Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год
календарно-тематическое планирование (3, 4 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования,
с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(в действующей редакции)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_pdd.docx | 34.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПСТ. ЯКША
«Согласовано» заместитель директора по воспитательной работе МОУ «СОШ» пст. Якша __________/Н.А. Павлова/ «29» августа 2020 года Рассмотрено на пед.совете №1 от 29.08.2020 г. | «Утверждаю» директор МОУ «СОШ» пст. Якша __________/В.Н. Коданева/ Приказ № 232-Т от «29» августа 2020 года |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Азбука правил дорожного движения»
основного общего образования
срок реализации программы: 1 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования,
с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(в действующей редакции)
Составитель:
Акатьева А.О.,
учитель ОБЖ,
Первой квалификационной категории
Якша
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» разработана:
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
на основе:
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ» пст Якша,
с учетом:
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15 (ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015),
- авторской программы внеурочной деятельности Н.Ф.Виноградовой «Я — пешеход и пассажир» // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2014, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Цель программы:
Формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Задачи программы:
- сообщить знания о правилах движения на проезжей части;
- обучить пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
- привить умения пользоваться общественным транспортом;
- ознакомить со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
- воспитать осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
- воспитать бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы
Предметными результатами изучения курса «Азбука ПДД» является сформированность следующих умений:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
— объяснять свой путь от дома до школы;
— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
— сравнивать предметы по их положению в пространстве;
— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
— характеризовать слова «опасность», «опасный»;
— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,
— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;
— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять из многообразия объектов транспортное средство;
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
— различать цвет и форму запрещающих знаков;
— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
— различать сигналы светофора и объяснять их значение;
— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);
— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».
— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
— объяснять значение правил дорожного движения;
— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
−− выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса | Форма организации | Вид деятельности |
Ориентировка в окружающем мире (11 ч.) | ||
Введение. Форма и цвет предметов окружающего мира. Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира. Форма и цвет знаков дорожного движения. Предметы и их положение в пространстве. | Познавательная беседа, викторина | Познавательная |
Экскурсия «Мы идем по улице» | Экскурсия | Познавательная, исследовательская |
Дорога. Опасность и безопасность на дорогах. Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа. | Познавательная беседа, Занятие-практикум | Познавательная, исследовательская, игровая |
Дорога от дома до школы. Практикум «Моя безопасная дорога от дома до школы» (Составление схемы «Дом-школа-дом») | Занятие-практикум | Познавательная, исследовательская, художественное творчество |
Транспорт. Игра «Дорожный калейдоскоп» | Познавательная беседа | Познавательная, игровая |
Сигналы транспортного средства. | Познавательная беседа, КТД | Познавательная, работа в микрогруппах |
Целевая прогулка «Правила юного пешехода» | Занятие-практикум, мини-исследование | Познавательная, исследовательская |
Скорость движения объекта. | Познавательная беседа Занятие-практикум | Познавательная, исследовательская |
Велосипед. Правила эксплуатации велосипеда. | Познавательная беседа Занятие-практикум | Познавательная, исследовательская, игровая |
Творческая работа «Мой друг велосипед» | КТД, Инсценировки, решение поведенческих ситуаций. | Познавательная, исследовательская, игровая |
Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» | Викторина, КТД | Познавательная, исследовательская, досугово-развлекательная |
Ты пешеход (17 ч.) | ||
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Общие правила перехода улиц и дорог. Элементы дороги. Целевая прогулка «Места, предназначенные для движения пешеходов» | Познавательная беседа, целевая прогулка | Познавательная, исследовательская |
Автомагистраль. Главная дорога. | Познавательная беседа, КТД | Познавательная, работа в микрогруппах |
Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. | Познавательная беседа, игра «Очередность проезда» | Познавательная, исследовательская |
Знаки дорожного движения (запрещающие, предупреждающие, предписывающие) – 2ч. | Познавательная беседа, КТД создание знаков ДД | Познавательная, исследовательская, работа в микрогруппах |
Знаки дорожного движения (знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса – 2 ч. | Познавательная беседа, КТД создание знаков ДД, | Познавательная, исследовательская, работа в микрогруппах |
Проектная работа «День дорожного знака» | Мини-проект | Проектная |
Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах» | Викторина | Познавательная |
Перекресток. Светофор. Разные виды светофора. | Познавательная беседа, КТД создание макетов разных светофоров, настольные игры | Познавательная, работа в микрогруппах |
Викторина «В гостях у Светофорчика». | Викторина | Познавательная |
Дорожные опасности. Правила движения в темное время суток. | Познавательная беседа, Миниисследование | Познавательная, исследовательская |
КВН «Азбука безопасности». | Познавательная беседа, Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь» | Познавательная, работа в микрогруппах |
Регулировщик. Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов | Познавательная беседа, практикум на мини-улице | Познавательная, игровая |
Автобусные остановки. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства. Целевая прогулка «Остановки транспортного средства» | Познавательная беседа. Целевая прогулка «Остановки транспортного средства» | Познавательная, исследовательская |
Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения» | Игра-конкурс | Познавательная, исследовательская, игровая |
Ты пассажир (6 ч.) | ||
Правила пользования общественным транспортом. | Познавательная беседа | Познавательная |
Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении. | Познавательная беседа, Занятие-практикум | Познавательная, исследовательская |
«Это может случиться с каждым», «Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП» - 2ч. | Познавательная беседа, Занятие-практикум по оказании первой помощи | Познавательная, исследовательская |
Викторина «У дорожных правил каникул нет». | Викторина | Познавательная |
Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность». | КТД выпуск стенгазет | Проектная деятельность в мини-группах |
Тематическое планирование
№ п/п | Название цикла, темы | Колво | В том числе | |
часов | ||||
Теория | Практика | |||
1-11 | Ориентировка в окружающем мире | 11 | 4 | 7 |
12-28 | Ты — пешеход | 17 | 7 | 10 |
29-34 | Ты — пассажир | 6 | 2 | 4 |
Итого | 34 | 13 | 21 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по факультативному курсу внеурочной деятельности «Легкая атлетика» На уровень начального общего образования 4 года реализации
Программа по физкультуре (внеурочка по легкой атлетике ФГОС 1-4 класс)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления Начальное общее образование 2, 3-4 класс
Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный первый класс...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый к...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности профориентационной направленности при получении начального общего образования «Тропинка в профессию»
Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его буду...