в действие вступают следующие принципы воспитания:
- Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка.
- Принцип культуросообразности воспитания.
- Принцип целесообразности и природосообразности.
- Принцип креативности, творческого начала в воспитании.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.
- Принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса.
Важнейшими, на мой взгляд, в процессе воспитания являются следующие направления деятельности классного руководителя:
1. Семейное воспитание, которое способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям.
2. Гражданско-патриотическое воспитание, которое способствует формированию у детей демократической культуры отношений, правого самосознания, навыков общественной жизни.
3. Оздоровительное и спортивное воспитание, которое способствует здоровому образу жизни, формирует силу, выносливость, красоту человеческого тела.
4. Нравственное воспитание, которое способствует осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я», развивает рефлексию.
5. Художественно-эстетическое воспитание, которое способствует развитию потребности в прекрасном, реализует индивидуальные задатки и способности.
КАК ВЫСТРОИТЬ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ ВСЕМИ УЧАСТНИКАМИ «ЗОЛОТОГО ТРЕУГОЛЬНИК»?
Я считаю, необходимо чтобы оно получило новое развитие и работало на формирование модели выпускника, способного к самостоятельному и конструктивному выбору в различных ситуациях с той или иной степенью неопределенности, социально состоятельного – способного к эффективной ориентации и самореализации в разных социальных средах, социально и граждански зрелого.
Классный руководитель – это связующее звено между детьми и родителями. Какой я должна быть, чтобы не распался наш треугольник?
Я
Должна быть: Одновременно выступающая в роли:
● не равнодушная; ● классного руководителя;
● творческая натура; ● социального педагога;
● открытая в общении; ● психолога;
● компромиссная; ● педагога-предметника;
● понимающая; ● управленца.
● ищущая новое.
Я считаю, нельзя добиться хорошего воспитания, если в воспитательный процесс не вовлечены родители, если на деле не реализуется принципы уважения всех участников этого процесса.
- Дети осуществляют процесс самоуправления
- Классный руководитель – с позиции наставника направляет и контролирует
действия своих воспитанников.
● Родители – являются «незримыми» партнерами по отношению к детям, помогая им
реализовать свои идеи.
ДЕТИ – ОСУЩЕСТВЛЯЮТ
РОДИТЕЛИ ПОМОГАЮТ КЛАССНЫЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ – НАПРАВЛЯЮТ
Незримо
Успех воспитательной работы в классе напрямую зависит от успешного сотрудничества классного руководителя с родителями. Все помыслы и действия взрослых направлены на воспитание, «взращивание» здоровой, духовно-нравственной личности.
Анкета
«Для родителей»
1. Что вы можете сказать о школе и учителях, которые будут обучать вашего
ребенка?
2. Какими качествами должен обладать классный руководитель?
3. Что бы вы хотели сохранить в вашем классе и, что, по вашему мнению, новое должно родиться и развиваться?
4. Какие ваши знания, умения, интересы могут помочь в развитии классного
коллек тива?
5. Существуют ли у вас проблемы в воспитании?
Анкета
«Ребенок глазами родителей»
1. Часто ли ваш ребенок рассказывает вам о своих школьных делах?
2. Какие качества в вашем ребенке вам больше всего нравятся?
3. Что бы вы исправили в его характере?
4. Расстраивается ли ваш ребенок, если вы не можете прийти на классное
мероприятие?
5. В школе и дома ваш ребенок одинаковый?
6. На наш взгляд, какое будущее ждет вашего ребенка?
общении с родителями классный руководитель должен быть тактичен и доброжелателен. Только в таком случае родители будут с открытым сердцем идти на контакт.
Для более глубокого изучения характера ребенка и взаимоотношений в семье рекомендуется проводить анкеты, составленные совместно со школьным психологом, например.
Анкета
«Ребенок глазами родителей»
1. Часто ли ваш ребенок рассказывает вам о своих школьных делах?
2. Какие качества в вашем ребенке вам больше всего нравятся?
3. Что бы вы исправили в его характере?
4. Расстраивается ли ваш ребенок, если вы не можете прийти на классное
мероприятие?
5. В школе и дома ваш ребенок одинаковый?
6. На наш взгляд, какое будущее ждет вашего ребенка?
Памятка для родителей
«Узелки на память»
- Помните, что терпение – это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
- Никогда не отвечайте детям на их обращение словами: «Мне некогда». Вы опасаетесь потерять родительскую любовь.
