Педагогический проект «Создание программы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования военно-патриотического направления»
материал на тему
В данной работе представлен педагогический проект по теме: «Создание программы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования военно-патриотического направления» и материал для защиты этого проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_moya_malenkaya_rus.doc | 857.49 КБ |
pedagogicheskiy_proekt_2_zashchita.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
ГБОУ ВПО САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБЛАСТНАЯ АКАДЕМИЯ (НАЯНОВОЙ)
Курсы повышения квалификации по именному образовательному чеку
Вариативный блок «Организация внеурочной деятельности младших школьников»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Создание программы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования «Моя маленькая Русь»
военно-патриотического направления»
Проект выполнил:
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №23
г.о. Сызрань Самарской области
О.В.Кривова
Научный руководитель: заместитель начальника Управления качества образования ГБОУ ВПО СГОАН И.А. Морозов | Работа допущена к защите _____________________ (подпись руководителя) _____________________ (дата) Работа защищена с оценкой _____________________ _____________________ (подпись руководителя) _____________________ (дата) |
Сызрань
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………. | 3 |
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы организации внеурочной деятельности по формированию гражданского и патриотического воспитания младших школьников ………………………………………………………………………. | 9 |
1.1 Понятие патриотическое воспитание……………………… | 9 |
1.2 Особенности патриотического воспитания младших школьников ………………………………………………….. | 15 |
1.3 Педагогические условия, обеспечивающие эффективность патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности …………………………………... | 18 |
1.4 Краеведческая работа как форма патриотического воспитания ……………………………………………………. | 18 |
Глава 2. Разработка программы внеурочной деятельности «Моя маленькая Русь»………………………………………………….. | 21 |
2.1 Пояснительная записка………………………………………… | 21 |
2.2 Тематическое планирование…………………………………… | 27 |
2.3 Содержание программы ……………………………………….. | 27 |
2.4 Учебно-тематический план…………………………………….. 2.5 Дидактическое сопровождение ………………………………… | 29 35 |
2.6 Реализация проекта ……………………………………………… | 37 |
Заключение …………………………………………………………………. | 41 |
Список литературы …………………………………………………………. | 43 |
ВВЕДЕНИЕ
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость за свою принадлежность к России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В настоящее время одной из главных задач школы является воспитание личности. Известно, что учитель всегда считал своим долгом не только нести людям «свет знаний», но и активно исследовать традиции своего народа. Но зачастую учитель недостаточно уделяет внимание изучению родного края, потому что нет единого учебного материала, по которому можно вести работу, нет нужной литературы. Другая трудность заключается в том, что имеющийся материал доступен для учащихся старших классов, а для младших классов труден и непонятен.
Как добиться того, чтобы активизировать эмоционально-чувственную сферу детей, пробудить интерес к изучению прошлого своей семьи, школы, района, города, страны. Ведь именно это создает условия для формирования чувства сопричастности тому, что происходит в обществе.
Социально-экономические условия жизни ограничили круг общения школьников. Отсутствие многообразия учреждений культуры, специализированных объектов патриотического воспитания, таких как музей, мемориальные комплексы, культурно-этнографические центры учреждений и дополнительного образования привели к ограничению средств развития школьника. Кроме того, в результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи. Отсутствие перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение современных взрослых людей, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Гражданственность включает в себя целый ряд качеств, присущих человеку-гражданину: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм.
Фундамент гражданского поведения личности закладывается в младшем школьном возрасте, так как именно этот возраст является наиболее сензитивным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Актуальность проекта по воспитанию гражданственности и патриотизма учащихся сегодня не просто актуальна, она злободневна. В последнее время в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Такие понятия, как «любовь к Родине», «служение Отечеству», «гражданский долг», ныне обесценены и отставлены на второй план. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы школы.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определяются базовые национальные ценности, и на первом месте выступает патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству.
Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России и ее самоценности. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Ведь патриотизм имеет характерные черты: веротерпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе.
Патриотические убеждения не навязывают, их надо воспитывать. Гражданско-патриотическое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям. Патриотизм основывается не на пустом месте, а на вековых традициях и устоях нашей страны. Здесь важно присутствие, поддержка и участие семьи. Если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежности к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за завтрашний день, за судьбу своего ребёнка. Он станет для нас гордостью, а для других – достойным примером.
Следует заметить, что проблема патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности не получила еще должного освещения в научных работах. Недостаточно раскрыт вопрос уточнения педагогических условий, реализация которых способствует повышению эффективности патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Анализ состояния теории и педагогической практики позволили выявить противоречия между:
- необходимостью реализации внеурочной деятельности и отсутствием программ по внеурочной деятельности;
- современными требованиями общества к формированию патриотической воспитанности младших школьников и недостаточной теоретической и методической разработанностью ее решения во внеурочной деятельности.
Выявленные противоречия, недостаточная разработанность проблемы патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности доказывают её актуальность и позволяют сформулировать тему педагогического проекта: «Создание программы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования «Моя маленькая Русь» военно-патриотического направления».
Цель проекта: разработка программы по внеурочной деятельности «Моя маленькая Русь», направленной на гражданское и патриотическое воспитание младших школьников.
Объект исследования: программа внеурочной деятельности, направленная на формирование гражданского и патриотического сознания младших школьников.
Предмет исследования: процесс реализации данной программы.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования выдвинута гипотеза о том, что внеурочная деятельность значительно повысит эффективность гражданского и патриотического воспитания младших школьников.
Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие основные задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по обозначенной проблеме;
- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;
- охарактеризовать особенности патриотического воспитания младших школьников;
- обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности;
- разработать программу внеурочной деятельности «Моя маленькая Русь», направленную на формирование гражданского и патриотического воспитания младших школьников;
- разработать план реализации проекта.
Методы исследования:
- поисковый;
- исследовательский;
- аналитический;
5. моделирование.
проектный;
Глава 1
1.1 Проблема формирования чувства патриотизма не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир раскрывает более сложные грани осуществления данного процесса в системе образования. Прогрессивные мыслители прошлого (В. Г. Белинский, М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.) оставили бесценное наследие по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Общетеоретическое значение для изучения педагогических аспектов патриотического воспитания школьников имеют многие труды (Л. П. Буева, Н. Г. Волков, А. М. Гришина, Л. Н. Гумилева, В. А. Коротов, Б. Т. Лихачев, А. В. Мудрик, В. И. Петрова, В. А. Сластенин, А. А. Шаталов и др.), но вопросы, исследуемые в них, до сих пор остаются актуальными в современном воспитательном процессе образовательных учреждений.
Новая воспитательная система с необходимостью должна быть ориентирована на воспитание гражданина и патриота, что является одной из краеугольных задач российского образования. Не случайно К. С. Болдина отмечает, что «решая проблему патриотического воспитания школьников, современное общеобразовательное учреждение сосредоточивает свои усилия на формирование у детей ценностного отношения к явлениям общественной жизни, любви к Родине и своей малой родине».
Определение сути понятия «патриотизм» имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшей ценности, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и других. За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.
Патриотизм является стержнем всех гражданских качеств личности. Сущность понятия «патриотизм» (от греческого patris – родина) включает в себя любовь к Родине, земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа.
Данную трактовку понятия подтверждают многих ученых, которые при сохранении центрального контекста, добавляли в собственные определения важные дополнительные аспекты. Так, по мнению Е. Н. Вороновой, патриотизм – «синтез духовно-нравственных, гражданских мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли».
Добавляя контекст особо актуальных для России коммуникаций человека с людьми не его национальной принадлежности, В. А. Сластенин рассматривает патриотизм как качество личности, которое проявляется «в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине».
Аналогично с приведенным определением звучат и слова И. Ф. Харламова: «патриотизм» – это «такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви к родине, преданности ее идеалам, осознании ее величия и славы и переживания своей духовной связи с ней, в потребности к стремлению в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость».
Исходя из приведенных трактовок понятия, мы рассматриваем патриотизм как качество личности, проявляющееся в любви к Родине, Отечеству, преданность им; в умении защищать интересы и духовно-нравственные ценности общества, в изучении истории, культуры своего родного края и Родины.
Ценны в аспекте нашего исследования слова К. Д. Ушинского, который считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения все гда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формиро вание у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школь ников должно вырабатываться чувство гордости за свою Роди ну и свой народ, уважение к его великим свершениям и дос тойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Решение проблемы исследования потребовало обратиться, прежде всего, к анализу сущности понятия «патриотическое воспитание». Этот анализ возможен лишь в процессе раскрытия категорий «патриотизм», «воспитание».
Патриотизм - это интегративное качество личности, включающее патриотические знания, взгляды, убеждения, патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому и унаследованным от него традициям, эмоционально-ценностное отношение к служению интересам Родины; стремление нести ответственность за нее, вставать на ее защиту; готовность к выполнению гражданского долга и служению в Вооруженных силах РФ; стремление своей деятельностью способствовать расцвету Родины.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Воспитание - это один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.
Мы рассматриваем патриотическое воспитание как целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на формирование патриотических знаний, взглядов, убеждений, патриотических чувств, уважительного отношения к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям, эмоционально окрашенного стремления служить интересам Родины, нести ответственность за нее, вставать на ее защиту; готовность к выполнению гражданского долга.
Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.
Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели по патриотическому воспитанию осуществляется через решение следующих задач.
Задачи патриотического воспитания школьников:
- воспитывать у школьника чувство самоуважения через его добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим;
- формировать представление об окружении человека, умение вести себя в обществе в соответствии с общепринятыми нормами;
- прививать гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации: Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- формировать расовую, национальную, религиозную терпимость, развивать дружеские отношения между народами;
- воспитывать любовь к малой родине через интерес к семейной истории и ее традициям, уважение к прошлому страны, настоящему, а также воспитать чувство ответственности за ее будущее;
- включать детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
1.2 Особенности патриотического воспитания младших школьников
Не стоит забывать, что мы говорим сейчас о детях в возрасте 7-10 лет, и с этими задачами можно справляться только через игры и увлекательные мероприятия, доступные для понимания детей – это главная особенность патриотического воспитания младших школьников.
Учитывая теоретическую составляющую, гражданско-патриотическое воспитание младших школьников должно быть выстроено в логическую цепь, понятную детям данного возраста: родной дом – друзья – родная школа – родной город – родная страна. «Трудно любить и уважать просто «страну», можно любить и уважать конкретных людей, а через них – свой народ и страну».
Основные мероприятия, направленные на формирование патриотизма: деловые игры, встречи с ветеранами, беседы, викторины, смотры-конкурсы, коллективные творческие дела, соревнования, выставки, экскурсии, походы, поездки, знакомство с историческим прошлым малой родины, ее традициями, фольклором, обычаями русского народа.
Можно выделить несколько уровней направленности социальной практики, приемлемых для учеников школы I ступени:
- социальная практика на уровне класса;
- социальная практика на уровне параллели или школы;
- социальная практика на уровне школы или внешкольном уровне.
Гражданско-патриотическое воспитание является одной из составляющих школьной программы. Основная цель – это формирование любви к Родине, психологической и моральной готовности к службе в армии – защите своей страны. Справиться с этой задачей позволяют экскурсии в исторические музеи, походы по местам боевой славы. Все это приобщает школьников к истории нашей страны, ее духовности.
