ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Инфознайка»
рабочая программа (1 класс)
Программа курса дополнительной общеобразовательной программы «Инфознайка» разработана для детей 7-8 лет, рассчитана на 1 год обучения и имеет научно - техническую направленность.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей).
В современном образовании коренным образом изменены цели и задачи, акцент перенесён с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация образования на личностно - ориентированный подход; школы обеспечиваются компьютерами. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение.
В настоящее время, нельзя себе представить не одно производственное предприятие, на котором не используются компьютерные технологии. Сейчас осуществление любой деятельности проводится с максимальным использованием персональных компьютеров. Умение работать на компьютере также важно, как и писать и считать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
infoznayka_2020-2021.docx | 50.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Елизовская средняя школа №1 имени М.В. Ломоносова»
Согласовано Начальник отдела воспитательной работы _______________ Н.Н Крамаренко _______________2020 | Утверждаю Директор МБОУ ЕСШ №1 им. М. В. Ломоносова Т.А. Назарова ____________2020 | Согласовано Заместитель директора по ВР ___________ О. И.Гураль ______________2020 | Рассмотрено на методическом совете МБОУ ЕСШ №1 им. М.В. Ломоносова, протокол № _____________________ от____________20____г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Инфознайка»
Возраст обучающихся: 1 класс (7-8 лет)
Срок реализации: 1 год.
Подготовила
учитель начальных классов
Павлычева Яна Николаевна
Елизово
2020г.
Пояснительная записка
Программа курса дополнительной общеобразовательной программы «Инфознайка» разработана для детей 7-8 лет, рассчитана на 1 год обучения и имеет научно - техническую направленность.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей).
В современном образовании коренным образом изменены цели и задачи, акцент перенесён с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация образования на личностно - ориентированный подход; школы обеспечиваются компьютерами. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение.
В настоящее время, нельзя себе представить не одно производственное предприятие, на котором не используются компьютерные технологии. Сейчас осуществление любой деятельности проводится с максимальным использованием персональных компьютеров. Умение работать на компьютере также важно, как и писать и считать.
Новизна заключается в следующем:
Отличительная особенность программы – использование нестандартных материалов для работы. Дополнительная образовательная программа «Инфознайка»-направлена на получение изначальных навыков работы с компьютером, развивающих программ.
Настоящая программа дает возможность учащимся 1 класса приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, учиться применять компьютер как средство получения новых знаний.
Актуальность
Согласно стандарту второго поколения выпускник начальной школы должен уметь ориентироваться в информационных потоках современного общества, использовать сеть Интернет для поиска необходимой информации, обрабатывать графику, создавать электронный публикации, кратковременные анимационные ролики, презентации проектов.
Данная программа в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования.
Более того, работа на компьютере и умение работать на нем очень важное умение, которое пригодиться ребятам в дальнейшем.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность изучения программы «Инфознайка» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать развитие личности ребенка; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка.
Цель кружка:
Основная цель программы – воспитание и развитие понимающей, умной, воспитанной личности, обладающей художественным вкусом, знаниями из разных областей науки, умением их применять на практике, способной свободно высказывать собственное мнение.
- Углубление знаний в различных областях знаний;
- Развитие умений пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- Дать учащимся начальные знания в области информатики, обучить их работе на компьютере в системной среде Open Office, текстовом редакторе, графическом редакторе.
Задачами кружка являются:
Расширять кругозор развивать наблюдательность, логическое мышление, познавательные способности детей;
Обеспечить мотивацию учащихся к получению новых знаний
Научить их творчески, с воображением и фантазией относиться к любой работе;
Приобщить учащихся к этической культуре;
Формирование понимания целостности мира;
Получение знаний о мире профессий;
Получение представлений о профессиональных качествах;
- Развитие навыков информационной культуры учащихся.
Программа разработана на основе авторского курса Колток А.А. АНО «Колледж управления, права и информационных технологий МЭСИ» «Первые шаги к лидерству» (1-4 классы), программы «Познаем мир с компьютером» асвтор-составитель Щербинина М.В. и программы под редакцией Н.В. Макаровой «Информатика и ИКТ» - начальный уровень.
Одним из методов обучения является игра. При наличии игры взаимодействие детей и педагога не превращается во «вражеское противостояние», а дает максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в начальной школе, выступают как способ адаптации ребенка к окружающей его среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Ведь одна из задач курса «Первые шаги к лидерству» как раз и состоит в том, чтобы помочь ребенку раскрыться и проявить себя в том или ином виде деятельности.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:
К отличительным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому ученику. Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру интерес и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Режим занятий.
Согласно санитарно-эпидемиологических требований Сан Пин 2.4.2.2821-10 к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице.
возраст | Непрерывния длительность (мин.) не более | |||||
Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | Просмотр телепередач | Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой | Прослушиваемые аудиозаписи | Прослушивание аудиозаписи в наушниках | |
7-8 лет | 10 | 15 | 15 | 15 | 20 | 10 |
9-10 лет | 15 | 20 | 20 | 15 | 20 | 15 |
После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.
