Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моя безопасность"
рабочая программа (4 класс)

Мельник Лариса Васильевнав

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую Данная программа «Я и моя безопасность»   предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_bezopasn.2019-2020_4_klass.docx49.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21»

 

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от  «29» августа 2019г.

руководитель МО ____________

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете школы

протокол № 1

от «30» августа 2019г.

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

приказ № 238 от «30» августа 2019г.

  

Составитель:

Мельник Лариса Васильевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Пояснительная записка.

Программа курса внеурочной деятельности «Моя безопасность» предназначена для обучающихся 4-х классов МБОУ «СШ № 21».  

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и направлена на развитие познавательного интереса к  безопасности, интеллектуальных способностей младших школьников.

В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую Данная программа «Я и моя безопасность»   предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития слабослышащих обучающихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.  Данная программа по курсу «Моя безопасность» помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности обучающихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий, что обусловлено растущим интересом обучающихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитием самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.. Курс «Я и моя безопасность» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Цель курса внеурочной деятельности:

  • развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Задачи курса внеурочной деятельности:  

  • Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ);.
  •  Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью.
  •    Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
  •  Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС;  оказывать ПМП пострадавшим.  

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты :

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и меняющемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты  

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • овладение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов;
  • овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Предметные результаты

 В познавательной сфере:

  •  знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

 В ценностно-ориентационной сфере:

  • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
    • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  •  умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
     В коммуникативной сфере:
  •  умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

В эстетической сфере:

  •  умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

В трудовой сфере:

  •  знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
  •  умения оказывать первую медицинскую помощь.


Содержание курса «Моя безопасность», формы организации внеурочной деятельности

1.Опасные ситуации природного характера (6 часов)

Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

Водоёмы в черте села. Состояние водоёмов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года.

2.Опасные ситуации техногенного характера (4 часа)

«Основные правила пожарной безопасности».

Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.

3.Опасные ситуации социального характера (6 часов)

«Правила безопасного поведения в школе и дома»

Криминальные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации.

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

Безопасность на улице. Знание своего села и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по поселку, знание расположения безопасных зон (отделение полиции, посты ГИБДД и зоны повышенной опасности). Умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе, в школе.

4. Дорожно-транспортная безопасность (11 часов)

Дорога и участники дорожного движения

Азбука дорожной безопасности. История колеса и дорог. История появления автомобиля. Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Некоторые термины. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.

5. Подготовка к активному отдыху на природе (7 часов)

Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего места нахождения и направления движения на местности.

Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту.

Формы работы можно разделить на теоретические: беседа, анализ ситуации. Работа с  литературным материалом: рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал   и  практическая работа в тетрадях. Рисунки на заданную тему, посещение библиотеки. Занятия проходят по группам, парами, в «круге».


Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Моя безопасность»

№ занят.

Дата

Тема занятия

Примечание

По плану

По факту

Опасные ситуации природного характера

1

02.09

02.09

Гроза. Правила безопасного поведения

2

09.09

09.09

Буря. Правила безопасного поведения

3

16.09

16.09

Смерч. Правила безопасного поведения

4

23.09

23.09

Землетрясение. Эвакуация

5

30.09

30.09

Обвалы, оползни, сели

6

07.10

07.10

Оперативные службы нашего района

Опасные ситуации техногенного характера

7

14.10

14.10

Пожары и взрывы

8

21.10

21.10

Лесные пожары

9

28.10

28.10

Выброс ядовитых веществ

10

11.11

11.11

Гидродинамические аварии

Опасные ситуации социального характера

11

18.11

18.11

Правила обращения с электроприборами

12

25.11

25.11

Правила обращения с газовыми приборами

13

02.12

02.12

Радиационная опасность

14

09.12

09.12

Освобождение заложников

15

16.12

16.12

Службы защиты от опасностей нашего района

16

23.12

23.12

Предупреждение бытового травматизма

Дорожно-транспортная безопасность

17

13.01

13.01

Безопасность в авиатранспорте

18

20.01

20.01

Безопасность в железнодорожном транспорте

19

27.01

27.01

Правила поведения в метро

20

03.02

03.02

Безопасность в наземном транспорте

21

10.02

10.02

Правила перехода через дорогу

22

17.02

17.02

Личная безопасность на улице

23

24.02

02.03

Выбор наиболее безопасных маршрутов в школу и домой

24

02.03

16.03

Виды перекрестков. Игра «Угадай, какой знак»

25

16.03

23.03

Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Ее предназначение и задачи.

26

23.03

27.03

Езда на велосипеде, скутере

27

30.03

30.03

Экскурсия по улицам поселка. Изучение дорожной разметки

Подготовка к активному отдыху на природе

28

06.04

03.04

Правила поведения в лесу

29

13.04

06.04

Укусы насекомых

30

20.04

13.04

Дикие животные

31

27.04

20.04

Правила поведения на воде

32

18.05

27.04

Правила поведения в лодке

33

25.05

18.05

Помощь утопающему

34

25.05

Уроки Айболита. Солнечный удар, носовое кровотечение, ожоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Безопасное детство"

    Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления для детей младшего школьного возраста разработана на основе положений ко...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя безопасность»

Овладение обучающимися правилами безопасного поведения в различных ситуациях....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука безопасности"

Курс внеурочной деятельности "Азбука безопасности" разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Азбука безопасности

Содержание программы «Азбука безопасности» отличается развёрнутостью, личностной ориентацией и концентрическим расширением объёма информации от класса к классу в рассмотрении вопросов безо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука безопасности" для 1-4 классов

Данная рабочая программа представляет собой разработку курса "Азбука безопасности", рассчитанную на 4 года изучения. Программа включает в себя основные виды безопасности жизнедеятельности: а...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности»

Рабочая программакурса внеурочной деятельности«Основы безопасности жизнедеятельности» Спортивно – оздоровительного направления Программа разработана для детей 10-11 л...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Школа безопасности»

Курс «Школа безопасности» позволит детям научиться распознавать и оценивать опасности среды обитания человека, определить способы защиты от них, приобрести навыки в ликвидации последствий ...