Рабочая программа по внеурочной деятельности « Азбука безопасности Аркадия Паровозова»
рабочая программа по обж (3 класс)

РахмановаТатьяна Сергеевна

Аннотация.

Нормативно- правовая база.

Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед школой, педагогами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры. В последнее время уже не вызывает сомнения важность задачи научить детей распознавать опасные ситуации, уметь защитить себя. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в детском возрасте - важнейшая составная часть процесса формирования общей культуры.

Настоящая программа является звеном, обеспечивающим непрерывность обучения населения, и прежде всего детей, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях, при возникновении чрезвычайных ситуаций. Реализация данной программы позволит привить детям знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности; позволит сформировать у них научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Рабочая программа учебного предмета «Азбука безопасности Аркадия Паровозова» для 3 класса ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №2» составлена на основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития обучающихся 3 класса и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Главной целью курса является обучение детей правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях, при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Цели программы:

- обучить детей методам обеспечения личной безопасности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества; приёмам оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях; дать понятие  о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности

« Азбука безопасности Аркадия Паровозова»

для обучающихся 3 – «Б»  класса

на 2020 – 2021 учебный год

(Срок реализации программы)

Адаптирована учителем начальных классов

Рахмановой Татьяной Сергеевной.

г. Вышний Волочек

2020г.

Аннотация.

Нормативно- правовая база.

Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед школой, педагогами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры. В последнее время уже не вызывает сомнения важность задачи научить детей распознавать опасные ситуации, уметь защитить себя. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в детском возрасте - важнейшая составная часть процесса формирования общей культуры.

Настоящая программа является звеном, обеспечивающим непрерывность обучения населения, и прежде всего детей, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях, при возникновении чрезвычайных ситуаций. Реализация данной программы позволит привить детям знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности; позволит сформировать у них научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Рабочая программа учебного предмета «Азбука безопасности Аркадия Паровозова» для 3 класса ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №2» составлена на основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития обучающихся 3 класса и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Главной целью курса является обучение детей правильным действиям в опасных для жизни и здоровья условиях, при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Цели программы:

- обучить детей методам обеспечения личной безопасности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества; приёмам оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях; дать понятие  о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Задачи программы:

- развить у детей чувство ответственности за свое поведение;

- учить бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;

- стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и выработку умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;

- формировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

- вырабатывать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;

- формировать умения: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты;

- развивать духовные и физические качества личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни.

Место предмета в учебном плане.

Рабочая программа 3 класса рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.

Формы обучения – уроки-беседы, экскурсии, практические занятия, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, встречи с сотрудниками служб безопасности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения курса по данной программе у обучающихся будут сформированы знания, умения, навыки, представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностными результатами являются:

- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности;

- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами являются:

- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами являются:

В познавательной сфере:

- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;

- о влиянии их последствий на безопасность личности

- о здоровом образе жизни;

- о правах и обязанностях граждан в области безопасности.

В ценностно-ориентационной сфере:

-  умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

-  умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

-  умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

В коммуникативной сфере:

-  умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Преимущественные формы достижения основных результатов освоения курса «Азбука безопасности Аркадия Паровозова».

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

просмотр и обсуждение мультипликационного фильма «Аркадий Паровозов» по заданной тематике.

работа с дидактическим материалом (в игровой форме);

изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Особенности реализации программы.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по сохранению жизни обучающихся.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами жизнедеятельности, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

-  занятия в свободное время;

- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

№ п/п

Название разделов

Количество часов

1

Введение.

1

2

Основы безопасности.

2

3

Безопасное поведение дома.

4

4

Безопасное поведение на улице.

2

5

Берегись огня.

2

6

Дорожно-транспортная безопасность.

5

7

Опасные ситуации природного характера.

2

8

Безопасное поведение на водоёмах.

3

9

Что такое чрезвычайная ситуация.

2

10

Чрезвычайные ситуации природного характера.

