Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
рабочая программа по обж (1, 2, 3, 4 класс)

Сударкина Наталья Александровна

Рабочая программа "Азбука безопасности" реализует социально-педагогическое направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с ФГОС НОО второго поколения и тесно сзязана с предметом ОБЖ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1»

                                                                                                               

                                                                                                      УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                      Директор

                                                                                                      МБОУ «Бутовская СОШ № 1»

                                                                                                      ________ Овчинникова И.М.        

                                                                                                       «_30_» _августа______2019 г.            

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Азбука безопасности»

для детей в возрасте 8-10 лет

направление – социально-педагогическое

срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год

                                                               

                         

                                                                                   

                                                                 Составитель: Сударкина Наталья Александровна

                                                                                        учитель начальных классов

первой квалификационной категории

                                                                                                                   

        

2019 – 2020 учебный год

  1. Пояснительная записка

    Рабочая программа «Азбука безопасности» составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и  примерного содержания программы по ОБЖ для 3 класса, авторы Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В.Иванова, соответствует  требованиям нормативных документов: ФЗ - 273 «Об образовании в Российской Федерации», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения».  

      Программа составлена в соответствии с требованиями нормативно-правовых и инструктивно – методических документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089;

3. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

4. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253

5. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548

Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

Задачи:

1.Развивать мотивацию к безопасному поведению.

2.Научить основным правилам дорожного движения.

3.Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.

4.Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах

5.Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.

Место предмета

     Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» рассчитана на 1 год (3 класс), 34 учебных часа, из расчета 1 часа в неделю.

  1. Содержание курса «Азбука безопасности»

Содержание курса «Азбука безопасности» разработано на основе положений федеральных законов Российской Федерации, нормативно-правовых актов и результатов научных исследований в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства. Содержание учебного материала сформировано по модульному принципу.

Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.

Программа составлена по трем основным видам деятельности:

  • обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
  • творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Формы и методы обучения

Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Программа «Азбука безопасности» предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

• тематические занятия

• игровые тренинги

• разбор дорожных ситуаций на настольных играх

• экскурсии

• конкурсы, соревнования, КВН, викторины

• изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;

• выпуск стенгазет

• разработка проектов по ПДД

• встреча с работниками ГИБДД

• просмотр видеофильмов

Основные методы обучения:

  1. Словесные:

рассказ, беседа с разбором и анализом дорожного происшествия;

  1. Наглядные:

показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций;

  1. Практические:

практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины, экскурсии по городу с целью изучения программного материала.

Содержание программы

1.Улица полна неожиданностей. Беседа, презентация, загадки, стихи.

2.Наш город и его транспорт. Загадки, исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах).

3.Где и как переходить дорогу. Стихотворение Я.Пишумова «Город, в котором…»исторический материалпрезентация (разметка дороги, улица с односторонним и двусторонним движением), ролевая игра.

4.Где и как переходить дорогу. Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку», работа в группах .

5.Дорога в школу. Работа с планом местности, стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город»,беседа (пешеходные правила), практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций.

6.Наша улица, наш район. Беседа, работа с планом микрорайона (найди свою улицу, дом)индивидуальная работа (отметь на карте свой путь опасные места на нём),разбор и анализ работ.

7.Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Беседа, исторический материал, дорожные ситуации,практическая работа.

8.Викторина «Счастливый случай». Деление на 3 команды (по рядам), разминказаморочки из бочки,музыкальная пауза (физкультминутка)ты мне – я тебе, видеовопросы от старших).

9.Наши верные друзья на улицах и дорогах. Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком»,исторический материалбеседастихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…»самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов)

10.Сигналы регулирования дорожного движения. Кроссвордблиц-опрос, беседапрезентация «Сигналы регулировщика»,игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке».

11.Игра «Регулировщик». Загадки, сюжетно-ролевая игра, презентация.

12.Дорожные знаки. Исторический материал, беседапрезентация, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»)

13.Запрещающие знаки. Блиц – опрос, беседастихи В.Головко «Дорожные знаки»,презентацияработа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили).

14.Предупреждающие знаки. Блиц – опрос, беседастихи В.Головко «Дорожные знаки»,презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)

15.Знаки особого предписания и знаки сервиса. Блиц – опрос, беседастихи В.Головко «Дорожные знаки», презентацияработа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)

16.Опасные ситуации на дорогах. Беседаанализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации»)игра «Узнай дорожный знак»ролевая игра.

17.Опасные ситуации на дорогах. Беседаролевая игра, работа в группах (составляют правила ПДД по пройденному).

18. Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение.

19.Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол»беседапрезентацияролевая игра.

20.Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Беседа, стихи, анализ конкретных ситуаций, презентация, инсценировка.

21. Мы- пассажиры. Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах.

22.Мы- пассажиры. Беседа, блиц- опрос, экскурсия.

23.КВН «Транспорт и правила поведения в нём». Разминка, инсценировка ситуаций, презентация, ребусы, игра «кто больше знает правил ПДД?»

24.Будь внимательным и осторожным. Доскажи словечко, викторина, загадки, презентация, игра «Домино».

25.Клуб внимательных пешеходов. Беседа, игра «вставь нужное слово», стихи, ребусы, игра «Домино» (дорожные знаки)», инсценировка, презентация.

26.Про разметку на дороге. Блиц – опрос, презентация, беседа, инсценировка, ролевая игра.

