Программа внеурочной деятельности учащихся: «В здоровом теле – здоровый дух». (разработана для учащихся1 класса, срок реализации: 1 год)
рабочая программа (1 класс) по теме
Настоящая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух» разработана для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителем начальных классов, занимающимся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю:
· 1 класс — 33 часа в год,
· 2-4 классы -34 часа в год.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Программа «В здоровом теле – здоровый дух» носит адаптированный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_zdorovom_tele-zdorovyy_duh.docx | 43.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Александровского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лизуновская основная общеобразовательная школа № 17
Согласовано: Утверждаю:
на заседании Педсовета директор школы:
Протокол № ___ ______________(Сенченко Л.В.)
от ___________________2012 г. __________________ 2012 г.
Программа внеурочной деятельности учащихся:
«В здоровом теле – здоровый дух».
(разработана для учащихся1 класса, срок реализации: 1 год)
Автор программы:
Пименова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов
д. Лизуново
2012 г.
I раздел. Пояснительная записка.
- Актуальность.
Настоящая программа «В здоровом теле – здоровый дух» разработана в условиях реализации ФГОС второго поколения.
В основу разработки программы положены основные нормативные документы:
1.1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
1.2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
1.3.Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Настоящая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле – здоровый дух» разработана для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителем начальных классов, занимающимся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю:
- 1 класс — 33 часа в год,
- 2-4 классы -34 часа в год.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Программа «В здоровом теле – здоровый дух» носит адаптированный характер.
Цель программы: содействие всестороннему и гармоничному развитию личности. Это понятие включает в себя крепкое здоровье, соответствующий уровень развития двигательных способностей и физического развития, необходимые знания и навыки в области физической культуры, мотивы и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Задачи:
а) способствовать формированию личной компетенции ребёнка в области спортивно-оздоровительной деятельности;
б) воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения спортивных упражнений; содействие развитию психических процессов (представлений, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности;
в) укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.
Отличительные особенности программы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле –здоровый дух» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, спортивном зале и на игровой площадке образовательного учреждения. Курс может вести как учитель физической культуры, так и любой другой учитель начальных классов.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле –здоровый дух» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся.
Особенности возрастной группы учащихся.
Программа разработана для учащихся 6-10 лет. Особенностями данной группы учащихся являются:
- активность;
- физическая подвижность детей;
- ведущий вид деятельности – игра.
Программа реализуется в условиях класса-группы с переменным составом.
Набор в группу осуществляется на добровольной основе.
Режим занятий:
Занятия проводятся еженедельно по 1 часу в неделю. Общим объёмом:
1 класс - 33 часа в год
Прогнозируемые результаты программы:
I уровень – социальные знания:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
II уровень – социальные отношения:
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
III уровень – самостоятельного социального действия. Ребёнок должен уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ,;
- определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
II раздел. Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | Введение в программу. Правила безопасного поведения на занятиях. Режим дня. Физкультурно-оздоровительные занятия. Утренняя гимнастика. Дыхательная и звуковая гимнастика:
Ритмическая гимнастика. Улучшим осанку:
Хочешь здоровым быть, умей правильно питаться. Подвижные игры нашей местности:
Внеклассное мероприятие: «Солнце – источник жизни на земле». Моё здоровье – в моих руках! Знакомство с настольными играми:
Правила дорожного движения. Школа пешехода. | 1 1 - 1 0,5 0,5 1 1 - 1 1 - - - 1 1 0,5 0,5 0,5 2 | - 1 1 - 1,5 1,5 2 - 1 1 - 1 1 1 1 2 1 1 0,5 2 | 1 2 1 5 3 2 2 4 2 3 4 4 |
ИТОГО | 13,5 | 19,5 | 33 |
III раздел: Содержание программы.
Тема № 1 «Введение в программу. Правила безопасного поведения на занятиях»
- знакомство с программой, инструктаж по технике безопасности;
- Презентация «Техника безопасности на занятиях спортом».
Тема № 2 «Режим дня»
- что такое режим дня;
- составление примерного режима дня.
Тема № 3 «Физкультурно-оздоровительные занятия. Утренняя гимнастика»
- что такое гимнастика;
- комплекс упражнений утренней гимнастики.
Тема № 4 «Дыхательная и звуковая гимнастика»
- научить детей дышать через нос, осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей;
- игра «Покорители космоса»;
- игра «Упрямый ослик».
Тема № 5 «Ритмическая гимнастика»
- Ритмика - это уверенность в себе, здоровье.
- Комплекс ритмической гимнастики «Кошки».
Тема № 6 «Улучшим осанку»
- Что такое осанка;
- Что нужно делать для улучшения осанки;
- «Птица перед взлётом» (это упражнение позволяет научить детей напрягать и расслаблять мышцы спины).
Тема № 7 «Хочешь здоровым быть, умей правильно питаться»
- Дидактические игры: «Овощи и фрукты»;
- Чтение художественной литературы: «Петушок и бобовое зёрнышко»-русская народная сказка;
- Составление презентации: «Кухня народов разных стран».
Тема № 8 «Подвижные игры нашей местности»
- «Жмурки»;
- «Салки»;
- «Лапта».
Тема № 9 «Внеклассное мероприятие: «Солнце – источник жизни на земле»
- закрепить практический материал по основным видам движения;
- дать понятие «движение – жизнь, основа совершенства человеческого организма»;
- «солнце – источник тепла и энергии»;
- закрепление гигиенических навыков, формирование положительных эмоций.
Тема № 10 «Моё здоровье – в моих руках!»
- влияние окружающей среды на здоровье человека;
- чередование труда и отдыха;
- профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
- направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование нравственных представлений и убеждений.
Тема № 11 «Знакомство с настольными играми»
- шашки;
- домино;
- нарды.
Тема № 12 «Правила дорожного движения. Школа пешехода»
- безопасная дорога от дома до школы и обратно;
- знаки дорожного движения;
- игра «Я – пешеход».
IV раздел: Методическое обеспечение программы.
Для реализации данной программы используются формы и методы обучения, адекватные возрастным возможностям младшего школьника:
Методы | Формы |
Методы формирования сознания. | - Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы; - Беседы и диспуты с классом или индивидуально; читательские конференции; - Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.; |
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. | - Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков; - Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни; - Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях; - Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом; - Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни. |
Методы стимулирования поведения и деятельности. | - Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение; - Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения. |
Метод проектов. | - Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); - Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни. |
V раздел. Литература.
Литература для учащихся и родителей.
- DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.
- «365 уроков безопасности» Л.Логинова Айрис Пресс. Москва. 2000.
- Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Литература для педагогов.
- Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
- Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
- Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. – М. «Илекса» «Народное образование». 2003. – 400 с.
- Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
- http://standart.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности учащихся: «Художник - Грамотей». (разработана для учащихся начальных класса, срок реализации: 2 года)
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формиров...
Авторская программа по внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления "В здоровом теле - здоровый дух"
Программа внеурочной деятельности начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО составлена с учетом спекцифики и возможностей работы в начальных классах нашей школы № 143. Она состои...
рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Здоровей-ка"
Программа разработана для учащихся начальной школы и расчитана на четыре года. Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вече...
Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов...
Час здоровья «В здоровом теле – здоровый дух».
Это конспект занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Первые шаги к здоровью». Занятие проведено в 4 классе с детьми с УО (И...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Азбука здоровья»(коррекционно-развивающие занятия)
Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" Программа расчитана на 3 года(2 часа в неделю).Программа написана для учащихся 1-3 классов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Радуга здоровья»
Программа разработана для учащихся 1 – 4 классов. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физичес...