Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся. Кружок "Экология и человек"
рабочая программа (1 класс) по теме

Волкова Светлана Анатольевна

 

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих,способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка,достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_i_chelovek.doc341.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

    Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих,способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка,достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

          Актуальность создания такой программы объясняется тем, что в целом по стране наблюдается ухудшение состояния здоровья школьников за последние десятилетия. Здоровье – первая и основная потребность человека, обеспечивающая гармоничное развитие личности и возможность ее самореализации.
           Цель программы: создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию  личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью;

           формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

           овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

            формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.              

         Задачи программы:

- сформировать  представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;                        

- сформировать  познавательный интерес и бережное отношение к природе;

- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

-сформировать  умения противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

- сформировать  потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

- дать понятия основам  здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

 - сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.

Направления работы

            Экологическая здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения на ступени начального общего образования может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:

  1. созданию экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры;
  2. рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
  3. эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы;
  4. реализации модульных образовательных программ;
  5. просветительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни. 

         

        Для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:

-информационно коммуникативные технологии;

- здоровье-сберегающие технологии;

- технология развивающего обучения.

Продолжительность:       Программа  формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни реализуется  через урочную и внеурочную деятельность.

 1 раз в неделю (33 ч - 1 класс).

Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы двух-четырех учеников); коллективная деятельность (результат работы коллектива - «Определитель растений родного края»).

Вид деятельности: игровая, познавательная, проектная

2.Учебно-тематический    план

       

Наименование разделов,

 

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеуади

торные

1

Мир глазами эколога.

4

2

2

Групповая дискуссия, экскурсия

2

Мой край.

4

2

2

Практическая работа викторина

Выставка рисунков

3

Птицам наша забота

4

2

2

Практическая работа викторина

Выставка рисунков

4

Охрана растений своего региона

5

3

2

Практическая работа викторина, праздник

5

Животные, которым угрожает исчезновение.

5

2

3

Групповая дискуссия, викторина, праздник

6

Передаём свои знания

3

2

1

Практическая работа викторина

Выставка рисунков

7

Человек в созданной им среде.

6

3

3

Практическая работа викторина

Выставка рисунков

8

Подводим итоги работы за год

2

1

1

праздник

33

17

16

4.Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностными результатами изучения курса «Экология и человек» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
  2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией и по наблюдениям.
  4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
  5. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  6. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книгах (на развороте, в оглавлении).
  3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  5. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  2. Слушать и понимать речь других.
  3. Выразительно читать и пересказывать текст.
  4. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  5. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  6. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами 

  1. называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  2. объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  3. называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  4. называть основные особенности каждого времени года.
  5. оценивать правильность поведения людей в природе;
  6. оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

5. Формы и виды контроля

  1. выставки,
  2. спектакли,
  3. концерты,
  4. соревнования,
  5.  турниры,
  6. конференции,
  7.  портфолио  

6.Методические рекомендации

Мир глазами эколога. - 4 часа.

  1. Экология - наука, изучающая отношения живых организмов с окружающей средой, влияние человека на окружающую среду (греческ. "экос" - дом, "логос" - учение).
  2. Сущность и значение экологии. П
  3. простейшие экологические связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.
  4. Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края.
  5. Глобальные проблемы экологии.
  6. Что такое экологическая катастрофа.
  7. Примеры экологических катастроф.

Мой город. - 4 часа.

  1. Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города.
  2. Пути решения экологических проблем своего города.
  3. Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к роднику, озеленение города).
  4. Правила поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

Птицам наша забота. - 4 часа.

  1. Изучение разнообразия птиц родного края.
  2. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.
  3. Составление "Красной книги" исчезающих видов птиц родного края.
  4. Охрана птиц зимой.
  5. Практическая деятельность по изготовлению кормушек.

Охрана растений своего региона. - 5 часов.

  1. Распознавание встречающихся в нашей местности растений.
  2. Растения, нуждающиеся в защите.
  3. Особенности их внешнего строения и распространения. Лекарственные растения и их охрана.
  4. Составление устного журнала "Зелёная книга".
  5. Экологическая акция "Не рубите, люди, ёлок!" в преддверии новогодних праздников.

Животные, которым угрожает исчезновение. - 5 часов.

  1. Разнообразие животного мира своего региона.
  2. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.
  3. Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны.
  4. Немного об охоте и рыбной ловле.
  5. "Красная книга" животных родного края.
  6. Заочное путешествие по заповедникам своего края.

Передаём свои знания. - 3 часа.

  1. Изготовление условных знаков, экологических памяток.
  2. Презентация результатов своей деятельности.
  3. Подготовка и проведение бесед, КВНов экологического содержания для учащихся других классов.