2

11

Сам себе доктор.

7

12

Подготовка к активному отдыху на природе.

2

Всего:

34

Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету к концу года.

В ходе реализации содержания программы, обучающиеся должны овладеть правилами безопасного поведения в различных ситуациях, общаться со сверстниками и взрослыми, использовать приобретенный в школе опыт об основных понятиях здоровья и факторах, влияющих на него в реальной и повседневной жизни.

Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности Аркадия Паровозова» в третьем классе у обучающихся формируются УУД и предметные результаты:

- применять на практике основные понятия здоровья и факторы, влияющих на него;

- иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуациях в современных условиях жизнедеятельности;

- знать элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;

- уметь использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для:

- действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- пользования бытовыми приборами;

- использования по назначению лекарственных препаратов;

- пользования бытовыми приборами;

- соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;

- соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;

- соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;

- вызова (обращения) за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.

Для реализации курса занятий по внеурочной деятельности «Азбука безопасности Аркадия Паровозова» желательно наличие:

Игровой комнаты, прогулочной площадки, класса, оборудованного аудио и видео аппаратурой, ПК,  спортивного и игрового инвентаря, аудио и видео дисков соответствующей тематики, детских энциклопедий, возможно использование рабочих тетрадей, цветные карандаши, ручки.

Методическое обеспечение.

- карточки-задания для усвоения нового материала;

-  карточки правила;

-  викторины по изучаемым направлениям и разделам;

- кроссворды по изучаемым направлениям и разделам;

- использование в работе ИКТ (проектора, интернет - ресурсов);

- таблицы «Правила поведения», «Опасные ситуации»; и т.д.

- памятки поведения на природе;

- таблицы по ПДД.

Методическая литература.

1. Л. Логинова «365 Уроков безопасности»; Москва, 2000 г.;

2.Поторочина Е. А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 3 класс. – М,: ВАКО, 2008. – 128с. – (В помощь учителю).

3.Саляхова Л. И. Настольная книга классного руководителя; Москва, из-во «Глобус»;2007 г.

4.Дорожная безопасность; учебная книжка-тетрадь для 3,4 классов. Москва, 2005 г.

5.А. Усачёв, А. Березин. «Школа безопасности», Москва, изд. АСТ, 1997 г.

6.Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 3 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. 7.Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 55с. : ил.

8.Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Ярославль: Академия развития: Академия и К: Академия Холдинг, 2000.

9.Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006.

Контрольно-измерительные материалы.

Вопросы викторины «Азбука безопасности Аркадия Паровозова»»:

1.В первой серии мультфильма речь идёт о том, что находясь дома без присмотра родителей нельзя оставлять водопроводный кран открытым. И если произошло затопление, то этого делать нельзя! Что нельзя делать?

выключить кран

включать электрические приборы

звать на помощь

2.Вот гуляли однажды Саша и Маша во дворе, веселились. К ним подошёл незнакомый мужчина и предложил покататься на машине. Дети сели и поехали. Правильно они поступили?

надо спросить куда поедем и позвонить родителям

да, правильно

не правильно, нельзя садиться в машину к незнакомым людям

3.Спички детям – не игрушка! Если случилось возгорание, то по какому номеру надо позвонить?

03

02

01

4.В жаркий денёк отправились Саша и Маша на пляж. Долго они играли, веселились, но потом у них сильно заболели головы. Почему?

не выспались

долго находились на солнышке без головных уборов

они голодные

5.Как вы думаете – можно ли в сильную грозу прятаться под высоким деревом?

категорически нельзя

да, можно

если больше негде, то можно

6.Скоро многие из вас пойдут в лес за грибами и ягодами, а в лесу столько всего интересного: птички поют, ягодки и грибочки разные под ногами встречаются, звери, бывают, пробегают. Очень хочется попробовать ягодки красивые, а можно? Почему?

можно, они такие красивые!

