Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я пешеход и пассажир."
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Пересыпкина Татьяна Фёдоровна

 

 

 

Программа факультатива «Я - пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представ-лений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получа-ют травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевид-но, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Всё это определяет необходимость введения данного факультатива в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Я- ПЕШЕХОД И ПАССАЖИР»

на 2015-16 уч. год

             Уровень общего образования, класс - начальное общее образование, 1 класс

Учитель:Пересыпкина Татьяна Фёдоровна

Программа разработана на основе  авторской программы  «Я- пешеход и пассажир», 1-4 класс, Виноградова Н.Ф.

Структура рабочей программы

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебных курсов, место учебных курсов в учебном плане
  3. Содержание учебных курсов
  4. Тематическое планирование учебных курсов
  5. Календарно-тематическое планирование учебных курсов
  6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебных курсов
  7. Результаты освоения обучающимися учебных курсов и система их оценки
  8. Приложение (КИМы)

                                                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка «Я- пешеход и пассажир» разработана с учетом следующих нормативных документов:

Законы:

1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ

2. Областной закон от 14.11.2013г. №26-3С «Об образовании в Ростовской области»

Концепции:

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

Программы:

1. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принята 11.10.2012г. на заседании Правительства РФ»)

2. Основная образовательная программа МБОУ «Гимназия №5

 г. Морозовска» основного общего   образования в рамках реализации ФГОС.

Постановления:

1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. №295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы»

2. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №189)

3. Постановление Правительства РО от 25.09.2013г. «596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства РО от 6.03.2014г №158 «О внесении изменений в постановление Правительства РО от 25.09.2013г. 596»

Приказы:

1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253   «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»

3. Приказ МО РФ от 08.06.2015г №576 «О внесении изменений в федеральный перечень  учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»

4. Приказ МО РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования»

 5. Приказ МО Ростовской области от 09.06.2015 №405 «Об утверждении примерных региональных базисных учебных планов на 2015-2016 учебный год».

6. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными отклонениями)».

7. Приказ Минобрнауки от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Распоряжения:

  1. Распоряжение Правительства РФ  от 30.12.2012 №2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»

Письма:

                1. Письмо МО РФ от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»

                2. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

- Устав МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»

     Целью факультатива является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

     Задачи:

- формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;

- привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

- обучение школьников ПДД;

- обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания;

- развитие творческих способностей;

- формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций;

- привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;

- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;

- развивать мотивацию к безопасному поведению;

- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице.

     Общая характеристика факультатива 

Программа факультатива «Я - пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представ-лений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получа-ют травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевид-но, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Всё это определяет необходимость введения данного факультатива в начальной школе.

Программа построена с учётом следующих принципов:

- доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учётом особенностей познавательной деятельности детей 6 -10 лет;

- личностно-ориентированная направленность курса – актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки  

  зрения реальных потребностей ребёнка данного возраста;

- линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имею-

  щиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

- деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности

  и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

     С учётом этих принципов в программе выделены следующие разделы:

Обязательный объём знаний – перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самос-тоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.

Ориентирование в понятиях – номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельности.

     

                                                            Описание места учебного курса в плане.

         «Я- пешеход и пассажир» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе, 1 час занятий в неделю.

 

     

Содержание программы

     Ориентировка в окружающем мире

Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).

Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).

Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).

     Ты — пешеход

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в тёмное время суток только в сопровождении взрослого.

Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

     Ты — пассажир

Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.

     Универсальные учебные действия:

1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:

 — определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе – дальше)    

— сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

— объяснять свой путь от дома до школы;

— определять своё положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от..)

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять из многообразия объектов транспортное средство;

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «Что

     обозначает этот знак?»);

— различать цвет и форму запрещающих знаков;

— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

— различать сигналы светофора и объяснять их значение;

— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

п/п

Дата

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

В том числе

Теория

Практика

1

4.09

На чём люди ездят.

1

Беседа на тему «Транспорт». Беседа «Могут ли животные быть транспортом».

Рассматривание иллюстраций на тему «Транспорт». Отгадывание загадок. Дидактическая игра с картинками.

2

11.09

Близко – далеко,

быстро – медленно.

1

Чтение и обсуждение сказки Дж. Харриса «Как Братец Черепаха победил Братца Кролика» («Сказки дядюшки Римуса»). Ученики рассказывают о том, что они ви-дят из окна, используя слова – пространст-венные характеристики (ближе, далеко, дальше, около, рядом и др.).

Дидактические игры: «Ближе – дальше», «Что мы видим из окна».

3

18.09

Чему нас учат правила дорожного движения.

1

Беседа о ПДД. Вопрос для обсуждения: «Что было бы в жизни, если бы не было правил дорожного движения?»

Словесная игра «Прочитаем слова». На доске учитель пишет искажённые слова «радгоо» (дорога), «илацу» (улица), «варилпа» (правила). Вопрос для обсуждения: «Почему мы не можем по-нять смысл этих слов?» (они написаны не по правилам). Коллективное составление памятки «Где нужно соблюдать пра-вила дорожного движения?»

4

25.09

Мы идём по улице. (Экскурсия)

1

Организация экскурсии. Наблюдения во время экскурсии: назва-ние улицы, её описание, наличие транспорта и дорожных знаков на улице. Самостоятельное задание: понаблюдать, как водители и пешеходы выполняют ПДД.

5-6

2,9.10

Какие бывают дороги?

2

Беседа «Умеем ли мы наблюдать?»

Игра-конструирование «Улица города».

7.

16.10

Где мы будем играть?

1

Рассматривание картинок с примерами правильного и неправиль-ного поведения детей. Дидактическая игра «Можно – нельзя».

8

23.10

Дорога за городом.

1

Сравнительная беседа «Улицы города и загородные шоссе» (по иллюстрациям).

Подвижная игра «Гуськом» (командная игра-соревнование – кто быстрее пройдёт между двумя досками, не задев их). Заполнение таблицы «Характеристика дорог».

9-10

30.10

13.11

Светофоры.

2

Ролевая игра «Разговор с сотрудником ГИБДД». Роли: пешеход, водитель, сотрудник ГИБДД.

11-14.

20.11

27.11

4.12

11.12

Дорожные знаки.

4

Рассказ учителя о дорожных знаках. Беседа по результатам наблюдения (какие знаки дорожного движения есть по дороге от моего дома до школы). Беседа «Какие бывают пешеходные переходы».

Дидактическая игра «Исправим подписи к знакам». Сюжетная игра «Расскажем малышам о правилах перехода улицы». Роли: старшие и младшие братья и сёстры.

15-16

18.12

25.12

Пешеходный переход.

2

17

15.01

Нас увидят в сумерках.

1

Опыт с тёмными очками (какие цвета мы различаем в тёмных очках). Игра «Ателье». Задание: выбрать одежду для передвиже-ния в сумерках.

18-19

22.01

29.01

Мы переходим улицу (повторение).

2

Беседа «Как мы будем переходить улицу».

Сюжетные игры (в физкультурном зале, на спортивной площад-ке). Выбор ситуаций с ориентировкой на знаки дорожного дви-жения.

20

5.02

Перекрёсток.

1

Виды перекрёстков, правила их пересече-ния в зависимости от того, есть ли на пе-рекрёстке светофор.

Игра-конструирование «Перекрёсток» (работа со строительным материалом, геометрическими фигурами или конструктором лего). Моделирование перекрёстка дорог. Создание памятки «Как переходить перекрёсток».

21

19.02

Сигналы машин.

1

Видеофильм «Перестроение транспортно-го средства» (или рассматривание иллюст-раций).

Подвижная игра «Налево – направо». Роли: водители транспорт-ных средств, которые совершают перестроения.

22.

26.02

Остановка транспорта.

1

Рассматривание иллюстраций «Остановка транспорта». Составление памятки «Правила ожидания автобуса».

23-24

4.03

11.03

Мы – пассажиры.

2

Беседа «Если мы вежливы» на основе стихотворения А. Барто «Любочка».

Сюжетная игра «В трамвае». Составление памятки «Мы едем на автобусе».

25

18.03

Мы едем в гости.

1

Рассматривание иллюстраций – защитного оборудования в авто-мобиле (детское кресло, ремни и подушки безопасности). Рассказ учителя «Как мы ехали на дачу». Задание: найти ошибки в рас-сказе. Сюжетная игра-конструирование с куклами «Мы едем на дачу». Задание: построить транспортное средство и рассадить в нём семью с маленьким ребёнком.

