Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я - пешеход и пассажир»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа внеурочной деятельности «Я-пешеход и пассажир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.. Программа составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов.
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе – детей. Обучающиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ya_peshehod_i_passazhir.docx | 36.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Я-пешеход и пассажир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе образовательной программы МБОУ Ангеловской СОШ. Программа составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов.
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе – детей. Обучающиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Задачи программы:
-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;
-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
-обучение школьников ПДД;
-обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания;
-развитие творческих способностей;
-формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций ;
-привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице;
Сроки реализации: 2 года (3-4 классы)
Распределение часов:
3 класс – 34ч;
4 класс – 34ч;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- оценивать, объяснять, определять и высказывать самые простые и общие правила поведения на улице;
- в предложенных ситуациях, опираясь на правила дорожного движения, делать выбор в пользу безопасности.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
-Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
-Проговаривать последовательность действий на занятии.
-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями.
-Учиться работать по предложенному плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации.
-Добывать новые знания посредством своего жизненного опыта и информации из других источников.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы класса, сравнивать и группировать.
Коммуникативные УУД:
-Донести свою позицию до других:офорлять грамотно свою мысль в устной речи.
-Слушать и понимать речь других.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе.
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
-Называть изученные важнейшие знаки дорожного движения, сигналы светофора и регулировщика, дорожную разметку.
-Объяснять как вести себя в качестве пешехода и пассажира, где можно играть и как обходить транспорт.
-Оценивать правильность поведения людей на дороге и в общественном транспорте.
.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс
№ | Тема занятия |
1 | Вводное занятие. |
2-3 | Правила поведения учащихся на улице и дороге. |
4 | Как пешеходы и водители поделили дорогу. |
5 | Остановочный путь и скорость движения. |
6 | Пешеходные переходы. |
7 | Нерегулируемые перекрестки. |
8 | Регулируемые перекрестки. Светофор. |
9-10 | Проект №1 «История светофора». |
11 | Регулировщик и его сигналы. |
12 | Где еще можно переходить дорогу. |
13 | Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. |
14 | Причины детского дорожно-транспортного травматизма. |
15 | Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. |
16 | Дорога и её элементы, правила поведения на ней. |
17-18 | Проект №2 «Зелёная дорога». |
19 | Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. |
20 | Поездка на автобусе и троллейбусе. |
21 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. |
22 | Дорожные знаки и дорожная разметка. |
23-24 | Проект №3 «О чём говорят дорожные знаки». |
25-26 | Сигналы, регулирующие дорожное движение. |
27 | Где можно и где нельзя играть. |
28-29 | Проект №4 «Где можно и где нельзя играть». |
30-31 | Ты – велосипедист. |
32 | Поездка за город. |
33 | Улица глазами водителей. |
34 | Итоговое занятие. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
Дата | № | Тема занятия | Содержание | |
План | Факт | |||
1 | Вводное занятие | Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару.Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как правильно ходить по дороге с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми. | ||
2-3 | Правила поведения учащихся на улице и дороге. | Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Рассказ об улице и ее составных частях: проезжая часть, тротуар; их значение.Рассказ о дороге и ее составных частях: проезжая часть, обочина, кювет. Пешеходная и велосипедная дорожки. Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте. | ||
4 | Как пешеходы и водители поделили дорогу. | Сформировать у учащихся обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов; расширить словарный запас по дорожной лексике. | ||
5 | Остановочный путь и скорость движения. | Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. | ||
6 | Пешеходные переходы. | Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | ||
7 | Нерегулируемые перекрёстки. | Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке.Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке.Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы. | ||
8 | Регулируемые перекрёстки. Светофор. | Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Из истории светофора. Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток. | ||
9-10 | Проект №1 «История светофора» | Ознакомить учащихся с историей появления светофора, развивать интерес к технике, совершенствовать двигательные умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. | ||
11 | Регулировщик и его сигналы. | Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. Дорожная полиция. Цели и задачи, решаемые дорожной полицией. Инспектор дорожной полиции, его работа. | ||
12 | Где ещё можно переходить дорогу. | Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации, возникающие при таком переходе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми при таких переходах дороги (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | ||
13 | Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. | Ознакомить учащихся с новым понятием «правостороннее движение», расширить словарный запас по дорожной лексике, формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды, воспитывать дисциплинированность соблюдений правил ПДД. | ||