Человек в созданной им среде. - 6 часов.

  1. Человек - часть природы.
  2. Его отношение к окружающей среде.
  3. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
  4. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.
  5. Экология жилища человека.
  6. Экология питания.
  7. Правила личной экологической безопасности.
  8. Экономика и экология.
  9. Задачи экологии и две стороны экономики.
  10. Влияние экономики на экологию.

7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1

М.В.Лугич. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г

2

А.Клепинина.  Тайны окружающего мира.  Москва, издательство «Ювента», 2005 г.

3

Е.М.Елизарова.  Такие незнакомые и знакомые растения.  В-д, «Панорама», 2006 г.

4

А.А.Плешаков.  Экология для младших школьников.  Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.

5

«Азбука природы», издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.

6

В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.

7

Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.

8

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ Авт.-сост. А.Е. Чижевский. - М.: ООО "Издательство АСТ", 1997.

2. Печатные пособия

9

Наборы сюжетных картинок по тематике, определённой примерной программой кружка.

10

Толковые словари..

Репродукции картин.

Справочная литература

3. Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Диапроектор.

Мультимедийный проектор .

 Компьютер.

 Экспозиционный экран

Сканер

Принтер лазерный

 

Видеокамера цифровая.

4. Экранно-звуковые пособия

Компьтер

5. Игры и игрушки

Настольные развивающие игры, лото, викторины.

6. Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Полки для «Уголка книг».

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей

от 28.08. 2012г.№____,

руководитель МО ОУ

____________/Е.А. Долганова/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


________________/Л. И. Нереуцкая/

от 28.08. 2012г

Содержание раздел, тема

Всего

часов

дата

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

УУД

адитор

внеауд

Мир глазами эколога.

4

1.

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

1

1

Групповая дискуссия

Л.1

Р.1

П.1,3,4

К.1

2.

Природа и искусство

1

1

Групповая дискуссия

Выставка рисунков

Л.2

Р.2,3,4

П.2,3,5

К.1,2

3.

Отправляясь за грибами(съедобные, несъедобные)Игра-путешествие

1

1

Групповая работа

Выставка рисунков

Л.2,4

Р.2,3,4,

П.2,3,6,

К.5,6

4.

КВН «На грибной полянке»

1

1

Групповая работа

дискуссия

Л.3

Р.3,5,6

П.2,5,

К.2,5,6

Мой край

4

5.

Экскурсия в природу. Народные приметы (осень)

1

1

Групповая работа

Экскурсия в природу

Л.1,2

Р.3,4,5,6

П.4,5,6

К.4,5

6

Конкурс стихов о природе

1

1

Групповая и индивидуальная работа

Чтение стихов

Л.1,2

Р.3,4,5,6

П.4,5,6

К.4,5

7.

О жизни птиц и зверей в неволе .

1

1

Групповая и индивидуальная работа

викторина

Л.3

Р.3,5,6

П.2,5,

К.2,5,6.

8.

По страницам Красной книги Кубани

1

1

Практическая работа

викторина

Л.3,4

Р.4,5,6

П.3,4,5,6

К.2,3,4

Птицам наша забота

4

9.

О жизни птиц осенью.

1

1

Групповая и индивидуальная работа

Выставка рисунков

Л.3

Р.3,5,6

П.2,5,

К.2,5,6..

10

Викторина «Наши пернатые друзья»

1

1

Групповая и индивидуальная работа

викторина

Л.3,4

Р.4,5,6

П.3,4,5,6

К.2,3,4

11.

Помогите птицам (изготовление кормушек для птиц).

1

1

Групповая и индивидуальная работа

Практическая работа. Изготовление кормушек

Л.4

Р.4,5,6

П.1,2,5

К.2,3,4

12.

Экскурсия в парк. Развешивание кормушек.

1

1

Групповая и индивидуальная работа

Практическая работа

Л.1,2

Р.3,4,5,6

П.4,5,6

К.4,5

Охрана растений своего региона

5

13.

Опасности, таящиеся в мире природы. Экскурсия в парк.

1

1

Групповая и индивидуальная работа

Экскурсия в парк

Л.1,2

Р.3,4,5,6

П.4,5,6

К.4,5

14.

Растения-рекордсмены.

1

1

Групповая и индивидуальная работа

викторина,

Л.3

Р.3,4,5

П.3,4,5

К.1,2

15.

Растения зимой.

1

1

 Групповая и индивидуальная работа

выставка рисунков

Л.3

Р.3,4,5

П.3,4,5

К.1,2

16.

Экскурсия в зимний парк Народные приметы (зима)

1

1

Групповая работа

экскурсия

Л.1,2

Р.3,4,5,6

П.4,5,6

К.4,5

17.