27.Перекрёсток. Беседа, презентация, фильм «Торопыжка», ролевая игра.

28, 29. Маленькие секреты транспорта. Ролевая игра, анализ ситуаций, презентация, работа в группах (придумай правило)

30, 31. Дорожный этикет. Беседа, презентация, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра.

32. Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. Беседа, викторина.

33, 34. Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады.

  1. Планируемые результаты.

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

Учащиеся научатся:

  • Распознавать схему микрорайона, в котором находится школа, наиболее безопасный путь в школу и обратно, где и как надо переходить улицу и дорогу.
  • Основные части улицы и дороги – проезжая часть, мостовая тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.
  • Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где транспортные средства.
  • Особенности движения пешеходов в сложных погодных условиях (ветер, дождь, туман, гололёд)
  • Вероятные последствия от игр и шалости на дороге и вблизи ее.
  • Основные причины ДТП в микрорайоне.
  • Общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на ней и безопасного ее перехода:

- не стоять близко от углов перекрестка и у края проезжей части ( в том числе и на остановках общественного транспорта);

- не стоять близко у края тротуара, повернувшись спиной к проезжей части;

- перед началом перехода дороги надо посмотреть сначала налево, затем направо и опять налево, лишь убедившись в безопасности перехода, начинать переход, глядя налево, переходить дорогу до середины, не останавливаясь, и, глядя направо, - после середины дороги;

- быть особенно внимательными на дороге при дожде, тумане, снегопаде, гололедице, при плохом освещении и в вечернее время;

- дорогу нужно переходить, но не перебегать.

  • Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.
  • Светофоры транспортные и пешеходные, значение световых сигналов ( красный – стой, желтый – жди, зеленый – иди).
  • Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналам светофоров вне перекрестков и на перекрестках (где транспортные средства не только движутся в прямом направлении, но и совершают повороты).
  • Разнообразие видов транспорта.

Получат возможность научиться:

  • Различать виды транспорта и транспортных средств;
  • Самостоятельно ходить по наиболее безопасному пути в школу и обратно.
  • Определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог;
  • Соблюдать правила посадки и высадки пассажиров, перехода проезжей части;
  • находить (различать) изученные дорожные знаки (на пути в школу), пользоваться ими в конкретной обстановке;
  • Определять, где не следует школьникам переходить улицу и дорогу (вблизи крутых поворотов и изломов дороги, при наличии крупногабаритных средств и других объектов, ограничивающих обзор дороги, на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т. п.).
  • При необходимости обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе проезжей части улиц и дорог в местах интенсивного движения транспорта.

  1. Календарно-тематическое планирование для 3-в класса

№ п\п

Тема

Количес-тво часов

Дата

Теорети-ческие занятия

Практи-ческие занятия

1

Улица полна неожиданностей. Экскурсия.

1

0,5

0,5

2

Наш город и его транспорт.

1

1

3

Где и как переходить дорогу?

1

1

4

Дорога в школу.

1

1

5

Наша улица, наш район.

1

1

6

Как рождаются опасные ситуации на дорогах?

1

1

7

Викторина «Светофорчик».

1

1

8

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

1

1

9

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

1

1

10

Сигналы регулирования дорожного движения.

1

1

11

Игра «Регулировщик».

1

1

12

Дорожные знаки.

1

1

13

Запрещающие знаки.

1

1

14

Предупреждающие знаки.

1

1

15

Знаки особого предписания и знаки сервиса.

1

1

16

Опасные ситуации на дорогах.

1

1

17

Знай правила дорожного движения как таблицу умножения.

1

1

18

Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры.

1

1

19

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

1

1

20

Мы -- пассажиры.

1

1

21

КВН «Транспорт и правила поведения в нём».

1

1

22

Будь внимательным и осторожным.

1

1

23

«Клуб внимательных пешеходов».

1

1

24

Про разметку на дороге.

1

1

25

Перекрёсток.

1

1

26, 27

Маленькие секреты транспорта.

2

1

1

28, 29

Дорожный этикет.

2

1

1

30

Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.

1

1

31

Конкурс рисунков «Смело по зебре шагая».

1

1

32, 33

Праздник «Мы знаем правила дорожного движения».

2

1

1

34

Итоговое занятие.

1

1

Согласовано _______________                                                 Согласовано _______________                                                                          

Заместитель директора по УВР                                                 руководитель ШМО

Давыдова Л.Г.                                                                             Тюльпанова Н.Л.

30 августа 2019 года                                                                    29 августа 2019 года

Лист коррекции

№ п/п

Тема

Планируемое количество часов

Фактическое количество часов

Причина отклонений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Азбука безопасности пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности

Рабочая прогроамма внеурочной деятельности  "Азбука безопасности" для 1 класса...

Азбука безопасности рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая прогроамма внеурочной деятельности  "Азбука безопасности" для 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"

Программа "Азбука безопасности" ориентирована на формирование и развитие основ безопасности; на практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасность дорожного движения" 3 класс

Программа по внеурочной деятельности акцентирует внимание на знание ПДД, поведение учащихся в различных ситуациях с опорой на знания и жизненный опыт....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления Начальное общее образование 2, 3-4 класс

     Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Безопасное детство"

    Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления для детей младшего школьного возраста разработана на основе положений ко...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасное детство" 1,4 кл

Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасное детство"1,4 класс...