14 | Причины детского дорожно-транспортного травматизма. | Нарушителями бывают и пешеходы, и водители, развивать бдительность, наблюдательность, осторожность, дисциплинированность, ответственность за свои поступки; всегда смотреть во все стороны и прислушиваться к звукам приближающихся машин; рассмотреть положительные и отрицательные привычки детей и взрослых на дорогах. | ||
15 | Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. | Закрепить правила движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине. | ||
16 | Дорога и её элементы, правила поведения на ней. | Вспомнить понятие «проезжая часть дороги», сформировать чувство предвидения опасности. | ||
17-18 | Проект №2 «Зелёная дорога» | Переход дороги на зелёный сигнал светофора является правилом дорожного движения, даётся установка на правопослушное поведение по соблюдению сигналов светофора. | ||
19 | Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. | Понятие тормозного пути. Факторы, влияющие на величину тормозного пути. Опасность перехода улицы перед близко идущим транспортом. Виды автотранспортных средств и их назначение. Продолжать формировать у учащихся представления о безопасном поведении на улицах и дорогах. Дать понятие о том, что движущийся транспорт остановить мгновенно невозможно. | ||
20 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | Правила пользования автобусом и троллейбусом. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса или троллейбуса. Автобусные и троллейбусные остановки в микрорайоне школы. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | ||
21 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из трамвая. Правила безопасного поведения при пользовании маршрутным такси, легковым автомобилем, мотоциклом, велосипедом, грузовиком. | ||
22 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички. Дорожная разметка, ее назначение и виды. | ||
23-24 | Проект №3 «О чём говорят дорожные знаки» | Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам. Название и предназначение знаков сервиса. | ||
25-26 | Сигналы, регулирующие дорожное движение. | Закрепить знание сигналов светофора, регулировщика. | ||
27 | Где можно и где нельзя играть. | Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома. | ||
28-29 | Проект №4 «Где можно и где нельзя играть». | Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в микрорайоне школы и дома. | ||
30-31 | Ты – велосипедист. | Игры и соревнования на велосипедах с элементами велофигур. | ||
32 | Поездка за город. | Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила перехода загородных дорог. Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми за городом (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения. | ||
33 | Улица глазами водителей. | Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов. | ||
34 | Итоговое занятие. | Игра-соревнование по Правилам дорожного движения. Подведение итогов. Награждение лучших учащихся. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс
№ | Тема занятия |
1 | Вводное занятие. |
2 | Безопасность пешеходов. |
3 | Проект №1 «Безопасность пешеходов». |
4 | Знаем ли мы правила дорожного движения. |
5 | Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения. |
6 | Проверка знаний правил дорожного движения. |
7 | Основные понятия и термины ПДД. |
8 | Проект №2 «Понятия и термины ПДД». |
9 | Предупредительные сигналы. |
10 | Движение учащихся группами и в колонне. |
11 | Перевозка людей. |
12 | Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. |
13 | Нерегулируемые перекрестки. |
14 | Проект №3 «Нерегулируемые перекрёстки». |
15 | Оборудование автомобилей специальными приборами. |
16 | Труд водителя. |
17 | Разбор дорожной ситуации на макете. |
18 | Проект №4 «Ситуации на дороге». |
19 | Дорожные знаки. |
20 | Проведения дня безопасности дорожного движения в классе. |
21 | Практическое занятие на специально размеченной площадке. |
22-23 | Основные виды травм и первая помощь при них. |
24 | Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. |
25 | Поведение пассажиров после ДТП. |
26 | Обязанности велосипедистов. |
27-28 | Оценка дорожных ситуаций. |
29-30 | Практические упражнения, тренирующие глазомер. |
31 | Остановочный и тормозной путь автомобиля. |
32 | Ответственность за нарушение. |
33 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. |
34 | Итоговое занятие. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
Дата | № | Тема занятия | Базовое содержание | |
План | Факт | |||
1 | Вводное занятие. | |||
2 | Безопасность пассажиров. | Интенсивность и скорость движения транспорта в городе. Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека. Виды транспортных средств: легковой, грузовой, специальный. Марки автомобилей. Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. | ||
3 | Проект №1 Безопасность пешеходов. | Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. | ||
4 | Знаем ли мы правила дорожного движения. | Причины дорожно-транспортных происшествий с детьми: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте и др. Обсуждение поведения детей, нарушающих правила дорожного движения. | ||
5 | Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения | Настольные игры по ПДД. Закрепление знаний и представлений о безопасности дорожного движения. | ||
6 | Проверка знаний правил дорожного движения. | Повторение материала по правилам дорожного движения, полученных в 1,2,3 классах. | ||
7 | Основные понятия и термины ПДД. | Участник дорожного движения, пешеход, водитель, остановка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, железнодорожный переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона. | ||
8 | Проект №2 «Понятия и термины ПДД». | Закрепить полученные понятия. | ||
9 | Предупредительные сигналы. | Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов. Сигналы поворотов, торможения, при буксировке транспортного средства, при аварийной остановке. Подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещена, кроме тех случаев, когда надо предотвратить дорожно-транспортное происшествие. | ||
10 | Движение учащихся группами и в колонне. | Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу.Порядок движения учащихся в колонне.Правила посадки группы учащихся в транспорт общего пользования. | ||
