Доклад на тему: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
учебно-методический материал (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti_.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Среднеапоченская средняя общеобразовательная школа»
Курской области Горшеченского района
Доклад на тему:
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Подготовила учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Мальцева Лариса Игнатьевна
с. Средние Апочки 2017 г.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением.
Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любознательны.
Цели внеурочной деятельности:
- создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
- создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребёнка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- развития опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.
Для достижения целей необходимо строить внеурочную деятельность в соответствии со следующими принципами:
1.Принцип гуманистической направленности.
При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.
- Принцип системности.
Создается система внеурочной деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
- всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
- основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно- деятельностным и оценочно-результативным;
- урочной и внеурочной деятельностью;
- региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.
- Принцип вариативности.
Несколько направлений, форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности.
- Принцип креативности.
Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
- Принцип успешности и социальной значимости.
Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.
Содержание внеурочной деятельности
В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное).
Создатели методического конструктора внеурочной деятельности Д.В. Григорьев и П.В. Степанов считают, что в школе целесообразно культивировать такие виды деятельности:
1) игровую деятельность;
2) познавательную деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательную деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующую добровольческую
деятельность);
7) трудовую (производственную) деятельность;
8) спортивно-оздоровительную деятельность;
9) туристско-краеведческую деятельность.
Организация внеурочной деятельности
Занятия по внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп», «Риторика», «Уроки нравственности», проводятся в моем классе один час в неделю. Эти программы внеурочной деятельности выбраны для того, чтобы обучающиеся учились правильному общению, умели оценивать разные ситуации, находить пути решения проблемных ситуаций, развивать логическое мышление, умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
Курс внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» включает работу по рабочим тетрадям курса «РПС» «Юным умникам и умницам», автор Холодова О.А.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Упражнения, выполненные в определённой последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение, способствуют развитию сенсорной и двигательной сфер ребёнка, формируют нестандартное мышление.
Данный курс является общественно признанной авторской методикой. Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения.
Продолжительность и общая характеристика составляющих занятий:
- «Мозговая гимнастика». (2-3 минуты)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения.
- Разминка (3-5минут).
Данный этап создаёт у ребят определённый эмоциональный фон. В разминку включены вопросы, способные вызвать интерес, рассчитанные на сообразительность и быстроту реакции.
- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей- памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут).
Задания на этом этапе способствуют развитию перечисленных качеств, позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.
- «Весёлая переменка» (3-5 минут).
Динамическая пауза развивает не только двигательную активность, но и умение выполнять несколько заданий одновременно.
- Решение творческо- поисковых и творческих задач (15 минут)
Возможность решать нетиповые, поисково- творческие задачи, не связанные с учебным материалом. Решение не учебных типовых задач опирается на поисковую активность ребёнка, на умение в нужный момент «достать из своего багажа» тот или иной алгоритм и применить его в данной ситуации.
- Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты)
Этот этап направлен на снятие зрительного утомления, достижение состояния зрительного комфорта.
- Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать(5 минут).
Ребёнок учится производить анализ, сравнение, строить умозаключения.
Учебно- методический комплекс состоит из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя.
Результатом является участие ученицы Емельяновой Виктории в онлайн-олимпиаде по математике в декабре 2016 г. Олимпиада «Плюс» организована на платформе:UCHI.RU. Организаторами являются Департамент образования г. Москвы и Центр педагогического мастерства. Девочка набрала 80 баллов, награждена «Дипломом победителя».
Курс внеурочной деятельности «Уроки нравственности» включает работу по рабочим тетрадям «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» по курсу «Воспитание нравственных качеств», автор Л.В. Мищенкова.
Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения.
Курс направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни. Содержание курса включает в себя циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книга», «Я и животные», «Я и здоровье». Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской.
Учебно- методический комплекс состоит из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методическое пособие для учителя.
Цель: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через
систему ценностно- ориентированных занятий.
Задачи:
- сформировать систему нравственных ценностей;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения
межличностных отношений на основе толерантности;
- формировать экологически воспитанную личность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к
здоровому образу жизни;
- формировать интерес к чтению художественной литературы;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческие способности.
