Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог»
рабочая программа (4 класс)

Лаврентьева Любовь Владимировна

Программа предназначена для детей младшего школьного возраста. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экологии и экологической деятельности. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экологических знаний в окружающей жизни. Программа направлена на приобретение младшими школьниками экологических знаний, обеспечивающих формирование экологического мышления современного типа, посредством знакомства с основами экологии и формирования экологических ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_ekolog_4_kl.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации

города Котовска Тамбовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углублённым изучением отдельных предметов»

города Котовска Тамбовской области

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Юный эколог»

(стартовый  уровень)

Возраст учащихся: 9-11 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:  

Лаврентьева Любовь Владимировна,  

учитель начальных классов,

педагог дополнительного образования.

г. Котовск, 2023

1. «Комплекс  основных  характеристик  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1.Пояснительная записка

Направленность  образования 

Программа предназначена для детей младшего школьного возраста. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экологии и экологической деятельности. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экологических знаний в окружающей жизни. Программа направлена на приобретение младшими школьниками экологических знаний, обеспечивающих формирование экологического мышления современного типа, посредством знакомства с основами экологии и формирования экологических ценностей.

Направленность    программы

Программа имеет естественнонаучную направленность.

По  форме  организации

Групповая форма организации.

Уровень  образования 

Уровень  освоения  программы 

Ознакомительный (краткосрочный) цикл образования.

Стартовый уровень освоения программы.

Новизна программы

Новизна программы заключается в том, что в педагогическом процессе используются методы и методические приемы, которые сформируют у воспитанников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Содержание занятий включает ознакомление младших школьников с экологическими понятиями, встречающимися в повседневной жизни, доступными для данного возраста. Предлагаются разнообразные формы творческой деятельности, интересные познавательные задания, развивающие любознательность, экологическое мышление, креативность.

Актуальность программы  

Актуальность общеразвивающей программы «Юный эколог» обоснована тем, что современное общество заинтересовано в повышении уровня экологической культуры и функциональной  грамотности обучающихся в экологической сфере. Оно связано с необходимостью формирования у учащихся знаний в экологии, экологических аспектах, а также

воспитания ответственности в области экологии.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экологических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, аккуратности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов даст возможность младшему школьнику включиться в экологическую жизнь семьи, школы, ближнего окружения.

Отличительные особенности

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В программе «Юный эколог»  представлен содержательный материал, позволяющий реализовать задачу развития экологического мышления личности учащегося в единстве с формированием у него системы нравственных и духовных ценностей. При этом учащийся адаптируется  к сложным условиям в сфере экологии, будет готов   к самостоятельной жизни независимо от избираемой области профессиональной деятельности, сможет ориентироваться  в экологических  вопросах и проблемах, что позволит ему уверенно чувствовать себя в дальнейшем.

Адресат программы

Программа адресована детям от 9 до 11 лет.

Условия набора учащихся

Для обучения  принимаются  все  желающие.

Количество учащихся

 Наполняемость в группе составляет – 8-25 человек.

Объем и срок освоения программы

1год обучения - 36 часов (36 недель по 1ч в неделю)

Формы и режим занятий

 

Занятия проводятся по группам, 1 раз в неделю в течение учебного часа.

Формы организации образовательного процесса; технологии обучения

Изучение программы может осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ).

Формы ДОТ: групповые и индивидуальные дистанционные занятия, осуществляемые с помощью использования систем видео-конференц-связи (Skype, Zoom), через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»; дистанционные конкурсы и викторины; дистанционное самообучение в Интернете; видеоконференции; online-тестирование; через сервис электронного журнала; облачные сервисы и др.

В обучении с применением ДОТ используются следующие организационные формы деятельности:

  • онлайн-консультация;
  • онлайн-практическое занятие;
  • исследовательская, проектная работа.

.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы:

приобщение младших школьников к миру экологии и развитие потребностей в получении экологических знаний, а также выработка навыков соответствующей экологической деятельности.

Задачи:

Обучающиее:

-формирование у учащихся  умений характеризовать виды экологических факторов;

-развитие понимания и правильно использовать экологические термины;

-формирование   навыков и умений в области экологии: составлять простой экологический проект; определять элементарные проблемы в области экологии и находить пути их решения; проводить элементарные экологические расчёты.

Развивающие:

-развитие у учащихся  навыков экологического мышления,

-формирование интереса к изучению основных особенностей современного состояния экологии,

- развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

-воспитание экологической культуры младших школьников,

-воспитание  ответственности за экологические решения,

-формирование уважительного отношения  к труду и окружающей среде.

1.3. Содержание программы

Учебный план

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

«Знакомство с предметом»

1

1

-

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

 «Экология и мы»

11

4

7

2.

Экология и мы.

1

1

-

собеседование

3.

Предмет экологии, структура экологии. 

1

1

-

собеседование

4.

Экологические факторы.

1

-

1

сообщения

5.

Загрязнение окружающей среды.

1

1

-

собеседование

6-7.

Виды загрязнений и пути их распространения.

2

1

1

сообщения

творческая работа

8-9.

Работа со справочной литературой по экологии.

2

-

2

защита проектов

10-11.

Экологические объекты окружающей среды. 

2

-

2

собеседование

12.

Проект «Природный материал».

1

-

1

выставка творческих работ

3.

«Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой»

13

5

8

13-16.

Экологические связи неживой и живой природы.

4

1

3

собеседование

творческая работа

17-18.

Вода и жизнь.

2

1

1

собеседование

19-20.

Растения рядом.

2

1

1

презентация работ

21-22.

Комнатные растения.  

2

1

1

презентация работ

23-24.

Дикорастущие растения луга, водоёма, леса.

2

1

1

собеседование

25.

Проект «Растения луга и леса»  

1

-

1

презентация работ

4.

«Антропогенное воздействие на биосферу»

9

4

5

26.

Влияние на биосферу. Виды влияния, их последствия.

1

1

-

собеседование

27-28.

Состав воздуха, его значение в жизни организмов. Основные загрязнения атмосферного воздуха.

2

1

1

собеседование

29-30.

Естественные воды и их состав. Виды загрязнений водных объектов. Понятие о качестве питьевой воды. Источник загрязнения.

2

1

1

собеседование

31-32.

Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Загрязнители почв.

2

1

1

собеседование

33-34.

Проект «Экологические последствия загрязнений биосферы».

2

-

2

защита проектов

5.

«Итоги работы»

2

-

2

35-36.

Итоговое занятие.

2

-

2

выставка творческих работ, презентация работ,  защита проектов

36

14

22

Раздел 1. «2накомство с предметом».

Тема.

Вводное занятие.

Теория.

Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ.

Раздел 2.  «Экология и мы»

Темы.

Экология и мы. Предмет экологии, структура экологии. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения. Экологические объекты окружающей среды. Работа со справочной литературой по экологии. Природный материал.

Теория.

Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.

Практика.

Практикум: работа со справочной литературой, просмотр видеофрагментов. Экскурсия в парк "Экологические объекты окружающей среды". Практикум: сбор материала для поделок. Оформление выставки поделок из природного материала.

Раздел 3. «Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой»

Темы.

Экологические связи неживой и живой природы.  Вода и жизнь. Растения рядом. Комнатные растения. Дикорастущие растения луга, водоёма, леса. Проект «Растения луга и леса»  

Теория.

Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных  и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц  края.   Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Комнатные растения разных экологических групп.  Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.  Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами.  Работа с гербариями.

Практика.

Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров. Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум  «Выявление повреждение повреждений деревьев. Практическая работа по размещению комнатных растений  дома,  в классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)

Раздел 4. «Антропогенное воздействие на биосферу»

Темы.

Влияние на биосферу, виды влияния, их последствия. Состав воздуха, его значение в жизни организмов. Основные загрязнения атмосферного воздуха. Естественные воды и их состав. Виды загрязнений водных объектов. Понятие о качестве питьевой воды. Источник загрязнения. Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Загрязнители почв. Проект «Экологические последствия загрязнений биосферы».

