Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа по кружку «ФАНТАЗЕРЫ» возраст детей 9-10 лет
рабочая программа (3 класс) на тему

Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fantazery3_kl.docx56.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР:

Н А Симакова ____________

«Утверждено»


Директор МКОУ

О С Колузанова._________

Приказ №___________

от _________________

                            Адаптированная дополнительная     общеобразовательная    программа

по  кружку «ФАНТАЗЕРЫ»

возраст детей 9-10 лет

срок реализации 1 год.

Педагог дополнительного образования

Пяткина Марина  Александровна ,

первой квалификационной категории.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №__________

                                                                       г Выкса 2016-2017  учебный год

                                            Информационная карта

Наименование программы

                      «Фантазеры»

Составитель

программы

                Педагог дополнительного образования

                    Пяткина  Марина Александровна

Координатор программы

           Администрация  школы

Цель

задачи

- учить  изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов;

- развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре; проектные способности младших школьников;

- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Срок реализации программы

                                      1год

Основные разделы программы

Направление деятельности:

1Пояснительная записка.

  1. Учебно-тематический план        
  2. Описание содержания разделов:

                     4    Методическое обеспечение программы.

5    Библиография.

общекультурное направление

  1. Пояснительная записка.

Кружок «Фантазеры» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 3 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

«Сувенир» в справочной литературе определяется как художественное изделие, какой-либо предмет, выполняющий роль напоминания о посещении страны, города, выставки, музея, торжественного события и подарка, полученного в самые счастливые мгновения жизни. В каждом доме есть вещи, связанные с яркими эмоциями, светлыми мыслями и радостными минутами, которые непременно связывают нас с людьми, сделавшими их или подарившими эти дорогие сердцу вещицы.

В кружке «Фантазеры» дети учатся изготовлению вещей – сувениров, вещей – подарков, вещей для украшения дома. Получают знания о разных технологических процессах изготовления вещей, истории их возникновения, о культуре разных народов, обучаются культуре отношения к себе, своему дому, близким и друзьям.

Дети, обучающиеся по данной программе, учатся изготовлению своими руками такого предмета, который можно было бы подарить другим людям, которым можно украсить свою комнату, который может выразить отношение ребенка к своему дому, членам семьи, своим друзьям.

Обучаясь в кружке «Фантазеры» изготовлению красивых и полезных вещей, дети развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками,  дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.

Событие, когда ребенок изготовил своими руками какую-нибудь поделку, имеет большое значение для всей семьи. А постоянное контактирование с различными материалами, инструментами развивают тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев рук.

Актуальность программы.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология»  отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
       Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа «Фантазеры» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду- приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

При разработке программы были использованы материалы авторских программ по технологии «Умелые руки» Кудашевой  Анны  Анатольевны,  учителя технологии МОУ СОШ с. Константиновка Саратовского района Саратовской области и Панфиловой Светланы Леонидовны, учителя  начальных классов МОУ Кольской основной общеобразовательной школы №3 Кольского района Мурманской области.

Цель программы

Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего  интерес к техническому и художественному творчеству

Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:

Образовательные

1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2. Познакомить со свойствами материалов и инструментами.

3.Научить применять инструменты и приспособления.

4.Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами.

5.Обучить приемам художественного моделирования из бумаги.

6. Изучить технику конструирования поделок из природного и бросового материала, пластилина.

Развивающие

1.Расширять художественный кругозор.

2.Развивать мелкую моторику рук.

3.Развивать внимание, память

Воспитательные

1.Воспитывать усидчивость, аккуратность.

3. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Организация образовательного процесса:

Программа работы творческого объединения рассчитана на один год обучения. Возраст детей 9-10- лет.

Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:

  • освоение техники безопасности при работе ребенка в объединении;
  • ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
  • изготовление самих поделок и подарков, сувениров, украшений и вещей интерьера, выставочных образцов;
  • участие в создании коллективных композиций;
  • изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
  • освоение навыков грамотного и экономного использования различных материалов.
  • Рекомендуемое количество детей вкружке-8-10чел

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок из яичной скорлупы. Проявить фантазию, а также развить творческие свои способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .В данном кружке игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Занятия, проводятся в активной форме: конкурсы с элементами творчества Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

Структура занятий.

  1. Ведение в тему занятия (кроссворд, ребус, загадка).
  2. Повторение правил рабочего человека.
  3. Выполнение творческой работы.
  4. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

Объем программы:

На реализацию кружковой работы «Фантазеры» в 3 классе отводится 36 часов в год (1 часа в неделю) -

 Предполагаемые результаты:

К концу обучения учащиеся должны

знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами

уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • анализировать под руководством учителя изделие.
  • определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено.
  • способы соединения деталей, последовательность изготовления поделки.

