Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
рабочая программа по обж (3 класс)
Курс внеурочной деятельности "Азбука безопасности" разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_azbuka_bezopasnosti_19-20_g.docx | 450.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука безопасности» составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Программа составлена с учётом Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основной образовательной программы начального общего образования и плана внеурочной деятельности МКОУ «Битковская СОШ».
Рабочая программа разработана для первого года обучения, рассчитана на детей 9-11 лет, желающих во внеурочное время изучать научные знания, охватывающие теорию и практику защиты человека и общества от опасных и вредных факторов различного характера.
Для реализации рабочей программы используется альбом-задачник: Л.П. Анастасова и др. «Жизнь без опасностей. Учусь быть самостоятельным» М.: Вентана-Граф.
Программа имеет социальную и общекультурную направленность, способствует разнообразию досуга младших школьников и направлена на формирование у младших школьников потребности к здоровому и безопасному образу жизни.
Цели программы:
- обучение детей методам обеспечения личной безопасности;
- развитие ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества;
- обучение приёмам оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- понятие о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Задачи программы:
- развить у детей чувство ответственности за свое поведение;
- учить бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и выработку умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
- формировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- вырабатывать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- формировать умения: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты;
- развивать духовные и физические качества личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни.
Реализация программы позволит:
- Привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
- Сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- Выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
- работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Актуальность данной программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию безопасности жизнедеятельности ребёнка, способных решать современные задачи в целях своей безопасности.
В системе воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит познанию себя и познанию окружающего мира. Умение видеть и понимать опасность, которая исходит извне и от себя самого, способствует воспитанию чувства самосохранности, развитию возможности защититься самому и оказать помощь другим, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия курса «Азбука безопасности» являются эффективным средством приобщения детей к методам личной безопасности. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Отличительные особенности данной программы в том, что она ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по сохранению жизни обучающихся.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами жизнедеятельности, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности предмета, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий предмета, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета.
Количество учебных часов
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
Личностные результаты: формируется умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасности; самостоятельно формулировать самые простые, общие для всех людей правила здорового образа жизни, безопасного поведения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия: с помощью учителя определяют цели своей деятельности, последовательность работы по плану; отличают верно выполненное задание от выполненного неверно.
Познавательные универсальные учебные действия: обучающиеся учатся с помощью учителя выдвигать предположения о факторах безопасной жизнедеятельности и осуществлять их проверку; ориентироваться в своей системе знаний о составляющих безопасной жизнедеятельности (отличать новое от уже известного); пользоваться доступными источниками информации; выстраивать в устной форме речевое высказывание о своих знаниях, умениях, направленных на безопасную жизнедеятельность.
Коммуникативные универсальные учебные действия: обучающиеся с помощью учителя учатся выражать свои мысли, объяснять свою позицию по вопросам безопасной жизнедеятельности (ОБЖ).
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (8ч)
1.1. Чрезвычайные ситуации
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.
1.2. Основные мероприятия безопасного поведения дома.
Опасные предметы в доме. Электричество.
II. Улица полна неожиданностей (14ч)
2.1. Как правильно переходить дорогу. Дорожные знаки.
Безопасность на улице. Дорожные знаки.
2.2. Элементы дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства.
Сигналы регулирования дорожного движения.
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (10ч)
3.1. Безопасное поведение на воде
Чем опасны водоемы зимой и весной. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.
3.2. Безопасное поведение на природе и в помещениях. Нарушение правил поведения.
Чистый воздух, его значение для здоровья человека.
Правила безопасного поведения в помещениях. Шалости с огнём.
IV. Безопасное поведение на улицах и дорогах (3ч)
Подготовка и практический выход на конец учебного года: участие в районном конкурсе «Безопасное колесо»
Предполагаемые проекты учащихся:
- Стенгазета
- Презентация – викторина «Правила движения достойны уважения»
- Математика в «Азбуке безопасности»
- Мы даём тебе совет!
- Площадка для изучения ПДД
Методы работы:
1) Словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).
2) Объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод.
3)По основным компонентам деятельности учителя:
а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении — разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);
в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, практические работы, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
4) Методы проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).
Формы организации внеурочной деятельности творческого объединения по направлениям:
1. Общеинтеллектуальное:
- Предметные недели;
- Библиотечные уроки;
- Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.;
- Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района;
- Участие в олимпиадах;
- Разработка проектов различной тематики.
2. Спортивно-оздоровительное:
- Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований;
- Проведение бесед по охране здоровья;
- Применение игровых моментов, физкультминуток;
- Участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах.
3. Социальное:
- Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты;
- Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие;
- Участие в творческих конкурсах, акциях.
4.Духовно-нравственное:
1.Беседы, экскурсии;
2.Участие и подготовка к мероприятиям;
3.Разработка проектов;
- Сюжетно-ролевые игры.
5. Общекультурное:
- Беседы, экскурсии;
- Подготовка и участие в конкурсах;
- Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия;
- Фильмы, тематические видеоролики, тематические презентации.
6. Духовно-нравственное:
- Организация экскурсий, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;
- Проведение тематических встреч, бесед;
- Участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, района.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях | 4 | |
Дом, в котором ты живешь | 4 | |
Улица полна неожиданностей | 14 | |
Безопасность на воде | 4 | |
Безопасность в помещении | 3 | |
Безопасное колесо | 3 | |
Обобщение | 2 | |
ИТОГО | 34 |
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Названия темы занятия | Дата проведения | ||
По плану | Факт | |||
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (4ч) | ||||
Введение в курс «Азбука безопасности». Что такое безопасность. | ||||
2. | Что такое безопасность. Источники опасности. | |||
3. | Город, посёлок, где мы живём. | |||
4. | Как ориентироваться в селе, посёлке. | |||
Дом, в котором ты живешь (4 ч) | ||||
5. | Опасности у тебя в доме. | |||
6. | Электричество и его опасность. | |||
7. | Правила поведения с незнакомыми людьми. Правила безопасности, когда ты один дома. | |||
8. | Занятие-игра «Безопасный путь к самостоятельности». | |||
Улица полна неожиданностей (14 ч) | ||||
9. | Безопасность на улице. | |||
10. | Как правильно переходить дорогу. | |||
11. | Наиболее безопасный путь в школу и из школы. | |||
12. | Сигналы регулирования дорожного движения. | |||
13. | Виды перекрёстков. | |||
14-15. | Дорожные знаки. | |||
16. | Занятие-игра «Угадай, какой я знак?» по теме «Дорожные знаки». | |||
17. | Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | |||
18. | Будь внимательным и осторожным. Движение группами. | |||
19. | Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. | |||
20. | Где можно и где нельзя играть. Практическое занятие «Улицы села». | |||
21. | Знакомство с транспортом села. Правила поведения в общественном транспорте. | |||
22. | Игра «красный, жёлтый, зелёный» (Обобщение по теме: «Улица полна неожиданностей»). | |||
Безопасность на воде (4ч) | ||||
23. | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в зимний период. | |||
24. | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в весенний период. Водоёмы весной. | |||
25. | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период. | |||
26. | Основные спасательные средства. | |||
Безопасность в помещении (3ч) | ||||
27. | Какие опасности нас подстерегают в помещении. Основные правила пожарной безопасности. | |||
28. | Детские шалости с огнём. Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте. | |||
29. | Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности. | |||
Безопасное колесо (3ч) | ||||
30. | Безопасное колесо. Выставка детского творчества. | |||
31. | Безопасное колесо. Знание правил дорожного движения. Теория. | |||
32. | Безопасное колесо. Практические занятия по вождению велосипеда. Подведение итогов. | |||
Обобщение (2ч) | ||||
33. | Игровая программа «Друзья пожарных». | |||
34. | Обобщение за год «Азбука безопасности каждому нужна». Викторина «Подумай и ответь». Безопасность на дорогах в летний период. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Безопасное детство"
Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления для детей младшего школьного возраста разработана на основе положений ко...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя безопасность»
Овладение обучающимися правилами безопасного поведения в различных ситуациях....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Азбука безопасности
Содержание программы «Азбука безопасности» отличается развёрнутостью, личностной ориентацией и концентрическим расширением объёма информации от класса к классу в рассмотрении вопросов безо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моя безопасность"
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую Данная програ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука безопасности" для 1-4 классов
Данная рабочая программа представляет собой разработку курса "Азбука безопасности", рассчитанную на 4 года изучения. Программа включает в себя основные виды безопасности жизнедеятельности: а...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программакурса внеурочной деятельности«Основы безопасности жизнедеятельности» Спортивно – оздоровительного направления Программа разработана для детей 10-11 л...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Школа безопасности»
Курс «Школа безопасности» позволит детям научиться распознавать и оценивать опасности среды обитания человека, определить способы защиты от них, приобрести навыки в ликвидации последствий ...