Не стоит забывать и о спортивной составляющей. Участие в различных соревнованиях, спортивных праздниках вместе с родителями сплачивает семьи, и цепочка школа-семья-педагог становится сильнее, крепче, авторитетнее в глазах младших школьников.
Гражданское патриотическое воспитание позволяет формировать правильную гражданскую позицию, любовь и уважение к старшему поколению. Здесь так же важно участие семьи, ведь в истории практически каждой есть моменты, связанные с подвигом во время войны. Представляют интерес уроки мужества, проводимые в началь ных классах. Для участия в них в школу прибывают ветераны Великой Отечественной войны. Далее можно проводить смотр войск. Каждый класс имеет свою форму: летчиков, танкистов, пограничников, матросов. Ежегодно вместе со своими родителями, учителями, ветеранами школьники могут участвовать в возложении венков к могиле солдат. В школах целесообразно проводить циклы бесед, посвященных символике страны: создания Государственного герба, флага, текста и музы ки гимна РФ. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание младших школьников характеризуется появлением ряда новых форм, при чем таких, которые предполагают включение учащихся в непо средственную военно-патриотическую деятельность.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Именно в школе они учатся продуктивному общению со сверстниками, представлению своего труда на суд одноклассников, участвуют в общешкольных акциях, с проектами выходят за границы школы. Однако учитель должен помнить, что любой выход за границы школы для младшего школьника должен быть обязательно закреплён как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.
Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Психологи установили, что дети младшего школьного возраста характеризуются повышенной восприимчивостью внешнего влияния, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится трудиться, любить близких, беречь природу, не уверует свои способности и возможности, то в дальнейшем сделать это будет труднее, т. к. потребуется значительно больших душевных и физических затрат.
Таким образом, именно у детей младшего школьного возраста должна закладываться система нравственно-патриотического воспитания и формирования гражданской позиции. Патриотическое воспитание самых маленьких граждан нашей страны должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение истинных патриотов.
Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для формирования и совершенствования гражданско-патриотического воспитания на основе организации образовательного и инновационного процессов. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательностью, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать соответствующие выводы. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в нравственно-патриотической основе, а также творчества.
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
1.3 Педагогические условия, обеспечивающие эффективность патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников осуществляется на основе взаимодействия школы и семьи:
- всестороннее и целенаправленное включение родителей во все виды организации учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию младших школьников;
- реализация исследуемого процесса посредством разработанного учебно-методического комплекса;
- учёт чувственно-эмоциональных особенностей младших школьников;
- диалогичность образовательной деятельности, способствующая созданию развивающей среды на субъект-субъектных основаниях;
- подготовка родителей и их целенаправленное включение во все виды организации учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию детей.
1.4 Краеведческая работа как форма патриотического воспитания
Патриотизм - это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно, сегодня воспитывать патриота - человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. На мой взгляд, мощным средством воспитания будущего гражданина - патриота является краеведение.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, стано вятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на ка ком бы языке ни говорили, Россия - наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, ма лая Родина. Многие методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического вос питания учащихся должно быть познание и осознание ими сво ей малой Родины.
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Важность данной проблемы отражена в Законе РФ «Об образовании» и связана с национально-региональным компонентом школьного образования.
Краеведение - это всестороннее изучения какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края.
Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в краеведческой деятельности, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций и т. д.
В ходе краеведческой деятельности младший школьник:
- получает коммуникативные навыки, учится пользоваться ими в различных обстоятельствах деятельности и общения;
- осваивает различные правила, нормы, обычаи, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре общества;
- чувствует свою сопричастность к социально-значимым событиям, явлениям, действиям;
-приобретает реальную возможность самопознания, самосовершенствования, саморазвития, самореализации;
- формирует чувство гордости и сопричастности к будущему своего края.
Качество и объем краеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность учителя. Нельзя рассчитывать на успех, если относиться к работе формально, без особой личной заинтересованности. Дети ведь сразу почувствуют казенный привкус в общении.
Только после хорошей методической подготовки можно по дойти к практической реализации своих замыслов, ибо одной интуиции в краеведческой работе недостаточно.
Воспитание патриотизма через краеведение - это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы младших школьников, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.
Глава 2
Введение
Есть на Волге-реке городок небольшой,
Пусть на карте почти не заметен.
Чистым сердцем своим и богат он душой,
И людьми он своими приметен.
Здесь живут простые люди,
Здесь живут мои друзья,
Есть на Волге город Сызрань,
Это родина моя!
И куда бы ни уехал
Я домой всегда вернусь,
Милый сердцу город Сызрань
Моя маленькая Русь!
(Песня сызранских авторов)
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные сердцу места, исторические и культурные ценности, и, конечно это люди – гордость и слава родного города.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
2.1 Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Моя маленькая Русь» предназначена для работы с младшими школьниками 7 – 8 лет, рассчитана на 1 год и имеет военно-патриотическое направление. В основе программы - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Программа внеурочной деятельности «Моя маленькая Русь» является актуальной т.к. занимается решением важной проблемы - воспитанием юных патриотов своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо хорошо знать свои истоки, культуру, обычаи.
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Мира не узнаешь, не зная края своего!».
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному краю, Отечеству. Изучение краеведения даёт возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры. Данная программа способствует усилению познавательного интереса к предметам окружающий мир и литературное чтение. Краеведение является эффективным способом вовлечения школьников в научный процесс на самой ранней стадии развития.
В нашей школе есть замечательный военно-краеведческий музей. Проводя экскурсии для младших школьников, я вижу неподдельный интерес ребят к его истории. В то же время отдельные экскурсии не дают полного представления детям об истории родного города и его боевого прошлого.
А ведь именно в младшем школьном возрасте детей в большей степени интересует история ближнего окружения. Конечно, во время экскурсий в школьный и городской музеи дети узнают отдельные страницы из истории города, из жизни горожан, но четкой системы знаний по местному краеведению при этом не возникает. Только через активное вовлечение детей в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.
Возникла необходимость создания такой модели патриотического воспитания школьников, которая включала бы ребенка в активную деятельность, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений.
Поэтому программа «Моя маленькая Русь», направленная на формирование патриотического сознания младших школьников, является актуальной в настоящее время. Моё мнение подтвердили и результаты анкетирования родителей, которые выбрали данную программу по внеурочной деятельности для своих детей.
Считаю, что введение краеведения поможет добиться желаемых результатов, а собранный мною материал позволит сделать процесс обучения интересным и познавательным.
Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры), заложение основ активной гражданской позиции младших школьников путем привлечения их к краеведческой работе.
Задача педагога состоит в том, чтобы открыть детям многообразие способов усвоения культурных ценностей, сформировать компоненты исследовательской культуры школьника во внеурочной деятельности, а также познакомить с особенностями природы своего края, с его историей, с его достопримечательностями.
Задачи программы:
Образовательные:
1. сформировать первичные навыки проектно – исследовательской работы на основе краеведческого материала;
2. дать представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
3. ориентировать детей на получение информации об истории своей семьи, школы, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания.
Воспитательные:
1. воспитывать уважение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
2. воспитывать культуру общения.
Развивающие:
1. начать формировать потребности в саморазвитии и самореализации;
2. развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
3. развивать творческие способности учащихся.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать нравственную проблему;
- учиться планировать свою деятельность во внеурочное время;
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения задач;
- делать предварительный отбор источников информации для решения задачи;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Личностные УУД:
- высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки;
- уметь соотносить свои поступки и происходящие события с принятыми нравственными принципами;
- формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других людей;
- вступать в беседу;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Целевая аудитория:
Программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 7 - 8 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Объем программы:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Итого: 33 учебные недели - 66 часов, из них практических – 50 ч. (75%), теоретических – 16 ч. (25%).
Методы и формы работы
Для решения поставленных в программе задач наряду с традиционными методами работы (словесные, наглядные) используются следующие современные технологии:
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- проектные технологии;
- краеведо-туристические технологии;
- технологии развивающего обучения.
Занятия могут проводиться в различных формах: исследования, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром и др.
Для оценки результативности работы предлагаются следующие формы контроля:
- собеседование;
- наблюдение;
- анкетирование;
- тестирование;
- диагностика;
- учебное исследование;
- защита проектов
Условия реализации программы:
- кабинет;
- медиатека;
- библиотека;
- школьный кабинет военно-патриотического воспитания;
- учебно-методические материалы.
2.2 Тематическое планирование
№ | Название раздела | Всего часов | Из них | |
аудиторных | внеаудиторных | |||
1. | Я и моя семья. | 6 | 1 | 5 |
2. | Мой дом, мой двор, мои соседи, мои друзья. | 5 | 1 | 4 |
3. | Наша школа. | 7 | 2 | 5 |
4. | Моя улица. | 8 | 2 | 6 |
5. | Город, в котором я живу. | 12 | 3 | 9 |
6. | Моя Родина. | 24 | 7 | 17 |
7. | Творческий проект «Милый сердцу город Сызрань – моя маленькая Русь» | 4 | 0 | 4 |
ИТОГО: | 66 | 16 | 50 |
2.3 Содержание программы
Я и моя семья. 6 ч.
Организационное занятие: «Роль семьи в жизни ребенка».
Члены семьи. Отношения в семье. Семейные ценности и традиции. Интересные люди в моей семье. Профессии родителей. Труд и отдых в семье. Творческий конкурс: «Старая фотография рассказала…» Практическая работа: составление учащимися родословной своей семьи.
Мой дом, мой двор, мои соседи, мои друзья. 5 ч.
Герои живут рядом.
Дом, в котором я живу. Мой двор. Мои соседи. Мои друзья.
Наша школа. 7 ч.
Знакомство со школой. История и традиции родной школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника. Посещение школьного военно-патриотического музея. Гордость школы.
Моя улица. 8 ч.
Как рождаются улицы. История моей улицы. Экскурсия по улицам родного города. Правила дорожного движения. Магазины, аптеки, парки, скверы на моей улице.
Город, в котором я живу. 12 ч.
История родного города. Сызрань в прошлом. Сызрань в настоящем. Достопримечательности города. Промышленность города. Экологические проблемы. Почетные граждане города.
Создание творческих проектов по теме.
Моя Родина. 24 ч.
Родина на глобусе и карте. История нашей Родины. Символика государства. Малая Родина. История моего края.
Учебное исследование по теме. Работа над проектом.
Творческий проект
«Милый сердцу город Сызрань – моя маленькая Русь». 4 ч.
Работа над творческими и исследовательскими проектами и их защита.
