Программа внеурочной деятельности учащихся
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по курсу «Моя Родина – Россия» 4 класс (внеурочная деятельность). Стержневые понятия: СЕМЬЯ – ШКОЛА - РОДИНА – ПАМЯТЬ. Идея программы: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей Родины».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rodina_-_rossiya.docx | 33.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей.
Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.
Данная программа «Моя Родина – Россия» представляет собой определённую систему содержания, форм и методов педагогических воздействий, направленных на формирование патриотического воспитания младших школьников .
Формы работы: беседы, экскурсии, встречи, классные часы, уроки мужества, викторины, конкурсы, праздники, игры, поручения.
Методы работы:
◊ Методы убеждения: короткое разъяснение, рассказ-размышление, спор, дискуссия;
◊ Методы побуждения: увлечение добрым делом, творческим поиском, увлечение героическим, красивым, прекрасным, необычным, таинственным, загадочным; поощрение, похвала, награда; требование, напоминание;
◊Методы приучения: творческое поручение, игра, соревнования, традиции, личный пример.
Программа опирается на принципы индивидуализации, мотивированности взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды, предусматривает воспитание гражданина-патриота Родины, владеющего интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России и мира, культурой межнациональных отношений, созидателя и творца-преобразователя, способного и готового к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту Отечества.
Цели и задачи программы
Цель: воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, к родному краю, привитие ценностного отношения к истории страны.
Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач:
1. Углубление знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения
2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи
3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России
4. Воспитание гражданского самосознания, политической культуры, чувства гордости за свою страну.
5. Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны.
6. Поддержка общественно-значимых инициатив обучающихся.
Стержневые понятия: СЕМЬЯ – ШКОЛА - РОДИНА – ПАМЯТЬ
Идея программы: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей Родины»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс «Я – гражданин России» - 34 ч
1.»Я и я» (3ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Мой лучший школьный друг. Письмо другу. Правила поведения на водоёмах. Презентация. Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо.
2. «Я и семья» (9 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Беседа « Доброта души». День матери. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. Выставка рисунков. 23 февраля.Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений. Весёлые старты. Выставка рисунков. 8 Марта.Моя любимая мамочка. Конкурс сочинений. Выставка рисунков. Конкурсы для девочек.
3. «Я и культура» (5 ч) – формирование отношения к искусству.
Экскурсии , конкурсы поделок из природного материала. Праздник «Золотая осень». Конкурс рисунков. Посещение драмтеатра. Новогоднее представление.
4. «Я и школа» (7 ч) – формирование гражданского отношения к школе.
1 сентября. День знаний. Урок Мира. ПДД. Экскурсия вокруг школы. Выставка рисунков. «Соблюдай ПДД». Спортивные соревнования по параллелям классов. Зачем нужно учиться в школе. Диспут.
5. «Я и мое Отечество» (9 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Основной закон жизни нашего государства. Беседа с творческим заданием. Штурм Кёнигсберга. Возложение цветов. День космонавтики. Выставка рисунков. День победы. Экскурсии. Урок Мужества. Возложение цветов. Выставка рисунков. Марафон « Ты нам нужен». Спешите творить добро.
6. «Я и планета» (1 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Зелёные ладошки земли. Десант чистоты и порядка.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,
неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
В результате реализации программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
доброжелательный; порядочный; самодисциплинированный; уверенный; терпимый (толерантный); самостоятельный;
ответственный; целеустремленный (особенно к знаниям); внимательный к сверстникам; аккуратный; уважительный; любящий;
интеллектуальный; здоровый; общительный; любознательный; сопереживающий; воспитанный; трудолюбивый; открытый;
активный; коммуникабельный; социально зрелый и др.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ курса
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать свою семью, своих родственников, прививать любовь к родителям. 3. Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник. | 1. Владеть конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития области, города 2. Использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей края; 3. Владение технологическими знаниями, связанными с обработкой экспонатов, основанными на осмыслении исторического опыта человечества; 4. Отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования. | 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами; 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в работе в паре. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- лучшие традиции школы, района, города ;
- некоторые памятные места, памятники истории и культуры родного края;
- некоторые города Калининградской области;
• некоторые музеи, библиотеки и театры города;
• основные улицы, водоемы, растения и животные города.