нужно прочитать информацию об этих ягодах и в следующий раз попробовать, если они съедобные

нельзя, они могут оказаться ядовитыми

7.Летом отключают отопление. Когда вы возвращаетесь домой, набегавшись по лужам, вам нужно высушить одежду. Как правильно сушить?

на сушилке

положить в стиральную машину и включить функцию «отжим»

на электрообогревателе

8.В 5 серии мультфильма говорится о том, как должны вести себя дети в лесу. Выбери правильный ответ.

нельзя убегать и прятаться от родителей

нужно всегда откликаться на «АУ»

оба ответа верны

9.Когда вы выходите гулять, надо обязательно знать несколько важных фактов: как вас зовут, сколько вам лет, как зовут родителей…. А что ещё?

домашний адрес

как зовут домашнего питомца

сколько стоит буханка хлеба

10.Почему нельзя трогать пчелиные и осиные гнезда?

это смертельно опасно

это плохо для насекомых

оба ответа верны

11.Эти насекомые особенно активны в жаркую погоду. Они всасываются в кожу, могут быть очень опасными. О ком идет речь?

муравьи

комары

клещи

12.Все вы очень любите купаться, но находиться в воде долго нельзя. Почему?

мама не разрешает

в теплой воде можно сильно вспотеть

можно замёрзнуть и заболеть

13.При катании на скейтбордах и роликовых коньках нужно обязательно одевать средства защиты. Для чего?

для того, чтобы не расстроить родителей

для безопасности

для красоты

14.В 59 серии говорится о том, что без этого предмета нельзя кататься на лодке. Какого предмета?

сменной обуви

спасательного жилета

мобильного телефона

Содержание учебного предмета.

1.Введение (1ч) Знакомство с учащимися. Цели и задачи программы внеурочной деятельности. Правила поведения и техника безопасности на занятиях внеурочной деятельности

2. Основы безопасности (2ч )Понятия «безопасность», «личная безопасность», «социальная безопасность». Система безопасности семьи, общества и государства. Единая дежурно-диспетчерская служба. Телефоны служб спасения и охраны общественного порядка.

3.Безопасное поведение дома.  (4 ч.) Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Безопасное поведение во дворе дома. Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.

4. Безопасное поведение на улице. (2 ч.) Тёмная улица. Умение находить выход в том случае, если потерялся в незнакомом месте. Меры безопасности при общении с бездомными животными.

5. Берегись огня (2 ч.) Пожар в общественном месте. Паника. Правила поведения при пожаре.Лесные, торфяные пожары. Костры и последствия их разжигания. Предупреждение отравления угарным газом при пожаре.

6. Дорожно-транспортная безопасность. (5ч.) Безопасность на улице. Городская дорога, перекрёсток,  улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Некоторые термины. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. Правила безопасного поведения в общественном транспорте. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.                                                   7.Опасные ситуации природного характера. (2ч.) Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

8.Безопасное поведение на водоёмах. (3ч.) Водоемы. Особенности состояния водоемов в разное время года. Правила поведения на водоемах. Правила обращения с водой в быту. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила безопасного поведения на берегу водоемов во время отдыха.

9.Что такое чрезвычайная ситуация? (2ч.) Чрезвычайная ситуация, катастрофа, стихийное бедствие. Сигналы оповещения населения. Государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения.

10.Чрезвычайные ситуации природного характера. (2часа). Чрезвычайные ситуации природного характера. Лесные пожары. Наводнения. Поведение во время природных ЧС.

11. Сам себе доктор. (7ч.) Человек, строение тела человека. Организм человека. Органические вещества и витамины; минеральные вещества. Первая помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях, отравлениях, порезах, солнечных ударах, обморожениях, укусах. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

12.Подготовка к активному отдыху на природе (2ч.) Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Ориентирование по компасу. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. 

Календарно-тематическое планирование.

№урока

Тема занятий

Дата урока

В году

В теме

план

факт

Введение  (1 ч)

1.

1.

Правила поведения и техника безопасности на занятиях внеурочной деятельности.

Основы безопасности (2 ч.)

