Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся
рабочая программа (1 класс) по теме
Данная программа представляет собой программу организации внеурочной деятельности школьников в МОУ ООШ №78 и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_uchashchihsya.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся
Введение
Данная программа представляет собой программу организации внеурочной деятельности школьников в МОУ ООШ №78 и пред назначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Программа составлена на основе следующих документов:
- Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России(2009г). - М.: Просвещение, 2010;
- Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утверждённая Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 г., Пр-271 1;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010;
- Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых ФГОС общего образования с кейсом проектов локальных актов ОУ (на примере одного ОУ; начальная ступень) - РАО;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М.: «Просвещение», 2010.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010.
- Приказ Министерства образования и науки РФ №1241 от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993
-Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения ФГОС начального общего образования»
Так как Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность, разработано Приложение к Учебному плану. Приложение к Учебному плану включает в себя: цели, задачи и направления внеурочной деятельности.
Структура программы по внеурочной деятельности. Программы по внеурочной деятельности включают следующие разделы:
- пояснительная записка;
- общая характеристика программы по внеурочной деятельности;
- описание места программы в структуре ООП;
- описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности;
- результаты освоения программы по внеурочной деятельности;
- содержание программы по внеурочной деятельности;
- тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся;
- описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности, исходя из региональных особенностей образовательных учреждений Московской области, Ногинского муниципального района, является инновационным компонентом основной образовательной программы образовательного учреждения МОУ ООШ №78.
Разработанная ШМО начальных классов программа является комплексной по содержанию деятельности и ориентирована на достижение результатов первого уровня. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтел-лектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
Образовательным учреждением при организации внеурочной деятельности учтены следующие факторы:
- запросы участников образовательного процесса, родителей (законных представителей),
- уровень квалификации педагогических работников;
- качество программ внеурочной деятельности, в соответствии с целями и задачами ООП НОО;
- значение программ внеурочной деятельности для конкурентоспособности ОУ на рынке образовательных услуг.
Программа по внеурочной деятельности выстроены на основе следующих принципов: непрерывности образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования в целом, развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеуроч-ной деятельности, системной организации управления учебно – воспитательным процессом.
Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов. Система воспитательной работы во внеурочной деятельности образовательного учреждения строиться на следующих принципах:
- неразрывная связь воспитания и обучения в начальных классах;
- позитивный педоцентризм как принцип организации содержания воспитания;
- признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с другими субъектами: родителями и педагогами;
- согласованное распределение полномочий всех субъектов воспитания в начальной школе.
Программа по внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно - деятельностного подхода. ОУ предоставляет обучающимся, родителям возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие потенциала обучающихся, одаренных детей, детей с ограниченными возможностями.
Программа внеурочной деятельности должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Условия организации внеурочной деятельности отражаются в общественном договоре о предоставлении общего образования муниципальным общеобразовательным учреждением.
Образовательное учреждение самостоятельно определяет содержание внеурочной деятельности.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности предполагается использование возможностей организации отдыха детей и их оздоровления, тематической лагерной смены на базе общеобразовательного учреждения.
В программе учтено, что обучающиеся могут посещать не все занятия внеурочной деятельности, предлагаемые образовательным учреждением, или вообще отказаться от этих занятий.
Количество групп, количество учащихся в группах, а также направления внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении, расположенном в сельской местности, определяется исходя из потребностей населения.
Финансирование внеурочной деятельности осуществляется из региональных субвенций.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 10 часов в неделю.
Оплата часов внеурочных занятий осуществляется в соответствии с тарификационными требованиями (1 час внеурочной деятельности равен 1 часу урочной деятельности). Фиксируется содержание, формы, факты проведения внеурочных занятий в отдельном журнале.
Вопрос о сопровождении учащихся начальной школы в период между урочными и внеурочными занятиями решается путем внесения в должностные инструкции учителей начальных классов и воспитателей ГПД соответствующих должностных обязанностей.
Длительность внеурочных занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов. На музыкальных занятиях будут шире использоваться элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов планируется проводить два раза в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3 классов и 1,5— для обучающихся 4 классов.
Для организации различных видов внеурочной деятельности запланировано использовать общешкольные помещения: актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения дома культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения.
Рабочие программы по внеурочной деятельности согласовываются на методическом объединении учителей начальных классов, осуществляющих внеурочную деятельность, утверждаются директором.
В начальной школе более приемлемы следующие формы организации внеурочной деятельности.
1.Кружок - форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.
Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные массовые потребности детей, развить их способности к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах (коллективах) или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби).
Успех работы кружка во многом зависит от личных качеств и профессиональной квалификации учителя. Деятельность (ее объем и ритм) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия осуществляются в различных занимательных, игровых видах деятельности — соревнованиях, состязаниях, возможны занятия в форме диалога равных партнеров.
Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.
Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.
2. Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Главные принципы клуба – добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом.
Клуб может иметь свой устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб, как правило, Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем, состав клуба не отличается обязательным постоянством. Для большинства членов он является временным, неустойчивым объединением и лишь для единиц-энтузиастов, выполняющих роль лидеров, – постоянным местом самоутверждения, развития. Клубы различаются по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие, досуговые и др.); степени организованности (официальные и неформальные); возрастному признаку членов клуба (одновозрастные или разновозрастные); временному фактору (постоянные, временные).
Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба как организованного общения в группе единомышленников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать ценности образования, здоровья, ценности традиций и истории, ценность другого человека, личной свободы, мышления и т. д. Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения.
3. Секция – форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.). Ее отличительными признаками принято считать:
- специфические образовательные задачи;
- принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта;
- ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта;
- демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).
При организации работы секции должны соблюдаться принципы всесторонности, сознательности и активности, постепенности, повторяемости, наглядности и индивидуализации.
Специальная подготовка обеспечивает воспитание физических качеств и формирование навыков и умений, специфичных для каждого вида спорта.
Занятия в секциях должны носить регулярный характер. Каждое последующее тренировочное занятие как бы наслаивается на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их. Работа и отдых в спортивной тренировке чередуются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие качеств и способностей, определяющих уровень спортивного мастерства в конкретном виде спорта.
Тренировочные нагрузки должны увеличиваться постепенно, и быть посильными, чтобы избежать перегрузки учащихся.
Тренировочные занятия включают в себя следующие методы обучения спортивной технике: словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий противника и т. д.) и наглядность упражнений (показ отдельных упражнений, учебные фильмы, видеофильмы, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем и т. д.). Методы практических упражнений включают в себя две группы: 1) методы, направленные на освоение спортивной техники (разучивание упражнения в целом и по частям); 2) методы, направленные на развитие двигательных качеств (повторный, переменный, интервальный, соревновательный и др.).
Результативностью деятельности секции можно считать проявление у ребенка техники спортивного мастерства. Помимо этого, секция служит некой средой формирования физической культуры, здорового образа жизни.
4. Студия — форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. Отличительными особенностями студии являются: общие задачи, единые ценности совместной деятельности, эмоциональный характер межличностных отношений.
Студия – место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в которой организованы занятия по усвоению каких-либо действий, знаний, умений. Это может быть театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая студия и т. д. Основной целью деятельности студий является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержка ее и развитие.
Студии организуют свою работу и отношения между участниками на признании ценности любого индивидуального творчества, уникальности личности, незаменимости ее другими, права на свободное самоопределение абсолютно каждого. Тем самым создается возможность для процесса становления способности персонализации, что требует особых усилий (педагога и коллектива в целом) для сохранения благоприятного психологического климата в совместной деятельности и развития процессов интеграции.
5. Театр – форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.).
6. Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей.
Мастерская имеет определенные отличительные черты:
- принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства;
- приоритет целей обучения и предметно-практических задач;
- ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий;
- демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).
Наиболее перспективной формой организации внеурочной деятельности является проект. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности.
Вся внеурочная деятельность МОУ ООШ №78 проходит в рамках единой воспитательной темы.