Теория.

Знакомство с влияние на биосферу, виды влияния, их последствия. Знакомство со свойством воздуха и естественными водами. Знакомство с почвой и экологическим значением. Рассмотрение проблемы экологических последствий загрязнения биосферы.

Практика.

Практические работы по изучению свойства воздуха, воды, почвы. Оформление фотовыставки «Свалки – боль города». Подготовка и защита проектов «Экологические последствия загрязнений биосферы».

Раздел 5. «Итоги работы»

Темы. Итоговое занятие.

Практика. Выставка творческих работ, презентация работ,  защита проектов по итогам работы по программе «Юный эколог»

1.4. Планируемые результаты

После изучения  программы младшие школьники приобщаться  к миру экологии, у них разовьются  потребности в получении экологических знаний, выработаются навыки экологической деятельности.

В плане реализации обучающих задач у обучающихся

-разовьётся  понимание  правильного использования экологических терминов;

-начнут формироваться  навыки области экологии: составлять простой экологический проект; определять элементарные проблемы в области экологии и находить пути их решения.

В плане реализации развивающих задач у обучающихся

-разовьются навыки экологического мышления,

-сформируется интерес к изучению основных особенностей современного состояния экологии,

-будут развиваться познавательные и творческие способности.

В плане реализации воспитательных задач у обучающихся

-начнёт развиваться экологическая культура, ответственность за экологические решения,

-сформируется уважительное отношение  к труду и окружающей среде.

После изучения программы обучающиеся будут:

знать

уметь

о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека,

как правильно проводить элементарные экологические расчёты.

характеризовать виды экологических факторов,

ответственно относиться к окружающей природе,

грамотно рассуждать  по экологическим вопросам

2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог» (стартовый уровень)

год обучения: первый

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Количество

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

План

Факт

1.

Беседа.

1ч.

Вводное занятие.

Учебный кабинет

2.

Беседа.

1ч.

Экология и мы.

Учебный кабинет

собеседование

3.

Консультация

1ч.

Предмет экологии, структура экологии. 

Учебный кабинет

собеседование

4.

Творческая работа.

1ч.

Экологические факторы.

Учебный кабинет

сообщения

5.

Практическая работа.

1ч.

Загрязнение окружающей среды.

Учебный кабинет

собеседование

6.

Беседа.

1ч.

Виды загрязнений и пути их распространения.

Учебный кабинет

сообщения

7.

Творческая работа.

1ч.

Виды загрязнений и пути их распространения.

Учебный кабинет

творческая работа

8.

Беседа,

просмотр видеофрагментов.

1ч.

Работа со справочной литературой по экологии

Школьная библиотека

сообщения

9.

Практическая работа.

1ч.

Работа со справочной литературой по экологии

Учебный кабинет

практическая работа

10.

Экскурсия

1ч.

Экологические объекты окружающей среды. 

Парк

собеседование

11.

Экскурсия

1ч.

Экологические объекты окружающей среды 

Парк

собеседование

12.

Практическое занятие.

1ч.

Проект «Природный материал»

Учебный кабинет

выставка творческих работ

13.

Беседа.

1ч.

Экологические связи неживой и живой природы.

Учебный кабинет

собеседование

14.

Практическое занятие.

1ч.

Экологические связи неживой и живой природы.

Учебный кабинет

собеседование

15.

Практическое занятие. Работа по группам.

1ч.

Экологические связи неживой и живой природы.

Учебный кабинет

творческая работа

16.

Практическое занятие. Работа по группам.

1ч.

Экологические связи неживой и живой природы.

Учебный кабинет

творческая работа

17.

Беседа.

1ч.

Вода и жизнь.

Учебный кабинет

собеседование

18.

Практическое занятие.

1ч.

Вода и жизнь.

Учебный кабинет

собеседование

19.

Беседа.

1ч.

Растения рядом.

Учебный кабинет

собеседование

20.

Практическое занятие.

1ч.

Растения рядом.

Учебный кабинет

презентация работ

21.

Беседа.

1ч.