Оценка результатов работы

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренник

Ожидаемые результаты

  1. Укрепление физических и психологических сил детей.
  2. Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы  и изготовлении изделий.

3. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

4. Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.

5. Формирование способности применять теоретические знания на практике

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

  • теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры,  работа с учебной  литературой.
  • работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
  • практические занятия по изготовлению поделок и оформлению    

     творческих отчетов о проделанной работе.

    Методы

         Приемы

Объяснительно-

иллюстративные  

                  Рассказ, показ, беседа

   Репродуктивные

            Практические занятия

Эвристические

           Творческие задания

  1. Учебно-тематический план

образовательной программы творческого объединения «Фантазеры». Для 3 класса.

№ п/п

Темы занятий

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Изделия из природного материала.

3

1

2

3.

Панно, созданные в мозаичной технике с использованием крупяных и макаронных изделий, салфеток и кусочков рваной бумаги, пластилина,  яичной скорлупы.

4

1

3

4.

Объемные игрушки из бумаги, тубы  от туалетной бумаги.

3

1

2

5.

Игрушки из ниток.(помпоны)

2

1

1

6.

Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из пластилина.

3

1

2

7.

Украшения для новогодней елки.

3

1

2

9.

Оригами: конструирование поделок из бумаги.

3

1

2

10

Игрушки из бросового материала

3

1

2

11

Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами:, сухоцветами, тканью, бумагой,  трикотажными  нитками.

4

1

3

12

Общая коллективная тематическая работа для выставки

3

1

2

13

Из них: экскурсии.

4

Всего часов

36

11

21

Описание содержания разделов:

  1. Вводное занятие. (1 ч.)

Формирование групп, принятие правил работы в группе.

Знакомство с целями и задачами кружка.

  1. Изделия из природного материала.(3ч.)

Что растет на грядке?

Овощные фантазии. Поделки из овощей.

Листья. Сравниваем по форме, размеру, структуре.

Аппликация из осенних листьев.

  1. Панно, созданные в мозаичной технике с использованием крупяных и макаронных изделий, салфеток и кусочков рваной бумаги, пластилина, яичной скорлупы. (4 ч.)

Пейзажи. Знакомство с жанром живописи.

Панно - пейзаж из кусочков рваной бумаги.

История мозаики.

Подготовка емкостей  и инструментов для крупы.

Панно - мозаика  с использованием крупяных и макаронных изделий.

Мозаичная техника.

Панно - мозаика из пластилиновых шариков.

Подготовка скорлупы для работы. Правила рабочего человека.

Мозаика из скорлупы яиц.

  1. Объемные  игрушки из бумаги,  тубы  от туалетной бумаги,(3ч.
  2. История возникновения бумаги.

Игрушка «Летучая мышь».

Игрушка «Сова

  1. Игрушки из ниток 2 ч.)(помпоны)

Какие бывают нитки?

 «Гномик».

«Снеговик».

фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из пластилина. (3 ч.)

Разнообразие животного мира.

Выполнение фигурок птиц и зверей.

Выполнение сказочных героев и фигурок людей.

  1. Украшения  для новогодней елки. (3 ч.)

Удивительный материал – вата.

Яблоко, лимон, груша, вишня, клубника – подвесные игрушки для елки.

Зайчик из ватных шариков.

  1. Оригами: конструирование из бумаги. (3 ч.)

Знакомство с древним японским искусством оригами.

Головки с щелкающей пастью: мышка, петух

  1. Игрушки из бросового материала (3ч.)

Подготовка материала.

«Зайка-кашпо для цветов».«Бабочка» «Рыбка».

  1.  Открытки, картины, панно,  апплицированные   различными материалами: кожей, сухоцветами, тканью, бумагой, трикотажными нитками. (4 ч.)Работа с бумагой, тканью: общие сведения, знакомство со свойствами материалов и операциями склеивания, сгибания, вырезывания.

Открытка-приглашение, выполненная в технике аппликации – гармошки.

Панно из мешковины и сухих трав.

Панно из ракушек .

  1. Общая коллективная тематическая работа для выставки. (2ч.)

Панно «Весенний букет».

«Веселый зоопарк» - фигурки – сувениры из соленого теста.

          12 Экскурсии. 4 ч.)

Экскурсия в парк. Сбор листьев для засушивания

«Очарование осеннего пейзажа»...

Весеннее пробуждение.

В природу за прекрасным

Список используемой литературы. (общий)

  1. Лыкова И., Коротеева Е. и др.. Большая книга детского творчества. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. – 288 с.
  2. Силаева К., Михайлова  И. Соленое тесто. - М.: Издательство  Эксмо, 2004. – 224 с.
  3. Чибрикова А. Забавные подарки по поводу и без. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 64 с.Молотобарова О. С.
  4.  “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение

Литература для  обучающихся

1. Гусакова М. А. “Аппликация”.  М., Просвещение, 1987.