2.4 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Из них | УУД | Формы организации занятий | Формы контроля | ||
аудитор ных | внеауди торных | |||||||
Я и моя семья (6 ч.) | ||||||||
1 | Роль семьи в жизни ребенка. | 1 | 1 | 0 | Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других людей; вступать в беседу. Регулятивные: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать свою деятельность во внеурочное время. | беседа | собеседование | |
2 | Моя семья – моё богатство. | 1 | 0 | 1 | беседа конкурс рисунков | диагностика | ||
3 | Семейные ценности и традиции. | 1 | 0 | 1 | диалог устный журнал | тестирование | ||
4 | Интересные люди в моей семье. | 1 | 0 | 1 | устный журнал | собеседование | ||
5 | Мамы разные нужны, мамы всякие важны. Профессия моих родителей. | 1 | 0 | 1 | викторина конкурс рисунков | тестирование | ||
6 | Семейный альбом. «Старая фотография рассказала…». | 1 | 0 | 1 | устный журнал | наблюдение | ||
Мой дом, мой двор, мои соседи, мои друзья (5 ч.) | ||||||||
7 | Герои живут рядом. | 1 | 1 | 0 | Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать затруднения. | беседа исследование | тестирование | |
8 | Дом, в котором я живу. | 1 | 0 | 1 | конкурс рисунков | наблюдение | ||
9 | Мой двор. | 1 | 0 | 1 | конкурс рисунков | собеседование | ||
10 | Я и мои друзья. | 1 | 0 | 1 | устный журнал | собеседование | ||
11 | Мой лучший друг. | 1 | 0 | 1 | устный журнал | собеседование | ||
Наша школа (7 ч.) | ||||||||
12 | Знакомство со школой и ее историей. | 1 | 0,5 | 0,5 | Личностные: внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин; чувства гордости за свою школу и ее успехи. Регулятивные: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать свою деятельность. | экскурсия беседа | наблюдение | |
13 | Традиции родной школы. | 1 | 0,5 | 0,5 | диалог коллективное творческое дело | собеседование | ||
14 | В школьном парке. В школьной теплице. | 1 | 0 | 1 | экскурсия конкурс рисунков | наблюдение | ||
15 | Школьные кабинеты. | 1 | 0 | 1 | экскурсия | наблюдение | ||
16 | Гордость родной школы. | 1 | 1 | 0 | выставка беседа | наблюдение собеседование | ||
17 | В музее боевой славы. | 1 | 0 | 1 | экскурсия | наблюдение собеседование | ||
18 | «Школа будущего». | 1 | 0 | 1 | проект | защита проекта | ||
Моя улица (8 ч.) | ||||||||
19 | Как рождаются улицы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать проблему; высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; делать предварительный отбор источников информации для решения задачи. | игра- путешествие | учебное исследование | |
20 | История моей улицы. | 1 | 0 | 1 | игра- путешествие | защита проекта | ||
21 | Безопасный путь домой. | 1 | 1 | 0 | экскурсия- прогулка исследование | исследование | ||
22 | Знай правила движения, как таблицу умножения. | 1 | 0,5 | 0,5 | викторина конкурс рисунков | тестирование | ||
23 | В гости к почтальону Печкину. | 1 | 0 | 1 | экскурсия на почту | собеседование | ||
24 | Для чего нужны аптеки. | 1 | 0 | 1 | экскурсия в аптеку | тестирование | ||
25 | Магазины на моей улице. | 1 | 0 | 1 | экскурсия в магазин | наблюдение | ||
26 | Как сделать улицы чистыми? | 1 | 0 | 1 | акция | анкетирование | ||
Город, в котором я живу (12 ч.) | ||||||||
27 | История родного города. Сызрань в прошлом. | 1 | 1 | 0 | Регулятивные: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать проблему; учиться планировать свою деятельность во внеурочное время; высказывать свою версию решения проблемы. Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край. чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков. Коммуникативные: слушать и понимать речь других людей, доносить свою позицию; вступать в беседу. | игра-путешествие | тестирование | |
28 | Сызрань в настоящем. | 1 | 0,5 | 0,5 | викторина | собеседование | ||
29 | Каким я вижу мой город в будущем. | 1 | 0 | 1 | коллективное творческое дело конкурс рисунков | коллективный проект | ||
30 31 | Творческий проект «Город моей мечты». | 2 | 0 | 2 | проект | защита проекта | ||
32 | Наш город: годы и люди. | 1 | 1 | 0 | видео-презентация | собеседование | ||
33 | Гордость Сызрани - почетные граждане города. | 1 | 0 | 1 | фотовыставка | наблюдение собеседование | ||
34 35 | Промышленность города. | 2 | 0,5 | 1,5 | видео-презентация | собеседование | ||
36 | Экологические проблемы моего города. | 1 | 0 | 1 | диспут | анкетирование | ||
37 | Памятные места родного города. | экскурсия | тестирование | |||||
38 | Творческий проект «Сделай свой город чище». | 1 | 0 | 1 | проект | защита проекта | ||
Моя Родина (24 ч.) | ||||||||
39 | Наша Родина на глобусе и карте. | 1 | 0,5 | 0,5 | Регулятивные: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать проблему; учиться планировать свою деятельность во внеурочное время; высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства. Личностные: научиться ориентироваться в важнейших событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; приобрести способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; научиться ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей. | исследование | тестирование | |
40 | Честь имею. | 1 | 0 | 1 | встреча с ветеранами вооруженного конфликта в Афганистане и членами «Боевого братства» | наблюдение собеседование | ||
41 | История праздника День защитника Отечества. | 1 | 0 | 1 | презентация | собеседование | ||
42 | Юные защитники Родины. | 1 | 0 | 1 | конкурс для мальчиков | собеседование | ||
43- 47 | История нашей Родины. | 5 | 3 | 2 | беседа устный журнал | тестирование | ||
48 | Символика государства российского. | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа презентация | тестирование | ||
49 | Москва — столица нашей Родины. | 1 | 0 | 1 | заочное путешествие презентация | собеседование | ||
50 | Северная столица России. | 1 | 0 | 1 | заочное путешествие презентация | собеседование | ||
51 52 | Россия — Родина моя. | 2 | 1 | 1 | игра-путешествие | диагностика | ||
53 | По городам Золотого кольца России. | 1 | 0 | 1 | заочное путешествие | собеседование | ||
54 | 12 апреля — день космонавтики. | 1 | 0,5 | 0,5 | викторина конкурсы | наблюдение собеседование | ||
