Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука безопасности»
рабочая программа по обж (2 класс)

Михальченко Елена Вячеславовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности" расчитана на детей в возрасте 7-9 лет. Реализует социально-педагогическое направление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1»

                                                                                                               

                                                                                                      УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                      Директор

                                                                                                      МБОУ «Бутовская СОШ № 1»

                                                                                                      ________ Овчинникова И.М.        

                                                                                                       «___» _____________ 2018 г.            

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Азбука безопасности»

для детей в возрасте 7-9 лет

направление – социально-педагогическое

срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год

                                                               

                         

                                                                                   

                                                                 Составитель: Михальченко Елена Вячеславовна

                                                                                        учитель начальных классов

                                                                                                                   1 категории

        

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

    Рабочая программа «Азбука безопасности» составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и  примерного содержания программы по ОБЖ для 2 класса, авторы Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В.Иванова, соответствует  требованиям нормативных документов: ФЗ - 273 «Об образовании в Российской Федерации», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения».  

      Программа составлена в соответствии с требованиями нормативно-правовых и инструктивно – методических документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089;

3. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

4. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253

5. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548

Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

Задачи:

1.Развивать мотивацию к безопасному поведению.

2.Научить основным правилам дорожного движения.

3.Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.

4.Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах

5.Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.

Место предмета

     Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» рассчитана на 1 год (2 класс), 34 учебных часа, из расчета 1 часа в неделю.

Характеристика курса «Азбука безопасности»

Содержание курса «Азбука безопасности» разработано на основе положений федеральных законов Российской Федерации, нормативно-правовых актов и результатов научных исследований в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства. Содержание учебного материала сформировано по модульному принципу.

Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.

Программа составлена по трем основным видам деятельности:

  • обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
  • творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Формы и методы обучения

Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Программа «Азбука безопасности» предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

• тематические занятия

• игровые тренинги

• разбор дорожных ситуаций на настольных играх

• экскурсии

• конкурсы, соревнования, КВН, викторины

• изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;

• выпуск стенгазет

• разработка проектов по ПДД

• встреча с работниками ГИБДД

• просмотр видеофильмов

Основные методы обучения:

  1. Словесные:

рассказ, беседа с разбором и анализом дорожного происшествия;

  1. Наглядные:

показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций;

  1. Практические:

практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины, экскурсии по городу с целью изучения программного материала.

Планируемые результаты.

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

Учащиеся научатся:

  • Распознавать схему микрорайона, в котором находится школа, наиболее безопасный путь в школу и обратно, где и как надо переходить улицу и дорогу.
  • Основные части улицы и дороги – проезжая часть, мостовая тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.
  • Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где транспортные средства.
  • Особенности движения пешеходов в сложных погодных условиях (ветер, дождь, туман, гололёд)
  • Вероятные последствия от игр и шалости на дороге и вблизи ее.
  • Основные причины ДТП в микрорайоне.
  • Общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на ней и безопасного ее перехода:

- не стоять близко от углов перекрестка и у края проезжей части ( в том числе и на остановках общественного транспорта);

- не стоять близко у края тротуара, повернувшись спиной к проезжей части;

- перед началом перехода дороги надо посмотреть сначала налево, затем направо и опять налево, лишь убедившись в безопасности перехода, начинать переход, глядя налево, переходить дорогу до середины, не останавливаясь, и, глядя направо, - после середины дороги;

- быть особенно внимательными на дороге при дожде, тумане, снегопаде, гололедице, при плохом освещении и в вечернее время;

- дорогу нужно переходить, но не перебегать.

  • Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.
  • Светофоры транспортные и пешеходные, значение световых сигналов ( красный – стой, желтый – жди, зеленый – иди).
  • Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналам светофоров вне перекрестков и на перекрестках (где транспортные средства не только движутся в прямом направлении, но и совершают повороты).
  • Разнообразие видов транспорта.

Получат возможность научиться:

  • Различать виды транспорта и транспортных средств;
  • Самостоятельно ходить по наиболее безопасному пути в школу и обратно.
  • Определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог;
  • Соблюдать правила посадки и высадки пассажиров, перехода проезжей части;
  • находить (различать) изученные дорожные знаки (на пути в школу), пользоваться ими в конкретной обстановке;
  • Определять, где не следует школьникам переходить улицу и дорогу (вблизи крутых поворотов и изломов дороги, при наличии крупногабаритных средств и других объектов, ограничивающих обзор дороги, на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т. п.).
  • При необходимости обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе проезжей части улиц и дорог в местах интенсивного движения транспорта.

Содержание программы

1.Улица полна неожиданностей. Беседа, презентация, загадки, стихи.

2.Наш город и его транспорт. Загадки, исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах).

3.Где и как переходить дорогу. Стихотворение Я.Пишумова «Город, в котором…»исторический материалпрезентация (разметка дороги, улица с односторонним и двусторонним движением), ролевая игра.

4.Где и как переходить дорогу. Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку», работа в группах .

5.Дорога в школу. Работа с планом местности, стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город»,беседа (пешеходные правила),практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций.

6.Наша улица, наш район. Беседа, работа с планом микрорайона (найди свою улицу, дом)индивидуальная работа (отметь на карте свой путь опасные места на нём),разбор и анализ работ.

7.Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Беседа, исторический материал, дорожные ситуации,практическая работа.

8.Викторина «Счастливый случай». Деление на 3 команды (по рядам), разминказаморочки из бочки,музыкальная пауза (физкультминутка)ты мне – я тебе, видеовопросы от старших).

