Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" - 1-4 классы
рабочая программа ( класс) на тему
Программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир» составлена на основе программы Н.Ф. Виноградовой и предназначена для учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pdd.docx | 79.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чулковская основная школа»
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Чулковская основная школа»
_________________ Н.П. Лютикова
Приказ № 109 от 31 августа 2015 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Я - пешеход и пассажир»
для обучающихся 1-4 классов
Составители:
Шевченко Л.А.
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………….. 3-5
Содержание программы………………….……………………………….. 5-8
Описание места курса в учебном плане ……………….………………… 9
Тематическое планирование …………………………………………….. 9-10
Календарно-тематическое планирование………………………………. 10-21
Личностные, метапредметные результаты ……………………………. 21-23
Планируемые результаты ………………………………………………… 23-25
Список литературы………………………………………………………. ……26
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Я — пешеход и пассажир» составлена на основе программы Н.Ф. Виноградовой и предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Актуальность программы.
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данных занятий во внеурочной деятельности в начальной школе.
Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Задачи программы:
1. Обучение школьников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
2. Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
3. Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
4. Воспитание любви к ближнему: ценности чужой жизни.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Проблема сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения – социальная. К итогам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках ФГОС, относится способность к решению учебно - практических и учебно-познавательных задач на основе:
∙ системы знаний о природе, обществе, человеке;
∙ умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
∙ коммуникативных и информационных умений;
∙ системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
Это направление внеурочной деятельности включает практическую деятельность детей в рамках занятий кружка «Я — пешеход и пассажир». Несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам приводит к многочисленным потенциально опасным ситуациям на дорогах. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса внеурочной деятельности в начальной школе. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Программа построена с учетом следующих принципов:
- доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6–10 лет;
- личностно-ориентированная направленность курса
- актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
- линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
- деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально- наглядной опоре познавательной деятельности.
С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы:
- Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоениям младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося.
- Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.
- Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Программа способствует:
- умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
- трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
- физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
- Формы обучения:
- - тематические занятия;
- - игровые уроки;
- - практические занятия;
- - конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного движения;
- - подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;
- - изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
- - просмотр видеоматериалов по ПДД;
- - организация экскурсий на улицу.
Режим занятий:
В 1-4 классах начальной школы занятия продолжительностью:
1 класс - 1полугодие по 35 минут, 2 полугодие по 45 минут
2 класс – 45 минут
3 класс – 45 минут
4 класс – 45 минут
Содержание программы
1 год обучения
Ориентировка в окружающем мире
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).
Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).
Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
Ты — пешеход
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
Ты — пассажир
Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.
2 класс
Ориентировка в окружающем мире
Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около). Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.
Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.
Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.
Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).
Ты — пешеход
Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.
Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.
Ты – пассажир
В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.
3 класс
Ориентировка в окружающем мире
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.). Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).
Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.
Ты — пешеход
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика. Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
Ты — пассажир
Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.
4 класс
Ориентировка в окружающем мире
Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.
Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.
Ты — пешеход
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.
Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона». Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».
Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.
Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).
Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).
Ты — пассажир
При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение курса «Я — пешеход и пассажир» проводится в 1-4 классах. В соответствии с учебным планом школы данная программа внеурочной деятельности составлена из расчета: 1-4 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год
Тематическое планирование 1 класса
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Ориентировка в окружающем мире | 12 |
2 | Ты – пешеход | 13 |
3 | Ты – пассажир | 8 |
Итого | 33 |
Тематическое планирование 2 класса
Разделы | Количество часов | |
1 | Ориентировка в окружающем мире | 12 |
2 | Ты – пешеход | 13 |
3 | Ты – пассажир | 10 |
Итого | 35 |
Тематическое планирование 3 класса
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Ориентировка в окружающем мире | 10 |
2 | Ты – пешеход | 19 |
3 | Ты – пассажир | 8 |
Итого | 35 |
Тематическое планирование 4 класс
№ | Разделы | Кол-во часов |
Ориентировка в окружающем мире | 3 | |
Ты — пешеход | 4 | |
Ты — пассажир | 28 | |
Итого | 35 |
Календарно -тематическое планирование
1 класс
Номер урока | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий по теме) | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Ориентировка в окружающем мире (12 ч.) | ||||
1 | Для чего мы учим правила дорожного движения. | Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Описывать увиденные дорожные ситуации. Определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.). Характеризовать поведение участников дорожного движения. Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. Характеризовать поведение участников дорожного движения. Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. | ||
2 | Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). | |||
3 | Цвет (цветовые оттенки) предметов. | |||
4 | Пространственные положения: близко-далеко; рядом, около и т.д. | |||
5 | Форма и цвет знаков дорожного движения. | |||
6 | Цвет и форма запрещающих знаков. | |||
7 | Адрес местожительства. Дорога от дома до школы, магазина и пр. | |||
8 | Практическое занятие «Дорога домой». | |||
9 | Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный. | |||
10 | Транспортное средство. | |||
11 | Участники дорожного движения. | |||
12 | Мы идем по улице (экскурсия). | |||
Ты – пешеход (13 ч.) | ||||
13 | Дорога. Тротуар как часть дороги. | Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте). Оценивать конкретные примеры поведения на дороге. Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Определять виды перекрѐстков. Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Оценивать конкретные примеры поведения на дороге. Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Определять виды перекрёстков. Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств. Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по селу. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте. Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте. | ||
14 | Правила движения по тротуару. | |||
15 | Нас увидят в темноте. | |||
16 | Знаки «пешеходный переход», «пешеходная дорожка» | |||
17 | Знаки «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход» | |||
18 | Знаки «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая». Экскурсия. | |||
19 | Игра «Живые знаки» | |||
20 | Правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода. | |||
21 | Перекресток. | |||
22 | Ролевая игра «Переходим дорогу» | |||
23 | Светофор пешеходный. | |||
24 | Светофор транспортный. | |||
25 | Особенности сигналов светофора и действия пешеходов. | |||
Ты – пассажир ( 8 часов) | ||||
26 | Правила поездки в автомобиле. | Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. | ||
27 | Правила поездки в автобусе, троллейбусе. | |||
28 | Правила поездки в электричке. | |||
29 | Правила поездки в метро. | |||
Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Ориентироваться в основных вопросах изученных тем. Объяснять правила безопасного движения в автомобиле, правила перехода дороги. | ||||
30 | Опасные ситуации. | |||
31 | Ролевая игра «Едем в гости». | |||
32 | Подготовка к проекту ««Правила движения — достойны уважения!» | |||
33 | Презентация проектов «Правила движения — достойны уважения!» Урок-игра «Азбука безопасности». | |||
2 класс
Календарно - тематическое планирование
Номер урока | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий по теме) | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Ориентировка в окружающем мире – 24ч. | ||||
1 | Повторение правил ДД по материалам 1 класса | |||
2-4 | Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.). | Определять направление движения объекта и своё пространственное положение по отношению к нему | ||
5-7 | Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около). | Изучение скоростей движения объектов. Различение скоростей перемещения объектов, ответы на вопрос: «Кто (что) быстрее, медленнее? Соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве: медленно-быстро; далеко-близко. | ||
8 | Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. | Различать, сравнивать, группировать стоящий транспорт, двигающийся, подающий сигналы | ||
9-11 | Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт. | Различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт | ||
12 | Сочинение «Автомобиль – друг или враг?» | |||
13-14 | Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения. | Практическое занятие по переходу улиц в городе. Эстафеты «Зелёный огонёк». | ||
15 | Творческая работа «Улицы моего города» | |||
16-17 | Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. | Оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое должно быть затрачено на переход дороги. | ||
18-20 | Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. В каких случаях транспортные средства представляют опасность для пешехода? Когда пешеходы представляют опасность для транспортных средств и водителей? | Практические занятия (Маршрут движения школьника) | ||
21 | Целевая прогулка «Правила юного пешехода» | |||
22-23 | Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям) Разбор маршрутов следования учащихся по улицам с интенсивным движением. Блиц-опрос | Умение пользоваться безопасным маршрутом движения по улицам с интенсивным движением. | ||
24 | Урок игра | Игра –викторина «Дорожная азбука» | ||
Ты – пешеход -6ч. | ||||
25 | Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Учимся различать и объяснять знаки дорожного движения «Движение запрещено», «пешеходная дорожка», действовать в соответствии с ними. | |||
26-27 | Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков. Рисуем дорожные знаки | Объяснять знание конкретного знака (в значении, приближенном у установленном в ПДД) | ||
28 | Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах». | |||
29 | Автобусные остановки, посадочные площадки в местах остановок трамвая. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства | Учиться выполнять правила поведения на остановке маршрутного средства | ||
30 | Целевая прогулка «Остановки транспортного средства» | |||
Ты – пассажир – 4ч.+1ч. | ||||
31-33 | Пассажиром быть не просто. В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна. | Сюжетно-ролевые игры по разбору наиболее часто возникающих ситуаций нарушения пешеходов ПДД | ||
34 | Проектная работа «Безопасность на дорогах» | |||
35 | Тест «Какой ты пассажир?» |
Календарно - тематическое планирование
3 класс
Номер урока | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий по теме) | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |||||||
Ориентировка в окружающем мире - 10ч | |||||||||||
1 | Предметы и их положение в пространстве. | Определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.), | |||||||||
2 | Скорость движения объекта | Оценивание дорожных ситуаций. Мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью ,небыстро, дает сигналы поворота или остановки | |||||||||
3 | Сигналы транспортного средства | Знать сигналы транспортного средства в начале движения и изменении на- правления движения (поворот, задний ход), определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);знать правила поведения пешехода в соответствии с ними | |||||||||
4-5 | Виды транспортных средств. | Выделять среди объектов окружающей среды транспортные средства. Группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный. | |||||||||
6 | Транспорт личный и общественный | Выделять среди объектов окружающей среды транспортные средства. | |||||||||
7 | Спецтранспорт и его назначение. | ||||||||||
8 | Профессии на транспорте. | Называть профессии на транспорте | |||||||||
9 | Мы идем по улице. Путь от дома до школы . Экскурсия | Объяснять свой путь от дома до школы. Объяснять свой путь по улице. Определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (дом, школа). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. | |||||||||
10 | Игра «Безопасные маршруты движения | Работать самостоятельно, соотносить свои знания с заданием , которое нужно выполнить, планировать ход работы, контролировать и оценивать свою работу и результат. | |||||||||
Ты – пешеход 19ч. | |||||||||||
11 | Какие бывают дороги. Виды и назначение дорог.
| Различать виды дорог, объяснять их назначение. Называть особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Называть состояние дороги ( асфальт, грунт) |
| ||||||||
12 | Составные части улицы, дороги | Знакомство с элементами улиц( проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса) | |||||||||
13-14 | Конструирование дороги из строительного материала. | Работать самостоятельно, соотносить свои знания с заданием , которое нужно выполнить ,планировать ход работы, контролировать и оценивать свою работу и результат. | |||||||||
15 | Перекрёсток, разные виды перекрёстков | Знать правила перехода перекрёстка | |||||||||
16 | Светофоры. Команды светофора. | Различать светофор пешеходный и транспортный. Различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними. | |||||||||
17 | Регулировщик Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. | Знать особенности внешнего вида регулировщика (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика. |
| ||||||||
18 | Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. | Знать правила поведения на нерегулируемом перекрёстке |
| ||||||||
19 | Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. | Знать какие цвета мы различаем в тёмное время суток. | |||||||||
20 | Группы дорожных знаков и их назначение. | Выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их. |
| ||||||||
21 | Предупреждающие знаки |
| |||||||||
22 | Запрещающие знаки |
| |||||||||
23 | Предписывающие знаки | ||||||||||
24 | Дорожные знаки, регулирующие движение на железнодорожном переезде | ||||||||||
25 | Конкурс на лучшего знатока дорожных знаков. | Работать самостоятельно, соотносить свои знания с заданием , которое нужно выполнить ,планировать ход работы, контролировать и оценивать свою работу и результат. |
| ||||||||
26 | Где мы будем играть? | Выделять среди картинок с примерами правильное и неправильное поведение детей во время игры. | |||||||||
27 | Сюжетно-подвижная игра «Как ребята улицу переходили». | Применять полученные знания на практике | |||||||||
Ты – пассажир 7ч +1ч | |||||||||||
28 | Мы – пассажиры общественного транспорта. | Знать правила поведения пассажиров в транспортном средстве. Знать правила поведения пассажиров в транспортном средстве. |
| ||||||||
29 | Правила поведения в автобусе. | ||||||||||
30 | Правила поведения в автомобиле. | ||||||||||
31 | Правила поведения в метро. | ||||||||||
32-33 | Опасные ситуации. | Знать, что такое опасная ситуация. | |||||||||
34 | Проект «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах». | Планировать ход работы, контролировать и оценивать свою работу и результат. | |||||||||
35
| Игра-соревнование «Учимся правильно кататься на велосипеде». | Знать правила поведения велосипедиста. применять полученные знания на практике |
4 класс
Календарно - тематическое планирование
Номер урока | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий по теме) | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |
1 | Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?» | ||||
Ориентировка в окружающем мире – 10ч. | |||||
2-3 | Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях. | ||||
4-5 | Разнообразие транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт. Вид, отличительные и опознавательные знаки. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. | Классифицировать виды транспорта.Характеризо-вать и сопоставлять виды транспорта. | |||
6-7 | Правила эксплуатации велосипеда. Технический осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка. Возрастные ограничения. ДТП с велосипедистами, меры их предупреждения. Движение велосипедистов группами. | Знакомиться с правилами дорожного движения для водителей. Обсуждать ситуацию «Если бы на свете отменили все правила». | |||
8 | Творческая работа «Мой друг велосипед» | Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. | |||
9 | Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого» | Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. | |||
10-11 | Проект «Транспорт будущего». | ||||
Ты – пешеход – 17ч. | |||||
12-13 | Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). | Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку. | |||
14 | Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной | ||||
15 | Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». | Сравнивать дорожные знаки. Соотносить знаки с требованиями. Объяснять требования знаков. | |||
16 | Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона». | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте). | |||
17 | Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний». | Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.Характеризовать условия,обеспечивающие безопасность при переходе дорог. | |||
18 | Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет». | Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Формы контроля: устный опрос; письменная самостоятельная работа; творческая работа | |||
19 | Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков» | ||||
20 | Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). | Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс. | |||
21-22 | Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками. Железнодорожный переезд-источник повышенной опасности. Шалости на железной дороге недопустимы. | Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте. | |||
23 | КВН «Азбука безопасности» | ||||
24-25 | Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках). Целевая прогулка | Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. | |||
26 | Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта). | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; осознание ответственности человека за общее благополучие; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость; положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Основы безопасности дорожного движения»; способность к самооценке; | |||
27 | Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь» | ||||
28 | Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения» | ||||
Ты – пассажир – 6ч.+1ч. | |||||
29 | При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов. | Положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Основы безопасности дорожного движения»; способность к самооценке; | |||
30 | Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшедших в городе. Выявление причин дорожно-транспортных происшествий. | ||||
31 | Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении. | ||||
32 | «Это может случиться с каждым», «Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП» | ||||
33 | Викторина «У дорожных правил каникул нет». | ||||
34, 35 | Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность». | ||||
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
1 класс
- необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
- чувства справедливости, ответственности;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
- навыки самостоятельности суждений.