- Не спешите отругать ребенка за полученную двойку. Сядьте рядом и скажите «Давай лучше подумаем, как можно ее исправить».
- Невозможно обращаться со всеми детьми одинаково. Ищите свое в создании нормального семейного климата.
- Никогда не делайте подарки детям ради того, чтобы добиться их послушания.
- Помните, слова НЕТ и НЕЛЬЗЯ у детей вызывают раздражение.
- Старайтесь искренне убедить их в невозможности чего-то.
- Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, подумайте, чем можно заменить его:
✓Терпением?
✓Объяснением?
✓Пониманием?
КОДЕКС ЧЕСТИ
КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Жизнь определяет необходимость тех или иных традиций, законов и правил, отбирая из них наиболее жизнестойкие. Если вы попробуете жить по традициям, законам и правила вы научитесь общаться, любить, дружить и интересно проводить свободное время.
Доброго отношения к природе Доброго отношения к природе
ТРАДИЦИИ
Доброго отношения к себе
- Доброго отношения к себе – учись уважать и любить себя, говори о себе и своих поступках откровенно, анализируй свои дела и мысли, будь честен с собой.
- Доброго отношения к людям – относись к окружающим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе, уважай пожилых людей, детей, сверстников, людей разных национальностей, профессий и вероисповеданий.
- Доброго отношения к природе – помни, что ты часть природы, ты не можешь разрушить систему, от которой зависит твое существование. Береги каждый цветок, каждую травинку, каждый ручеек и зверюшку. Им тоже хочется жить.
Здорового образа жизни
Дружбы Любви
ЗАКОНЫ
Доброты Уважения
Милосердия Дисциплины Трудолюбия Храбрости
- Закон здорового образа жизни – соблюдай режим дня, занимайся спортом, избегай вредных привычек.
- Закон Дружбы – в жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
- Закон Храбрости – будь храбрым и не бойся трудностей.
- Закон Любви – люби своих родных, друзей и все что тебя окружает.
- Закон Доброты. Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям своё добро.
- Закон Трудолюбия – труд сделал из обезьяны человека. Трудись чтобы не вернуться назад.
- Закон Дисциплины – дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.
- Закон Милосердия – рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь, ПОМОГИ!!!
- Закон Уважения – уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя!
Поведения Дискуссии Распорядка дня Самообслуживания
ПРАВИЛА
Ношения Техники Правила сохранности
одежды безопасности личного и государствен-
ного имущества
- Правила поведения – веди себя достойно в общественных местах, в столовой, в театре, в классе…
- Правила распорядка дня – Составь свой распорядок дня, включи в него расписание уроков и дополнительных занятий, режим дня и соблюдай его.
- Правила дискуссии – учись правильно спорить, не перебивать говорящего, не спорить по пустякам, уважай точку зрения другого человека.
- Правила самообслуживания – умей сам обслужить себя где бы ты ни был, в столовой, дома, на уроке, в гостях.
- Правила ношения одежды – береги свою одежду и правильно выбирай свой стиль (праздничный, деловой, повседневный, спортивный, рабочий) в соответствии с проходящим мероприятием.
- Правила техники безопасности – самое дорогое для человека – жизнь! Соблюдай, прежде всего безопасность жизни и здоровья!
- Правила сохранности личного и государственного имущества – бережно относись к окружающему тебя имуществу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система в классном коллективе «Учитель-ученик-родитель»
Вот уже 25 лет я работаю в школе и из своего педагогического опыта знаю как каждым годом работать в общеобразовательных классах становится всё сложнееПо показателям различных д...
Воспитательная система в классном коллективе Учитель-ученик-родитель
Воспитательная система - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и ...
развитие партнерских отношений в системе "учитель-ученик-родитель"
Опыт работы Магистральнинской СОШ №2 был представлен на форуме "Образование Приангарья", на конференции-презентации"Экологическое здоровьесберегающее образование, воспитание и развитие" . ...
"Учитель-ученик-родители" - особенности взаимодействия" - презентация выступления на районной конференции
Презентация выступления...
«Золотой Треугольник: учитель, ученик, родитель»
Как же наладить взаимосвязь между учителем и семьей? Как заинтересовать обе стороны в изучении, раскрытии и развитии лучших качеств ребенка? Как не потерять его в этом большом и противоречивом мире? В...
К вопросу адаптации первоклассников: учитель – ученик – родители.
Родителям будущих первоклассников к вопросу об адаптации ребенка в школе....
ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА "УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК – РОДИТЕЛЬ" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Методические рекомендации учителю...