Лекарственные растения края. Викторина «Зелёная аптека»

1

1

Групповая и индивидуальная работа

викторина

Л.3

Р.3,4,5

П.3,4,5

К.1,2

Животные, которым угрожает исчезновение

5

18.

Дикие и домашние животные зимой

1

1

Групповая дискуссия, викторина,

Л3.

Р.1,2,3

П.4,5,6

К.2,3,4

19.

Изготовление и выставка поделок, книг-самоделок на тему: «Удивительное рядом».

1

1

Практическая работа

Л.4

Р.4,5

П.4,5,6

К.2,3

20.

КВН «Заповедники Краснодарского края»

1

1

Групповая и индивидуальная работа

праздник

Л.1,4

Р.4,5,6

П.3,4

К.2,6

21.

Удивительные рассказы о животных

1

1

Групповая и индивидуальная работа

викторина,

Л3.

Р.1,2,3

П.4,5,6

К.2,3,4

22.

Разгадывание ребусов, загадок, кроссвордов о природе

1

1

Групповая и индивидуальная работа

Практическая работа

Л.4

Р.4,5

П.4,5,6

К.2,3

Передаём свои знания

3

23.

Правила поведения в природе. Изготовление экологических знаков.

1

1

Групповая и индивидуальная работа

Практическая работа

Л.4

Р.4,5

П.4,5,6

К.2,3

24.

Конкурс рисунков на тему: «Природа в опасности»

1

1

Групповая и индивидуальная работа

Выставка рисунков

Л.3

Р.3,4,5

П.3,4,5

К.1,2

25.

Экскурсия к водоёму.

1

1

Групповая и индивидуальная работа

экскурсия

Л.1,2

Р.3,4,5,6

П.4,5,6

К.4,5

Человек в созданной им среде.

6

26.

Викторина «Береги своё здоровье!»

1

1

Групповая и индивидуальная работа

викторина

Л3.

Р.1,2,3

П.4,5,6

К.2,3,4

27.

Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств).

1

1

Групповая и индивидуальная работа

Практическая работа

Л.4

Р.4,5

П.4,5,6

К.2,3

28.

 «Как медведь трубку нашёл» (инсценировка о вреде курения)

1

1

Групповая и индивидуальная работа

инсценировка

Л.1

Р.3,6

П.4,6

К.2,3,4

29.

Зимняя олимпиада 2014 года в городе Сочи.

1

1

Групповая и индивидуальная работа

Викторина

Л.2

Р.4,5

П.4,5

К.2,4,5

30.

Удивительный мир цветов (первоцветы) Экскурсия

1

1

Групповая и индивидуальная работа

Экскурсия

Л.1,2

Р.3,4,5,6

П.4,5,6

К.4,5

31

Праздник «Земля –наш дом родной»

1

1

Групповая и индивидуальная работа

Праздник

Л.1

Р.3,6

П.4,6

К.2,3,4

Подводим итоги работы за год

2

32.

Народные приметы (весна)

1

1

Групповая и индивидуальная работа

Выставка рисунков

Л.1,2

Р.4,5

П.3,4

К.2,6

33.

Экологический праздник

1

1

Групповая и индивидуальная работа

Праздник

Л.1

Р.3,6

П.4,6

К.2,3,4

ВСЕГО:

33

17

16

                                                           Краснодарский край

муниципальное образование

Динской район

станица Динская

Бюджетное образовательное учреждение

Муниципального образования

Динской район

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

 

                                                                                                                                                                                         УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 30 августа 2012  года

Председатель педсовета  

           __________        Н. М. Дмитренко

                                                                                                  подпись, печать ОУ        Ф.И. О.

                                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

комплексная

                                                                                                       (тип программы)

_________________кружок_____________

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

 «Экология и человек»

(наименование)

_____________       1 год______________

(Срок реализации программы)

_________________7- 8 лет_______________

(возраст обучающихся)

Аксёнова М.О., Бурлуцкая Е.А., Волкова С.А., Доррер А.А.,Мороз Н.В.

(Ф. И. О.учителей составителей)

                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся. Кружок "Олимпионик"

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы, требующий соответствующей организации всей жизни школы, включа...

рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Здоровей-ка"

Программа разработана для учащихся начальной школы и расчитана на четыре года. Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вече...

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Поиграем вместе"

оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга....

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Поиграем вместе"

оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга....

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Уроки безопасности"

Структура программы соответствует требованиям и состоит из пояснительной записки, содержания, планируемых результатов, тематического планирования по годам обучения, списка литературы для учителя....

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся в начальной школе.

Рабочая  программа внеурочной деятельности учащихся в начальной школе....

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Занимательная Грамматика" 1 класс

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности Занимательная грамматика 1 класс...