26-28

1.04

8.04

15.04

Опасные ситуации.

3

 Рассказ учителя «Что такое опасная ситу-ация» (с использованием иллюстраций).

 Беседа «Почему нельзя общаться с чужи-ми людьми?».

Сюжетная игра  «Поедем к маме…». Роли: девочка, мальчик, незнакомец. Незнакомец должен уговорить ребёнка поехать с

ним, а мальчик (девочка) найти способ отказать ему.

29

22.04

Несчастный случай.

1

Ролевая игра «В кабинете врача». Роли: пациент, врач, медсестра. Задание: рассказать, что с тобой произошло, какая помощь тебе необходима. Игра «Поможем кукле».

30

29.04

Что мы теперь знаем.

1

Ответы на итоговые вопросы, проведение беседы по изученному материалу.

31-32

6.05

13.05

Практические занятия по ПДД

2

Рассказ учителя «Машины специального назначения» (с иллюстративным материа-лом).

Ролевая игра «Международная выставка транспорта». Роли: посетители, экскурсоводы. Чтение и обсуждение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице», стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро».

Задания на классификацию транспорта по признакам: городской – сельский, воздушный – водный – наземный – подземный, пас-сажирский – грузовой.

33

20.05

Проверим себя.

1

Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.

Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные

В результате освоения программы кружка «Я-пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:

— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближённом к установленным ПДД);

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в

     зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

— формирование способности оценивать своё поведение со стороны;

— формирование рефлексивных умений - предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение учебного курса

Библиотечный фонд (Книгопечатная продукция)

1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2012. – 192 с.

2. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / авт.-сост.  

    Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2006.-104 с.  

Приложение

Вопросы итогового контроля знаний учащихся

  • Назови участников дорожного движения.
  • Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
  • Назови части городской (загородной) дороги.
  • Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»
  • Как называется место, где пересекаются улицы?
  • Назовите типы перекрёстков.
  • Какие бывают пешеходные переходы?
  • Расскажи свой путь «Дом – школа».
  • Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
  • Где следует ожидать общественный транспорт?
  • Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
  • Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
  • Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
  • Что такое «зебра»?
  • Что такое «островок безопасности»?
  • Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
  • Какие бывают пешеходные переходы?
  • Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?

  • Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?
  • Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
  • Где должны ходить пешеходы?
  • Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
  • Какие дорожные знаки тебе известны?
  • Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?
  • Какие бывают светофоры?
  • Что означает каждый сигнал светофора?
  • Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?
  • Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?
  • Какое движение называют правосторонним и почему?
  • Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?

Диагностические материалы по теоретической части

Контрольные вопросы:

  • Кого называют пешеходом?
  • Что такое транспорт?
  • Для чего предназначен тротуар?
  • Что такое перекресток?
  • Для чего служат ПДД?
  • Для чего служит проезжая часть?
  • Где надо переходить улицу?
  • Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
  • Где можно играть?
  • Как нужно вести себя на улице?
  • Кому даёт команды пешеходный светофор?
  • При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
  • Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
  • Зачем нужны дорожные знаки?
  • В каких местах устанавливается знак «Дети»?
  • Где можно кататься на велосипеде?
  • Почему опасно цепляться за автомобили?
  • Почему на санках нельзя кататься на улице?
  • Где нужно ожидать общественный транспорт?

  • Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
  • Как нужно себя вести в общественном транспорте?
  • Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
  • Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
  • Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
  • Для чего служит дорога?
  • Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
  • Для чего предназначен тротуар?
  • Для чего служит проезжая часть?
  • Для чего нужна обочина на дороге?
  • Какие транспортные средства вы знаете?
  • Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
  • Каковы особенности движения пешеходов?
  • Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
  • В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
  • Как нужно идти по пешеходному переходу?
  • Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
  • В каких местах можно переходить дорогу?
  • Можно ли переходить улицу при жёлтом сигнале светофора?
  • Кому даёт команды пешеходный светофор?
  • При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
  • Что надо делать, если жёлтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошёл до середины улицы?



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                               ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В МИРЕ КНИГ»

на 2015-16 уч. год

             Уровень общего образования, класс - начальное общее образование, 1 класс

Учитель: Пересыпкина Татьяна Фёдоровна

Программа разработана на основе авторской программы «В мире книг» 1-4 классы, Л.А. Ефросинина

Структура рабочей программы

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебных курсов, место учебных курсов в учебном плане
  3. Содержание учебных курсов
  4. Тематическое планирование учебных курсов
  5. Календарно-тематическое планирование учебных курсов
  6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебных курсов
  7. Результаты освоения обучающимися учебных курсов и система их оценки
  8. Приложение (КИМы)

                                                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка «В мире книг»  разработана с учетом следующих нормативных документов:

Законы:

1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ

2. Областной закон от 14.11.2013г. №26-3С «Об образовании в Ростовской области»

Концепции:

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

Программы:

1. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принята 11.10.2012г. на заседании Правительства РФ»)

2. Основная образовательная программа МБОУ «Гимназия №5

 г. Морозовска» основного общего   образования в рамках реализации ФГОС.

Постановления:

1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. №295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы»

2. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №189)

3. Постановление Правительства РО от 25.09.2013г. «596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства РО от 6.03.2014г №158 «О внесении изменений в постановление Правительства РО от 25.09.2013г. 596»

Приказы:

1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253   «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»

3. Приказ МО РФ от 08.06.2015г №576 «О внесении изменений в федеральный перечень  учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»

4. Приказ МО РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования»

 5. Приказ МО Ростовской области от 09.06.2015 №405 «Об утверждении примерных региональных базисных учебных планов на 2015-2016 учебный год».

6. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными отклонениями)».

7. Приказ Минобрнауки от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Распоряжения:

  1. Распоряжение Правительства РФ  от 30.12.2012 №2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»

Письма:

                1. Письмо МО РФ от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»

                2. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

- Устав МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»

          Кружок  «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое  занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и  удовольствие и самовоспитание.

         Цели кружка:

  • Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
  • Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
  • Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

          Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Общая характеристика факультатива.

        Факультатив  «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

                                                              Описание места учебного курса в плане.

         «В мире книг» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе, 1 час занятий в неделю.

.

Ценностные ориентиры содержания кружка.

 Содержание программы кружка «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

  Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

  В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Содержание программы.

1 класс (33ч)

        Здравствуй, книга! (3ч.)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги0, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения  в библиотеке.

        Книги о Родине и родной природе (2ч).

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

        Писатели детям (3ч).

Книги детских писателей-классиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким, Л.Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев, М.Дружинина, С.Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин - эпизодов из выбранной книги.

        Народная мудрость. Книги-сборники. (2ч).

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

        По страницам книг В. Сутеева (3ч).

Книги В.Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В.Сутеев – автор и художник – оформитель.

Игра «По страницам сказок В.Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

        Сказки народов мира (3ч).

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

        Книги русских писателей-сказочников (3ч).

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

        Детские писатели (3ч).

Книги С.Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К.Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

        Сказки зарубежных писателей (3ч).

Книги сказок Ш.Перро. Книга-произведение. Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги.  Слушание и чтение отдельных историй.

        Книги-сборники стихотворений для детей (2ч).

Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

        Дети – герои книг (3ч).

Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.).

Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др)

Дети- герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

        Книги о животных (3ч).

Книги-сборники о животных.

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая.

Книги В.Бианки, Г.Скребицкого.

.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                     

       

п/п

Названия темы

занятия

УУД

Кол-во

час.

1

Здравствуй, книга!

3

1/1

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь рабо-тать с книгой, поль-зуясь алгоритмом учеб-ных действий; нахо-дить книгу в открытом библиотечном фонде.

1

1.09

2/2

Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь рабо-тать с книгой, поль-зуясь алгоритмом учеб-ных действий; нахо-дить книгу в открытом библиотечном фонде

1

8.09

3/3

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь рабо-тать с книгой, поль-зуясь алгоритмом учеб-ных действий; нахо-дить книгу в открытом библиотечном фонде

1

15.09

2

Книге о Родине и родной природе.

2

4/1

Книги о Родине и природе.

Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.

1

22.09

5/2

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением

1

29.09

3

Писатели детям

3

6/1

Книги-сборники писателей-классиков о детях.

Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в мире книг; работать в паре.

1

6.10

7/2

Книги современных писателей о детях.

Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; ориентироваться в мире книг; работать в паре.

1

13.10

8/3

Выставка книг. Слушание и рассматривание одной из книг. Художники-иллюстраторы.

Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре.

1

20.20

4

Народная мудрость. Книги-сборники.

2

9/1

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки»

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему.

1

27.10

10/2

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку».

Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах.

1

10.11

5

По страницам книг В Сутеева.

3

11/1

Книги В. Сутеева. Структура книги-сборника.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию.

1

17.11

12/2

В.Сутеев – автор и оформитель книг для детей.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию.

1

24.11

13/3

Литературная игра «По страницам сказок В.Сутеева»

Принимать участие в литературной игре; работать в парах.

1

1.12

6

Сказки народов мира

3

14/1

Книги – сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

1

8.12

15/2

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

1

15.12

16/3

Конкурс «Герои народных сказок». Проектная деятельность (коллективная). Домики-сказки.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;

осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

1

22.12

7

Книги русских писателей -сказочников.

3

17/1

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге.

1

12.01

18/2

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге;

осознавать значимость чтения для личного развития.

1

19.1

19/3

Творческая работа «Встреча  с Буратино».

Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе.

1

26.01

8

Детские писатели

3

20/1

Книги С.Маршака. Выставка книг.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;

ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге.

1

2.02

21/2

Книги- сборники произведений К.Чуковского.

Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;

ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге.

1

16.02

22/3

Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

1.03

9

Сказки зарубежных писателей.

3

23/1

Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.

Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению.

1

15.03

24/2

Книга Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

29.03

25/3

В гостях у сказки.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

5.04

10

Книги-сборники стихотворений для детей

2

26/1

Стихотворения для детей. Книги-сборники. А.Барто. В.Берестов. С.Михалков.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

12.04

27/2

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Принимать участие в конкурсе чтецов; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

1

19.04

11

Дети – герои книг.

3

28/1

Дети – герои сказок. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.)

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

26.04

29/2

Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др.)

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

3.05

30/3

Дети – герои стихотворений. (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

10.05

12

Книги о животных

3

31/1

Книги В.Бианки. Г.Скребицкого.

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1

17.05

32/2

Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Пользоваться аппаратом книги.4 формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях.

1

24.05

33/3

По страницам любимых книг. Выставка книг.

Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

1

26.05

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.

 В результате освоении программы кружка «В мире книг» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  • Осознавать значимость чтения для личного развития;
  • Формировать потребность в систематическом чтении;
  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
  • Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома

 Универсальные учебные действия:

— находить книгу в открытом библиотечном фонде;

— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформ-

лению;

— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

книге и героях;

— характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

заданную тему;

— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

— пользоваться аппаратом книги;

— овладевать правилами поведения в общественных местах (библио-

теке);

— систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Литература

1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007

2.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008

3.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006

4.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                              ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА»

на 2015-16 уч. год

            Уровень общего образования, класс - начальное общее образование, 1 класс

Программа разработана на основе  авторской программы «Этика: азбука добра» 1-4 классы, Хомякова И.С., Петрова В.И.

Структура рабочей программы

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебных курсов, место учебных курсов в учебном плане
  3. Содержание учебных курсов
  4. Тематическое планирование учебных курсов
  5. Календарно-тематическое планирование учебных курсов
  6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебных курсов
  7. Результаты освоения обучающимися учебных курсов и система их оценки
  8. Приложение (КИМы)

                                                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка «Этика: азбука добра»  разработана с учетом следующих нормативных документов:

Законы:

1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ

2. Областной закон от 14.11.2013г. №26-3С «Об образовании в Ростовской области»

Концепции:

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

Программы:

1. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принята 11.10.2012г. на заседании Правительства РФ»)

2. Основная образовательная программа МБОУ «Гимназия №5

 г. Морозовска» основного общего   образования в рамках реализации ФГОС.

Постановления:

1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. №295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы»

2. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №189)

3. Постановление Правительства РО от 25.09.2013г. «596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства РО от 6.03.2014г №158 «О внесении изменений в постановление Правительства РО от 25.09.2013г. 596»

Приказы:

1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253   «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»

3. Приказ МО РФ от 08.06.2015г №576 «О внесении изменений в федеральный перечень  учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»

4. Приказ МО РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования»

 5. Приказ МО Ростовской области от 09.06.2015 №405 «Об утверждении примерных региональных базисных учебных планов на 2015-2016 учебный год».

6. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными отклонениями)».

7. Приказ Минобрнауки от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Распоряжения:

  1. Распоряжение Правительства РФ  от 30.12.2012 №2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»

Письма:

                1. Письмо МО РФ от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»

                2. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

- Устав МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»

                                                                                                                                                             

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра»  И.С.Хомяковой, В.И.Петровой в соответствии с требованиями ФГОС.

     Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

 Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

  • развитие личности, обладающей качествами  воспитанного человека– добротой, честностью,  бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
  • расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
  • воспитание уважения к людям, традициям;
  • усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.

Общая характеристика.

         Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной  детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Описание места учебного курса в плане.

         «Этика: азбука добра» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе и на 34 часа во  2 – 4 классах, 1 час занятий в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

        1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию.  Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

        2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

        3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

        4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

                

        В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).         

        Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

         В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

Содержание учебного курса

        Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в

школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

        Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без

конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

        О трудолюбии.

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

        Культура внешнего вида.

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные  учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в  практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.

        Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ КРУЖКА

«ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА»

1 класс  

Тема 1. Школьный этикет

              Мы пришли на урок.

              Зачем нужны перемены?

              Мы – в школьной столовой.

Тема 2. Правила общения

              Зачем нужны «вежливые» слова (доброжелательность).

              Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

              Мой учитель.

              Думай о других: сочувствие – как его выразить?

              Моя семья.

Тема 3. О трудолюбии

             Что помогает учиться лучше (старательность).

             Как мы трудимся: в школе и дома.

             Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).

Тема 4. Культура внешнего вида

             Основные правила Мойдодыра.

             Каждой вещи свое место.

Тема 5. Внешкольный этикет

             Правила поведения на улице, в транспорте.

             «Спасибо» и «пожалуйста».

 Тематический план программы

Наименование разделов/модулей, тем

Всего,

час

Характеристика деятельности обучающихся

1

Школьный этикет

Правила поведения во время урока. Функция школьного звонка. Понятие « готовность к уроку». Понятие « перемена». Функция перемен. Возможные игры во время школьных перемен.

Понятие « режим дня школьника». Чем должен заниматься ученик в школе и дома. Знакомство с правилами поведения в школьной столовой, за столом. Ролевая игра. Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.

2

Правила общения

11ч

Понятия «доброжелательность», «вежливость».  Отношение человека к окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование  « мой друг». Знакомство с правилами  общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с  историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.

Изучение поступков сказочных героев.

Умение вести диалог, спор.. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

3

О трудолюбии

Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры.

Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда.

способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда.

Обсуждение литературных произведений Н. Носова. Анализ действий главных героев.

4

Культура внешнего вида

 Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик.

Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.

Понятие « гигиена». Правила личной гигиены.

5

Внешкольный этикет

 Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе. Моделирование ситуаций.

Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора.

Понятие « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте.

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения.

Распределение ролей, стихотворений, разучивание песен.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Содержание

часы

дата

Школьный этикет     7ч

1

Приветствие.

Мы пришли на урок.

Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке.

1

3.09

2

Вежливые слова. Правила поведения на уроке.

Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок

1

10.09

3

Знакомство.

Зачем нужны перемены?

Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. Формулирование правил поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений

1

17.09

4

Приветствие   и знакомство .Правила поведения на перемене.

Закрепление правил поведения на переменах. Разыгрывание сценок.

1

24.09

5

Внимание к собеседнику Мы – в школьной столовой.

Экскурсия в столовую. Знакомство  с работниками столовой. Формулирование правил поведения в столовой.

1

1.10

6

Умение слушать.Правила поведения в столовой

Закрепление правил поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале.

1

8.10

7.

Как дела?

Как быть прилежным и старательным.

Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.

1

15.10

Правила общения  11ч

8

Просьба.

Зачем нужны «вежливые» слова

Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра

1

22.10

9

Приглашение в гости. Доброжелательность

Конкурс добрых сюрпризов.      Разыгрывание сценок    

1

29.10

10

Гость в доме – радость в дом.

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами

1

12.11

11

Поздравление.

Слова используемые для поздравления

1

19.11

12

Оформление поздравительной открытки

Конкурс открыток.     Оформление поздравления    

1

26.11

13

Как правильно подписать открытку. Общение со взрослыми

Чтение и обсуждение отрывков  книг.  Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем

1

3.12

14

Приглашение.

 Добро и зло.

Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев.

1

10.12

15

Как весть себя на празднике. Думай о других: сочувствие – как его выразить?

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.

1

17.12

16

Общение по телефону Эмоции.

Практическое занятие. Формулирование  правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение.

1

24.12

17

Наши имена.

Учимся играя.

Знакомство с  историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.

1

14.01

18

Моя семья.

Извинение.

Конкурс рисунков. Дидактическая игра.  

1

21.01

О трудолюбии      6ч

19

Старательность -  помощник в учебе.

Разыгрывание итуаций.

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

1

28.01

20

Старательность -  помощник в учебе

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

1

4.02

21

Как мы трудимся: в школе и дома.

Конкурс рассказов.  

1

18.02

22

Как мы трудимся: в школе и дома.

Дидактическая игра.

1

25.02

23

Бережливость: каждой вещи своё место

Наведение порядка в дневнике, портфеле.

1

3.03

24

Бережливость: каждой вещи своё место

Наведение порядка в кабинете.  

1

10.03

Культура внешнего вида   4ч

25

Основные правила Мойдодыра.

Подготовка и проведение   праздника «В гостях у Мойдодыра»        

1

17.03

26

Основные правила Мойдодыра.

Подготовка и проведение   праздника «В гостях у Мойдодыра»        

1

31.03

27

Учимся не болеть.

Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.

1

7.04

28

Каждой вещи свое место.

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.

1

14.04

Внешкольный этикет    5ч

29

Правила поведения на улице.

Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу.

1

21.04

30

Правила поведения в транспорте.

Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу.

1

28.04

31

Правила поведения в гостях.

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. ситуации

1

5.05

32

«Спасибо» и «пожалуйста».

Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями.

1

12.05

33

« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

Проведение и организация итогового  мероприятия.

1

19.05

Планируемые результаты:

     

 Учащиеся научатся:

     - правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах,  правильную организацию работы на уроке,  уметь оценивать      своё   поведение,

      - основные   требования   к   внешнему   виду   человека  и уметь выполнять основные правила опрятности;

      - правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых  поступках.

     -  слова вежливости,

     - основные правила общения, правила работы в группе.

Учащиеся получат возможность научится:    

 -  применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,

 -  применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;

  - высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,  анализировать высказывания собеседников,    

   - проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к  вещам, созданным трудом других людей,

  -  работать в паре и в группе,

  - проявлять доброе, терпимое   отношение к людям; уважение   к  родителям,   близким,

  - культурно выражать  свои эмоции в совместной работе

   - ориентироваться   в   школьной   библиотеке,  находить   нужную   информацию   по   нравственной   тематике.  

Список использованной литературы

   1.   Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра»  для внеурочной деятельности младших школьников   (1 - 4 классы).

   2.  Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль , Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.

    3.   Классные часы: 1 класс. /Авт. - сост.Т.Н.Максимова. – М.:ВАКО, 2008.

    4.   Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Я - пешеход и пассажир»

  Программа составлена  на основе сборника программ внеурочной  деятельности, автор  Н.Ф. Виноградова, -  Издательский центр:  « Вентана - Граф», 2011 г.- 189 с....

рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Программа курса «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на...

рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Программа курса «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного  движения и навыков безопасного поведе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" для 1,2,3,4 классов составлена с учетом требований ФГОС, содержит пояснительную записку, цели и задачи, планируемые результаты, ка...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешеход и пассажир" . 1-4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешеход и пассажир" для 1,2,3,4 классов составлена с учетом требований ФГОС, содержит пояснительную записку, цели и задачи, планируемые результаты, календ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" - 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир» составлена на основе программы Н.Ф. Виноградовой и предназначена для учащихся начальных классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...