11 | Перевозка людей. | Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой автомашине? Количество перевозимых людей, меры предосторожности, скорость движения. Какие существуют запрещения при перевозке людей? | ||
12 | Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. | Особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях. Оборудование кузова сиденьями, наличие сопровождающих, установка на автомобиле опознавательных знаков «Перевозка детей». Правила посадки и высадки учащихся. Правила поведения учащихся при перевозке их на грузовых автомобилях. | ||
13 | Нерегулируемые перекрестки. | Что такое нерегулируемый перекресток? Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги. Как ведут себя водители на нерегулируемых перекрестках? Какие знаки могут здесь стоять? Знакомство с группой знаков приоритета. | ||
14 | Проект № 3 Нерегулируемые перекрёстки. | Закрепить понятия «нерегулируемый перекрёсток», «равнозначные» и «неравнозначные» дороги, повторить знаки на нерегулируемых перекрёстках. | ||
15 | Оборудование автомобилей специальными приборами. | Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные. Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или красного цвета. Преимущественное право проезда специальных автомобилей. Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета. | ||
16 | Труд водителя. | Работа водителя – это напряженный и ответственный труд. Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения. Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителя. Беседа водителя автомобиля. | ||
17 | Разбор дорожных ситуаций на макете. | На макете рассматриваются дорожные ситуации, в которые попадают дети. На имитируемых улицах выставляются различные дорожные знаки, фигурки пешеходов и игрушечные машинки. | ||
18 | Проект №4 Ситуации на дороге. | Сформировать у учащихся осознанное представление о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, воспитывать дисциплинированность, развивать умения, навыки и привычки безопасного поведения. | ||
19 | Дорожные знаки. | Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов. | ||
20 | Проведение дня безопасности дорожного движения в классе. | Проводится конкурс, викторина на лучших знатоков правил дорожного движения. | ||
21 | Практическое занятие на специально размеченной площадке. | Движение групп учучащихся по проезжей части на самокатах и велосипедах.Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам.Сигналы регулировщика. | ||
22-23 | Основные виды травм и первая помощь при них. | Практические занятия по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи. | ||
24-25 | Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. | Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортного происшествия. Вызов скорой помощи. Возможность оказания первой доврачебной помощи. | ||
26 | Обязанности велосипедистов. | Правила и место пользования велосипедами. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения. Отработка сигналов поворота и остановки рукой при движении на велосипеде. | ||
27-28 | Оценка дорожных ситуаций. | Проблемные дорожные ситуации: отвлечение внимания, закрытый обзор, «пустынная улица», пешеход стоит на проезжей части в зоне остановки на нерегулируемом пешеходном переходе, на углу перекрёстка, возле дома, пешеход идёт вдоль проезжей части. Рекомендации по правилам безопасного поведения. | ||
29-30 | Практические упражнения, тренирующие глазомер. | Определение расстояния на глаз, оценка различных ситуаций, требующих рассчитать время и скорость сближения объектов. | ||
31 | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | Из чего складывается остановочный путь автомобиля. Время реакции водителя. Тормозной путь автомобиля. Расчёт остановочного пути. Факторы влияющие на величину остановочного пути. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения. | ||
32 | Ответственность за нарушение. | Правила дорожного движения – закон для всех, невыполнение которого предусматривает определённую ответственность. Глава 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях. | ||
33 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. | Формирование умений и навыков использовать знания и представления, полученные на занятиях, в повседневной жизни. | ||
34 | Итоговое занятие. | Подведение итогов всего курса в форме викторины, уроков вопросов и ответов. |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методическое обеспечение
1.Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы под ред. Н.Ф. Виноградовой.
2. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками / Авт.-сост. М, С, Коган . - Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2008.
3. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу: 1-4
4Волков С.Ю. «Про правила дорожного движения».
5Набор дорожных знаков.
6Плакаты и схемы по ПДД
Материально-техническое обеспечение
1.ПК
2.Интерактивная доска
3.Мультимедийная проектор
4.Телевизор
5.DVD диск с мультсериалом «Смешарики. Азбука безопасности». – СПб.: «Видео-Реплика»,2008.
Интернет – ресурсы:
Prodlenka.org
www.zavuch.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Программа курса «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на...
рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Программа курса «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" для 1,2,3,4 классов составлена с учетом требований ФГОС, содержит пояснительную записку, цели и задачи, планируемые результаты, ка...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" - 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир» составлена на основе программы Н.Ф. Виноградовой и предназначена для учащихся начальных классов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я пешеход и пассажир."
Программа факультатива «Я - пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представ-лений о правилах дорожного движения и навыко...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Я - пешеход и пассажир 3 класс
«Я — пешеход и пассажир» Рабочая программа к факультативу «Я — пешеход и пассажир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного обра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" 3 класс.
Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....