Комнатные растения.  

Учебный кабинет

собеседование

22.

Практическое занятие.

1ч.

Комнатные растения.  

Учебный кабинет

презентация работ

23.

Беседа.

1ч.

Дикорастущие растения луга, водоёма, леса.

Учебный кабинет

собеседование

24.

Практическое занятие.

1ч.

Дикорастущие растения луга, водоёма, леса.

Учебный кабинет

собеседование

25.

Практическое занятие.

1ч.

Проект «Растения луга и леса»  

Учебный кабинет

презентация работ

26.

Беседа.

1ч.

Влияние на биосферу, виды влияния, их последствия.

Учебный кабинет

собеседование

27.

Беседа.

1ч.

Состав воздуха, его значение в жизни организмов. Основные загрязнения атмосферного воздуха. Экологические последствия.

Учебный кабинет

собеседование

28.

Практическое занятие.

1ч.

Состав воздуха, его значение в жизни организмов. Основные загрязнения атмосферного воздуха. Экологические последствия.

Учебный кабинет

собеседование

29.

Беседа.

1ч.

Естественные воды и их состав. Виды загрязнений водных объектов. Понятие о качестве питьевой воды. Источник загрязнения. Экологические последствия.

Учебный кабинет

собеседование

30.

Практическое занятие.

1ч.

Естественные воды и их состав. Виды загрязнений водных объектов. Понятие о качестве питьевой воды. Источник загрязнения. Экологические последствия.

Учебный кабинет

собеседование

31.

Беседа.

1ч.

Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Загрязнители почв.

Учебный кабинет

собеседование

32.

Практическое занятие.

1ч.

Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Загрязнители почв.

Учебный кабинет

собеседование

33.

Практическое занятие. Работа в группах.

1ч.

Проект «Экологические последствия загрязнений биосферы».

Учебный кабинет

защита проектов

34.

Практическое занятие. Работа в парах.

1ч.

Проект «Экологические последствия загрязнений биосферы».

Учебный кабинет

защита проектов

35.

Практическое занятие. Работа в группах.

1ч.

Итоговое занятие.

Учебный кабинет

выставка творческих работ, презентация работ

36.

Практическое занятие. Работа в парах.

1ч.

Итоговое занятие.

Учебный кабинет

защита проектов

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия проводятся в учебном кабинете.

Перечень оборудования учебного кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов; компьютер, проектор.

Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:  

компьютер, проектор.

Методическое обеспечение:

Обучающие мультфильмы, ролевые игры «Мы экологи», игра «Найди лишнее слово», анаграммы, тесты «Страна-экология», «Работа людей разных профессий»,», кроссворд на тему «Водные ресурсы», деловая игра «Эксперты», рекомендации  по  проведению   практических  работ, рекомендации по проведению проектов. 

2.3. Формы аттестации

Итоговая аттестация проходит в форме защиты проектов. Промежуточная аттестация проходит в виде: выставки творческих работ, презентации работ обучающихся. Результаты работы фиксируются в журнале. После подведения итогов реализации программы вручаются дипломы, грамоты, призы.

2.4. Оценочные материалы

Система оценивания программы «Юный эколог»:

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию.

Для оценки эффективности занятий также можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения творческих  заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по экологии и окружающему миру.

2.5. Методические материалы

п/п

Название раздела, темы

Материально-техническое

оснащение, дидактико-

методический материал

Формы, методы, приемы обучения

Формы подведения

итогов

1.

«Знакомство с предметом»
Вводное занятие

Компьютер, телевизор.

Объяснительно-иллюстративный метод.

Фронтальная работа

Собеседование

2.

«Экология и мы» Экология и мы. Предмет экологии, структура экологии. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения. Работа со справочной литературой по экологии. Экологические объекты окружающей среды. Природный материал.

Компьютер, телевизор.

Учебная и методическая литература.

Ресурсы школьной библиотеки.

Познавательный метод.

Групповая работа. Индивидуальная работа.

Собеседование.

Творческая работа.

Выставка творческих работ.

3.

«Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой»

Экологические связи неживой и живой природы.  Вода и жизнь. Растения рядом. Комнатные растения. Дикорастущие растения луга, водоёма, леса. Проект «Растения луга и леса»  

Компьютер, телевизор.

Учебная и методическая литература, разработки.

Познавательный метод. Метод проектов.

Групповая работа. Индивидуальная работа.

Собеседование, творческая работа, презентация работ.

4.

«Антропогенное воздействие на биосферу»

Влияние на биосферу, виды влияния, их последствия. Состав воздуха, его значение в жизни организмов. Основные загрязнения атмосферного воздуха. Естественные воды и их состав. Виды загрязнений водных объектов. Понятие о качестве питьевой воды. Источник загрязнения. Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Загрязнители почв. Проект «Экологические последствия загрязнений биосферы».

Компьютер, телевизор.

учебная и методическая литература.

Познавательный метод. Метод проектов.

Групповая работа. Индивидуальная работа.

Собеседование,

защита проектов

5.

«Итоги работы» Итоговое занятие.

Компьютер, телевизор, материалы выставки.

Метод проектов.

Групповая работа. Индивидуальная работа.

выставка творческих работ, презентация работ защита проектов

2.6. Список литературы

     Для педагога;

  1.   «Основы исследовательской деятельности школьников», И.П. Гладилина, О.П. Гришакина,                 А. А. Обручникова, Д.В. Попов, Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010   «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», А.Н. Захлебный, Москва, «Просвещение», 2014.
  2. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Е. В. Тяглова, Москва, «Глобус», 2013.
  3. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Л.С. Литвиненко, Москва, «5 за знания», 2009.3. «Практикум по методике проведения химического эксперимента» В.С. Полосин,                «Просвещение», Москва, 2013
               «Основы учение о биосфере» Г.В. Войткевич, «Просвещение», Москва, 2011
  1. «Тематические игры и праздники по биологии», Л. В. Сорокина, Москва, «Творческий центр», 2009
  2.  «Не совсем обычный урок», С.В. Кулькевич, Воронеж, «Учитель», 2015.
  3.  «Активные формы и методы обучения биологии» Г.М. Муртазин, Москва, Просвещение, 2014
  4.  «Внеурочная работа по географии» И.И. Баринова, Москва, Просвещение, 1988
  5.  «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2010

Для учащихся
           1. «Практическая экология для школьников» Л.А. Коробейникова,2010.
           2. «Охрана природы», п/р профессора К. В. Пашканга, Москва,

               «Просвещение»,2011.

            3. «Юным любителям природы», Н.Н. Плавильщиков, Москва, «Детская

             литература», 2011.

            2.«Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос», 2012.

3. «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд.

4. «Биология для абитуриента» Р.Г. Заяц и др, Минск, ЧУП «Издательство Юнипресс», 2004
«Охрана природы», А.В. Михеев, «Просвещение», Москва,2011.

5.«Атлас – определитель высших растений», В.С.Новикова, И.А.Губанов, Москва, Просвещение, 2013.

6.«Определитель водорослей», Н.Б. Балашов, Лениздат,2010.

Интернет – ресурсы 

1. Сайт учителей Инфоурок.:http://wwwinfourok.ru

2. Сайт «Начальная школа».:http://nachalka.info/about/193

3. Сайт «Учительская копилка» http://uchkopilka.ru/ 

4. Сайт «Метод-копилка»: http://www.metod-kopilka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Цветная экология для учащихся 7-10 лет (срок реализации – 2 года.)

Программа "Цветная экология" способствует  широкому и углублённому изучению окружающего ребёнка мира природы, общества, человека. занятия построены на более подробном изучении родного к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»

Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Са...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа экологической направленности "Юный эколог"

Возраст обучающихся 6-8 лет . Программа направлена на воспитание экологически грамотной личности. «Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака,...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юные экологи»

Отличительной особенностью программы является то, что упор в образовательном процессе сделан на создание условий для успешного освоения обучающимися навыков практической составляющей исследовательской...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный эколог"

Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологическо...