Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся. Кружок "Экология и человек"
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих,способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка,достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_i_chelovek.doc | 341.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих,способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка,достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Актуальность создания такой программы объясняется тем, что в целом по стране наблюдается ухудшение состояния здоровья школьников за последние десятилетия. Здоровье – первая и основная потребность человека, обеспечивающая гармоничное развитие личности и возможность ее самореализации.
Цель программы: создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью;
формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Задачи программы:
- сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
-сформировать умения противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
- дать понятия основам здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
Направления работы
Экологическая здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения на ступени начального общего образования может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:
- созданию экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры;
- рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
- эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы;
- реализации модульных образовательных программ;
- просветительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.
Для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:
-информационно коммуникативные технологии;
- здоровье-сберегающие технологии;
- технология развивающего обучения.
Продолжительность: Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
1 раз в неделю (33 ч - 1 класс).
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы двух-четырех учеников); коллективная деятельность (результат работы коллектива - «Определитель растений родного края»).
Вид деятельности: игровая, познавательная, проектная
2.Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов,
| Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор ные | Внеуади торные | ||||
1 | Мир глазами эколога. | 4 | 2 | 2 | Групповая дискуссия, экскурсия |
2 | Мой край. | 4 | 2 | 2 | Практическая работа викторина Выставка рисунков |
3 | Птицам наша забота | 4 | 2 | 2 | Практическая работа викторина Выставка рисунков |
4 | Охрана растений своего региона | 5 | 3 | 2 | Практическая работа викторина, праздник |
5 | Животные, которым угрожает исчезновение. | 5 | 2 | 3 | Групповая дискуссия, викторина, праздник |
6 | Передаём свои знания | 3 | 2 | 1 | Практическая работа викторина Выставка рисунков |
7 | Человек в созданной им среде. | 6 | 3 | 3 | Практическая работа викторина Выставка рисунков |
8 | Подводим итоги работы за год | 2 | 1 | 1 | праздник |
33 | 17 | 16 |
4.Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами изучения курса «Экология и человек» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией и по наблюдениям.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книгах (на развороте, в оглавлении).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
5. Формы и виды контроля
- выставки,
- спектакли,
- концерты,
- соревнования,
- турниры,
- конференции,
- портфолио
6.Методические рекомендации
Мир глазами эколога. - 4 часа.
- Экология - наука, изучающая отношения живых организмов с окружающей средой, влияние человека на окружающую среду (греческ. "экос" - дом, "логос" - учение).
- Сущность и значение экологии. П
- простейшие экологические связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.
- Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края.
- Глобальные проблемы экологии.
- Что такое экологическая катастрофа.
- Примеры экологических катастроф.
Мой город. - 4 часа.
- Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города.
- Пути решения экологических проблем своего города.
- Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к роднику, озеленение города).
- Правила поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.
Птицам наша забота. - 4 часа.
- Изучение разнообразия птиц родного края.
- Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.
- Составление "Красной книги" исчезающих видов птиц родного края.
- Охрана птиц зимой.
- Практическая деятельность по изготовлению кормушек.
Охрана растений своего региона. - 5 часов.
- Распознавание встречающихся в нашей местности растений.
- Растения, нуждающиеся в защите.
- Особенности их внешнего строения и распространения. Лекарственные растения и их охрана.
- Составление устного журнала "Зелёная книга".
- Экологическая акция "Не рубите, люди, ёлок!" в преддверии новогодних праздников.
Животные, которым угрожает исчезновение. - 5 часов.
- Разнообразие животного мира своего региона.
- Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.
- Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны.
- Немного об охоте и рыбной ловле.
- "Красная книга" животных родного края.
- Заочное путешествие по заповедникам своего края.
Передаём свои знания. - 3 часа.
- Изготовление условных знаков, экологических памяток.
- Презентация результатов своей деятельности.
- Подготовка и проведение бесед, КВНов экологического содержания для учащихся других классов.
Человек в созданной им среде. - 6 часов.
- Человек - часть природы.
- Его отношение к окружающей среде.
- Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
- Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.
- Экология жилища человека.
- Экология питания.
- Правила личной экологической безопасности.
- Экономика и экология.
- Задачи экологии и две стороны экономики.
- Влияние экономики на экологию.
7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* | ||
1 | М.В.Лугич. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г | |
2 | А.Клепинина. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г. | |
3 | Е.М.Елизарова. Такие незнакомые и знакомые растения. В-д, «Панорама», 2006 г. | |
4 | А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г. | |
5 | «Азбука природы», издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г. | |
6 | В. А. Я познаю мир. Москва 2000г. | |
7 | Тайны живой природы М. Росмэн 1995г. | |
8 | Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ Авт.-сост. А.Е. Чижевский. - М.: ООО "Издательство АСТ", 1997. | |
2. Печатные пособия | ||
9 | Наборы сюжетных картинок по тематике, определённой примерной программой кружка. | |
10 | Толковые словари.. Репродукции картин. Справочная литература | |
3. Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Диапроектор. Мультимедийный проектор . Компьютер. Экспозиционный экран Сканер Принтер лазерный Видеокамера цифровая. | ||
4. Экранно-звуковые пособия | ||
Компьтер | ||
5. Игры и игрушки | ||
Настольные развивающие игры, лото, викторины. | ||
6. Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Полки для «Уголка книг». Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей от 28.08. 2012г.№____, руководитель МО ОУ ____________/Е.А. Долганова/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________/Л. И. Нереуцкая/ от 28.08. 2012г |
№ | Содержание раздел, тема | Всего часов | дата | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | УУД | |
адитор | внеауд | ||||||
Мир глазами эколога. | 4 | ||||||
1. | Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» | 1 | 1 | Групповая дискуссия | Л.1 Р.1 П.1,3,4 К.1 | ||
2. | Природа и искусство | 1 | 1 | Групповая дискуссия Выставка рисунков | Л.2 Р.2,3,4 П.2,3,5 К.1,2 | ||
3. | Отправляясь за грибами(съедобные, несъедобные)Игра-путешествие | 1 | 1 | Групповая работа Выставка рисунков | Л.2,4 Р.2,3,4, П.2,3,6, К.5,6 | ||
4. | КВН «На грибной полянке» | 1 | 1 | Групповая работа дискуссия | Л.3 Р.3,5,6 П.2,5, К.2,5,6 | ||
Мой край | 4 | ||||||
5. | Экскурсия в природу. Народные приметы (осень) | 1 | 1 | Групповая работа Экскурсия в природу | Л.1,2 Р.3,4,5,6 П.4,5,6 К.4,5 | ||
6 | Конкурс стихов о природе | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа Чтение стихов | Л.1,2 Р.3,4,5,6 П.4,5,6 К.4,5 | ||
7. | О жизни птиц и зверей в неволе . | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа викторина | Л.3 Р.3,5,6 П.2,5, К.2,5,6. | ||
8. | По страницам Красной книги Кубани | 1 | 1 | Практическая работа викторина | Л.3,4 Р.4,5,6 П.3,4,5,6 К.2,3,4 | ||
Птицам наша забота | 4 | ||||||
9. | О жизни птиц осенью. | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа Выставка рисунков | Л.3 Р.3,5,6 П.2,5, К.2,5,6.. | ||
10 | Викторина «Наши пернатые друзья» | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа викторина | Л.3,4 Р.4,5,6 П.3,4,5,6 К.2,3,4 | ||
11. | Помогите птицам (изготовление кормушек для птиц). | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа Практическая работа. Изготовление кормушек | Л.4 Р.4,5,6 П.1,2,5 К.2,3,4 | ||
12. | Экскурсия в парк. Развешивание кормушек. | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа Практическая работа | Л.1,2 Р.3,4,5,6 П.4,5,6 К.4,5 | ||
Охрана растений своего региона | 5 | ||||||
13. | Опасности, таящиеся в мире природы. Экскурсия в парк. | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа Экскурсия в парк | Л.1,2 Р.3,4,5,6 П.4,5,6 К.4,5 | ||
14. | Растения-рекордсмены. | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа викторина, | Л.3 Р.3,4,5 П.3,4,5 К.1,2 | ||
15. | Растения зимой. | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа выставка рисунков | Л.3 Р.3,4,5 П.3,4,5 К.1,2 | ||
16. | Экскурсия в зимний парк Народные приметы (зима) | 1 | 1 | Групповая работа экскурсия | Л.1,2 Р.3,4,5,6 П.4,5,6 К.4,5 | ||
17. | Лекарственные растения края. Викторина «Зелёная аптека» | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа викторина | Л.3 Р.3,4,5 П.3,4,5 К.1,2 | ||
Животные, которым угрожает исчезновение | 5 | ||||||
18. | Дикие и домашние животные зимой | 1 | 1 | Групповая дискуссия, викторина, | Л3. Р.1,2,3 П.4,5,6 К.2,3,4 | ||
19. | Изготовление и выставка поделок, книг-самоделок на тему: «Удивительное рядом». | 1 | 1 | Практическая работа | Л.4 Р.4,5 П.4,5,6 К.2,3 | ||
