Планируемые результаты внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС
статья на тему

В статье рассматриваются планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планируемые результаты внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Сухопарина Евгения Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Кантемировский лицей», р.п. Кантемировка Воронежской области  

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает  реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.   Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.[3, c. 3]

Внеурочная деятельность входит в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса и является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса школы.

Целью организации внеурочной деятельности является достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; создание благоприятных условий для развития ребёнка.

Задачи внеурочной деятельности школы:

- обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в школе,

- организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся;

- включение учащихся в разностороннюю деятельность;

- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,  сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

- развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);

- формирование здорового образа жизни;

- углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.[2, c.14]

Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности:

- создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;

- творческая самореализация детей;

- формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

- психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка;

- реализация игрового сюжета в деятельности  детей.

Воспитательным результатом внеурочной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной образовательной деятельности.

Уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности:

- первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе);

- второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. [1, c.56-57]

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:

- представление коллективного результата группы обучающихся;

-  индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;

- качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольном празднике (мероприятии) в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр. Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио — накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. На общешкольном празднике объявляются результаты и награждаются обучающиеся по отдельным направлениям внеурочной деятельности. Для оценки эффективности деятельности школы по направлениям внеурочной деятельности используется карта достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся по направлениям. Для представления результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др. [1, c.15 ]
         Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное),  в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Результаты и формы внеурочной деятельности по направлениям:

Духовно-нравственное направление.

Цель: формирование  у школьников ориентаций на общечеловеческие нравственные и эстетические ценности.

Результаты: сформированное позитивное отношение школьников к общечеловеческим ценностям нашего общества.

Формы работы: творческая мастерская, беседы, чтение художественных произведений, экскурсионная деятельность в школьном музее, выставки работ. Детям имеют возможность продемонстрировать свои способности на общешкольных мероприятиях.

Социальное — психологическое направление.

Цель: Формирование у школьников социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, навыков общения со сверстниками, со взрослыми людьми, с окружающим миром.  

Результаты: сформированность у школьников знаний о нормах поведения человека в обществе, положительного отношения к школе, городу, к общечеловеческим ценностям общества (отечество, труд, познание, жизнь, человек).

Формы работы: игровая, проектная деятельность, тренинги, практическая работа, круглый стол, дискуссия.

Общеинтеллектуальное направление.

Цель: развитие интеллектуальных способностей каждого ребёнка через формирование познавательного и эмоционального интереса, интенсивное накопление знаний об информационных технологиях, а также добывание информации о других странах, о традициях и  о культуре.

Результаты: сформированность у школьников знаний о нормах поведения в совместной деятельности, о способах действий, позитивного отношения к информационной среде, проектные работы, создание базы данных.

Формы работы: форумы, конкурсы, игры-путешествия, олимпиады, игры, практическая работа, проекты.  

Художественно – эстетическое  направление.

Цель: формирование у школьников эстетических знаний, развитие эстетического интереса к искусству.

Результаты: сформированность у школьников позитивного отношения искусству, участие в школьных музыкальных спектаклях, праздниках, концертах, в конкурсах и соревнованиях.

Формы работы: творческая мастерская, игровая, театральная студия, хореогафический кружок, ИЗО-студия, музыкальная студия и др.

Спортивно-оздоровительное направление.

 Цель: формирование здорового образа жизни школьников, способствующего познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Результаты: сформированные знания о здоровом образе жизни, жизненной активности, физической гибкости, участие в соревнованиях и показательных выступлениях.

Формы работы: игровые занятия, шахматный кружок, секции по легкой атлетике, гимнастике, футболу и др.

Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки и техники.

Литература:

  1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова.-М: ТЦ «Сфера», 2001–128 с.
  2. Дубинец Л. А. Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы // Молодой ученый.-2015.-№1.2.-С.13-16.
  3. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО. Подвижные игры.

Представлена презентация об одном из видов внеурочной деятельности- подвижных игр....

Статья "Система внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования в полной мере. Представлен материал из опыт...

Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...

Доклад на тему: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, о...

: «Использование информационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

  Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится еще одно  звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Од...

Статья: "Система внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС".

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда актуальна для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспита...