рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа курса «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного
движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность
элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам.
Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного факультатива в
начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peshekhod_likhacheva.doc | 325.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Кавказский район, посёлок Мирской
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 поселка Мирской
муниципального образования Кавказский район
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №___
от __________________20___ года
Председатель педсовета
_____________ О.В. Крупий
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир»
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1-4 классы)
Количество часов: 135 часов
Автор: Лихачева Светлана Ивановна
1.Пояснительная записка
Внеурочная деятельность, связанная с изучением правил дорожного движения в начальной школе, направлена на достижение следующей цели:
Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Структура программы. Программа включает три раздела:
- пояснительная записка;
- основное содержание внеурочной деятельности;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждого раздела.
2.Общая характеристика внеурочной деятельности.
Программа курса «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного факультатива в начальной школе.
3.Место внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с любого года в условиях, когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырехлетний курс. Кроме того, обучение может быть осуществлено в образовательном учреждении любого типа, а также может быть предложено для семейного воспитания.
Программа курса построена по темам; их последовательность может быть изменена в зависимости от условий обучения (год обучения, уровень готовности детей к усвоению знаний, наличие учебных и методических пособий и др.).
Исходя из условий деятельности образовательного учреждения, реализация программы возможна в следующих вариантах:
— в рамках внеурочной деятельности для учащихся 1–4 классов.
— в рамках обязательного курса «Окружающий мир» как дополнение к программе по данному учебному предмету;
4.Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности.
Программа построена с учетом следующих принципов:
— доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6–10 лет;
— личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
— линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
— деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.
С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы.
Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.
Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использоватьдля решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности.
В результате освоения программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:
— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
6.Содержание программы
1 класс
Ориентировка в окружающем мире
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).
Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
Ты — пешеход
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого. Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
Ты — пассажир
Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
— объяснять свой путь от дома до школы;
— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять из многообразия объектов транспортное средство;
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
— различать цвет и форму запрещающих знаков;
— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
— различать сигналы светофора и объяснять их значение;
— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
2 класс
Ориентировка в окружающем мире
Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около). Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.
Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.
Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).
Ты — пешеход
Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.
Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.
Ты – пассажир
В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— сравнивать предметы по их положению в пространстве;
— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);
— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».
3 класс
Ориентировка в окружающем мире
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью ,небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).
Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.
Ты — пешеход
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
Ты — пассажир
Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
4 класс
Ориентировка в окружающем мире
Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.
Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.
Ты — пешеход
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.
Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».
Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «началонаселенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».
Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».
Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».
Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными
стрелками.
Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).
Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная
видимость, гололед, маневры автотранспорта).
Ты — пассажир
При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— характеризовать слова «опасность», «опасный»;
— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,
— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;
— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— объяснять значение правил дорожного движения;
— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
Распределение учебного материала по разделам:
1 КЛАСС
2 КЛАСС
Тема | Содержание |
О транспорте | Ролевая игра «Международная выставка транспорта». Роли: посетители, экскурсоводы. Чтение и обсуждение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице», стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро». Задание на классификацию транспорта по признакам: городской – сельский, воздушный – водный – наземный – подземный, пассажирский – грузовой. Рассказ учителя «Машины специального назначения» (с иллюстрационным материалом) |
Дорога | Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы«Какие бывают дороги». Конструирование дороги из строительного материала (лего). Составление памятки «Как нужно себя вести на дорогах». Рассказы-рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах» |
Дорога за городом | Рассказ учителя «Если мы находимся на загородном шоссе». Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы (часть загородной дороги): поиск ошибок. Составление памятки «Правила поведения на шоссе за городом». |
Части дороги | Упражнение «Закончи предложения»: «Дороги могут быть городские и …»; «Городская дорога имеет следующие части: …»; «Проезжая часть – это …»; «Тротуар – это …» и т.д. Заполнение рисунка-схемы «Городская дорога», «Загородное шоссе». |
Дорожные знаки | Беседа «Вспомним, зачем нужны знаки дорожного движения». Упражнение на классификацию знаков по цвету и форме. Рассказ-объяснение учителя о значении запрещающих , предупреждающих, предписывающих, информационных знаков. Упражнение на классификацию знаков дорожного движения по значению и функциям |
Внимание! Опасность! | Беседа на тему «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала). Обсуждение проблемной ситуации «Может ли несчастье произойти в тихом дворике жилого дома?». Коллективное сочинение истории «Что случилось на прогулке?». Чтение и обсуждение значения пословиц и поговорок: «Поспешишь - людей насмешишь», «Поспешай, да не торопись», «Спеши медленно», «Спех людям на смех», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Торопись, да не оглядывайся». Рассматривание иллюстраций «Осторожно, опасность!» (о несоблюдении ПДД). Коллективная работа: создание плаката «Осторожно, дорога!». |
Мы здесь живём | Рассказы детей «Мой дом и мой двор» Беседа «Где и как играть во дворе». Создание графического макета «Наш двор» с учётом ПДД. |
Будем уважать людей! | Рассказ учителя «Почему человек должен быть внимательным и заботливым?». Беседа «Можно ли смеяться над больным человеком?». Обсуждение ситуаций «Как мы можем помочь другим людям?» |
Мы - пешеходы | Обсуждение ситуации «Если бы на свете отменили все правила…». Ролевая игра «К нам в горсти пришёл сотрудник ГИБДД. Зададим ему вопросы». Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Объясним малышам, как нужно переходить улицу». Коллективная работа: конструирование знаков «светофор», «пешеходный переход», разметки «зебра». Создание плаката «Переходи улицу правильно!». |
Перекрёсток | Сравнение двух рисунков-схем «Регулируемый и нерегулируемый перекрёсток». Коллективное разгадывание кроссворда. |
Регулировщик | Просмотр видеофильма (или иллюстраций) «Как работает регулировщик». Сюжетно-подвижная игра «Как ребята улицу переходили» (проводится в физкультурном зале, на спортивной площадке). Роли: регулировщик, пешеходы. (Сначала в роли регулировщика выступает учитель). |
Мы - пассажиры | Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем - отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте. |
Будем уважать водителей | Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и транспортным средствам?». Демонстрация опытов: может ли машина быстро остановиться. Обсуждение ситуаций: «Идёт дождь», «На улице туман», «Тёмное время суток». Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем». |
Мы едем на машине | Рассматривание схемы «Салон автомобиля». Рассказ учителя «Почему в личном автотранспорте нужно соблюдать правила безопасного поведения?» Дидактическая игра «Спрашиваем - отвечай». |
Мы покупаем велосипед | Упражнение на классификацию знаков дорожного движения. Ролевая игра «Мы выбираем велосипед» (с использованием иллюстративного материала). Роли: покупатель, продавец. Рассказы детей «Объясним малышу правила езды на велосипеде». Игра-соревнование «Учимся правильно кататься на велосипеде». |
Проверим себя | Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу. |
3 КЛАСС
Тема | Содержание |
Будем осторожными | Беседа «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала). Дидактическая игра «Что изменилось». Ученики рассматривают две картинки и отмечают, чем они различаются (находят четыре-пять различий). Чтение и обсуждение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный». Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус»: о чём должен помнить любой участник дорожного движения? |
Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)? | Рассказ учителя «Что такое ДТП» (с использованием иллюстративного материала). Ролевая игра «Причины ДТП». Словесная игра «Закончи предложение». |
Виды транспорта | Рисование транспортного средства и рассказ о нём. Дидактическая игра на классификацию «Кто быстрее». Рассказ учителя о спецтранспорте (с иллюстративным материалом). Ролевая игра «Я работаю …» рассказы детей от первого лица об одной из профессий на транспорте. |
Какие бывают дороги | Просмотр и обсуждение видеофильма (иллюстративного материала) «Дороги бывают разные». Рисование дороги, игра с рисунками «Узнай, какую дорогу я нарисовал». Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус» (правила поведения на дорогах в городе и за городом) Словесная игра «Угадай по описанию». |
Дорожное движение | Просмотр видеофильма (иллюстрации) и беседа «В какую сторону едет транспорт?. Упражнения на сравнение рисунков: улица в часы пик и при спокойном движении; улица с односторонним и двусторонним движением; просёлочная дорога и шоссе и др. Словесная игра «Кто я?» (работа в группах). Каждая группа составляет рассказ от имени участника дорожного движения (водителя, пассажира пешехода), а также объектов дорожного движения (транспорт, светофор, дорожная разметка и пр.). |
Перекрёсток и автомагистраль | Сюжетная игра-конструирование «Строим перекрёсток» (коллективная работа за общим столом). Дидактическая игра «Найдём ошибки». |
Дорожные знаки | Игра «Выставка дорожных знаков» (упражнение на определение дорожного знака и его характеристику). Ученик-экскурсовод выбирает любой знак и рассказывает о нём всё, что знает. Учащиеся (экскурсанты) дополняют, исправляют, задают вопросы, оценивают ответ. Классификация знаков дорожного движения по принадлежности к виду (запрещающие, предупреждающие и др.). Подвижные игры «Знакомый цвет», «Команды светофора». |
Регулировщик | Упражнение «Сигналы регулировщика». Дети «читают» рисунок-схему «сигналы регулировщика», повторяют движения и объясняют, что они обозначают. Создание пособия «Сигналы регулировщика». |
Правила для пешеходов | Составление памятки для пешехода и велосипедиста (работа в группах) «Правила знаем – бед избегаем!». Ролевая игра «Узнаём знаки». Роли: сотрудник ГИБДД, пешеход, водитель. Игра «Рассказ регулировщика». Игра-соревнование «Выполняем задания-тесты». Учитель готовит графические и словесные задания на знание ПДД: поиск ошибки, завершение ответа, выбор ответа из нескольких предложенных. Оценка выполненных тестовых заданий. |
Населённый пункт | Знание дорожных знаков, обозначающих населённый пункт. Дидактическая игра «Спрашиваем - отвечай». |
Движение на загородной дороге | Составление памятки для пешехода и велосипедиста, двигающихся по загородному шоссе. |
Внимание! Железнодорожный переезд! | Обсуждение ситуаций: «Дежурный по переезду помахал детям жезлом. Почему?», «Велосипедист проехал переезд при закрытом шлагбауме. Что сказал ему дежурный по переезду?», «Мальчики с корзинками грибов перебегали железнодорожное полотно, когда поезд был уже виден» и др. Работа с пословицей «Поспешишь - людей насмешишь» в соответствии с обсуждаемыми ситуациями. Рисование дорожных знаков, регулирующих движение на железнодорожном переезде. |
Движение в трудных условиях | Просмотр рисунков (фото, видеофильмов) с разными явлениями природы (ливень, гроза, туман, гололёд, снегопад, сильный ветер и др.) и оценивание особенностей движения в этих условиях. Беседа по вопросам: почему затрудняется вождение автомобиля в плохую погоду? Какими становятся тротуары и шоссе, когда идёт сильный снег или дождь? Изменяется ли видимость на дорогах во время тумана? Составление памятки «Внимание! Плохая погода!» |
Жилая зона | Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Рисование знаков «жилая зона», «конец жилой зоны». |
Мы ориентируемся на местности | Экскурсия по населённому пункту. Оценка объектов, находящихся на чётной (нечётной) стороне улицы. Оценка интенсивности движения, знаков дорожного движения. Создание плана микрорайона с учётом дорожной обстановки. |
Труд водителя | Рассказы детей на тему «Моя профессия – водитель». Анализ и обсуждение ситуаций, которые могут быть опасными на дороге. |
Что такое тормозной путь | Рассказ учителя «Что такое тормозной путь» (с использованием иллюстративного материала). Рисование схемы «Тормозной путь». Подготовка Памятки «Внимание! Тормозной путь!» |
Световые сигналы автомобиля | Практическая работа: определить направление движения автомобиля. |
Случай на дороге | Завершение рассказа: «Петя шёл по тротуару. Рядом на велосипеде ехал Олег. Мальчики не спешили, несмотря на мелкий моросящий дождь. Они разговаривали, обсуждали школьные новости. Вдруг …» |
В метро | Ответ на вопрос «Почему такие ситуации опасны?»: мальчики стоят на перроне спиной к железнодорожному полотну; женщина перешла ограничительную линию и наклонилась вперёд, чтобы посмотреть, не идёт ли поезд; дети бегут по эскалатору; мальчики сидят на ступеньках эскалатора и т.д. Составление памятки «Правила поведения в метро». |
Проверим себя | Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу. |
4 КЛАСС
Тема | Содержание |
Будем себя беречь | Беседа на тему «Береги себя». Вопросы для обсуждения: «Что такое осторожность?», «Почему нужно быть осторожным на дорогах и улицах, к чему может привести легкомысленность и неумение предвидеть последствие своих действий?». Дидактическая игра «Спрашиваем - отвечай». Ученик предлагает ситуацию, класс оценивает её как опасную или безопасную. Ролевая игра «Опасная встреча». Роли: девочка, мальчик, прохожий, сосед. Сюжеты: «прохожий просит мальчика проводить его до …»; «сосед приглашает попить чая»; «незнакомец предлагает поехать с ним к маме» и др. |
Транспорт | Рассказ учителя об истории создания транспортных средств, рассматривание иллюстраций: первый трамвай, первая железная дорога, первый самолёт и автомобиль. Игра-соревнование «Транспорт». Дидактическая игра «Да и нет». Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Дети, исполняя роль сотрудника ГИБДД, рассказывают о каком-то виде транспорта (его назначении, особенностях). |
Правила дорожного движения | Ознакомление с Правилами дорожного движения РФ – государственным документом, определяющим единый порядок дорожного движения на территории нашей страны. Беседа «Что такое требование?». |
Дорожно-транспортное происшествие | Рассказ учителя, что такое ДТП (с использованием видеофильма и/или иллюстративного материала). Практическая работа «Если случилась беда»: как помочь, если ты стал свидетелем ДТП (вызвать «скорую помощь», позвонить в милицию, оказать первую помощь). |
Дорожные знаки | Беседа «Вспомним, что мы знаем о дорожных знаках». Дидактическая игра «Наведём порядок в городе». На рисунке-схеме «Город» дети помещают дорожные знаки, делают дорожную разметку и объясняют, почему они так сделали. |
Дорога | Рассматривание рисунка-схемы «Дорога». Беседа по вопросам: Какой участок земли называют дорогой? Чем различаются дороги в городе и за городом? Зачем нужна каждая часть дороги? Для чего делают дорожную разметку? Как дорожная разметка помогает обеспечить порядок на дороге? Дидактическая игра «Строим дорогу». Словесная игра «Кто я?». Беседа на тему «Препятствие на дороге». Ученик описывает какое-нибудь препятствие, а дети предлагают способы его преодоления. |
Движение транспорта | Практическая работа «Выбираем правильный маршрут». Беседа об автомагистрали. Объяснение выражения «попасть в пробку». |
Как перевозят людей | Беседа о «зайцах». Вопросы: кого называют «зайцем» и стыдно ли им быть? Почему нельзя бросать мусор на пол в салоне автобуса (троллейбуса, трамвая)? Разве во время движения транспорта мешает кому-нибудь, если дети едят мороженое, хрустят сухарями? Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Ролевая игра «Мы едем в автобусе» |
Рядом с железной дорогой | Игра «Кто быстрее». Задание «Выбери знак дорожного движения по названию». Беседа «О чём может рассказать эта ситуация?». Ученик придумывает различные ситуации, а дети отвечают, чем они могут закончиться. |
Населённый пункт | Работа с дорожными знаками: узнавание, называние, характеристика. Ролевая игра «Куда я еду». Роли: водитель, сотрудник дорожно-патрульной службы, пешеход, пассажир. |
Сигналы водителей, светофора и регулировщика | Экскурсия на перекрёсток. Наблюдение и оценка сигналов, подаваемых транспортными средствами, светофором и регулировщиками. Беседа «Что мы видели на экскурсии». Рисование дорожных знаков и рассказ о них. Ролевая игра «Помогаем малышу изучать ПДД». Роли: малыши, сотрудник ГИБДД, четвероклассники. Рассказ учителя об истории возникновения светофоров. |
Опасный случай | Объяснение значения выражения «держать ухо востро». Обсуждение «Как ситуация может превратиться в опасную?». Дети придумывают ситуации и рассматривают разные варианты их развития. Составление памятки «Что такое опасная ситуация и как её избежать?». |
Необычные пешеходы и водители | Рассказ учителя об «особых водителях и пешеходах». Рисование знаков, помогающим инвалидам в колясках ориентироваться в окружающей обстановке. Рассказы детей «Как мы можем помочь людям-инвалидам?» |
Мы изучаем свой район | Экскурсия по микрорайону. Создание плана-карты микрорайона с указанием главных магистралей и знаков дорожного движения. Создание плана-карты микрорайона с указанием главных магистралей и знаков дорожного движения. |
Проверим себя | Ответы на вопросы теста, проведение беседы по изученному материалу. |
Тематическое планирование
1 класс
№ | Тема | Содержание | Коли-чество часов | Дата проведения | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |||||||||
план | факт | |||||||||||||
1 | На чём люди ездят | Рассматривание иллюстраций и беседа на тему «Транспорт». Отгадывание загадок. | 1 | Ориентирование и поведение в окружающей среде: — определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат); — сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам; — определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях; — объяснять свой путь от дома до школы; — определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…). 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: — выделять из многообразия объектов транспортное средство; — выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»); — различать цвет и форму запрещающих знаков; — различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними; — находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы); — различать сигналы светофора и объяснять их значение; — группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный. | ||||||||||
2 | На чём люди ездят | Беседа «Могут ли животные быть транспортом». Дидактическая игра с картинками. | 1 | |||||||||||
3 | Близко – далеко | Чтение и обсуждение сказки Дж. Харриса «Как Братец Черепаха победил Братца Кролика» («Сказки дядюшки Римуса»). Дидактические игры: «Ближе - дальше», «Что мы видим из окна». | 1 | |||||||||||
4 | Быстро – медленно | Ученики рассказывают о том , что они видят из окна, используя слова – пространственные характеристики (ближе, далеко, дальше, около, рядом и др.). | 1 | |||||||||||
5. | Чему нас учат правила дорожного движения | Словесная игра «Прочитаем слова». На доске учитель пишет искажённые слова «радгоо» (дорога), «илацу» (улица), «варилпа» (правила). Вопрос для обсуждения: «Почему мы не можем понять смысл этих слов?» (они написаны не по правилам). Беседа о ПДД. Вопрос для обсуждения: «Что было бы в жизни, если бы не было правил дорожного движения?» Коллективное составление памятки «Где нужно соблюдать правила дорожного движения». | 1 | |||||||||||
6. | Мы идём по улице | Организация экскурсии. Наблюдение во время экскурсии: название улицы, её описание, наличие транспорта и дорожных знаков на улице. Самостоятельные задания: понаблюдать, как водители и пешеходы выполняют ПДД. | 1 | |||||||||||
7 | Какие бывают дороги | Беседа «Умеем ли мы наблюдать?». | 1 | |||||||||||
8 | Какие бывают дороги | Игра-конструирование «Улица города». | 1 | |||||||||||
9. | Где мы будем играть? | Рассматривание картинок с примерами правильного и неправильного поведения детей. Дидактическая игра «Можно - нельзя». | 1 | |||||||||||
10 | Дорога за городом | Сравнительная беседа «Улицы города и загородные шоссе» (по иллюстрациям). Подвижная игра «Гуськом» (командная игра-соревнование – кто быстрее пройдёт между двумя досками, не задев их). Заполнение таблицы «Характеристика дорог». Таблица может выглядеть так.
| 1 | |||||||||||
11 | Светофоры | Дидактическая игра «Кто быстрее». | 1 | |||||||||||
12 | Светофоры | Ролевая игра «Разговор с сотрудником ГИБДД». Роли: пешеход, водитель, сотрудник ГИБДД. | 1 | |||||||||||
13 | Дорожные знаки | Рассказ учителя о дорожных знаках. | 1 | |||||||||||
14 | Дорожные знаки | Рассказ учителя о дорожных знаках. | 1 | |||||||||||
15 | Дорожные знаки | Беседа по результатам наблюдения (какие знаки дорожного движения есть по дороге от моего дома до школы). | 1 | |||||||||||
16 | Дорожные знаки | Дидактическая игра «Исправим подписи к знакам». | 1 | |||||||||||
17 | Дорожные знаки | Беседа «Какие бывают пешеходные переходы». | 1 | |||||||||||
18 | Дорожные знаки | Сюжетная игра «Расскажем малышам о правилах перехода улицы». Роли: старшие и младшие братья и сёстры. | 1 | |||||||||||
19 | Нас увидят в сумерках | Опыт с тёмными очками (Какие цвета мы различаем в тёмных очках). Игра «Ателье». Задание: выбрать одежду для передвижения в сумерках. | 1 | |||||||||||
20 | Мы переходим улицу (повторение) | Беседа «Как мы будем переходить улицу». | 1 | |||||||||||
21 | Мы переходим улицу (повторение) | Ролевая игра «Как мы будем переходить улицу». | 1 | |||||||||||
22 | Перекрёсток | Игра-конструирование «Перекрёсток» (работа со строительным материалом, геометрическими фигурами или конструктором лего). | 1 | |||||||||||
23 | Перекрёсток | Моделирование перекрёстка дорог. Создание памятки «Как переходить перекрёсток». | 1 | |||||||||||
24 | Сигналы машин | Видеофильм «Перестроения транспортного средства» (или рассматривание иллюстраций). Подвижная игра «Налево-направо». Роли: водители транспортных средств, которые совершают перестроения. | 1 | |||||||||||
25 | Остановка транспорта | Рассматривание иллюстраций «Остановка транспорта». Составление памятки «Правила ожидания автобуса» | 1 | |||||||||||
26 | Мы - пассажиры | Беседа «Если мы вежливы» на основе стихотворения А. Барто «Любочка». Сюжетная игра «В трамвае». | 1 | |||||||||||
27 | Мы - пассажиры | Составление памятки «Мы едем на автобусе» | 1 | |||||||||||
28 | Мы едем на дачу | Рассматривание иллюстраций – защитного оборудования в автомобиле (детское кресло, ремни и подушки безопасности). Рассказ учителя «Как мы ехали на дачу». Задание: найти ошибки в рассказе. Сюжетная игра-конструирование с куклами «Мы едем на дачу». Задание: построит транспортное средство и рассадить в нём семью с маленьким ребёнком. | 1 | |||||||||||
29 | Опасные ситуации | Рассказ учителя «Что такое опасная ситуация» (с использованием иллюстраций). | 1 | |||||||||||
30 | Опасные ситуации | Беседа «Почему нельзя общаться с чужими людьми?». | 1 | |||||||||||
31 | Опасные ситуации | Сюжетная игра «Поедем к маме…». Роли: девочка, мальчик, незнакомец. Задание: незнакомец должен уговорить ребёнка поехать с ним, а мальчик (девочка)найти способ отказать ему. | 1 | |||||||||||
32 | Несчастный случай | Ролевая игра «В кабинете врача». Роли: пациент, врач, медсестра. Задание: рассказать, что с тобой произошло, какая помощь тебе необходима. Игра «Поможем кукле» | 1 | |||||||||||
33 | Проверим себя | Ответы на итоговые вопросы, проведение беседы по изученному материалу. | 1 |
2 класс
№ | Тема | Содержание | Коли-чество часов | Дата проведения | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |
план | факт | |||||
1 | О транспорте | Ролевая игра «Международная выставка транспорта». Роли: посетители, экскурсоводы. Чтение и обсуждение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице», стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро». Задание на классификацию транспорта по признакам: городской – сельский, воздушный – водный – наземный – подземный, пассажирский – грузовой. | 1 | Ориентирование и поведение в окружающей среде: — сравнивать предметы по их положению в пространстве; — определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему; — соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»; — самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.); — различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт. 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: — определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки); — ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно); — выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения; — различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных); — в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»; — объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД); — различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота; — оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги; — группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный». | ||
2 | О транспорте | Рассказ учителя «Машины специального назначения» (с иллюстрационным материалом) | 1 | |||
3 | Дорога | Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы«Какие бывают дороги». Конструирование дороги из строительного материала (лего). | 1 | |||
4 | Дорога | Составление памятки «Как нужно себя вести на дорогах». | 1 | |||
5 | Дорога | Рассказы-рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах» | 1 | |||
6 | Дорога за городом | Рассказ учителя «Если мы находимся на загородном шоссе». Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы (часть загородной дороги): поиск ошибок. | 1 | |||
7 | Дорога за городом | Составление памятки «Правила поведения на шоссе за городом». | 1 | |||
8 | Части дороги | Упражнение «Закончи предложения»: «Дороги могут быть городские и …»; «Городская дорога имеет следующие части: …»; «Проезжая часть – это …»; «Тротуар – это …» и т.д. | 1 | |||
9 | Части дороги | Заполнение рисунка-схемы «Городская дорога», «Загородное шоссе». | 1 | |||
10 | Дорожные знаки | Беседа «Вспомним, зачем нужны знаки дорожного движения». Упражнение на классификацию знаков по цвету и форме. | 1 | |||
11 | Дорожные знаки | Рассказ-объяснение учителя о значении запрещающих , предупреждающих, предписывающих, информационных знаков. Упражнение на классификацию знаков дорожного движения по значению и функциям | 1 | |||
12 | Внимание! Опасность! | Беседа на тему «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала). | 1 | |||
13 | Внимание! Опасность! | Обсуждение проблемной ситуации «Может ли несчастье произойти в тихом дворике жилого дома?». Коллективное сочинение истории «Что случилось на прогулке?». | 1 | |||
14 | Внимание! Опасность! | Чтение и обсуждение значения пословиц и поговорок: «Поспешишь - людей насмешишь», «Поспешай, да не торопись», «Спеши медленно», «Спех людям на смех», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Торопись, да не оглядывайся». | 1 | |||
15 | Внимание! Опасность! | Рассматривание иллюстраций «Осторожно, опасность!» (о несоблюдении ПДД). Коллективная работа: создание плаката «Осторожно, дорога!». | 1 | |||
16 | Мы здесь живём | Рассказы детей «Мой дом и мой двор» Беседа «Где и как играть во дворе». | 1 | |||
17 | Мы здесь живём | Создание графического макета «Наш двор» с учётом ПДД. | 1 | |||
18. | Будем уважать людей! | Рассказ учителя «Почему человек должен быть внимательным и заботливым?». Беседа «Можно ли смеяться над больным человеком?». Обсуждение ситуаций «Как мы можем помочь другим людям?» | 1 | |||
19 | Мы - пешеходы | Обсуждение ситуации «Если бы на свете отменили все правила…». | 1 | |||
20 | Мы - пешеходы | Ролевая игра «К нам в горсти пришёл сотрудник ГИБДД. Зададим ему вопросы». | 1 | |||
21 | Мы - пешеходы | Дидактическая игра «Найдём знаки». | 1 | |||
22 | Мы - пешеходы | Ролевая игра «Объясним малышам, как нужно переходить улицу». | 1 | |||
23 | Мы - пешеходы | Коллективная работа: конструирование знаков «светофор», «пешеходный переход», разметки «зебра». | 1 | |||
24 | Мы - пешеходы | Создание плаката «Переходи улицу правильно!». | 1 | |||
25. | Перекрёсток | Сравнение двух рисунков-схем «Регулируемый и нерегулируемый перекрёсток». Коллективное разгадывание кроссворда. | 1 | |||
26. | Регулировщик | Просмотр видеофильма (или иллюстраций) «Как работает регулировщик». Сюжетно-подвижная игра «Как ребята улицу переходили» (проводится в физкультурном зале, на спортивной площадке). Роли: регулировщик, пешеходы. (Сначала в роли регулировщика выступает учитель). | 1 | |||
27 | Мы - пассажиры | Дидактическая игра «Найдём знаки». Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе». | 1 | |||
28 | Мы - пассажиры | Дидактическая игра «Спрашиваем - отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте. | 1 | |||
29 | Будем уважать водителей | Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и транспортным средствам?». Демонстрация опытов: может ли машина быстро остановиться. Обсуждение ситуаций: «Идёт дождь», «На улице туман», «Тёмное время суток». | 1 | |||
30 | Будем уважать водителей | Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем». | 1 | |||
31. | Мы едем на машине | Рассматривание схемы «Салон автомобиля». Рассказ учителя «Почему в личном автотранспорте нужно соблюдать правила безопасного поведения?» Дидактическая игра «Спрашиваем - отвечай». | 1 | |||
32 | Мы покупаем велосипед | Упражнение на классификацию знаков дорожного движения. Ролевая игра «Мы выбираем велосипед» (с использованием иллюстративного материала). Роли: покупатель, продавец. Рассказы детей «Объясним малышу правила езды на велосипеде». | 1 | |||
33 | Мы покупаем велосипед | Игра-соревнование «Учимся правильно кататься на велосипеде». | 1 | |||
34. | Проверим себя | Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу. | 1 |
3 класс
№ | Тема | Содержание | Коли-чество часов | Дата проведения | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |
план | факт | |||||
1 | Будем осторожными | Беседа «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала). Дидактическая игра «Что изменилось». Ученики рассматривают две картинки и отмечают, чем они различаются (находят четыре-пять различий). | 1 | Ориентирование и поведение в окружающей среде: — определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов); — определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость) 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: — выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения; — определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад); — находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части; — находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации; — объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения; — выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); — самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина). | ||
2 | Будем осторожными | Чтение и обсуждение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный». Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус»: о чём должен помнить любой участник дорожного движения? | 1 | |||
3. | Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)? | Рассказ учителя «Что такое ДТП» (с использованием иллюстративного материала). Ролевая игра «Причины ДТП». Словесная игра «Закончи предложение». | 1 | |||
4 | Виды транспорта | Рисование транспортного средства и рассказ о нём. Дидактическая игра на классификацию «Кто быстрее». Рассказ учителя о спецтранспорте (с иллюстративным материалом). | 1 | |||
5 | Виды транспорта | Ролевая игра «Я работаю …» рассказы детей от первого лица об одной из профессий на транспорте. | 1 | |||
6 | Какие бывают дороги | Просмотр и обсуждение видеофильма (иллюстративного материала) «Дороги бывают разные». Рисование дороги, игра с рисунками «Узнай, какую дорогу я нарисовал». | 1 | |||
7 | Какие бывают дороги | Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус» (правила поведения на дорогах в городе и за городом) Словесная игра «Угадай по описанию». | 1 | |||
8 | Дорожное движение | Просмотр видеофильма (иллюстрации) и беседа «В какую сторону едет транспорт?. Упражнения на сравнение рисунков: улица в часы пик и при спокойном движении; улица с односторонним и двусторонним движением; просёлочная дорога и шоссе и др. | 1 | |||
9 | Дорожное движение | Словесная игра «Кто я?» (работа в группах). Каждая группа составляет рассказ от имени участника дорожного движения (водителя, пассажира пешехода), а также объектов дорожного движения (транспорт, светофор, дорожная разметка и пр.). | 1 | |||
10 | Перекрёсток и автомагистраль | Сюжетная игра-конструирование «Строим перекрёсток» (коллективная работа за общим столом). Дидактическая игра «Найдём ошибки». | 1 | |||
11 | Дорожные знаки | Игра «Выставка дорожных знаков» (упражнение на определение дорожного знака и его характеристику). Ученик-экскурсовод выбирает любой знак и рассказывает о нём всё, что знает. Учащиеся (экскурсанты) дополняют, исправляют, задают вопросы, оценивают ответ. | 1 | |||
12 | Дорожные знаки | Классификация знаков дорожного движения по принадлежности к виду (запрещающие, предупреждающие и др.). | 1 | |||
13 | Дорожные знаки | Подвижные игры «Знакомый цвет», «Команды светофора». | 1 | |||
14 | Регулировщик | Упражнение «Сигналы регулировщика». Дети «читают» рисунок-схему «сигналы регулировщика», повторяют движения и объясняют, что они обозначают. Создание пособия «Сигналы регулировщика». | 1 | |||
15 | Правила для пешеходов | Составление памятки для пешехода и велосипедиста (работа в группах) «Правила знаем – бед избегаем!». | 1 | |||
16 | Правила для пешеходов | Ролевая игра «Узнаём знаки». Роли: сотрудник ГИБДД, пешеход, водитель. | 1 | |||
17 | Правила для пешеходов | Игра «Рассказ регулировщика». | 1 | |||
18 | Правила для пешеходов | Игра-соревнование «Выполняем задания-тесты». Учитель готовит графические и словесные задания на знание ПДД: поиск ошибки, завершение ответа, выбор ответа из нескольких предложенных. | 1 | |||
19 | Правила для пешеходов | Оценка выполненных тестовых заданий. | 1 | |||
20 | Населённый пункт | Знание дорожных знаков, обозначающих населённый пункт. Дидактическая игра «Спрашиваем - отвечай». | 1 | |||
21 | Движение на загородной дороге | Составление памятки для пешехода и велосипедиста, двигающихся по загородному шоссе. | 1 | |||
22 | Внимание! Железнодорожный переезд! | Обсуждение ситуаций: «Дежурный по переезду помахал детям жезлом. Почему?», «Велосипедист проехал переезд при закрытом шлагбауме. Что сказал ему дежурный по переезду?», «Мальчики с корзинками грибов перебегали железнодорожное полотно, когда поезд был уже виден» и др. | 1 | |||
23 | Внимание! Железнодорожный переезд! | Работа с пословицей «Поспешишь - людей насмешишь» в соответствии с обсуждаемыми ситуациями. Рисование дорожных знаков, регулирующих движение на железнодорожном переезде. | 1 | |||
24 | Движение в трудных условиях | Просмотр рисунков (фото, видеофильмов) с разными явлениями природы (ливень, гроза, туман, гололёд, снегопад, сильный ветер и др.) и оценивание особенностей движения в этих условиях. | 1 | |||
25 | Движение в трудных условиях | Беседа по вопросам: почему затрудняется вождение автомобиля в плохую погоду? Какими становятся тротуары и шоссе, когда идёт сильный снег или дождь? Изменяется ли видимость на дорогах во время тумана? Составление памятки «Внимание! Плохая погода!» | 1 | |||
26 | Жилая зона | Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Рисование знаков «жилая зона», «конец жилой зоны». | 1 | |||
27 | Мы ориентируемся на местности | Экскурсия по населённому пункту. Оценка объектов, находящихся на чётной (нечётной) стороне улицы. Оценка интенсивности движения, знаков дорожного движения. | 1 | |||
28 | Мы ориентируемся на местности | Создание плана микрорайона с учётом дорожной обстановки. | 1 | |||
29 | Труд водителя | Рассказы детей на тему «Моя профессия – водитель». Анализ и обсуждение ситуаций, которые могут быть опасными на дороге. | 1 | |||
30 | Что такое тормозной путь | Рассказ учителя «Что такое тормозной путь» (с использованием иллюстративного материала). Рисование схемы «Тормозной путь». Подготовка Памятки «Внимание! Тормозной путь!» | 1 | |||
31 | Световые сигналы автомобиля | Практическая работа: определить направление движения автомобиля. | 1 | |||
32 | Случай на дороге | Завершение рассказа: «Петя шёл по тротуару. Рядом на велосипеде ехал Олег. Мальчики не спешили, несмотря на мелкий моросящий дождь. Они разговаривали, обсуждали школьные новости. Вдруг …» | 1 | |||
33 | В метро | Ответ на вопрос «Почему такие ситуации опасны?»: мальчики стоят на перроне спиной к железнодорожному полотну; женщина перешла ограничительную линию и наклонилась вперёд, чтобы посмотреть, не идёт ли поезд; дети бегут по эскалатору; мальчики сидят на ступеньках эскалатора и т.д. Составление памятки «Правила поведения в метро». | 1 | |||
34 | Проверим себя | Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу. | 1 |
4 класс
№ | Тема | Содержание | Коли-чество часов | Дата проведения | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |
план | факт | |||||
1 | Будем себя беречь | Беседа на тему «Береги себя». Вопросы для обсуждения: «Что такое осторожность?», «Почему нужно быть осторожным на дорогах и улицах, к чему может привести легкомысленность и неумение предвидеть последствие своих действий?». | 1 | Ориентирование и поведение в окружающей среде: — характеризовать слова «опасность», «опасный»; — объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:— объяснять значение правил дорожного движения;— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации; — анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления. | ||
2 | Будем себя беречь | Дидактическая игра «Спрашиваем - отвечай». Ученик предлагает ситуацию, класс оценивает её как опасную или безопасную. Ролевая игра «Опасная встреча». Роли: девочка, мальчик, прохожий, сосед. Сюжеты: «прохожий просит мальчика проводить его до …»; «сосед приглашает попить чая»; «незнакомец предлагает поехать с ним к маме» и др. | 1 | |||
3 | Транспорт | Рассказ учителя об истории создания транспортных средств, рассматривание иллюстраций: первый трамвай, первая железная дорога, первый самолёт и автомобиль. | 1 | |||
4 | Транспорт | Игра-соревнование «Транспорт». | 1 | |||
5 | Транспорт | Дидактическая игра «Да и нет». | 1 | |||
6 | Транспорт | Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Дети, исполняя роль сотрудника ГИБДД, рассказывают о каком-то виде транспорта (его назначении, особенностях). | 1 | |||
7 | Правила дорожного движения | Ознакомление с Правилами дорожного движения РФ – государственным документом, определяющим единый порядок дорожного движения на территории нашей страны. | 1 | |||
8 | Правила дорожного движения | Беседа «Что такое требование?». | 1 | |||
9 | Дорожно-транспортное происшествие | Рассказ учителя, что такое ДТП (с использованием видеофильма и/или иллюстративного материала). | 1 | |||
10 | Дорожно-транспортное происшествие | Практическая работа «Если случилась беда»: как помочь, если ты стал свидетелем ДТП (вызвать «скорую помощь», позвонить в милицию, оказать первую помощь). | 1 | |||
11 | Дорожные знаки | Беседа «Вспомним, что мы знаем о дорожных знаках». | 1 | |||
12 | Дорожные знаки | Дидактическая игра «Наведём порядок в городе». На рисунке-схеме «Город» дети помещают дорожные знаки, делают дорожную разметку и объясняют, почему они так сделали. | 1 | |||
13 | Дорога | Рассматривание рисунка-схемы «Дорога». Беседа по вопросам: Какой участок земли называют дорогой? Чем различаются дороги в городе и за городом? Зачем нужна каждая часть дороги? Для чего делают дорожную разметку? Как дорожная разметка помогает обеспечить порядок на дороге? | 1 | |||
14 | Дорога | Дидактическая игра «Строим дорогу». Словесная игра «Кто я?». Беседа на тему «Препятствие на дороге». Ученик описывает какое-нибудь препятствие, а дети предлагают способы его преодоления. | 1 | |||
15 | Движение транспорта | Практическая работа «Выбираем правильный маршрут». | 1 | |||
16 | Движение транспорта | Беседа об автомагистрали. Объяснение выражения «попасть в пробку». | 1 | |||
17 | Как перевозят людей | Беседа о «зайцах». Вопросы: кого называют «зайцем» и стыдно ли им быть? Почему нельзя бросать мусор на пол в салоне автобуса (троллейбуса, трамвая)? Разве во время движения транспорта мешает кому-нибудь, если дети едят мороженое, хрустят сухарями? | 1 | |||
18 | Как перевозят людей | Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Ролевая игра «Мы едем в автобусе» | 1 | |||
19 | Рядом с железной дорогой | Игра «Кто быстрее». Задание «Выбери знак дорожного движения по названию». | 1 | |||
20 | Рядом с железной дорогой | Беседа «О чём может рассказать эта ситуация?». Ученик придумывает различные ситуации, а дети отвечают, чем они могут закончиться. | 1 | |||
21 | Населённый пункт | Работа с дорожными знаками: узнавание, называние, характеристика. | 1 | |||
22 | Населённый пункт | Ролевая игра «Куда я еду». Роли: водитель, сотрудник дорожно-патрульной службы, пешеход, пассажир. | 1 | |||
23 | Сигналы водителей, светофора и регулировщика | Экскурсия на перекрёсток. Наблюдение и оценка сигналов, подаваемых транспортными средствами, светофором и регулировщиками. | 1 | |||
24 | Сигналы водителей, светофора и регулировщика | Беседа «Что мы видели на экскурсии». Рисование дорожных знаков и рассказ о них. | 1 | |||
25 | Сигналы водителей, светофора и регулировщика | Ролевая игра «Помогаем малышу изучать ПДД». Роли: малыши, сотрудник ГИБДД, четвероклассники. | 1 | |||
26 | Сигналы водителей, светофора и регулировщика | Рассказ учителя об истории возникновения светофоров. | 1 | |||
27 | Опасный случай | Объяснение значения выражения «держать ухо востро». Обсуждение «Как ситуация может превратиться в опасную?». Дети придумывают ситуации и рассматривают разные варианты их развития. | 1 | |||
28 | Опасный случай | Составление памятки «Что такое опасная ситуация и как её избежать?». | 1 | |||
29 | Необычные пешеходы и водители | Рассказ учителя об «особых водителях и пешеходах». Рисование знаков, помогающим инвалидам в колясках ориентироваться в окружающей обстановке. | 1 | |||
30 | Необычные пешеходы и водители | Рассказы детей «Как мы можем помочь людям-инвалидам?» | 1 | |||
31 | Мы изучаем свой район | Экскурсия по микрорайону. | 1 | |||
32 | Мы изучаем свой район | Создание плана-карты микрорайона с указанием главных магистралей и знаков дорожного движения. | 1 | |||
33 | Мы изучаем свой район | Создание плана-карты микрорайона с указанием главных магистралей и знаков дорожного движения. | 1 | |||
34 | Проверим себя | Ответы на вопросы теста, проведение беседы по изученному материалу. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - пешеход и пассажир» (спортивно - оздоровительное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младши...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - пешеход и пассажир» (спортивно - оздоровительное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления разработана на основе авторской программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» для внеурочной деятельности младши...
рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Программа курса «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" для 1,2,3,4 классов составлена с учетом требований ФГОС, содержит пояснительную записку, цели и задачи, планируемые результаты, ка...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" - 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир» составлена на основе программы Н.Ф. Виноградовой и предназначена для учащихся начальных классов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я пешеход и пассажир."
Программа факультатива «Я - пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представ-лений о правилах дорожного движения и навыко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я пешеход и пассажир» Спортивно – оздоровительное направление
Программа факультатива «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движен...