Методические требования к внеурочным занятиям:
- На каждом внеурочном занятии обсуждаются основные духовно -
нравственные ценности, заложенные в программе воспитательной работы.
2. Обсуждение происходит по определенному алгоритму:
- исходная проблема (установление отсутствия знаний и умений);
- информация по решению проблемы (кто, что, как, почему);
- применение новой информации;
- оценка результатов применения.
Рабочая
образовательная программа
внеурочной деятельности (ФГОС)
учащихся 1 класса
МОУ ООШ № 78
Введение
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Программа рассчитана на 330 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (10 ч в неделю).
Программа состоит из 9 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности первоклассников и направлена на решение своих собственных педагогических задач.
Основные разделы программы
№ | Название раздела | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий |
1 | Спортивно – оздоровительная деятельность: занятия кружка «Олимпийский резерв» | 66 | ||
1.1 | Народные игры | 12 | 12 | |
1.2 | Игры на развитие психических процессов | 12 | 12 | |
1.3 | Подвижные игры | 28 | 28 | |
1.4 | Спортивные игры | 14 | 14 | |
2 | Познавательная деятельность: работа кружка «Если хочешь быть здоров – правильно питайся» | 33 | ||
2.1 | Поговорим о продуктах | 7 | 7 | |
2.2 | Давайте узнаем о продуктах. Витамины. | 12 | 12 | |
2.3 | Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания | 7 | 7 | |
2.4 | Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарных волшебниках | 7 | 5 | 2 |
3 | Художественная деятельность: занятия в театральном кружке | 33 | ||
3.1 | Развивающие упражнения | 12 | 12 | |
3.2 | Подготовка спектакля | 18 | 10 | 8 |
3.3 | Показ спектакля | 3 | 3 | |
4 | Художественная деятельность: Работа студии «Юный художник» | 33 | ||
4.1 | Цветные карандаши | 13 | 13 | |
4.2 | Акварель | 20 | 20 | |
5 | Досугово – развлекательная деятельность: занятия литературного кружка «В гостях у сказки» | 33 | 33 | |
6 | Познавательная деятельность: занятия в школьном кружке «Почемучка» | 33 | ||
6.1 | Свойства воды | 6 | 6 | |
6.2 | Свойства воздуха | 5 | 5 | |
6.3 | Природные катаклизмы | 4 | 4 | |
6.4 | Солнце, энергия, сила | 10 | 10 | |
6.5 | Звук | 8 | 8 | |
7 | Познавательная деятельность: занятия кружка «Моя родословная» | 33 | 33 | |
7.1 | Моя родословная | 7 | 6 | 1 |
7.2 | Я и моё имя | 11 | 11 | |
7.3 | История моей семьи | 8 | 8 | |
7.4 | Семейные обязанности и традиции | 8 | 8 | |
8 | Проблемно – ценностное общение: работа кружка «Этикет поведения и общения» | 33 | 33 | |
9 | Социально значимая добровольческая деятельность: проект «Цветы для любимой школы». | 33 | 16 | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 класса
Рабочая программа кружка "Художественное слово" (34 часа) 1 класс...
Образовательная программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности "Разговор о правильном питании" для учащихся 1-4 классов
Авторская образовательная программа "Разговор о правильном питании" позволяет координировать усилия семьи, школы, медицинских учреждений и общественных организаций по формированию у детей здорового об...
Образовательная программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" для учащихся 1-4 классов
Данная образовательная программа рассчитана на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития...
Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся младшего школьного возраста "Эврика"
Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся младшего школьного возраста "Эврика"...
Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» для учащихся 1-4 классов
Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» для учащихся 1-4 классов.Эта программ переделана на 33 часа в год, т.к. В оригенале она расч...
Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся «Как легко учиться в школе»
Пояснительная запискаШкольное образование сегодня представляет собой длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного раз...
Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся «Бурятская юрта"
Пояснительная запискаРабочая программа межпредметного модуля «Бурятская юрта» для учащихся 1-4 классов разработана на основе Примерной программы начального общего образования, разработанно...