Учащиеся должны уметь:
• самостоятельно подбирать литературу по теме;
• работать в читальном зале библиотеки;
• готовить и выступать с мини-докладами и сообщениями;
• работать в семейных архивах;
• уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
• сравнивать и обобщать факты;
• работать с картой Калининградской области;
• бережно относиться к природе;
• испытывать чувство гордости за свой край, за успехи своих земляков.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельной творческой деятельности;
• обогащения опыта восприятия окружающего мира;
Тематическое планирование 4 класс
«Моя Родина – Россия»
№ | Дата | Тема | Кол-во часов |
1-2 | сентябрь | 1 сентября. День знаний. Урок Мира. | 2 ч |
3-5 | сентябрь | ПДД. Экскурсия вокруг школы. Выставка рисунков «Соблюдай ПДД». | 3 ч |
6 | октябрь | День пожилого человека. Беседа « Доброта души». | 1 ч |
7-9 | октябрь | Праздник «Золотая осень». Утренник. Выставка поделок из природного материала. Конкурс рисунков. | 3 ч |
10 | ноябрь | Мой лучший школьный друг. Письмо другу. | 1 ч |
11 | ноябрь | Спортивные соревнования по параллелям классов. | 1 ч |
12-13 | ноябрь | День матери. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. Выставка рисунков. | 2 ч |
14 | декабрь | Основной закон жизни нашего государства. Беседа с творческим заданием. | 1 ч |
15 | декабрь | Правила поведения на водоёмах. Презентация. | 1ч |
16-17 | декабрь | Новый год. Новогоднее представление. Посещение драмтеатра. | 2 ч |
18 | январь | Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо. | 1 ч |
19 | январь | Зачем нужно учиться в школе. Диспут. | 1 ч |
20-22 | февраль | 23 февраля. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений. Весёлые старты. Выставка рисунков. | 3 ч |
23-24 | февраль | Марафон « Ты нам нужен». Спешите творить добро. | 2 ч |
25-27 | март | 8 Марта. Моя любимая мамочка. Конкурс сочинений. Выставка рисунков. Конкурсы для девочек. | 3 ч |
28 | апрель | Штурм Кёнигсберга. Возложение цветов. | 1 ч |
29-30 | апрель | День космонавтики. Классный час. Выставка рисунков. | 2 ч |
31-33 | май | День победы. Экскурсии. Урок Мужества. Возложение цветов. Выставка рисунков. | 3 ч |
34 | май | Зелёные ладошки земли. Десант чистоты и порядка. | 1 ч |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
2. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 2012.
3. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2011.
4. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В. Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2009.
5. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
6. Буруковская Т.Г. Занимательное краеведение. – Калининград, 1989.
7. Восточная Пруссия глазами советских переселенцев. Первые годы Калининград: «Янтарный сказ», 2006
8. Галицкий КН. В боях за Восточную Пруссию. Москва: «Наука», 1970
9. Губин А. Б., Строкин В. Н. Очерки истории Кёнигсберга. – Калининград, 1991.
10. Калининградской области в воспоминаниях и документах. - Калининград: РГУ 2003
11. Кенигсберг- Калининград. Энциклопедический справочник. –
Колганова Э.М. и Строкин В.П. Страницы памяти. Калининград: книжное издательство. 1985
12. П. П. Кучерявый. География Калининградской области. – Калининград, 1989.
13. Сечко Л. Край, в котором мы живем. Очерки истории Калининградской области. Калининград: «Янтарный сказ», 2008
14. Фёдоров Е.А. Леса янтарного края. – Калининград: 1990.
15. Федоров Г.М. Знаете ли вы Калининградскую область? - Калининград: 2006.
16. Якшина Я. Прогулки по Кёнигсбергу. Калининград, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся
Данная программа представляет собой программу организации внеурочной деятельности школьников в МОУ ООШ №78 и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе....
Программа внеурочной деятельности учащихся: «Художник - Грамотей». (разработана для учащихся начальных класса, срок реализации: 2 года)
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формиров...
Программа внеурочной деятельности учащихся: «В здоровом теле – здоровый дух». (разработана для учащихся1 класса, срок реализации: 1 год)
Настоящая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух» разработана для обучающихся 1-4 классов, с учётом...
Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Игры народов России»
Модифицированная программа внеурочной деятельности. Программа содержит приложения: бессюжетные игры; игры - забавы; народные игры; любимые игры детей; считалки....
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся. Кружок "Олимпионик"
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы, требующий соответствующей организации всей жизни школы, включа...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся. Кружок "Экология и человек"
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения...
Педагогический проект «Создание программы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования военно-патриотического направления»
В данной работе представлен педагогический проект по теме: «Создание программы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования военно-патриотического направления» и материал ...