Метапредметные результаты освоения программы:
- умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
- формирование способности оценивать своё поведение со стороны;
- формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2 класс
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на соблюдение правил дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Я – пешеход и пассажир»;
- способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях
Метапредметные результаты освоения программы:
- умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
- формирование способности оценивать своё поведение со стороны;
- формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
- — формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения. Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
3 класс
Личностные результаты:
-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
-осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметные результаты:
- Ориентирование и поведение в окружающей среде:
- определять «на глаз» расстояние до объекта;
- определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения.
2. Умение, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
- выделять знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить их с поведением;
- находить на рисунках и схемах части дороги;
- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
- объяснять правила передвижения в соответствии со знаками;
- выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам;
- самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы.
4 класс
Личностные результаты:
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- ∙ положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»; ∙ способность к самооценке; ∙ начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные результаты:
- Ориентирование и поведение в окружающей среде:
- характеризовать слова «опасность», «опасный»;
- объяснять значение слов «осторожный» и «неосторожный», «внимательный» и «невнимательный»;
- предвидеть результат возникшей ситуации, выделять особо опасные ситуации;
2. Умение, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
- объяснять ППД;
- группировать знаки дорожного движения по назначению;
- соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией;
- соблюдать изученные правила движения;
- анализировать свое и чужое поведение.
Планируемые результаты
1 класс:
- сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
— объяснять свой путь от дома до школы;
— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять из многообразия объектов транспортное средство;
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
— различать цвет и форму запрещающих знаков;
— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
— различать сигналы светофора и объяснять их значение;
— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
2класс
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— сравнивать предметы по их положению в пространстве;
— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);
— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».
3класс
риентирование и поведение в окружающей среде:
— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
4 класс
Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— характеризовать слова «опасность», «опасный»;
— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,
— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;
— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— объяснять значение правил дорожного движения;
— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
−− выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.
Перечень учебно - методического обеспечения
1. Н.Ф. Виноградова «Сборник программ внеурочной деятельности» М. Вентана-Граф., 2011г.
2. Интернет ресурсы
Сайт «Мамин град» - правила дорожного движения для детей - http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=48&sid=faf59ffb507cf89f92e36a32210a71c8
Правила дорожного движения - тренажѐр http://cafel.narod.ru/index.htm
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей начальных классов №1
от 28 августа 2015г.
Руководитель ШМО
________________Л.А Шевченко
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ________________Е. Ю. Плетнева 28 августа 2015г.
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Я - гражданин России" 1 класс
Программа «Я - гражданин России» имеет гражданско – патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную направленность. Содержание данной программы рассчитано на учащихся 6-7 лет, первый...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уйныйбыз да,җырлыйбыз» в 1 классе
Бүгенге көндә башлангыч сыйныф укытучыларының төп бурычы – балаларны белемле, рухи яктан бай, әхлаклы, физик яктан сәламәт итеп үстерү. Бу бурычлар төрле юлл...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности Искусство слова ФГОС 1-4 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс внеурочной деятельности "Искусство слова" нацелен на ра...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешеход и пассажир" . 1-4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешеход и пассажир" для 1,2,3,4 классов составлена с учетом требований ФГОС, содержит пояснительную записку, цели и задачи, планируемые результаты, календ...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности учебного курса «Социокультурные истоки» 1 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияОсновой для разработки программы послужила авторская про...