20. | КВН «Заповедники Краснодарского края» | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа праздник | Л.1,4 Р.4,5,6 П.3,4 К.2,6 | ||
21. | Удивительные рассказы о животных | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа викторина, | Л3. Р.1,2,3 П.4,5,6 К.2,3,4 | ||
22. | Разгадывание ребусов, загадок, кроссвордов о природе | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа Практическая работа | Л.4 Р.4,5 П.4,5,6 К.2,3 | ||
Передаём свои знания | 3 | ||||||
23. | Правила поведения в природе. Изготовление экологических знаков. | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа Практическая работа | Л.4 Р.4,5 П.4,5,6 К.2,3 | ||
24. | Конкурс рисунков на тему: «Природа в опасности» | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа Выставка рисунков | Л.3 Р.3,4,5 П.3,4,5 К.1,2 | ||
25. | Экскурсия к водоёму. | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа экскурсия | Л.1,2 Р.3,4,5,6 П.4,5,6 К.4,5 | ||
Человек в созданной им среде. | 6 | ||||||
26. | Викторина «Береги своё здоровье!» | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа викторина | Л3. Р.1,2,3 П.4,5,6 К.2,3,4 | ||
27. | Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств). | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа Практическая работа | Л.4 Р.4,5 П.4,5,6 К.2,3 | ||
28. | «Как медведь трубку нашёл» (инсценировка о вреде курения) | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа инсценировка | Л.1 Р.3,6 П.4,6 К.2,3,4 | ||
29. | Зимняя олимпиада 2014 года в городе Сочи. | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа Викторина | Л.2 Р.4,5 П.4,5 К.2,4,5 | ||
30. | Удивительный мир цветов (первоцветы) Экскурсия | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа Экскурсия | Л.1,2 Р.3,4,5,6 П.4,5,6 К.4,5 | ||
31 | Праздник «Земля –наш дом родной» | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа Праздник | Л.1 Р.3,6 П.4,6 К.2,3,4 | ||
Подводим итоги работы за год | 2 | ||||||
32. | Народные приметы (весна) | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа Выставка рисунков | Л.1,2 Р.4,5 П.3,4 К.2,6 | ||
33. | Экологический праздник | 1 | 1 | Групповая и индивидуальная работа Праздник | Л.1 Р.3,6 П.4,6 К.2,3,4 | ||
ВСЕГО: | 33 | 17 | 16 |
Краснодарский край
муниципальное образование
Динской район
станица Динская
Бюджетное образовательное учреждение
Муниципального образования
Динской район
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 30 августа 2012 года
Председатель педсовета
__________ Н. М. Дмитренко
подпись, печать ОУ Ф.И. О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
комплексная
(тип программы)
_________________кружок_____________
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«Экология и человек»
(наименование)
_____________ 1 год______________
(Срок реализации программы)
_________________7- 8 лет_______________
(возраст обучающихся)
Аксёнова М.О., Бурлуцкая Е.А., Волкова С.А., Доррер А.А.,Мороз Н.В.
(Ф. И. О.учителей составителей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся. Кружок "Олимпионик"
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы, требующий соответствующей организации всей жизни школы, включа...
рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Здоровей-ка"
Программа разработана для учащихся начальной школы и расчитана на четыре года. Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вече...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Поиграем вместе"
оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга....
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Поиграем вместе"
оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга....
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Уроки безопасности"
Структура программы соответствует требованиям и состоит из пояснительной записки, содержания, планируемых результатов, тематического планирования по годам обучения, списка литературы для учителя....
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся в начальной школе.
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся в начальной школе....
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Занимательная Грамматика" 1 класс
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности Занимательная грамматика 1 класс...