Отличительными особенностями являются
В основе программы «Уроки нравственности» лежат три подхода:
- аксиологический (система морально-нравственных установок и ценностей)
- системно - деятельностный (различные виды деятельности: урочной, внеурочной, семейной, общественно- полезной)
- развивающий (определяет общую конструкцию программы «Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся»)
Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания.
Содержание вне учебной и внешкольной деятельности должно быть
наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка,
побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию обеспечить возможность выбора при построении собственной
системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип диалогического общения.
В формировании ценностных отношений большую роль
играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса.
Программа данного курса представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо» и рассчитана на.
четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю), во 2 – 4 классах по 34 ч. Всего 135 часов
Во время занятий у ребенка формируется позитивное отношение к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строятся на
непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Используется яркая наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями.
Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу.
На занятиях по курсу «Уроки нравственности» важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций.
Это уроки разъяснения, объяснения и обучения.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Дети контролируют своё поведение, анализируют поступки. Формируется позитивное отношение к общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
Курс внеурочной деятельности «Риторика» включает работу по учебнику Т.А. Ладыженской «Детская риторика» и рабочим тетрадям «Юным умникам и умницам» Учитесь грамотно писать. Школа грамотеев. Русский язык. Задания и упражнения. Теория в таблицах.
Авторы: Л.И.Тикунова, М.Н. Корепанова.
Цель риторики как предмета филологического цикла- научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учеником жизнь.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Рабочие тетради «Юным умникам и умницам» Учитесь грамотно писать. Школа грамотеев. Русский язык. Задания и упражнения. Теория в таблицах.
Данное пособие охватывает центральные темы программы изучения русского языка во 2 классе. Все задания нацелены на отработку общих учебных умений, навыков и способов деятельности: познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной.
Так к концу 2 класса учащиеся должны знать самостоятельные части речи и их признаки, признаки однородных членов предложения.
Ученики, окончившие 2 класс, должны уметь находить в слове основные изученные орфограммы; правильно списывать и писать под диктовку текст; производить фонетический разбор слов; производить разбор слов по составу; производить элементарный разбор слова как части речи; производить синтаксический разбор простого предложения. Этим умениям и учат упражнения, представленные в данном пособии. К тому же оно ориентированно на отработку навыков правописания.
Поэтому наряду с традиционными видами работы: спиши, ответь на вопросы, сравни- включены упражнения, связанные с отработкой орфографического навыка (вставь пропущенную букву, слово, проверь себя).
Немаловажное внимание уделено работе с текстом. Упражнения, помимо основной задачи- развивать орфографическую зоркость, - учат детей определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст; составлять план; использовать в речи повествования, описания, рассуждения.
В некоторых упражнениях даются задания, связанные с решением познавательных и коммуникативных задач, то есть с поиском информации в различных источниках, в том числе словарях и энциклопедиях.
Упражнения, представленные в пособии, могут быть использованы для фронтальной, групповой и индивидуальной работы, предлагаться ученикам разного уровня развития.
Учащиеся с удовольствием выполняют разнообразные задания, работают со справочным материалом, развивают речь, выполняют рисунки на заданную тему.
Принимали участие в онлайн-олимпиаде по русскому языку «Русский язык с Пушкиным», которая проводилась в конце сентября 2016 г.. Эта олимпиада организована на платформе UCHI.RU Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. Емельянова Виктория набрала 89 баллов и награждена «Дипломом победителя» за овладение знаниями по русскому языку в объёме 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Все выше перечисленные пособия рассчитаны на 4 года обучения.
Рабочие тетради для 1,2,3 и 4 классов.
Мы продолжим работу по выше перечисленным пособиям в следующих классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Направления внеурочной деятельности по ФГОС...
Внеурочная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО. Подвижные игры.
Представлена презентация об одном из видов внеурочной деятельности- подвижных игр....
Статья "Система внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования в полной мере. Представлен материал из опыт...
Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.
В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...
: «Использование информационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится еще одно звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Од...
Планируемые результаты внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС
В статье рассматриваются планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности...
Сообщение на тему "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Сообщение на тему "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"...