Рабочая программа курса внеурочной деятельности Азбука безопасности
рабочая программа (2 класс)

Гаврилова Марина Александровна

Содержание программы «Азбука безопасности» отличается развёрнутостью, личностной ориентацией и концентрическим расширением объёма информации от класса к классу в рассмотрении вопросов безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Приложение №1к основной образовательной программе НОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №29» г. Нижневартовск

Рассмотрено:

на заседании МО

протокол № 4 от

«     16»      мая    2019 г.

Согласовано:

 Зам.дир. по ВР

С.И.Громовая

 «  30 »  августа  2019 г.

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от « 30 » августа 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ "СШ №29"

_______________Т.В. Бачинина            

 Приказ № 295 от «   30 »    08  2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ

2 класс

(уровень образования)

2019-2020 учебный год

(срок реализации программы)

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу) Гаврилова М.А.

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Азбука безопасности» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха.

В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей – чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально-опасными личностями. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе может сыграть предлагаемая для внеурочной деятельности в начальной школе программа «Азбука безопасности».

          При составлении программы учитывались требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Содержание программы «Азбука безопасности» отличается развёрнутостью, личностной ориентацией и концентрическим расширением объёма информации от класса к классу в рассмотрении вопросов безопасности.

 Цель программы: 

Формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.                                                                                                                                                                                                                                                                         Задачи программы:

  • развитие у детей чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • стимулирование у ребёнка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к безопасности;
  • принцип наглядности предполагает максимальное использование мультимедиа продуктов при проведении занятий;
  • принцип личностной ориентации. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог планирует и прогнозирует развитие каждого ребёнка;
  • принцип системности заключается в концентрической последовательности занятий по классам от простого к сложному;
  • принцип практической направленности проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков.

Формы и режим занятий: форма проведения – мини-занятие, предполагающее взаимопроникновение различных видов деятельности: беседа, игра, слушание, чтение и обсуждение литературных произведений, анализ жизненных ситуаций, использование элементов изодеятельности, просмотр и анализ тематических мультфильмов и презентаций.

На изучение курса «Азбука безопасности» в каждом классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана: 2 класс- 34 часа

Выполнение программы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Количество часов

9

7

10

8

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа включает  три раздела:

1. Дорожная азбука.

2. Служба 01.

3. Опасные и чрезвычайные ситуации.

Название раздела

Номер занятия

Тема

Количество часов

теория

практика

1.

Введение.

1

Дорожная азбука

2-3.

Основные правила поведения на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм.

1

1

4.

На наших улицах.

0,5

0,5

5.

Сигналы светофора.

1

6.

Правила перехода улиц и дорог.

0,5

0,5

7.

Обязанности пассажиров.

1

8.

Викторина «Знатоки правил дорожного движения»

1

9-10.

«Мы учимся соблюдать ПДД»

2

Служба 01

11.

Огонь – друг и враг человека

1

12-13.

Причины возникновения пожара

2

14.

Противопожарный режим в школе

1

15.

Практическое занятие по эвакуации

1

16.

Действия в случае пожара дома.

1

17.

Первая помощь при ожогах.

1

18.

Конкурс рисунков «Огонь-друг. Огонь-враг»

1

19.

Спортивная эстафета «Я – пожарный»

1

20.

Знатоки правил пожарной безопасности

1

Опасные и чрезвычайные ситуации

21.

Что вокруг нас может быть опасным?

1

22.

Школьный травматизм.

0,5

0,5

23.

Пищевые отравления. Первая медицинская помощь при отравлениях.

0,5

0,5

24.

Хронические неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни.

1

25.

Инфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни.

1

26.

Можно ли уберечься от травм? В глаз, ухо, нос попало инородное тело. Ушибы, ссадины, порезы.

1

27.

Можно ли уберечься от травм? Вывихи, растяжения.

1

28.

Безопасность в любую погоду.

1

29-31

Безопасность на воде.

3

32.

Игра «Опасные и безопасные ситуации»

1

33.

Игра «Светофор здоровья»

1

34.

Резерв.

2

Итого:

34

19

15

Планируемые результаты освоения курса:

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Воспитательные результаты:

1 уровень: приобретение школьниками  социальных знаний о формах безопасного поведения, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

2 уровень: получение школьниками  опыта переживания и позитивного отношения к своей безопасности и безопасности окружающих.

3 уровень: получение школьниками опыта самостоятельности в принятии решений и выработке навыков безопасного поведения в реальной жизни.

В результате прохождения программного материала выпускники школы будут знать:

  • правила перехода дороги, перекрёстка;
  • обязанности пассажира;
  • особенности жизнеобеспечения дома и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации;
  • характеристики водоёмов в местах своего проживания, их состояние в различное время года;
  • способы и средства спасения утопающих, основные спасательные средства;
  • правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоёмов;
  • меры пожарной безопасности;
  • правила личной безопасности в различных криминогенных ситуациях;
  • наиболее характерные для региона проживания чрезвычайные ситуации, причины их возникновения и последствия;
  • опасные погодные явления, наиболее характерные для региона проживания;

помнить:

  • основные правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, бытового газа, а также препаратов бытовой химии;
  • рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоёмов;
  • порядок и правила вызова полиции, скорой помощи, пожарной охраны;

обладать навыками:

  • организации безопасной переправы через небольшую водную преграду;
  • разведение и гашение костра;
  • ориентирование на местности;
  • действие в неблагоприятных погодных условиях, в в том числе в поле, в лесу, у водоёма;
  • оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении пищевыми продуктами;
  • Обучающиеся получат возможность для формирования универсальных учебных действий:

личностных:

  • выраженной устойчивой познавательной мотивации;
  • положительной, адекватной, дифференцированной самооценки;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиции партнёров в общении, устойчивое следование в поведении моральным нормам;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь;

регулятивных:

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять инициативу в сотрудничестве;
  • самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения действия и в носить необходимые коррективы;

познавательных:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

коммуникативных:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
  • последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Основными способами достижения планируемых результатов является проведение по окончании изучения раздела обобщающих игр, викторин, конкурсов, практических занятий.

Форма подведения итогов реализации программы:

Игра-конкурс «Настоящие Робинзоны»

Программой  предусмотрена:

-  организация мест демонстрации успешности обучающихся

-  участие в планируемых  школой делах и мероприятиях

-  выход за пределы ОУ

-  выход в Интернет 

- основные результаты вносятся в «Портфолио достижений»

                               

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 4 класса и специфики данного классного коллектива.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1. Алексеева Л.Л. и др. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2017

2. Алексеенко Е.В. и др. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2-х частях. Часть 2. – М.: Просвещение, 2017

3. Газета «Начальная школа» Издательского дома «Первое сентября», № 25,47/2017, № 10,12,23/2017

4.  Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2018

5. Мартынова Я.Ю. Внеклассные мероприятия в начальной школе: игры, викторины, классные часы, праздники. – Волгоград: Учитель, 2018

6. Осипова М.П. Чтобы огонь не причинил вреда. Журнал «Начальная школа», № 1/ 2012

7. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 2017

8. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 2. Третье изд., перераб.- М.: Просвещение, 2018

9. Симонова Л.П. Программа (проект) учебного курса для начальной школы «Основы безопасности жизнедеятельности». Ж. «Начальная школа», № 6, 2017

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2017

При подготовке программы использованы методические материалы преподавателя ИРО Кировской области Волкова А.Г.

Интернет-ресурсы

1. http://www.rusedu.ru – архив учебных программ и презентация по всем предметам школы и внеклассным мероприятиям

2. http://www.nachalka.info – учебно-методический комплект «начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»

3. http://usovi.ru – Уроки тётушки Совы

4. http://max-foto.info – подборка фотографий растений, птиц, животных

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации программы в учебном кабинете имеется необходимое оборудование:

- персональный компьютер учителя – 1 шт.

- интерактивная доска – 1 шт.

- документ-камера – 1 шт.

- принтер – 1шт.

- сканер – 1 шт.

Название раздела

Номер занятия

Тема

Количество часов

Дата/факт. дата

Краткое содержание

Формы и методы

Формы подведения итогов

теория

прак-тика

1.

Введение.

1

Знакомство с целью и задачами курса и правилами поведения при проведении практических занятий

Беседа

Инструктаж по ТБ

Дорожная азбука

2-3.

Основные правила поведения на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм.

1

1

Повторение ПДД , изученных в 1 классе. История ПДД. Примеры ДТП с детьми, произошедшими в районе в течение года

Просмотр м/ф «История ПДД», «Кто быстрее», «Гонки с препятствиями», «Где кататься»

Практическое занятие

Памятка «Как вести себя на улице»

4.

На наших улицах.

0,5

0,5

Наиболее опасные места для движения пешеходов в районе школы. Знакомство с дорожными знаками.

Беседа

Практическое занятие

Рисунок «Улица полна опасностей»

5.

Сигналы светофора и регулировщика.

1

Светофоры. Регулировщик движения. Положения и жесты регулировщика

Просмотр м/ф «Пляшущие человечки», «Гармония светофора», «Сигналы регулировщика»

Рисунок «Регулировщик на дороге»

6.

Правила перехода улиц и дорог.

0,5

0,5

Чтение и анализ рассказа Н.А.Извекова «Как Буратино ходить учился»

Презентация «В добрый путь»

Практическое занятие

7.

Обязанности пассажиров.

1

Пассажиры. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров

Беседа

Просмотр м/ф «В автобусе», «На остановке», «Самая страшная машина»

Подготовка к итоговому занятию

8.

Викторина «Знатоки правил дорожного движения»

1

Подведение итогов изучения раздела

Викторина. Тест.

Конкурс рисунков

9-10.

«Мы учимся соблюдать ПДД»

2

Подведение итогов

Занятие 1. Игра «Путешествие по стране машин и переходов»

Занятие 2. Игры и соревнования на школьной площадке

Служба 01

11.

Огонь – друг и враг человека

1

Повторение ППБ, изученных в 1 классе

Беседа

Презентация «Огонь-друг и враг человека»

Рисунок  «Огонь – друг человека»

12-13.

Причины возникновения пожара

2

По каким причинам возникают пожары.

Просмотр м/ф «Игры с огнём», «Огонь ошибок не прощает»

Письмо другу «Почему возникают пожары»

14.

Противопожарный режим в школе

1

Повторение изученного в 1 классе. Школьный план эвакуации.

Беседа

Изучение плана эвакуации

15.

Практическое занятие по эвакуации

1

Практическое занятие

16.

Действия в случае пожара дома.

1

Если в доме пожар. Анализ конкретной ситуации

Просмотр м/ф «Пожар в квартире»

Памятка «Уходя из дома, проверь…»

17.

Первая помощь при ожогах.

1

Практическое занятие

18.

Конкурс рисунков «Огонь-друг. Огонь-враг»

1

Практическое занятие

Защита конкурсных работ

19.

Спортивная эстафета «Я – пожарный»

1

Практическое закрепление полученных знаний

20.

Знатоки правил пожарной безопасности

1

Викторина. Тест.

Опасные и чрезвычайные ситуации

21.

Что вокруг нас может быть опасным?

1

Опасности, которые нас подстерегают.

Решение ситуационных задач

Составить ситуационную задачу

22.

Школьный травматизм.

0,5

0,5

Причины школьного травматизма. Где в школе можно получить травму

Беседа.

Экскурсия по травмоопасным местам в школе

Советы 1-клаасникам «Где в школе нужно быть осторожным»

23.

Пищевые отравления. Первая медицинская помощь при отравлениях.

0,5

0,5

Отравления продуктами питания.

Беседа.

Практическое занятие

Памятка «Помоги себе сам»

24.

Хронические неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни.

1

Хронические неинфекционные заболевания, причины их возникновения. Правила ЗОЖ

Презентация «Здоровый образ жизни»

Разработать комплекс утренней зарядки

25.

Инфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни.

1

Возбудители инфекционных заболеваний. Как от них уберечься.

Просмотр м/ф «Уроки тётушки Совы. Микробы»

Коллаж

«Повседневная гигиена»

26.

Можно ли уберечься от травм? В глаз, ухо, нос попало инородное тело. Ушибы, ссадины, порезы.

1

Практическое занятие

Памятка «Первая помощь при ушибах, ссадинах и порезах»

27.

Можно ли уберечься от травм? Вывихи, растяжения.

1

Практическое занятие

Памятка «Первая помощь при вывихах и растяжениях»

28.

Безопасность в любую погоду.

1

Чем опасны морозы, жара, гроза, оттепель и гололёд

Просмотр м/ф «Опасные сосульки», «Как не мёрзнуть»

Памятка «Первая помощь при…»

29-31

Безопасность на воде.

3

Классификация водоёмов. Какую опасность представляют водоёмы в разное время года. Плавательные средства (гребная лодка, плот…). Спасательные средства. Помощь утопающим

М/ф «На тонком льду», «За бортом», «Место для купания», «Безопасность на воде»

Рисунок «Вода несёт опасность»

32.

Игра «Опасные и безопасные ситуации»

1

Подведение итогов изучения курса за год

Решение ситуативных задач. Тест

Подготовка рисунков к итоговому занятию

33.

Игра «Светофор здоровья»

1

Подведение итогов изучения курса за год

Конкурсы, подвижные игры, защита рисунков «Наша безопасность»

34.

Резерв.

2

Итого:

34

19

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"

Программа "Азбука безопасности" ориентирована на формирование и развитие основ безопасности; на практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука безопасности»

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности" расчитана на детей в возрасте 7-9 лет. Реализует социально-педагогическое направление....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"

Рабочая программа "Азбука безопасности" реализует социально-педагогическое направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с ФГОС НОО второго поколения и тесно сзязана с ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука безопасности"

Курс внеурочной деятельности "Азбука безопасности" разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Азбука безопасности Аркадия Паровозова»

Аннотация.Нормативно- правовая база.Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука безопасности" для 1-4 классов

Данная рабочая программа представляет собой разработку курса "Азбука безопасности", рассчитанную на 4 года изучения. Программа включает в себя основные виды безопасности жизнедеятельности: а...