2.

1.

Понятия «безопасность», «личная безопасность»

3.

2.

Телефон службы спасения и охраны общественного порядка

Безопасное поведение дома (4ч.)

 4.

1.

Один дома.

Опасность у тебя дома.

 

 

 5.

2.

Один дома.

Звонок в дверь. Звонок по телефону.

 

 

 6.

3.

Безопасность в доме. Как могут стать опасными домашние вещи.

 

 

 7.

4.

Огонь в доме. Основные правила поведения при пожаре. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу.

 

 

Безопасное поведение на улице (2 ч.)

 8.

1.

Как вести себя с незнакомыми людьми.

 

9.

2.

Когда четвероногие друзья опасны.

             

 

Берегись огня (2ч.)

 10.

1.

Правила пожарной безопасности

 

 

 11.

2

Внимание пожар!

 

 

Дорожно-транспортная безопасность (5ч.)

12.

1.

Безопасность на улицах города.

Наиболее безопасный путь в школу.

 

 

13.

2.

Наш друг светофор.

 

 

14.

3.

Знакомство с дорожными знаками. Конкурс

«Угадай скорее знак»

 

 

15.

4.

Мы – пешеходы! Практическое занятие.

Правила движения группой по улицам города.

 

 

16.

5.

Знакомство с транспортом города. Мы – велосипедисты.

 

Опасные ситуации природного характера (2ч.)

17.

1.

Гроза. Правила поведения во время грозы.

 

18.

2.

Зимние явления природы. Обморожения.

 

Безопасное поведение на водоёмах (3ч.)

19.

1.

Водоёмы нашего города. Правила и меры безопасного поведения на воде в зимний период

 

 

20.

2.

Правила и меры безопасности на воде в осенний и весенний периоды.

 

21.

3.

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период. Основные спасательные средства

 

Что такое чрезвычайная ситуация? (2 ч.)

 22.

1.

Что такое чрезвычайная ситуация? Авария катастрофа, стихийное бедствие.

 

 23.

2.

Сигналы оповещения населения при возникновении ЧС.

 

 

 Чрезвычайные ситуации природного характера.  (2 часа)

 24.

1.

Лесной пожар. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях.         

 

 25.

2.

Наводнение. Правила поведения во время наводнения.

 

Сам себе доктор. (7ч.)

 26.

1.

Если ты ушибся. Как вытащить занозу.

 27.

2.

Ожог-дело серьёзное. Обморожения.

28.

3.

Что делать при переломе?

29.

4.

Как помочь при отравлениях.

30.

5.

С ножом шутки плохи (если кровь течёт из раны).

31.

6.

Чтобы не было солнечного удара.

32.

7.

Что делать при укусах.

Подготовка к активному отдыху на природе (2ч.)

33.

1.

  Как правильно вести себя на природе. Составление памяток.

34.

2.

Обобщающее занятие. Викторина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"

Программа "Азбука безопасности" ориентирована на формирование и развитие основ безопасности; на практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожной безопасности" 1 класс

Данная программа сориентирована на профилактику детского дорожного травматизма, т.е. на изучение основ безопасности на дороге от всех источников угроз; на знания и навыки использования правил дорожног...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука безопасности»

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности" расчитана на детей в возрасте 7-9 лет. Реализует социально-педагогическое направление....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"

Рабочая программа "Азбука безопасности" реализует социально-педагогическое направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с ФГОС НОО второго поколения и тесно сзязана с ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука безопасности"

Курс внеурочной деятельности "Азбука безопасности" разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Азбука безопасности

Содержание программы «Азбука безопасности» отличается развёрнутостью, личностной ориентацией и концентрическим расширением объёма информации от класса к классу в рассмотрении вопросов безо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука безопасности" для 1-4 классов

Данная рабочая программа представляет собой разработку курса "Азбука безопасности", рассчитанную на 4 года изучения. Программа включает в себя основные виды безопасности жизнедеятельности: а...