55 | Моя малая Родина. | 1 | 0,5 | 0,5 | презентация | анкетирование | ||
56 | История моего края. | 1 | 1 | 0 | путешествие | исследование | ||
57 | Творчество народов нашего края. | 1 | 0 | 1 | презентация выставка | наблюдение собеседование | ||
58 | Россия - многонациональная. | 1 | 0 | 1 | утренник | наблюдение собеседование | ||
59 60 | Люблю тебя, мой край родной! | 2 | 0 | 2 | конкурс- выставка | анкетирование | ||
61 | Будущее России – твоё будущее. | 1 | 0 | 1 | проект | защита проекта | ||
62 | Подвигу народа жить в веках. День Победы. | 1 | 0 | 1 | концерт | наблюдение | ||
Творческий проект «Милый сердцу город Сызрань – моя маленькая Русь» (4 ч.) | ||||||||
63 | Моя маленькая Русь. | 1 | 0 | 1 | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний для решения задач; делать предварительный отбор источников информации; перерабатывать полученную информацию; наблюдать и делать выводы. | беседа | диагностика | |
64 | Мой любимый город. | 1 | 0 | 1 | конкурс проектов | защита проекта | ||
65 | Наши таланты. | 1 | 0 | 1 | концерт | наблюдение | ||
66 | Мир глазами детей. | 1 | 0 | 1 | утренник | наблюдение |
2.5 Дидактическое сопровождение
Ресурсное обеспечение
Педагогические ресурсы:
педагоги школы, руководители кружков, школьный библиотекарь, руководитель школьного музея военно-патриотического воспитания.
Научно-методическое обеспечение программы:
Научно-методическую поддержку при реализации программы будут оказывать школьная методическая служба, муниципальный ресурсно-методический центр.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Источником информации являются материалы, имеющиеся в фондах библиотек, материалы ежегодных краеведческих конференций, школьной газеты, личные встречи с почетными гражданами города, посещение школьного и городского музеев, экскурсии к историческим и культурным памятникам и по улицам города.
Программа внеурочной деятельности включает в себя материал, знакомящий учащихся с фольклорным наследием края: обычаями и обрядами, историей национального костюма, русским бытом, народными играми, песнями, сказками, частушками, загадками и т.д., а также предусматривает поисковую работу в этом направлении.
Материально-техническое обеспечение:
Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения школа располагает актовым залом, музыкальной техникой, библиотекой, стадионом, игровыми площадками, музеем военно-патриотического воспитания, теплицей, школьным автобусом.
В школе есть кабинеты, оборудованные компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет. В кабинете информатики имеются компьютеры с выходом в Интернет, имеется проектор, экран. Кабинет первого класса оснащен компьютером, проектором, ноутбуками.
Информационное обеспечение:
Имеется видеотека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний, электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», интерактивная энциклопедия «Мир природы», обучающие и развивающие игры, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу.
Критерии оценивания: диагностика 2 раза в год, создание и защита творческих проектов.
2.6 План реализации проекта
Этапы проекта | Сроки исполнения | Задачи этапа | Ожидаемый результат | Ответственные |
1. Подготовитель ный | апрель 2013 г. | 1. Организационные: проанализировать проблему и разработать план по реализации проекта в соответствии с поставленными задачами. | Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта | Педагог |
2. Мотивационные: выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса. | Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта. | Педагог | ||
3. Содержательные: изучить литературу по проблеме проекта; обобщить передовой педагогический опыт учителей; разработать программу внеурочной деятельности. | Изучение литературы по теме. Отработка методов работы над проектом. Разработка программы внеурочной деятельности. | Педагог | ||
4.Информационные: обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного процесса. | Информационная готовность участников проекта. | Педагог | ||
Май – август 2013 г. | 5. Оценочные: экспертиза программы внеурочной деятельности | Утверждение программы внеурочной деятельности | Администрация школы | |
2. Внедренческий | сентябрь 2013 г. сентябрь 2013 г.; январь 2014, май 2014 г. | 1. Апробация программы внеурочной деятельности | Реализация целей и задач проекта | Педагог |
2. Реализация программы во внеурочной деятельности. | Достижение целей и задач программы | Педагог | ||
4. Проведение входного, промежуточного и итогового мониторингов. | Хорошие результаты реализации данной программы | Педагог | ||
3. Итоговый | июнь 2014 г. | Анализ эффективности результатов программы внеурочной деятельности. Обобщение опыта работы. Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми. | Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта. Внедрение результатов проекта. | Педагог |
июль, август 2014 г. | Внесение необходимых коррективов в содержание программы внеурочной деятельности. | Усовершенствованная программа внеурочной деятельности с необходимыми изменениями в содержании. | Педагог |
Планируемые результаты
Учащиеся смогут:
- давать определения понятиям: семья, государство, Родина, край.
- называть регион, столицу, город, улицу;
- различать символику страны, региона, города, школы;
- называть традиции русского народа и своей семьи;
- называть памятные и исторические места родного города, его промышленные предприятия;
- иметь представления об истории родного края и творчестве ее народа;
- называть не менее 3-х национальностей, проживающих на территории края;
- называть государственные праздники, отмечаемые в нашей стране;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице;
- высказать собственное мнение, наблюдать и делать выводы;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- сформулировать не менее 3-х вопросов по названной теме;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
- составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, героях, о достопримечательностях малой Родины.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков.