Срок реализации программы - 1 год.
Состав кружка.
1 группа - 15 чел.
Место проведения.
Занятия проводятся в учебном кабинете №3 начальных классов.
Количество занятий:
неделя- 4 раза пн-1ч, вт-1ч, ср-1ч, пт-1,5ч
итого ( 4,5 ч в неделю)
в год – 162 ч
Время занятий:
Понедельник | вторник | среда | пятница |
13:20-13:50-1ч | 13:20-13:50-1ч | 13:20-13:50-1ч | 12:20-12:50-1ч 13:00-13:15-0,5ч |
Примерная структура занятия:
1. Организационный момент (1-2 мин)
2. Разминка: задачи на развитие внимания (3-5 мин)
3. Разбор нового материала. Теоретическая часть (3-5 мин)
Работа за компьютером. Практическая часть (10-15 мин)
4. Физкультминутка (1-2 мин)
6. Подведение итогов занятия (3 мин)
Формы занятий:
Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
- демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
- фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
- самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Планируемые результаты:
Учащиеся получают навыки:
- работы на ПК;
- знакомства и работы в графическом редакторе «Paint»;
- знакомства и работы в текстовом редакторе «Word»;
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
В ходе занятий в кружке «Инфознайка» у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения
Тематическое планирование кружка
1 класс (162 часа)
№п/п | Дата проведения | Название темы | Примечание |
Введение в мир информатики. Инструктаж по ТБ. Знакомство с предметом. Основные устройства ПЭВМ. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала (130 ч) | |||
1,2 | Техника безопасности | 2ч | |
3,4 | Человек и компьютер. Здравствуй, класс компьютерный! Правила поведения в кабинете. | 2ч | |
5,6 | Знакомство с компьютером. Что умеет делать компьютер | 2ч | |
7,8,9 | Знакомство с компьютером. Из чего состоит компьютер? Включение и выключение компьютера. | 3ч | |
10,11 | Тест «Что умеет компьютер» | 2ч | |
12,13 | Знакомство с рабочим столом. | 2ч | |
14,15 | Понятие и назначение курсора. | 2ч | |
16,17 | Знакомство с мышью. Компьютерная мышь. Указатели и стрелка. Щелчок, двойной щелчок. | 2ч | |
18,19,20 | Освоение приемов работы с мышью. Упражнения для развития движений мышью: премещение мышки. | 3ч | |
21,22 | Освоение приемов работы с мышью. Упражнения для развития движений мышью: премещение мышки. | 2ч | |
23,24 | Управление мышью. Упражнение «Щелкайте и рисуйте». | 2ч | |
25,26 | Управление мышью. Упражнение «Щелкайте и рисуйте». | 2ч | |
27,28,29 | Управление мышью. Упражнения для развития движений мышью: щелканье мышкой. | 3ч | |
30,31 | Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода предложений. Клавиатурный тренажер. | 2ч | |
32 | Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы | 1ч | |
33,34 | Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода предложений. | 2ч | |
35,36 | Знакомство с клавиатурой. Упражнения с клавиатурой: «Числа на кубиках» | 2ч | |
37,38 | Знакомство с клавиатурой. Упражнения с клавиатурой: «Числа на кубиках» | 2ч | |
39,40 | Упражнения с клавиатурой: «Падающие буквы». | 2ч | |
41,42 | Упражнения с клавиатурой: «Падающие буквы». | 2ч | |
43,44 | Упражнения с клавиатурой: «Падающие слова». | 2ч | |
45,46 | Упражнения с клавиатурой: «Падающие слова». | 2ч | |
47,47,48,50 | Информация. Способы передачи информации. | 4ч | |
51,52 | Объект. | 2ч | |
53,54 | Знаки в окружающем мире. | 2ч | |
55,56,57,58 | Буква, цифра, нота, знаки препинания как знаки, несущие информацию. | 4ч | |
59,60 | Кодирование информации. | 2ч | |
61,62 | Модель. | 2ч | |
63,64,65,66 | Редактор «Paint». Инструменты для рисования. | 4ч | |
67,68,69 | Компьютерная графика | 3ч | |
70,71,72 | Создание компьютерного рисунка | 3ч | |
73,74,75 | Настройка инструментов | 3ч | |
76,77,78 | Редактирование компьютерного рисунка | 3ч | |
79,80 | Фрагмент рисунка | 2ч | |
82,83,84,85 | Сборка рисунка из деталей | 4ч | |
86,87 | Как сохранить созданный рисунок | 2ч | |
88,89 | Прием вспомогательных построений | 2ч | |
90,91 | Эллипс и окружность | 2ч | |
92,93 | Что такое пиксель | 2ч | |
94,95,96 | Что такое пиктограмма | 3ч | |
97,98 | Алгоритмы в нашей жизни | 2ч | |
99 | Алгоритм. Ветвление в алгоритме. | 1ч | |
100,101 | Действия с фрагментом | 2ч | |
102 | Циклические алгоритмы. | 1ч | |
103 | Повторяющиеся элементы вокруг нас | 1ч | |
104,105,106,107 | Тест на компьютере. Математическая игра на развитие памяти. | 4ч | |
108,109 | Конструирование из мозаики | 2ч | |
110,111 | Меню готовых форм | 2ч | |
112,113 | Конструирование из кубиков | 2ч | |
114,115 | Моделирование окружающего мира | 2ч | |
116 | Учебные модели | 1ч | |
117,118 | Текстовый редактор. | 2ч | |
119,120 | Учимся писать. | 2ч | |
121,122 | Пишем красиво. | 2ч | |
123,124 | Рисуем и пишем. | 2ч | |
125,126 | Моя открытка. | 2ч | |
127,128,129,130 | Итоговый урок по теме: «Введение в информатику» | 4ч | |
Программа для рисования TuxPaint. (17ч) Знакомство с инструментами рисования. Упражнение «Раскрась картинку». Рисование в программе. | |||
131,132 | Знакомство с программой для рисования TuxPaint. | 2ч | |
133,134 | Знакомство с программой для рисования TuxPaint. | 2ч | |
135,136 | Работа в программе ТихРат^Упражнение «Раскрась картинку» | 2ч | |
137,138 | Работа в программе uxPaint.Упражнение «Раскрась картинку» | 2ч | |
139,140 | Рисование в программе TuxPaint | 2ч | |
141,142 | Рисование в программе TuxPaint | 2ч | |
143,144,145 | Работа в программе TuxPaint. Практическая работа. Упражнение «Раскрась картинку | 3ч | |
146,147 | Работа в программе TuxPaint. Контрольная работа. Упражнение «Раскрась картинку» | 2ч | |
148,149 | Итоговая работа. Проект. Тематическая композиция (Создание композиций на тему:«Мой дом», «Моя школа») | 2ч | |
Операционная система Windows. Знакомство с клавиатурой. редактирование документа. отработка навыков по набору текста. Создание и редактирование таблиц (15 ч) | |||
150 | Текстовый редактор Word. Освоение клавиатуры | 1ч | |
151 | Отработка навыков по набору текста | 1ч | |
152 | Текстовый редактор Word: шрифт, цвет текста | 1ч | |
153 | Текстовый редактор Word: вставка рисунков, надписи WordArt | 1ч | |
154 | Текстовый редактор Word: поздравительная открытка | 1ч | |
155 | Текстовый редактор Word: титульная страница книги | 1ч | |
156 | Текстовый редактор Word: копирование текста | 1ч | |
157 | Итоговая работа. Проект. Создание грамоты. | 1ч | |
158 | Текстовый редактор Word: построение таблиц | 1ч | |
159 | Текстовый редактор Word: редактирование таблиц | 1ч | |
160 | Текстовый редактор Word: работа с таблицами | 1ч | |
161 | Текстовый редактор Word: вставка символов | 1ч | |
162 | Текстовый редактор Word: работа с рисунками SmartArt | 1ч | |
итого | 162ч |
Содержание программы
1 .Введение в мир информатики. Инструктаж по ТБ. Знакомство с предметом. Основные устройства ПЭВМ. Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала. Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером. Что умеет делать компьютер? Основные элементы персонального компьютера. Включение и выключение компьютера. Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Упражнения для развития движений мышью. Клавиатура. Упражнения с клавиатурой. -130 ч
2. Освоение среды графического редактора Paint. Редактирование рисунков Графический редактор Paint: инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы. Составление рисунка из геометрических фигур
17 ч
3. Операционная система Windows. Знакомство с клавиатурой. редактирование документа. отработка навыков по набору текста. Создание и редактирование таблиц - 15ч
Список литературы.
Для учителя
1. «Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2004 г.
2. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
Для обучающихся
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC
3.Мой друг компьютер. Детская энциклопедия А.В. Зарецкий
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_(09.03.11)
3. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
4. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
5. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
6. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Диски:
- Развитие речи. Домовенок Бу в мире слов. https://yadi.sk/d/0vPWNpMty982K
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "ФАНТАЗИЯ" для кружка поделок из природных материалов на 3 года обучения
Для кружка по изготовлению работ из природных материалов на 3 года обучения (для детей 6-14 лет)Направление: художественно-эстетическое ...
Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Проектная деятельность младших школьников".
Внеурочная деятельность первоклассников предполагает занятия проектной деятельностью. В этом возрасте проекты в основном краткосрочные. В данной программе я постаралась учесть интересы детей на уроках...
Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Проектная деятельность младших школьников".
Связь уроков с внеурочной деятельностью. Программа кружка, тематическое планирование....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа по кружку «ФАНТАЗЕРЫ» возраст детей 9-10 лет
Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА научно-технической направленности «Делаем мультфильмы на компьютере»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКАнаучно-технической направленности«Делаем мультфильмы на компьютере» Возраст обучающихся: 8-9лет (3класс)Срок реализации: 1 год....
Дополнительная общеобразовательная программа кружка по бурятскому языку
Дополнительная общеобразовательная программа кружка по бурятскому языку...