9.Наши верные друзья на улицах и дорогах. Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком»,исторический материалбеседастихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…»самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов)

10.Сигналы регулирования дорожного движения. Кроссвордблиц-опрос, беседапрезентация «Сигналы регулировщика»,игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке».

11.Игра «Регулировщик». Загадки, сюжетно-ролевая игра, презентация.

12.Дорожные знаки. Исторический материал, беседапрезентация, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»)

13.Запрещающие знаки. Блиц – опрос, беседастихи В.Головко «Дорожные знаки»,презентацияработа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили).

14.Предупреждающие знаки. Блиц – опрос, беседастихи В.Головко «Дорожные знаки»,презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)

15.Знаки особого предписания и знаки сервиса. Блиц – опрос, беседастихи В.Головко «Дорожные знаки», презентацияработа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)

16.Опасные ситуации на дорогах. Беседаанализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации»)игра «Узнай дорожный знак»ролевая игра.

17.Опасные ситуации на дорогах. Беседаролевая игра, работа в группах (составляют правила ПДД по пройденному).

18. Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение.

19.Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол»беседапрезентацияролевая игра.

20.Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Беседа, стихи, анализ конкретных ситуаций, презентация, инсценировка.

21. Мы- пассажиры. Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах.

22.Мы- пассажиры. Беседа, блиц- опрос, экскурсия.

23.КВН «Транспорт и правила поведения в нём». Разминка, инсценировка ситуаций, презентация, ребусы, игра «кто больше знает правил ПДД?»

24.Будь внимательным и осторожным. Доскажи словечко, викторина, загадки, презентация, игра «Домино».

25.Клуб внимательных пешеходов. Беседа, игра «вставь нужное слово», стихи, ребусы, игра «Домино» (дорожные знаки)», инсценировка, презентация.

26.Про разметку на дороге. Блиц – опрос, презентация, беседа, инсценировка, ролевая игра.

27.Перекрёсток. Беседа, презентация, фильм «Торопыжка», ролевая игра.

28, 29. Маленькие секреты транспорта. Ролевая игра, анализ ситуаций, презентация, работа в группах (придумай правило)

30, 31. Дорожный этикет. Беседа, презентация, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра.

32. Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. Беседа, викторина.

33, 34. Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады.

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема

Количес-тво часов

Дата

Теорети-ческие занятия

Практи-ческие занятия

1

Улица полна неожиданностей. Экскурсия.

1

06.09

0,5

0,5

2

Наш город и его транспорт.

1

13.09

1

3

Где и как переходить дорогу?

1

20.09

1

4

Дорога в школу.

1

27.09

1

5

Наша улица, наш район.

1

04.10

1

6

Как рождаются опасные ситуации на дорогах?

1

18.10

1

7

Викторина «Светофорчик».

1

25.10

1

8

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

1

01.11

1

9

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

1

08.11

1

10

Сигналы регулирования дорожного движения.

1

15.11

1

11

Игра «Регулировщик».

1

29.11

1

12

Дорожные знаки.

1

06.12

1

13

Запрещающие знаки.

1

13.12

1

14

Предупреждающие знаки.

1

20.12

1

15

Знаки особого предписания и знаки сервиса.

1

27.12

1

16

Опасные ситуации на дорогах.

1

10.01

1

17

Знай правила дорожного движения как таблицу умножения.

1

17.01

1

18

Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры.

1

24.01

1

19

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

1

31.01

1

20

Мы -- пассажиры.

1

07.02

1

21

КВН «Транспорт и правила поведения в нём».

1

14.02

1

22

Будь внимательным и осторожным.

1

28.02

1

23

«Клуб внимательных пешеходов».

1

1

24

Про разметку на дороге.

1

1

25

Перекрёсток.

1

1

26, 27

Маленькие секреты транспорта.

2

1

1

28, 29

Дорожный этикет.

2

1

1

30

Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.

1

1

31

Конкурс рисунков «Смело по зебре шагая».

1

1

32, 33

Праздник «Мы знаем правила дорожного движения».

2

1

1

34

Итоговое занятие.

1

1

          «СОГЛАСОВАНО»                                    «СОГЛАСОВАНО»

             Руководители ШМО                                         Зам. директора по УВР

             учителей начальных классов                        

              _________ / И.Л. Корнаухова/                         _________ / Н.В. Катренко/

              _________ / Н.Л. Тюльпанова/                      

             «___»__________ 2018г.                                   «___»__________ 2018г.

Лист коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"

Программа "Азбука безопасности" ориентирована на формирование и развитие основ безопасности; на практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожной безопасности" 1 класс

Данная программа сориентирована на профилактику детского дорожного травматизма, т.е. на изучение основ безопасности на дороге от всех источников угроз; на знания и навыки использования правил дорожног...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"

Рабочая программа "Азбука безопасности" реализует социально-педагогическое направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с ФГОС НОО второго поколения и тесно сзязана с ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука безопасности"

Курс внеурочной деятельности "Азбука безопасности" разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Азбука безопасности

Содержание программы «Азбука безопасности» отличается развёрнутостью, личностной ориентацией и концентрическим расширением объёма информации от класса к классу в рассмотрении вопросов безо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Азбука безопасности Аркадия Паровозова»

Аннотация.Нормативно- правовая база.Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука безопасности" для 1-4 классов

Данная рабочая программа представляет собой разработку курса "Азбука безопасности", рассчитанную на 4 года изучения. Программа включает в себя основные виды безопасности жизнедеятельности: а...