Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год
календарно-тематическое планирование (3, 4 класс)

Акатьева Анастасия Олеговна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена

в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

основного общего образования,

с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования

(в действующей редакции)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_pdd.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПСТ. ЯКША

«Согласовано»

заместитель директора  

по воспитательной работе

МОУ «СОШ» пст. Якша

__________/Н.А. Павлова/

«29» августа 2020  года

Рассмотрено на пед.совете

№1 от 29.08.2020 г.

«Утверждаю»

директор

МОУ «СОШ» пст. Якша

__________/В.Н. Коданева/

Приказ №        232-Т от

«29» августа 2020  года

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Азбука правил дорожного движения»

основного общего образования

срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена

в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

основного общего образования,

с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования

(в действующей редакции)

Составитель:

Акатьева А.О.,

учитель ОБЖ,

Первой квалификационной категории

Якша

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» разработана:

в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,

на основе:

- требований к результатам освоения основной образовательной  программы основного общего образования МОУ «СОШ» пст Якша,

с учетом:

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15 (ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015),

- авторской программы внеурочной деятельности  Н.Ф.Виноградовой «Я — пешеход и пассажир» // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2014, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. 

                Цель программы:

      Формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

     

 Задачи программы:

  • сообщить знания о правилах движения на проезжей части;
  • обучить пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
  • привить умения пользоваться общественным транспортом;
  • ознакомить со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
  • воспитать осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
  • воспитать бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как  поступить;
  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

Предметными результатами изучения курса «Азбука ПДД» является сформированность следующих умений:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

— объяснять свой путь от дома до школы;

— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

— сравнивать предметы по их положению в пространстве;

— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;

— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;

— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);

— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);

— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)

— характеризовать слова «опасность», «опасный»;

— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,

— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;

— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;

— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять из многообразия объектов транспортное средство;

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

— различать цвет и форму запрещающих знаков;

— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

— различать сигналы светофора и объяснять их значение;   

— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);

— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;

— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;

— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);

— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;

— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;

— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

— объяснять значение правил дорожного движения;

— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;

— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;

— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;

— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

−−  выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.

  Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание курса

Форма организации

Вид деятельности

Ориентировка в окружающем мире (11 ч.)

Введение. Форма и цвет предметов окружающего мира. Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира. Форма и цвет знаков дорожного движения. Предметы и их положение в пространстве.

Познавательная беседа, викторина

Познавательная

Экскурсия «Мы идем по улице»

Экскурсия

Познавательная, исследовательская

Дорога. Опасность и безопасность на дорогах. Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа.

Познавательная беседа, Занятие-практикум

Познавательная, исследовательская, игровая

Дорога от дома до школы. Практикум «Моя безопасная дорога от дома до школы» (Составление схемы «Дом-школа-дом»)

Занятие-практикум

Познавательная, исследовательская, художественное творчество

Транспорт. Игра «Дорожный калейдоскоп»

Познавательная беседа

Познавательная, игровая

Сигналы транспортного средства.

Познавательная беседа,  КТД

Познавательная, работа в микрогруппах

Целевая прогулка «Правила юного пешехода»

Занятие-практикум, мини-исследование

Познавательная, исследовательская

Скорость движения объекта.

Познавательная беседа Занятие-практикум

Познавательная, исследовательская

Велосипед. Правила эксплуатации велосипеда.

Познавательная беседа Занятие-практикум

Познавательная, исследовательская, игровая

Творческая работа «Мой друг велосипед»

КТД, Инсценировки, решение поведенческих ситуаций.

Познавательная, исследовательская, игровая

Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»

Викторина, КТД

Познавательная, исследовательская, досугово-развлекательная

Ты пешеход (17 ч.)

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Общие правила перехода улиц и дорог. Элементы дороги. Целевая прогулка «Места, предназначенные для  движения пешеходов»

Познавательная беседа, целевая прогулка

Познавательная, исследовательская

Автомагистраль. Главная дорога.

Познавательная беседа, КТД

Познавательная, работа в микрогруппах

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов.

Познавательная беседа, игра «Очередность проезда»

Познавательная, исследовательская

Знаки дорожного движения (запрещающие, предупреждающие, предписывающие) – 2ч.

Познавательная беседа, КТД создание знаков ДД

Познавательная, исследовательская, работа в микрогруппах

Знаки дорожного движения  (знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса – 2 ч.

Познавательная беседа, КТД создание знаков ДД,

Познавательная, исследовательская, работа в микрогруппах

Проектная работа «День дорожного знака»

Мини-проект

Проектная

Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах»

Викторина

Познавательная

Перекресток. Светофор. Разные виды светофора.

Познавательная беседа, КТД создание макетов разных светофоров, настольные игры

Познавательная, работа в микрогруппах

Викторина «В гостях у Светофорчика».

Викторина

Познавательная

Дорожные опасности. Правила движения в темное время суток.

Познавательная беседа, Миниисследование

Познавательная, исследовательская

КВН «Азбука безопасности».

Познавательная беседа, Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь»

Познавательная, работа в микрогруппах

Регулировщик. Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов

Познавательная беседа, практикум на мини-улице

Познавательная, игровая

Автобусные остановки. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства. Целевая прогулка «Остановки транспортного средства»

Познавательная беседа. Целевая прогулка «Остановки транспортного средства»

Познавательная, исследовательская

Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения»          

Игра-конкурс 

Познавательная, исследовательская, игровая

Ты пассажир (6 ч.)

Правила пользования общественным транспортом.

Познавательная беседа

Познавательная

Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении.

Познавательная беседа, Занятие-практикум

Познавательная, исследовательская

«Это может случиться с каждым», «Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП» - 2ч.

Познавательная беседа, Занятие-практикум по оказании первой помощи

Познавательная, исследовательская

Викторина «У дорожных правил каникул нет».

Викторина

Познавательная

Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность».

КТД выпуск стенгазет

Проектная деятельность в мини-группах

 Тематическое планирование

п/п

Название цикла, темы

Колво

В том числе

часов

Теория

Практика

1-11

Ориентировка в окружающем мире

11

4

7

12-28

Ты — пешеход 

17

7

10

29-34

Ты — пассажир

6

2

4

Итого

34

13

21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления Начальное общее образование 2, 3-4 класс

     Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Окружающий  природный  мир»для  освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка и движение» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Музыка и движение»для  освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный первый класс...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура» для  освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый к...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности профориентационной направленности при получении начального общего образования «Тропинка в профессию»

Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его буду...