Перспективы дальнейшего развития
Мною будет продолжена работа по формированию гражданского и патриотического воспитания младших школьников. Планирую разработать программу по внеурочной деятельности «Моя маленькая Русь» для 2, 3 и 4 классов. Во 2 классе планирую продолжить работу по данному направлению: составить родословную семьи, расширить знания детей об историческом прошлом Сызрани и ее достопримечательностях, выполнить ряд исследовательских проектов по краеведению и др., а также привлекать к внеурочной деятельности родителей и других лиц.
Заключение
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в младшем школьном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных данному возрасту.
Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.
И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.
Воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
В результате работы над проектом, мною была изучена психолого-педагогическая, научно-методическая литература по проблеме организации внеурочной деятельности младших школьников (В. Г. Белинский, М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.), а также разработана программа внеурочной деятельности «Моя маленькая Русь», направленная на формирование патриотического воспитания учащихся и спроектирован план-график реализации проекта. Все вышесказанное свидетельствует о достижении цели ввиду решения поставленных задач.
Программа внеурочной деятельности «Моя маленькая Русь» решает проблему формирования гражданско-патриотического воспитания и может быть использована для организации внеурочной деятельности в других общеобразовательных учреждениях.
Список литературы:
- Болдина, К. С. Как воспитывать патриотизм у школьников? / К. С. Болдина // Воспитание школьников. – 2000. – № 3. С. 23–25.
- Бублик, Л. А. Основы военно-патриотического воспитания : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Л. А. Бублик. – М.: Гардарики. 2008. – 324 с.
- Винникова, С. А. Воспитание гражданственности у младших школьников / С. А. Винникова // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. С. 14–15.
- Вырщиков А.Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М. Глобус. 2007.
- Гера, Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения / Р. Гера // Воспитание школьников. – 2005. – № 10. С. 5.
- Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе. – М.: Баласс. 2010.
- Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников. М. АЙРИС ПРЕСС. 2006.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации - www.vestnik.edu.ru/proect.html
- Коршикова Е.А. Проект вариативной программы «Наша малая роди на»//Начальная школа. 2007 №7. С. 11-15.
- Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко // Избранные пед. соч.: в 2-х т. Т. 2. – М.: Правда. 1986. – С. 35–52.
- Плахова Т. В. Патриотическое воспитание школьников и учащейся молодежи // Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. (СИПКРО). Самара. 2007.
- Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский // Собрание соч.: в 6 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 2000. – С. 160.
- ФГОС Примерные программы начального образования. – Просвещение. Москва, 2009.
- ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – Просвещение. Москва. 2009.
- Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение. Самара 2003.
- Чиванова А.М. Я с книгой породнился в дни войны. Сызрань. 2010.
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Создание программы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования
военно-патриотического направления»
Актуальность проекта по воспитанию гражданственности и патриотизма учащихся сегодня не просто актуальна, она злободневна. В последнее время в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Такие понятия, как «любовь к Родине», «служение Отечеству», «гражданский долг», ныне обесценены и отставлены на второй план. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы школы.
Следует заметить, что проблема патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности не получила еще должного освещения в научных работах. Недостаточно раскрыт вопрос уточнения педагогических условий, реализация которых способствует повышению эффективности патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Анализ состояния теории и педагогической практики позволили выявить противоречия между:
- необходимостью реализации внеурочной деятельности и отсутствием программ по внеурочной деятельности;
- современными требованиями общества к формированию патриотической воспитанности младших школьников и недостаточной теоретической и методической разработанностью ее решения во внеурочной деятельности.
Цель проекта: разработка программы по внеурочной деятельности «Моя маленькая Русь», направленной на гражданское и патриотическое воспитание младших школьников.
Объект исследования: программа внеурочной деятельности, направленная на формирование гражданского и патриотического сознания младших школьников.
Предмет исследования: процесс реализации данной программы.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования выдвинута гипотеза о том, что внеурочная деятельность значительно повысит эффективность гражданского и патриотического воспитания младших школьников.
Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие основные задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по обозначенной проблеме;
- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;
- охарактеризовать особенности патриотического воспитания младших школьников;
- обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности;
- разработать программу внеурочной деятельности «Моя маленькая Русь», направленную на формирование гражданского и патриотического воспитания младших школьников;
- разработать план реализации проекта.
Методы исследования:
- поисковый;
- исследовательский;
- аналитический;
- проектный;
Проблема формирования чувства патриотизма не нова и имеет глубокие корни.
Прогрессивные мыслители прошлого (В. Г. Белинский, М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.) оставили бесценное наследие по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Общетеоретическое значение для изучения педагогических аспектов патриотического воспитания школьников имеют многие труды (Л. П. Буева, Н. Г. Волков, А. М. Гришина, Л. Н. Гумилева, В. А. Коротов, Б. Т. Лихачев, А. В. Мудрик, В. И. Петрова, В. А. Сластенин, А. А. Шаталов и др.), но вопросы, исследуемые в них, до сих пор остаются актуальными в современном воспитательном процессе образовательных учреждений.
Решение проблемы исследования потребовало обратиться, прежде всего, к анализу сущности понятия «патриотическое воспитание». Этот анализ возможен лишь в процессе раскрытия категорий «патриотизм», «воспитание».
Патриотизм - это интегративное качество личности, включающее патриотические знания, взгляды, убеждения, патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому и унаследованным от него традициям, эмоционально-ценностное отношение к служению интересам Родины; стремление нести ответственность за нее, вставать на ее защиту; готовность к выполнению гражданского долга и служению в Вооруженных силах РФ; стремление своей деятельностью способствовать расцвету Родины.
Воспитание - это один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.
Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели по патриотическому воспитанию осуществляется через решение следующих задач.
Задачи патриотического воспитания школьников:
- воспитывать у школьника чувство самоуважения через его добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим;
- формировать представление об окружении человека, умение вести себя в обществе в соответствии с общепринятыми нормами;
- прививать гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации: Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- формировать расовую, национальную, религиозную терпимость, развивать дружеские отношения между народами;
- воспитывать любовь к малой родине через интерес к семейной истории и ее традициям, уважение к прошлому страны, настоящему, а также воспитать чувство ответственности за ее будущее;
- включать детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников осуществляется на основе взаимодействия школы и семьи:
- всестороннее и целенаправленное включение родителей во все виды организации учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию младших школьников;
- реализация исследуемого процесса посредством разработанного учебно-методического комплекса;
- учёт чувственно-эмоциональных особенностей младших школьников;
- диалогичность образовательной деятельности, способствующая созданию развивающей среды на субъект-субъектных основаниях.
Программа внеурочной деятельности «Моя маленькая Русь» предназначена для работы с младшими школьниками 7 – 8 лет, рассчитана на 1 год и имеет военно-патриотическое направление. В основе программы - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Программа внеурочной деятельности «Моя маленькая Русь» является актуальной т.к. занимается решением важной проблемы - воспитанием юных патриотов своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо хорошо знать свои истоки, культуру, обычаи.
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Мира не узнаешь, не зная края своего!».
Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры), заложение основ активной гражданской позиции младших школьников путем привлечения их к краеведческой работе.
Задача педагога состоит в том, чтобы открыть детям многообразие способов усвоения культурных ценностей, сформировать компоненты исследовательской культуры школьника во внеурочной деятельности, а также познакомить с особенностями природы своего края, с его историей, с его достопримечательностями.
Задачи программы:
Образовательные:
1. сформировать первичные навыки проектно – исследовательской работы на основе краеведческого материала;
2. дать представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
3. ориентировать детей на получение знаний об истории своей семьи, школы, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания.
Воспитательные:
1. воспитывать уважение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
2. воспитывать культуру общения.
Развивающие:
1. начать формировать потребности в саморазвитии и самореализации;
2. развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
3. развивать творческие способности учащихся.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать нравственную проблему;
- учиться планировать свою деятельность во внеурочное время;
- высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки;
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения задач;
- делать предварительный отбор источников информации для решения задачи;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других людей;
- вступать в беседу;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Целевая аудитория:
Программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 7 - 8 лет и рассчитана на 1год обучения.
Объем программы:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Итого: 33 учебные недели - 66 часов, из них практических – 50 ч. (75%), теоретических – 16 ч. (25%).
Методы и формы работы
Для решения поставленных в программе задач наряду с традиционными методами работы (словесные, наглядные) используются следующие современные технологии:
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- проектные технологии;
- краеведо-туристические технологии;
- технологии развивающего обучения.
Занятия могут проводиться в различных формах: исследования, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром и др.
Для оценки результативности работы предлагаются следующие формы контроля:
- собеседование;
- наблюдение;
- анкетирование;
- тестирование;
- диагностика;
- учебное исследование;
- защита проектов
Условия реализации программы:
- кабинет;
- медиатека;
- библиотека;
- школьный кабинет военно-патриотического воспитания;
- учебно-методические материалы.
Тематическое планирование. Содержание программы. Учебно-тематический план. План реализации проекта. Дидакт. сопровождение.
Планируемые результаты
Учащиеся смогут:
- давать определения понятиям: семья, государство, Родина, край.
- называть регион, столицу, город, улицу;
- различать символику страны, региона, города, школы;
- называть традиции русского народа и своей семьи;
- называть памятные и исторические места родного города, его промышленные предприятия;
- иметь представления об истории родного края и творчестве ее народа;
- называть не менее 3 – х национальностей, проживающих на территории края;
- называть государственные праздники, отмечаемые в нашей стране;
- пользоваться правилами безопасного поведения на улице;
- занять позицию или высказать собственное мнение;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей
- сформулировать не менее 3-х вопросов по названной теме;
- делать предварительный отбор источников информации;
- наблюдать и делать выводы;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
- составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, героях, о достопримечательностях малой Родины.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков.
Перспективы дальнейшего развития
Мною будет продолжена работа по формированию гражданского и патриотического воспитания младших школьников. Планирую разработать программу по внеурочной деятельности «Моя маленькая Русь» для 2, 3 и 4 классов. Во 2 классе планирую продолжить работу по данному направлению: составить родословную семьи, расширить знания детей об историческом прошлом Сызрани и ее достопримечательностях, выполнить ряд исследовательских проектов по краеведению и др., а также привлекать к внеурочной деятельности родителей и других лиц.
Заключение
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в младшем школьном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Программа внеурочной деятельности «Моя маленькая Русь» решает проблему формирования гражданско-патриотического воспитания и может быть использована для организации внеурочной деятельности в других общеобразовательных учреждениях.
5. моделирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
образовательная программа социального направления внеурочной деятельности студия «Народные промыслы» Начальное общее образование (1-4 классы), ФГОС
«Народные промыслы» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, желание реализовывать свои творческие возможности, повышение к...
Педагогический проект: Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Уроки здоровья» 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Уроки здоровья» для 1 класса разработана на основе программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жиз...
Внеурочная деятельность учащихся на ступени начального общего образования
доклад об организации внеурочной деятельности в начальной школе...
Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени общего образования "Играем в театр"
Образовательная программа внеурочной деятельности «Играем в театр» разработанав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Образ...
Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ Урлукская СОШ
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей, культурных обычаев и тра...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная мастерская» для начального общего образования
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная мастерская» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Школа добрых дел» начального общего образования 1-4 классы (социальное направление)
Рабочая программа «Школа добрых дел» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой и...