Рабочая программа курса внеурочной деятельности Азбука безопасности
рабочая программа (2 класс)
Содержание программы «Азбука безопасности» отличается развёрнутостью, личностной ориентацией и концентрическим расширением объёма информации от класса к классу в рассмотрении вопросов безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_azbuka_bezopasnosti.docx | 44.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №1к основной образовательной программе НОО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №29» г. Нижневартовск
Рассмотрено: на заседании МО протокол № 4 от « 16» мая 2019 г. | Согласовано: Зам.дир. по ВР С.И.Громовая « 30 » августа 2019 г. |
Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от « 30 » августа 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ "СШ №29" _______________Т.В. Бачинина Приказ № 295 от « 30 » 08 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ
2 класс
(уровень образования)
2019-2020 учебный год
(срок реализации программы)
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу) Гаврилова М.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Азбука безопасности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха.
В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей – чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально-опасными личностями. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе может сыграть предлагаемая для внеурочной деятельности в начальной школе программа «Азбука безопасности».
При составлении программы учитывались требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Содержание программы «Азбука безопасности» отличается развёрнутостью, личностной ориентацией и концентрическим расширением объёма информации от класса к классу в рассмотрении вопросов безопасности.
Цель программы:
Формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации. Задачи программы:
- развитие у детей чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребёнка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к безопасности;
- принцип наглядности предполагает максимальное использование мультимедиа продуктов при проведении занятий;
- принцип личностной ориентации. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог планирует и прогнозирует развитие каждого ребёнка;
- принцип системности заключается в концентрической последовательности занятий по классам от простого к сложному;
- принцип практической направленности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков.
Формы и режим занятий: форма проведения – мини-занятие, предполагающее взаимопроникновение различных видов деятельности: беседа, игра, слушание, чтение и обсуждение литературных произведений, анализ жизненных ситуаций, использование элементов изодеятельности, просмотр и анализ тематических мультфильмов и презентаций.
На изучение курса «Азбука безопасности» в каждом классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана: 2 класс- 34 часа
Выполнение программы
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год | |
Количество часов | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает три раздела:
1. Дорожная азбука.
2. Служба 01.
3. Опасные и чрезвычайные ситуации.
Название раздела | Номер занятия | Тема | Количество часов | |
теория | практика | |||
1. | Введение. | 1 | ||
Дорожная азбука | 2-3. | Основные правила поведения на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм. | 1 | 1 |
4. | На наших улицах. | 0,5 | 0,5 | |
5. | Сигналы светофора. | 1 | ||
6. | Правила перехода улиц и дорог. | 0,5 | 0,5 | |
7. | Обязанности пассажиров. | 1 | ||
8. | Викторина «Знатоки правил дорожного движения» | 1 | ||
9-10. | «Мы учимся соблюдать ПДД» | 2 | ||
Служба 01 | 11. | Огонь – друг и враг человека | 1 | |
12-13. | Причины возникновения пожара | 2 | ||
14. | Противопожарный режим в школе | 1 | ||
15. | Практическое занятие по эвакуации | 1 | ||
16. | Действия в случае пожара дома. | 1 | ||
17. | Первая помощь при ожогах. | 1 | ||
18. | Конкурс рисунков «Огонь-друг. Огонь-враг» | 1 | ||
19. | Спортивная эстафета «Я – пожарный» | 1 | ||
20. | Знатоки правил пожарной безопасности | 1 | ||
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | |
22. | Школьный травматизм. | 0,5 | 0,5 | |
23. | Пищевые отравления. Первая медицинская помощь при отравлениях. | 0,5 | 0,5 | |
24. | Хронические неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. | 1 | ||
25. | Инфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. | 1 | ||
26. | Можно ли уберечься от травм? В глаз, ухо, нос попало инородное тело. Ушибы, ссадины, порезы. | 1 | ||
27. | Можно ли уберечься от травм? Вывихи, растяжения. | 1 | ||
28. | Безопасность в любую погоду. | 1 | ||
29-31 | Безопасность на воде. | 3 | ||
32. | Игра «Опасные и безопасные ситуации» | 1 | ||
33. | Игра «Светофор здоровья» | 1 | ||
34. | Резерв. | 2 | ||
Итого: | 34 | 19 | 15 |
Планируемые результаты освоения курса:
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Воспитательные результаты:
1 уровень: приобретение школьниками социальных знаний о формах безопасного поведения, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
2 уровень: получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к своей безопасности и безопасности окружающих.
3 уровень: получение школьниками опыта самостоятельности в принятии решений и выработке навыков безопасного поведения в реальной жизни.
В результате прохождения программного материала выпускники школы будут знать:
- правила перехода дороги, перекрёстка;
- обязанности пассажира;
- особенности жизнеобеспечения дома и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации;
- характеристики водоёмов в местах своего проживания, их состояние в различное время года;
- способы и средства спасения утопающих, основные спасательные средства;
- правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоёмов;
- меры пожарной безопасности;
- правила личной безопасности в различных криминогенных ситуациях;
- наиболее характерные для региона проживания чрезвычайные ситуации, причины их возникновения и последствия;
- опасные погодные явления, наиболее характерные для региона проживания;
помнить:
- основные правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, бытового газа, а также препаратов бытовой химии;
- рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоёмов;
- порядок и правила вызова полиции, скорой помощи, пожарной охраны;
обладать навыками:
- организации безопасной переправы через небольшую водную преграду;
- разведение и гашение костра;
- ориентирование на местности;
- действие в неблагоприятных погодных условиях, в в том числе в поле, в лесу, у водоёма;
- оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении пищевыми продуктами;
- Обучающиеся получат возможность для формирования универсальных учебных действий:
личностных:
- выраженной устойчивой познавательной мотивации;
- положительной, адекватной, дифференцированной самооценки;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиции партнёров в общении, устойчивое следование в поведении моральным нормам;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь;
регулятивных:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять инициативу в сотрудничестве;
- самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения действия и в носить необходимые коррективы;
познавательных:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
коммуникативных:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
- последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Основными способами достижения планируемых результатов является проведение по окончании изучения раздела обобщающих игр, викторин, конкурсов, практических занятий.
Форма подведения итогов реализации программы:
Игра-конкурс «Настоящие Робинзоны»
Программой предусмотрена:
- организация мест демонстрации успешности обучающихся
- участие в планируемых школой делах и мероприятиях
- выход за пределы ОУ
- выход в Интернет
- основные результаты вносятся в «Портфолио достижений»
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 4 класса и специфики данного классного коллектива.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Алексеева Л.Л. и др. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2017
2. Алексеенко Е.В. и др. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2-х частях. Часть 2. – М.: Просвещение, 2017
3. Газета «Начальная школа» Издательского дома «Первое сентября», № 25,47/2017, № 10,12,23/2017
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2018
5. Мартынова Я.Ю. Внеклассные мероприятия в начальной школе: игры, викторины, классные часы, праздники. – Волгоград: Учитель, 2018
6. Осипова М.П. Чтобы огонь не причинил вреда. Журнал «Начальная школа», № 1/ 2012
7. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 2017
8. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 2. Третье изд., перераб.- М.: Просвещение, 2018
9. Симонова Л.П. Программа (проект) учебного курса для начальной школы «Основы безопасности жизнедеятельности». Ж. «Начальная школа», № 6, 2017
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2017
При подготовке программы использованы методические материалы преподавателя ИРО Кировской области Волкова А.Г.
Интернет-ресурсы
1. http://www.rusedu.ru – архив учебных программ и презентация по всем предметам школы и внеклассным мероприятиям
2. http://www.nachalka.info – учебно-методический комплект «начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»
3. http://usovi.ru – Уроки тётушки Совы
4. http://max-foto.info – подборка фотографий растений, птиц, животных
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации программы в учебном кабинете имеется необходимое оборудование:
- персональный компьютер учителя – 1 шт.
- интерактивная доска – 1 шт.
- документ-камера – 1 шт.
- принтер – 1шт.
- сканер – 1 шт.
Название раздела | Номер занятия | Тема | Количество часов | Дата/факт. дата | Краткое содержание | Формы и методы | Формы подведения итогов | |
теория | прак-тика | |||||||
1. | Введение. | 1 | Знакомство с целью и задачами курса и правилами поведения при проведении практических занятий | Беседа | Инструктаж по ТБ | |||
Дорожная азбука | 2-3. | Основные правила поведения на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм. | 1 | 1 | Повторение ПДД , изученных в 1 классе. История ПДД. Примеры ДТП с детьми, произошедшими в районе в течение года | Просмотр м/ф «История ПДД», «Кто быстрее», «Гонки с препятствиями», «Где кататься» Практическое занятие | Памятка «Как вести себя на улице» | |
4. | На наших улицах. | 0,5 | 0,5 | Наиболее опасные места для движения пешеходов в районе школы. Знакомство с дорожными знаками. | Беседа Практическое занятие | Рисунок «Улица полна опасностей» | ||
5. | Сигналы светофора и регулировщика. | 1 | Светофоры. Регулировщик движения. Положения и жесты регулировщика | Просмотр м/ф «Пляшущие человечки», «Гармония светофора», «Сигналы регулировщика» | Рисунок «Регулировщик на дороге» | |||
6. | Правила перехода улиц и дорог. | 0,5 | 0,5 | Чтение и анализ рассказа Н.А.Извекова «Как Буратино ходить учился» | Презентация «В добрый путь» Практическое занятие | |||
7. | Обязанности пассажиров. | 1 | Пассажиры. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров | Беседа Просмотр м/ф «В автобусе», «На остановке», «Самая страшная машина» | Подготовка к итоговому занятию | |||
8. | Викторина «Знатоки правил дорожного движения» | 1 | Подведение итогов изучения раздела | Викторина. Тест. | Конкурс рисунков | |||
9-10. | «Мы учимся соблюдать ПДД» | 2 | Подведение итогов | Занятие 1. Игра «Путешествие по стране машин и переходов» Занятие 2. Игры и соревнования на школьной площадке | ||||
Служба 01 | 11. | Огонь – друг и враг человека | 1 | Повторение ППБ, изученных в 1 классе | Беседа Презентация «Огонь-друг и враг человека» | Рисунок «Огонь – друг человека» | ||
12-13. | Причины возникновения пожара | 2 | По каким причинам возникают пожары. | Просмотр м/ф «Игры с огнём», «Огонь ошибок не прощает» | Письмо другу «Почему возникают пожары» | |||
14. | Противопожарный режим в школе | 1 | Повторение изученного в 1 классе. Школьный план эвакуации. | Беседа Изучение плана эвакуации | ||||
15. | Практическое занятие по эвакуации | 1 | Практическое занятие | |||||
16. | Действия в случае пожара дома. | 1 | Если в доме пожар. Анализ конкретной ситуации | Просмотр м/ф «Пожар в квартире» | Памятка «Уходя из дома, проверь…» | |||
17. | Первая помощь при ожогах. | 1 | Практическое занятие | |||||
18. | Конкурс рисунков «Огонь-друг. Огонь-враг» | 1 | Практическое занятие Защита конкурсных работ | |||||
19. | Спортивная эстафета «Я – пожарный» | 1 | Практическое закрепление полученных знаний | |||||
20. | Знатоки правил пожарной безопасности | 1 | Викторина. Тест. | |||||
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Опасности, которые нас подстерегают. | Решение ситуационных задач | Составить ситуационную задачу | ||
22. | Школьный травматизм. | 0,5 | 0,5 | Причины школьного травматизма. Где в школе можно получить травму | Беседа. Экскурсия по травмоопасным местам в школе | Советы 1-клаасникам «Где в школе нужно быть осторожным» | ||
23. | Пищевые отравления. Первая медицинская помощь при отравлениях. | 0,5 | 0,5 | Отравления продуктами питания. | Беседа. Практическое занятие | Памятка «Помоги себе сам» | ||
24. | Хронические неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. | 1 | Хронические неинфекционные заболевания, причины их возникновения. Правила ЗОЖ | Презентация «Здоровый образ жизни» | Разработать комплекс утренней зарядки | |||
25. | Инфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. | 1 | Возбудители инфекционных заболеваний. Как от них уберечься. | Просмотр м/ф «Уроки тётушки Совы. Микробы» | Коллаж «Повседневная гигиена» | |||
26. | Можно ли уберечься от травм? В глаз, ухо, нос попало инородное тело. Ушибы, ссадины, порезы. | 1 | Практическое занятие | Памятка «Первая помощь при ушибах, ссадинах и порезах» | ||||
27. | Можно ли уберечься от травм? Вывихи, растяжения. | 1 | Практическое занятие | Памятка «Первая помощь при вывихах и растяжениях» | ||||
28. | Безопасность в любую погоду. | 1 | Чем опасны морозы, жара, гроза, оттепель и гололёд | Просмотр м/ф «Опасные сосульки», «Как не мёрзнуть» | Памятка «Первая помощь при…» | |||
29-31 | Безопасность на воде. | 3 | Классификация водоёмов. Какую опасность представляют водоёмы в разное время года. Плавательные средства (гребная лодка, плот…). Спасательные средства. Помощь утопающим | М/ф «На тонком льду», «За бортом», «Место для купания», «Безопасность на воде» | Рисунок «Вода несёт опасность» | |||
32. | Игра «Опасные и безопасные ситуации» | 1 | Подведение итогов изучения курса за год | Решение ситуативных задач. Тест | Подготовка рисунков к итоговому занятию | |||
33. | Игра «Светофор здоровья» | 1 | Подведение итогов изучения курса за год | Конкурсы, подвижные игры, защита рисунков «Наша безопасность» | ||||
34. | Резерв. | 2 | ||||||
Итого: | 34 | 19 | 15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
Программа "Азбука безопасности" ориентирована на формирование и развитие основ безопасности; на практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука безопасности»
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности" расчитана на детей в возрасте 7-9 лет. Реализует социально-педагогическое направление....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
Рабочая программа "Азбука безопасности" реализует социально-педагогическое направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с ФГОС НОО второго поколения и тесно сзязана с ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
Курс внеурочной деятельности "Азбука безопасности" разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Азбука безопасности Аркадия Паровозова»
Аннотация.Нормативно- правовая база.Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука безопасности" для 1-4 классов
Данная рабочая программа представляет собой разработку курса "Азбука безопасности", рассчитанную на 4 года изучения. Программа включает в себя основные виды безопасности жизнедеятельности: а...