2.  Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”.  М., Сфера, 2000Литература для педагога

1.  Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М.,  Просвещение1985

  2.  Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.:  3Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –     (Внимание:, дети!).

3.      Лутцева Е. А. Технология: 1-4 классы: Программа. М., Вентана-Граф,      2008.

4.   Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек

  1. Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль

                                                        Календарное планирование 3 класс

дата

                           Тема занятий

общ

кол часов

Теор

практ

Место проведения

Форма

контроля

1

1

Формирование групп, принятие правил работы в группе. Знакомство с целями и задачами кружка.

1

1

класс

2

Изделия из природного материала

3

1

2

Общешкольная выставка Дары природы

2

Что растет на грядке? Загадки об овощах

1

класс

3

. Овощные фантазии. Поделки из овощей.

1

класс

4

Экскурсия. Сбор листьев для засушивания

1

парк

5

Аппликация из осенних листьев..

1

класс

6

3

Панно, созданные в мозаичной технике с использованием крупяных и макаронных изделий, салфеток и кусочков рваной бумаги, пластилина, яичной скорлупы.

4

1

3

7

Подготовка материала.

1

класс

8

Панно-пейзаж из кусочков рваной бумаги

1

класс

Ко Дню Матери

9

Панно-мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненная из салфеток, скатанных в шарики.

1

класс

10

Панно-мозаика с использованием макаронных изделий.

1

1

класс

11

Экскурсия в парк. «Очарование осеннего пейзажа». Сбор листьев для засушивания

1

Парк

4

Объемные игрушки из бумаги.

4

1

3

класс

12

История возникновения бумаги. Игрушка» Сова»

1

класс

13

» Сова»

1

класс

14

Игрушка «Летучая мышь».

1

класс

5

Игрушки из ниток.

2

1

1

15

Какие бывают нитки? «Цыпленок».

1

класс

16

. Гномик».

1

класс

6

Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из пластилина.

3

1

2

17

Разнообразие животного мира. Выполнение фигурок птиц.

1

класс

18

Выполнение фигурок зверей.

1

класс

19

Выполнение сказочных героев и фигурок людей.

1

класс

7

Украшения  для новогодней елки

3

1

2

20

Удивительный материал вата

1

класс

21

Подвесные игрушки: яблоко, вишня, лимон  

1

класс

Поделки на конкурс «новогодняя игрушка»

22

лимон  груша

1

класс

8

Оригами

3

1

2

23

 Знакомство с древним японским искусством оригами.

1

класс

24

Головки с щелкающей пастью: мышка,  петух,.

1

класс

Подарок первокласснику

25

Лягушка, собака

1

класс

9

Игрушки из бросового материала

3

1

2

26

Подготовка  материала

1

класс

27

Зайка- кашпо для цветов

1

класс

8 марта

28

Рыбка . бабочка

1

класс

10

Открытки, картины, панно, апплицированны различными материалами:, сухоцветами ,тканью бумагой, трикотажными нитками

4

1

3

29

Подготовка материала

1

класс

30

Открытки-приглашения

1

класс

Открытка Ветерану

31

Панно –«Морское дно»

1

класс

32

Панно «Весенний букет»

1

класс

11

Коллективная работа для выставки

2

2

Общешкольная выставка

33

Веселый   зоопарк

1

класс

34

Весенний букет

1

класс

35

Экскурсия    Весеннее пробуждение

1

парк

36

Экскурсия     В природу за прекрасным

1

Прогулка по микрорайону


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)

Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...

Образовательная программа дополнительного образования "Фитнес - Данс" для детей младшего школьного возраста.

Программа по лечебной физкультуры предназначина для специалистов средних образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в области физической культуры....

Адаптированная дополнительная образовательная программа "Логопедия" для детей 7-10 лет

Программа разработана в рамках Регионального ресурсного центра дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов....

Программа платных дополнительных образовательных услуг по подготовке детей к школе «Раз ступенька, два ступенька…» (общеразвивающей направленности) для детей дошкольного возраста 6 лет.

Рабочая программа по  подготовке детей к школе  составлена в соответствии и на основании  следующих нормативно - правовых документов:  Ффедерального государственного образоват...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа Художественной направленности «Вязание и кастомайзинг» для детей с ЗПР

Диагностический листЧисло детей: 5Возраст обучающихся: Младший школьный 7-13 летНозологическая категория: Задержка психического развития/задержка психоречевого развитияОсобенности развития: Наблюдаетс...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Юный инспектор дорожного движения» для слепых и слабовидящих детей

Программа имеет социально-гуманитарную направленность, нацелена на повышение культуры поведения всех участников дорожного движения, в том числе слепых и слабовидящих, и уменьшения травматизма, социали...