Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" 3 класс.
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - пешеход и пассажир" для 3 класса. | 44.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №2
имени В. В. Тихонова
Павлово-Посадского муниципального района
Московской области
Утверждаю.
Директор МОУ лицея № 2
_______ М. Б. Серова
«____»_______2016 г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Я – пешеход и пассажир»
3 класс
Составитель:
Маркова Ольга Валерьевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2016 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир»
Третий класс
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования») и на основе программы курса внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» МОУ лицея № 2.
Согласно учебному плану МОУ лицея № 2 на изучение курса внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» в 3 классе отводится 35 часов из расчёта 1 ч в неделю (35 учебных недель).
Согласно годовому календарному графику МОУ лицея № 2 и расписанию занятий на 2016 – 2017 учебный год календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- оценивать положительные качества личности одноклассников.
Метапредметные результаты:
- умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
- формирование способности оценивать своё поведение со стороны;
- формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Предметные результаты:
- выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
- объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
- раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
- разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Содержание курса
3 класс
1. Будем осторожными (1 час)
Беседа «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала).
Дидактическая игра «Что изменилось». Ученики рассматривают две картинки и отмечают, чем они различаются (находят четыре – пять отличий).
Чтение и обсуждение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный».
Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус»: о чём должен помнить любой участник дорожного движения?
2. Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)? (1 час)
Рассказ учителя «Что такое ДТП» (с использованием иллюстративного материала).
Ролевая игра «Причины ДТП».
Словесная игра «Закончи предложение».
3. Виды транспорта (2 часа)
Рисование транспортного средства и рассказ о нём. Дидактическая игра на классификацию «Кто быстрее». Рассказ учителя о спецтранспорте (с иллюстративным
материалом).
Ролевая игра «Я работаю...». Рассказы детей от первого лица об одной из профессий
на транспорте.
4. Какие бывают дороги (2 часа)
Просмотр и обсуждение видеофильма (иллюстративного материала) «Дороги бывают разные».
Рисование дороги, игра с рисунками «Узнай, какую дорогу я нарисовал».
Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус» (правила поведения на дорогах в городе и за городом).
Словесная игра «Угадай по описанию».
5. Дорожное движение (1 час)
Просмотр видеофильма (иллюстраций) и беседа «В какую сторону едет транспорт?».
Упражнения на сравнение рисунков: улица в часы пик и при спокойном движении; улица с односторонним и двусторонним движением; просёлочная дорога и шоссе и др.
Словесная игра «Кто я?» (работа в группах). Каждая группа составляет рассказ от имени участника дорожного движения (водителя, пассажира, пешехода), а также объектов дорожного движения (транспорт, светофор, дорожная разметка и пр.).
6. Перекрёсток и автомагистраль (2 часа)
Сюжетная игра-конструирование «Строим перекрёсток» (коллективная работа за общим столом). Дидактическая игра «Найдём ошибки».
7. Дорожные знаки (4 часа)
Игра «Выставка дорожных знаков» (упражнение на определение дорожного знака и его характеристику). Ученик-экскурсовод выбирает любой знак и рассказывает о нём всё,
что знает. Учащиеся (экскурсанты) дополняют, исправляют, задают вопросы, оценивают ответ.
Классификация знаков дорожного движения по принадлежности к виду (запрещающие, предупреждающие и др.). Подвижные игры «Знакомый цвет», «Команды светофора».
8. Регулировщик (1 час)
Упражнение «Сигналы регулировщика». Дети «читают» рисунок-схему «сигналы регулировщика», повторяют движения и объясняют, что они обозначают. Создание пособия «Сигналы регулировщика».
9. Правила для пешеходов (5 часов)
Составление памятки для пешехода и велосипедиста (работа в группах) «Правила знаем - бед избегаем!». Ролевая игра «Узнаём знаки». Роли: сотрудник ГИБДД, пешеход, водитель. Игра «Рассказ регулировщика».
Игра-соревнование «Выполняем задания-тесты». Учитель готовит графические и словесные задания на знание ПДД: поиск ошибки, завершение ответа, выбор ответа из
нескольких предложенных. Оценка выполненных тестовых заданий.
10. Населённый пункт (1 час)
Знание дорожных знаков, обозначающих населённый пункт. Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».
11. Движение на загородной дороге (1 час)
Составление памятки для пешехода и велосипедиста, двигающихся по загородному шоссе.
12. Внимание! Железнодорожный переезд! (1 час)
Обсуждение ситуаций: «Дежурный по переезду помахал детям жезлом. Почему?», «Велосипедист проехал переезд при закрытом шлагбауме. Что сказал ему дежурный по
переезду?», «Мальчики с корзинками грибов перебегали железнодорожное полотно, когда поезд был уже виден» и др.
Работа с пословицей «Поспешишь — людей насмешишь» в соответствии с обсуждаемыми ситуациями. Рисование дорожных знаков, регулирующих движение на
железнодорожном переезде.
13. Движение в трудных условиях (1 час)
Просмотр рисунков (фото, видеофильмов) с разными явлениями природы (ливень, гроза, туман, гололёд, снегопад, сильный ветер и др.) и оценивание особенностей движения в этих условиях. Беседа по вопросам: почему затрудняется вождение автомобиля в плохую погоду? Какими становятся тротуары и шоссе, когда идёт сильный снег или дождь? Изменяется ли видимость на дорогах во время тумана? Составление памятки «Внимание! Плохая погода!».
14. Жилая зона (1 час)
Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Рисование знаков «жилая зона», «конец жилой зоны».
15. Мы ориентируемся на местности (2 часа)
Экскурсия по населённому пункту. Оценка объектов, находящихся на чётной (нечётной) стороне улицы. Оценка интенсивности движения, знаков дорожного движения.
Создание плана микрорайона с учётом дорожной обстановки.
16. Труд водителя (1 час)
Рассказы детей на тему «Моя профессия — водитель». Анализ и обсуждение ситуаций, которые могут быть опасными на дороге.
17. Что такое тормозной путь (1 час)
Рассказ учителя «Что такое тормозной путь» (с использованием иллюстративного материала). Рисование схемы «Тормозной путь». Подготовка памятки «Внимание! Тормозной путь!».
18. Световые сигналы автомобиля (1 час)
Практическая работа: определить направление движения автомобиля.
19. Случай на дороге (1 час)
Завершение рассказа: «Петя шёл по тротуару. Рядом на велосипеде ехал Олег.
Мальчики не спешили, несмотря на мелкий моросящий дождь. Они разговаривали, обсуждали школьные новости. Вдруг...»
20. В метро (1 час)
Ответ на вопрос «Почему такие ситуации опасны?»: мальчики стоят на перроне спиной к железнодорожному полотну; женщина перешла ограничительную линию и наклонилась вперёд, чтобы посмотреть, не идёт ли поезд; дети бегут по эскалатору; мальчики сидят на ступеньках эскалатора и т. д. Составление памятки «Правила поведения в метро».
21. Несчастный случай (2 часа)
Ролевая игра «В кабинете врача». Роли: пациент, врач, медсестра. Задание: рассказать, что с тобой произошло, какая помощь тебе необходима.
Игра «Поможем кукле». Повязки.
Встреча с фельдшером школы «Первая помощь при ранах».
22. Проверим себя (1 час)
Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
всего | теоретические | практические | ||
3 класс | ||||
1 | Будем осторожны | 1 | 1 | |
2 | Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)? | 1 | 1 | |
3 | Виды транспорта | 2 | 1 | 1 |
4 | Какие бывают дороги | 2 | 1 | 1 |
5 | Дорожное движение | 1 | 1 | |
6 | Перекресток и автомагистраль | 2 | 2 | |
7 | Дорожные знаки | 4 | 1 | 3 |
8 | Регулировщик | 1 | 1 | |
9 | Правила для пешеходов | 5 | 1 | 4 |
10 | Населенный пункт | 1 | 1 | |
11 | Движение по загородной дороге | 1 | 1 | |
12 | Внимание! Железнодорожный переезд! | 1 | 1 | |
13 | Движение в трудных условиях | 1 | 1 | |
14 | Жилая зона | 1 | 1 | |
15 | Мы ориентируемся на местности | 2 | 2 | |
16 | Труд водителя | 1 | 1 | |
17 | Что такое тормозной путь | 1 | 1 | |
18 | Световые сигналы автомобиля | 1 | 1 | |
19 | Случай на дороге | 1 | 1 | |
20 | В метро | 1 | 1 | |
21 | Несчастный случай | 2 | 1 | 1 |
22 | Проверим себя | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 14 | 20 |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
Дата урока | № | Название темы | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | |
по плану | коррек тировка | |||
1 | Вводный инструктаж по т/б. Будем осторожными. | - определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, ядом, несколько метров, несколько шагов); - определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость). | ||
2 | Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)? | - объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения; - выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни). | ||
3 | Виды транспорта. | - различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт; - группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный. | ||
4 | Ролевая игра «Я работаю…». О профессии на транспорте. | |||
5 | Какие бывают дороги. | - анализировать особенности дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъёмы, спуски). | ||
6 | Правила поведения на дорогах в городе и за городом. | |||
7 | Дорожное движение. | - знать сигналы транспортного средства в начале движения и при изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними. | ||
8 | Перекрёсток и автомагистраль. |
- выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); - проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; - разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. | ||
9 | Сюжетная игра-конструирование «Строим перекрёсток». | |||
10 | Дорожные знаки. | - определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписываюшие); - выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице: называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения. | ||
11 | Классификация знаков дорожного движения по принадлежности к виду. | |||
12 | Игра «Выставка дорожных знаков». | |||
13 | Подвижные игры «Знакомый цвет», «Команды светофора». | |||
14 | Регулировщик. | Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика. | ||
15 | Правила для пешеходов. | - объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения; - выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); - самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина). | ||
16 | Инструктаж по т/б. Ролевая игра «Узнаём знаки». | |||
17 | Игра-соревнование «Выполняем задания-тесты». | |||
18 | Правила движения в тёмное время суток. | |||
19 | Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы. | |||
20 | Населённый пункт. | - знакомство с населённым пунктом как территорией, застроенной домами: город, село, посёлок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения. | ||
21 | Движение на загородной дороге. | - знакомство с населённым пунктом как территорией, застроенной домами: город, село, посёлок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения. | ||
22 | Внимание! Железнодорожный переезд! | - определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад); - находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, обозначать её части; - находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации; - объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. | ||
23 | Движение в трудных условиях. | -выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения; - определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад); - находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации; - объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения; - выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни). | ||
24 | Жилая зона. | - знакомство с населённым пунктом как территорией, застроенной домами: город, село, посёлок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения. | ||
25 | Мы ориентируемся на местности. | - определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, ядом, несколько метров, несколько шагов); - определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость). | ||
26 | Создание плана микрорайона с учётом дорожной обстановки. | |||
27 | Труд водителя. | - выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); - самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина). | ||
28 | Что такое тормозной путь. | - объяснять значение слова «тормозной путь»; - характеризовать слова «опасность», «опасный»; - анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях. | ||
29 | Световые сигналы автомобиля. | - определять сигналы транспортного средства в начале движения и при изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними. | ||
30 | Случай на дороге. | - оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, даёт сигналы поворота или остановки). | ||
31 | В метро. | - выполнять изученные правила движения в метро; - самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения. | ||
32-33 | Несчастный случай. | - объяснять значение ПДД; - в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину её возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); - отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают её участники?». | ||
34 | Проверим себя. | - выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); - самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина). |
Согласовано. Согласовано.
Протокол заседания Зам. директора по УВР
ЛМО учителей _______ (Паламарчук В.Н.)
начальных классов ______________2016 г.
________(Сальхина С. И.)
___________2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс
Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" соответствует ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешеход и пассажир" . 1-4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешеход и пассажир" для 1,2,3,4 классов составлена с учетом требований ФГОС, содержит пояснительную записку, цели и задачи, планируемые результаты, календ...