Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука безопасности»
рабочая программа по обж (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности" расчитана на детей в возрасте 7-9 лет. Реализует социально-педагогическое направление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Бутовская СОШ № 1»
________ Овчинникова И.М.
«___» _____________ 2018 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Азбука безопасности»
для детей в возрасте 7-9 лет
направление – социально-педагогическое
срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год
Составитель: Михальченко Елена Вячеславовна
учитель начальных классов
1 категории
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Азбука безопасности» составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерного содержания программы по ОБЖ для 2 класса, авторы Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В.Иванова, соответствует требованиям нормативных документов: ФЗ - 273 «Об образовании в Российской Федерации», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения».
Программа составлена в соответствии с требованиями нормативно-правовых и инструктивно – методических документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089;
3. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
4. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
5. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
Задачи:
1.Развивать мотивацию к безопасному поведению.
2.Научить основным правилам дорожного движения.
3.Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.
4.Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
5.Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
Место предмета
Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» рассчитана на 1 год (2 класс), 34 учебных часа, из расчета 1 часа в неделю.
Характеристика курса «Азбука безопасности»
Содержание курса «Азбука безопасности» разработано на основе положений федеральных законов Российской Федерации, нормативно-правовых актов и результатов научных исследований в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства. Содержание учебного материала сформировано по модульному принципу.
Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.
Программа составлена по трем основным видам деятельности:
- обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
- творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Формы и методы обучения
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Программа «Азбука безопасности» предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
• тематические занятия
• игровые тренинги
• разбор дорожных ситуаций на настольных играх
• экскурсии
• конкурсы, соревнования, КВН, викторины
• изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
• выпуск стенгазет
• разработка проектов по ПДД
• встреча с работниками ГИБДД
• просмотр видеофильмов
Основные методы обучения:
- Словесные:
рассказ, беседа с разбором и анализом дорожного происшествия;
- Наглядные:
показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций;
- Практические:
практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины, экскурсии по городу с целью изучения программного материала.
Планируемые результаты.
Личностные
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные
Учащиеся научатся:
- Распознавать схему микрорайона, в котором находится школа, наиболее безопасный путь в школу и обратно, где и как надо переходить улицу и дорогу.
- Основные части улицы и дороги – проезжая часть, мостовая тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.
- Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где транспортные средства.
- Особенности движения пешеходов в сложных погодных условиях (ветер, дождь, туман, гололёд)
- Вероятные последствия от игр и шалости на дороге и вблизи ее.
- Основные причины ДТП в микрорайоне.
- Общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на ней и безопасного ее перехода:
- не стоять близко от углов перекрестка и у края проезжей части ( в том числе и на остановках общественного транспорта);
- не стоять близко у края тротуара, повернувшись спиной к проезжей части;
- перед началом перехода дороги надо посмотреть сначала налево, затем направо и опять налево, лишь убедившись в безопасности перехода, начинать переход, глядя налево, переходить дорогу до середины, не останавливаясь, и, глядя направо, - после середины дороги;
- быть особенно внимательными на дороге при дожде, тумане, снегопаде, гололедице, при плохом освещении и в вечернее время;
- дорогу нужно переходить, но не перебегать.
- Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.
- Светофоры транспортные и пешеходные, значение световых сигналов ( красный – стой, желтый – жди, зеленый – иди).
- Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналам светофоров вне перекрестков и на перекрестках (где транспортные средства не только движутся в прямом направлении, но и совершают повороты).
- Разнообразие видов транспорта.
Получат возможность научиться:
- Различать виды транспорта и транспортных средств;
- Самостоятельно ходить по наиболее безопасному пути в школу и обратно.
- Определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог;
- Соблюдать правила посадки и высадки пассажиров, перехода проезжей части;
- находить (различать) изученные дорожные знаки (на пути в школу), пользоваться ими в конкретной обстановке;
- Определять, где не следует школьникам переходить улицу и дорогу (вблизи крутых поворотов и изломов дороги, при наличии крупногабаритных средств и других объектов, ограничивающих обзор дороги, на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т. п.).
- При необходимости обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе проезжей части улиц и дорог в местах интенсивного движения транспорта.
Содержание программы
1.Улица полна неожиданностей. Беседа, презентация, загадки, стихи.
2.Наш город и его транспорт. Загадки, исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах).
3.Где и как переходить дорогу. Стихотворение Я.Пишумова «Город, в котором…», исторический материал, презентация (разметка дороги, улица с односторонним и двусторонним движением), ролевая игра.
4.Где и как переходить дорогу. Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку», работа в группах .
5.Дорога в школу. Работа с планом местности, стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город»,беседа (пешеходные правила),практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций.
6.Наша улица, наш район. Беседа, работа с планом микрорайона (найди свою улицу, дом), индивидуальная работа (отметь на карте свой путь опасные места на нём),разбор и анализ работ.
7.Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Беседа, исторический материал, дорожные ситуации,практическая работа.
8.Викторина «Счастливый случай». Деление на 3 команды (по рядам), разминка, заморочки из бочки,музыкальная пауза (физкультминутка), ты мне – я тебе, видеовопросы от старших).
9.Наши верные друзья на улицах и дорогах. Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком»,исторический материал, беседа, стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов)
10.Сигналы регулирования дорожного движения. Кроссворд, блиц-опрос, беседа, презентация «Сигналы регулировщика»,игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке».
11.Игра «Регулировщик». Загадки, сюжетно-ролевая игра, презентация.
12.Дорожные знаки. Исторический материал, беседа, презентация, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»)
13.Запрещающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки»,презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили).
14.Предупреждающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки»,презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)
15.Знаки особого предписания и знаки сервиса. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)
16.Опасные ситуации на дорогах. Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации»), игра «Узнай дорожный знак», ролевая игра.
17.Опасные ситуации на дорогах. Беседа, ролевая игра, работа в группах (составляют правила ПДД по пройденному).
18. Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение.
19.Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол», беседа, презентация, ролевая игра.
20.Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Беседа, стихи, анализ конкретных ситуаций, презентация, инсценировка.
21. Мы- пассажиры. Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах.
22.Мы- пассажиры. Беседа, блиц- опрос, экскурсия.
23.КВН «Транспорт и правила поведения в нём». Разминка, инсценировка ситуаций, презентация, ребусы, игра «кто больше знает правил ПДД?»
24.Будь внимательным и осторожным. Доскажи словечко, викторина, загадки, презентация, игра «Домино».
25.Клуб внимательных пешеходов. Беседа, игра «вставь нужное слово», стихи, ребусы, игра «Домино» (дорожные знаки)», инсценировка, презентация.
26.Про разметку на дороге. Блиц – опрос, презентация, беседа, инсценировка, ролевая игра.
27.Перекрёсток. Беседа, презентация, фильм «Торопыжка», ролевая игра.
28, 29. Маленькие секреты транспорта. Ролевая игра, анализ ситуаций, презентация, работа в группах (придумай правило)
30, 31. Дорожный этикет. Беседа, презентация, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра.
32. Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. Беседа, викторина.
33, 34. Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема | Количес-тво часов | Дата | Теорети-ческие занятия | Практи-ческие занятия |
1 | Улица полна неожиданностей. Экскурсия. | 1 | 06.09 | 0,5 | 0,5 |
2 | Наш город и его транспорт. | 1 | 13.09 | 1 | |
3 | Где и как переходить дорогу? | 1 | 20.09 | 1 | |
4 | Дорога в школу. | 1 | 27.09 | 1 | |
5 | Наша улица, наш район. | 1 | 04.10 | 1 | |
6 | Как рождаются опасные ситуации на дорогах? | 1 | 18.10 | 1 | |
7 | Викторина «Светофорчик». | 1 | 25.10 | 1 | |
8 | Наши верные друзья на улицах и дорогах. | 1 | 01.11 | 1 | |
9 | Наши верные друзья на улицах и дорогах. | 1 | 08.11 | 1 | |
10 | Сигналы регулирования дорожного движения. | 1 | 15.11 | 1 | |
11 | Игра «Регулировщик». | 1 | 29.11 | 1 | |
12 | Дорожные знаки. | 1 | 06.12 | 1 | |
13 | Запрещающие знаки. | 1 | 13.12 | 1 | |
14 | Предупреждающие знаки. | 1 | 20.12 | 1 | |
15 | Знаки особого предписания и знаки сервиса. | 1 | 27.12 | 1 | |
16 | Опасные ситуации на дорогах. | 1 | 10.01 | 1 | |
17 | Знай правила дорожного движения как таблицу умножения. | 1 | 17.01 | 1 | |
18 | Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. | 1 | 24.01 | 1 | |
19 | Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. | 1 | 31.01 | 1 | |
20 | Мы -- пассажиры. | 1 | 07.02 | 1 | |
21 | КВН «Транспорт и правила поведения в нём». | 1 | 14.02 | 1 | |
22 | Будь внимательным и осторожным. | 1 | 28.02 | 1 | |
23 | «Клуб внимательных пешеходов». | 1 | 1 | ||
24 | Про разметку на дороге. | 1 | 1 | ||
25 | Перекрёсток. | 1 | 1 | ||
26, 27 | Маленькие секреты транспорта. | 2 | 1 | 1 | |
28, 29 | Дорожный этикет. | 2 | 1 | 1 | |
30 | Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. | 1 | 1 | ||
31 | Конкурс рисунков «Смело по зебре шагая». | 1 | 1 | ||
32, 33 | Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». | 2 | 1 | 1 | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | 1 |
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Руководители ШМО Зам. директора по УВР
учителей начальных классов
_________ / И.Л. Корнаухова/ _________ / Н.В. Катренко/
_________ / Н.Л. Тюльпанова/
«___»__________ 2018г. «___»__________ 2018г.
Лист коррекции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
Программа "Азбука безопасности" ориентирована на формирование и развитие основ безопасности; на практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожной безопасности" 1 класс
Данная программа сориентирована на профилактику детского дорожного травматизма, т.е. на изучение основ безопасности на дороге от всех источников угроз; на знания и навыки использования правил дорожног...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
Рабочая программа "Азбука безопасности" реализует социально-педагогическое направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с ФГОС НОО второго поколения и тесно сзязана с ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
Курс внеурочной деятельности "Азбука безопасности" разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Азбука безопасности
Содержание программы «Азбука безопасности» отличается развёрнутостью, личностной ориентацией и концентрическим расширением объёма информации от класса к классу в рассмотрении вопросов безо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Азбука безопасности Аркадия Паровозова»
Аннотация.Нормативно- правовая база.Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука безопасности" для 1-4 классов
Данная рабочая программа представляет собой разработку курса "Азбука безопасности", рассчитанную на 4 года изучения. Программа включает в себя основные виды безопасности жизнедеятельности: а...