Внеурочная деятельность в школе в условиях реализации ФГОС НОО.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Внеурочная деятельность-составная часть учебно-воспитательной работы школы,одна из форм организации досуга обучающихся. Представляет широкие возможности для всестороннего развития обучающихся и подготовки их к жизни.Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием школьников, в части создания условий для развития творческих интересов обучающихся и включения их в спортивную,художественную,эколого-биологическую, техническую и другую деятельность. Внеурочная деятельность в рамках ФГОС направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Дополнительное образование школьников предполагает реализацию дополнительных образовательных программ.Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования предусмотрена в ФГОС.Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребёнка на основе спектра направлений детских объединений по интересам,возможности свободного самоопределения и самореализации ребёнка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_v_shkole_v_usloviyah_realizatsii_fgos_noo.docx | 40.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность в школе в условиях реализации ФГОС НОО.
Автор : Царябина Ирина Геннадьевна, учитель английского языка МБОУ « Школа № 93» г.Нижнего Новгорода;
Организация : Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Школа № 93» ( МБОУ « Школа № 93»).
Населённый пункт : г. Нижний Новгород.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся .Начальное общее образование как первая ступень в развитии, обучении и воспитании ребёнка играет важную роль в обеспечении стартовых возможностей для продолжения образования. Начальная школа служит базой, фундаментом для всего последующего обучения и социальной адаптации личности. Для достижения новых результатов в школе должна быть создана целостная развивающая образовательная среда, которая объединяет урочную и внеучебную деятельность детей, реализованы деятельностные формы организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, организация занятий обучающихся по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, направленной на решение задач воспитания и социализации. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. В качестве реализации внеурочной деятельности в школе можно выбрать модель дополнительного образования.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, игровую, спортивно-оздоровительную ,познавательную, туристско-краеведческую и другую деятельность. Выбранная модель создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Программа предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (10 ч в неделю в рамках ФГОС. Основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.
Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования в формате деятельности школы происходит с учетом возможностей учреждений дополнительного образования, непосредственно расположенных в микрорайоне Учреждения и предполагает кооперацию деятельности с другими учреждениями дополнительного образования, расположенными в районе и городе.
Эта модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса.
Каждый вид внеклассной деятельности: творческий, познавательный, спортивный, трудовой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, соревнований.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий, которые обеспечивают активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи:
1.Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно с общественными организациями, библиотекой, семьями обучающихся.
2.Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.
3.Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4.Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
5.Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям для формирования здорового образа жизни.
6.Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
7.Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
Принципы организации внеурочной деятельности в школе:
- Соответствие возрастным особенностям обучающихся, учёт их психологических особенностей.
- Опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности.
- Свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:
- Реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы.
- Использование ресурсов учреждений дополнительного образования.
Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
Ориентиром в организации внеурочной деятельности в школе являются запросы родителей, интересы и склонности педагогов.
Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами общеобразовательной средней школы.
Согласно ФГОС НОО в Учреждении внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:
№ | Направление | Общее количество часов |
1 | Спортивно – оздоровительное: | |
2 | Художественно-эстетическое: | |
3 | Гражданско-патриотическое: | |
4 | Проектная деятельность: | |
5 | Научно-познавательное: |
ФГОС предлагает рассматривать обозначенные выше направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ.
Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное:
- Работа спортивных секций.
- Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
- Проведение бесед по охране здоровья.
- Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.
- Проведение бесед «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».
2. Художественно-эстетическое:
- Организация экскурсий, утренников, поделок и творческих работ обучающихся.
- Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида обучающихся, культуре поведения и речи.
- Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района.
3. Гражданско-патриотическое:
- Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества».
- Выставки рисунков.
- Встречи с участниками «горячих точек»;
- Тематические классные часы;
- Подготовка к участию в военно - спортивной игре «Зарница»
- Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
- Конкурсы рисунков.
- Конкурс патриотической песни.
4. Проектная деятельность:
- Проведение бесед, продуктивных (инновационные) игр;
- Эксперименты, наблюдения, коллективные, групповые и индивидуальные исследования,
- Коллективные путешествия
5. Научно-познавательное:
- Предметные недели;
- Библиотечные уроки;
- Конкурсы, экскурсии, деловые и ролевые игры .
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Управление программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идёт по следующим направлениям:
- организация работы с кадрами;
- организация работы с ученическим коллективом;
- организация работы с родителями, общественными организациями,
- мониторинг эффективности инновационных процессов.
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Целью мониторинговых исследований является создание системы, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
- рост социальной активности обучающихся;
- рост мотивации к активной познавательной деятельности;
- уровень достижения обучающимися образовательных результатов;
- качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического отношения к окружающему миру ;
- удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Объекты мониторинга:
- Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы.
- Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы.
- Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями.
- Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
- Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне его.
- Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений.
Ожидаемые результаты реализации программы.
- Приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения.
- Формирование основ здорового образа жизни.
- Приобретения знаний об истории своей семьи и Отечества; об основах разработки социальных проектов; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
- Формирование навыков коллективной и организаторской деятельности.
Приложение.
Индивидуальная карта внеурочной деятельности обучающегося ___ класса
Ф.И.О обучающегося__________________________________________________________
Ф.И.О. родителей______________________________________________________________
______________________________________________________________________
Адрес проживания и контактный телефон:______________________________________________________________
________________________________________________________________
№ | Вид внеурочной деятельности | Занятость | Количество часов в неделю |
1. | Какой курс внеурочной деятельности посещает | Расписание (день недели, время) | |
2. | Какой кружок, секцию посещает в школе | Расписание (день недели, время) | |
3. | Какой кружок, секцию посещает вне школы, где | Расписание (день недели, время) | |
4. | Мероприятия по направлениям внеурочной деятельности | ||
ИТОГО: |
Список использованной литературы.
1.Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2014. - 176 c.
2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. - 224 c.
3.Нечаев М.П. Номенклатура дел классного руководителя. Учебно-методическое пособие.-М.: УЦ « Перспектива»,2013.156 с.
4. Степанов, П. В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2014. - 128 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Направления внеурочной деятельности по ФГОС...
Внеурочная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО. Подвижные игры.
Представлена презентация об одном из видов внеурочной деятельности- подвижных игр....
Статья "Система внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования в полной мере. Представлен материал из опыт...
Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.
В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...
Доклад на тему: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, о...
: «Использование информационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится еще одно звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Од...
Планируемые результаты внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС
В статье рассматриваются планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности...