Статья "Система внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
статья (2 класс) по теме
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования в полной мере. Представлен материал из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_vneurochnoy_deyatelnosti_v_nachalnoy_shkole_usloviyakh_realizatsii_fgos.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС.
Грищенко Любовь Викторовна
учитель начальных классов
МАОУ лицея №29 г. Тамбова
Проблема использования свободного времени младших школьников всегда актуальна для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.
С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появилась внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере.
Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленных на социализацию обучающихся, развитие у них творческих способностей и универсальных учебных действий во внеурочное время.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи, решаемые внеурочной деятельностью.
1. Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы начального общего образования.
2. Снизить учебную нагрузку обучающихся.
3. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе.
4. Улучшить условия для развития ребенка.
5. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
6. Закрепить и создать условия для практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.
В организации внеурочной деятельности нашего лицея учитывались: запросы родителей, приоритетные направления деятельности лицея, интересы и склонности педагогов, возможности образовательных учреждений дополнительного образования, рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребенка.
Принципами организации внеурочной деятельности в нашем лицее стали:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы лицея;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Для организации внеурочной деятельности в лицее используются различные ведущие формы: классные часы, праздники, викторины, познавательные игры, исследовательская деятельность, внешкольные акции познавательной направленности, утренняя зарядка, оформление уголков по технике безопасности, тематические беседы-встречи с врачами, выпуск газет…
В лицее разработана система внеурочной деятельности обучающихся, которая предусматривает реализацию программ внеурочной деятельности по всем направлениям развития личности обучающихся, определенным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Система включает в себя пять разделов, каждый из которых соответствует определенному направлению развития личности и предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности обучающихся:
- спортивно-оздоровительное – формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- духовно-нравственное – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- социальное – воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- общеинтеллектуальное – воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- общекультурное – воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
В 2012-2013 учебном году я работала в 1 классе. Систему внеурочной деятельности реализовывала по трем разделам направления развития личности обучающихся: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволило значительно расширить рамки и формат проведения различных интеллектуально-творческих мероприятий.
Спортивно-оздоровительное направление было представлено кружком «Тропинка к здоровью». Цель: укрепление и сохранение здоровья, формирование у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания в согласии с законами природы, законами бытия. Методика работы с детьми строилась в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делался акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержали познавательный материал в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения…), необходимые для развития навыков ребенка.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагались практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Например, оздоровительные минутки включали не только физические упражнения, но и «этюды для души» («Сотвори солнце в себе»).
Формы проведения:
-беседы, лекции, тренинги,
-конкурсы, КВНы, праздники, творческие мастерские
- экскурсии, походы.
В рамках программы «Тропинка к здоровью» учащиеся оформили плакат «Закаливание организма», выполнили коллаж «Здоровье», составили памятки «Режим дня» и «Здоровый сон», «Меню» для завтрака, обеда и ужина, подготовили информационные рисунки «Витаминный алфавит» и «Полезные и вредные продукты», инсценировали стихотворения, например « Спор овощей», провели праздники «Путешествие в страну здоровья», «В гостях у Мойдодыра».
Общеинтеллектуальное направление было представлено программой «Школа мудрецов».
Цель: дать возможность проявить себя, творчески раскрыться в области математики, геометрии, а также повышение уровня знаний учащихся. При проведи занятий использовались следующие виды деятельности: игровая, познавательная, социальное творчество, проблемно-ценностное общение, выполнялись практические работы (тренинги).
Формы проведения:
- интеллектуальные игры «Муха», «Почтальон», «Ход конем»,
- конкурс-соревнование «Думай, смекай, отгадывай» в рамках Дня открытых дверей,
- тренинги, КВН,
- групповые и индивидуальные исследования, беседы,
- выставки, выпуск газеты в рамках Недели математики, составление кроссвордов…
Общекультурное направление представляла программа «Волшебная шкатулка».
Цель: формирование интереса к чтению, эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им общекультурных традиционных ценностей русского народа, приобщение к активной творческой деятельности, к сокровищнице отечественного театрального искусства, раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества.
По этому направлению осуществлялась работа в форме игровых занятий; мини-спектаклей; конкурсов; выставок; тематических праздников; работ с книгой (чтение и обсуждение прочитанных книг), сочинительства, изготовления декораций; театральных игр, способствующих развитию фантазии, воображения, внимания детей, помогающих устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями; постановка спектаклей.
Дети инсценировали сказки «Теремок», Цветик-семицветик», «Гуси-лебеди» и показали их родителям, одноклассникам из параллели. Вместе с учащимися другого класса приняли участие в празднике «Посвящение в лицеисты», совместно с библиотекарем провели праздник «Посвящение в читатели» и показали его родителям.
В конце проводимых значимых мероприятий подводились итоги, работа детей поощрялась и награждалась. Так после проведения праздника «Думай, считай, отгадывай» учащиеся получили сладкие «Медальки». А призом праздника «Путешествие в страну здоровья» стали фрукты – груша и яблоко.
Посещая кружки, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников. На занятиях я старалась раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей, чтобы они могли ощутить свою уникальность и востребованность.
Благодаря работе по эти направлениям у учащихся развиваются речевые умения, активно формируется монологическая речь, воспитывается толерантность, навык здорового образа жизни. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и пробуют рассуждать, делать выводы, обосновывать свое мнение. Получают опыт самостоятельного социального действия, расширяют коммуникативную, этическую, социально-гражданскую компетентность.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно, проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом.
Таким образом, внеурочная деятельность направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ Минобрнауки России от 06.10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М., Просвещение, 2011.
3. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. - М.: Просвещение, 2010 (Стандарты нового поколения).
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Направления внеурочной деятельности по ФГОС...
Внеурочная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО. Подвижные игры.
Представлена презентация об одном из видов внеурочной деятельности- подвижных игр....
Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.
В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...
Доклад на тему: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, о...
: «Использование информационных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится еще одно звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Од...
Планируемые результаты внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС
В статье рассматриваются планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности...
Статья: "Система внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС".
Проблема использования свободного времени младших школьников всегда актуальна для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспита...