Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы
статья
Патриотическое воспитание — это непрерывный процесс. Начинается он в семье, продолжается в школе, а дальше сама жизнь формирует патриотов. Настоящим патриотом и России, и своей малой родины человек вырастет, если будет знать историю своего края. Если есть возможность услышать о событиях из уст очевидцев, важно этой возможностью воспользоваться. Историю творят люди. Эти люди являются для детей примером мужества, преданности , образцом служения Родине. Размышляя вместе с детьми о судьбах замечательных людей, мы приобщаем их к истории родной страны, её традициям, развиваем личность каждого ребенка, формируем у них чувство гордости за наш великий русский народ и понимание того, что он тоже принадлежит к этому народу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Никто не сможет оспорить слова академика Д.С. Лихачёва: «Я придерживаюсь такого взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своим землякам, к родной природе, к своему селу, а созрев, становится сознательной и крепкой по отношению к стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_forume.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников
в условиях сельской малокомплектной школы
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС записано: «процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей».
Как научить детей жить в согласии с людьми, а, главное, с самим собой? Что сделать, чтобы маленький человек вырос гражданином и патриотом своей страны, как заложить фундамент духовности и нравственности? Серьёзное беспокойство вызывает тот факт, что из программы начального образования исчезли художественные произведения о людях труда, о героях-защитниках отечества, о людях прославивших нашу Родину. В программе по литературному чтению во 2 классе одно произведение о Великой Отечественной войне, в третьем классе - ни одного, в 4 классе - 1 час на проект «Они защищали нашу Родину». Пример патриотической лирики для детей стихотворение З. Александровой «Родина» , рассказы А.П. Гайдара «Горячий камень», «Алька», рассказы о Ю.А. Гагарине, о Суворове А.В. - эти и ряд других произведений, несущих большую воспитательную нагрузку именно в плане духовно-нравственного и патриотического воспитания, исключены из учебников. Это пробел в воспитании, и восполнять его неравнодушному учителю приходится во внеурочное время.
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Правильное здоровое взаимодействие ребенка со средой и, прежде всего, с его социальным окружением играет первостепенную роль в его психическом и личностном развитии. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Очень важно, на мой взгляд, чтобы эти переживания носили позитивный характер. В рамках работы классного руководителя я считаю необходимым говорить с детьми о семье, школе, деревне, в которой они живут и о людях, которые их окружают.
По моему глубокому убеждению, чем раньше человек приобщится к этому необъятному понятию - Родина, тем сильнее и ярче будут его чувства любви, гордости, привязанности к тем местам, где он родился и вырос. Что нужно сделать, чтобы патриотическая работа не сводилась к отдельным мероприятиям, а была постоянной и действенной? Эта работа должна быть каждодневной. В начальной школе закладываем фундамент для воспитания патриота. Младшие школьники - народ доверчивый, эмоциональный и восприимчивый. Авторитет педагога непререкаемый. Это создает хорошие предпосылки для формирования гражданско-патриотических чувств.
Любовь к Родине начинается с любви к маме, к семье. С первоклассниками начинаем разговор о семье и в продолжении четырёх лет обучения возвращаемся к нему постоянно и на уроках и во внеурочное время. Формы проводимых мероприятий могут быть самыми разными, но главное сформировать у детей уважение к членам семьи, желание заботиться о своих близких, быть послушными. Каждый ребёнок должен знать, кто он сам, как он появился в семье, почему его так назвали, чем занимаются его родители, бабушки, дедушки, какие в семье традиции и т. д. Он должен осознавать свой статус «Я — помощник».
«С детьми надо беседовать», - говорила моя бабушка. И многолетний мой опыт работы в школе показал, насколько она права. Важно строить беседу с детьми так, чтобы предмет разговора их заинтересовал, заставил размышлять и, главное, дать каждому ребенку высказать свою точку зрения. Учитель должен очень серьёзно готовиться к разговору о семье, быть тактичным.
Стараюсь привлекать родителей к участию в наших школьных мероприятиях, а детей радовать родителей не только успехами в учёбе, но и творческими достижениями. Мои дети очень любят устраивать праздники для родителей.
Теперь о школе. «С чего начинается Родина?», - задаёт вопрос Михаил Матусовский в своём стихотворении, проникнутом чувством любви к родным местам, в стихотворении, понятном каждому человеку. «С картинки в твоем букваре, с хороших и верных товарищей...» Все начинается со школы, с чувства сопричастности к общему делу, сотрудничества, сопереживания, сотворчества. И учитель должен так выстраивать учебно-воспитательный процесс, чтобы ребенку в школе было комфортно, чтобы он шёл туда с радостью. История есть у каждой школы и важно, я считаю, чтобы дети знали её. Работу по знакомству с историей школы можно проводить по-разному, но вот на какие моменты обращаю внимание:
- сам учитель должен хорошо знать тот материал, который он намерен изучить с детьми;
- предложить изучить документы, экспонаты школьного музея, архив;
- организовать встречи с выпускниками школы, учителями, которые работали в школе в разное время.
История нашей школы неразрывно связана с историей нашей страны. До 1930 года в деревне Городище действовала начальная школа. Занятия велись в наёмной избе крестьянина Яковенкова Афанасия. В 1930 году появилось собственное здание, был открыт пятый вечерний класс. Сохранились воспоминания Павла Антоновича Левкова - первого директора, написанные им собственноручно в простой тетрадочке. В 1933 году колхозники решили строить двухэтажную школу. На строительство отчислили по 12 трудодней и передали 1000 пудов хлеба. За 35 дней было вывезено 700 кубометров леса.
К 1 сентября 1933 года работы были закончены. Не хватало стекла, поэтому на втором этаже окна закрыли снопами. Летом 1934 года удалось застеклить второй этаж. В этом же году школа была реорганизована и стала называться «Ленинская средняя школа». Школа была электрифицирована, обеспечена партами на 500 учебных мест и другой мебелью, были оборудованы физический и химические кабинеты, столярная мастерская, открыто производство щепы. Во время войны здание школы сгорело. Сколько замечательных людей вышло из стен нашей школы. Отдельная страница — это выпускники 1941 года. Прежде, чем начать разговор о школе, я предлагаю им рассмотреть фотографии, на которых изображены здания. Дети на последнем фото узнают нашу школу. А как вы думаете, что это за здания? А что вы хотите узнать о нашей школе? Вопросы задают самые неожиданные, и надо быть готовым ответить на все, только тогда разговор получится интересным и полезным.
Рассматриваем фотографии выпускников школы. Знакомые фамилии, а иногда и знакомые лица вызывают бурю эмоций и шквал вопросов. «Это моя бабушка», - говорит Егор. Следует рассказ о бабушке, которая была очень способной к изучению математики. «Совсем как ты», - замечают одноклассники. Решено пригласить бабушку в школу, чтобы расспросить её о школьных годах.
Очень важным считаю познакомить детей с историей деревни и ,главное, с людьми, которые живут рядом с ними. Вернее познакомить с историей деревни посредством знакомства с жителями. Жители любого города, посёлка, деревни гордятся своими знаменитыми земляками. Смоленская земля дала России и миру многих замечательных людей. Среди них есть учёные, спортсмены, военные, поэты, писатели, актёры, художники, музыканты… Я считаю, что очень важно, нужно, даже необходимо знакомить детей с жизнью людей, которые прославили нашу Родину, вместе с детьми поразмышлять: почему они оставили такой яркий след в истории. Не менее важно, чтобы дети общались с людьми, которые живут рядом. В каждом уголке нашей необъятной страны есть такие уважаемые всеми, достойные, самобытные люди. Есть такие и у нас в Городище. Я считаю своим долгом познакомить с ними своих учеников.
Дина Павловна Плетнева известна как талантливая мастерица, владеющая всеми ремёслами, разумный, глубоко порядочный человек. Дети с большим интересом слушают её рассказы о школе, о событиях давно прошедших, рассматривают её архив. Человек своими руками может создавать такую красоту. К детям приходит понимание, что терпение и труд дают человеку возможность реализовать свои таланты и возможности. Она рассказывает как участвовала в строительстве школы, в которой её отец был директорам; как жили трудно, но весело и интересно; что и как изучали в школе, как пешком ходили в Хиславичи и т.п. У неё большая коллекция предметов старины, всё можно потрогать, рассмотреть и узнать о назначении предмета. Всякий раз, прощаясь с Диной Павловной, дети спрашивают: «А когда мы к вам ещё придём?»
Тамара Григорьевна вернулась на родину, откуда увезли родители перед войной. Хотя жила с родителями на Урале, много рассказывала детям о войне. Самое сильное впечатление произвело на детей письмо с фронта. Тамара Григорьевна бережно хранила единственное письмо отца с фронта: лист бумаги, сложенный треугольником, простой карандаш. Сохранившееся с тех времен письмо. Это писал воин- защитник.
Марии Даниловне Миськовой скоро исполнится 90 лет, но она очень хорошо помнит военные годы. Её рассказы о том, что пережили люди в период оккупации, как отступали немцы, как прятались они с матерью в лесу, дети слушают, затаив дыхание.
Галина Авраамовна Кустарёва — человек, благодаря которому у нас в деревне построен храм иконы Божией матери «Скоропослушница». Вот слова великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Религиозное образование должно с ранних лет ложиться на душу человека как верный залог того, что он не собьётся с дороги, как верный якорь спасения в дни житейских бурь и душевных тревог». Как это правильно и точно! Заповеди (не убий, не укради, чти отца своего), притчи (о блудном сыне, о сеятеле, о таланте), жития святых — всё это очень понятно и доступно детям, вызывает у них живой интерес, не оставляет их равнодушными, заставляет размышлять, делать, пусть наивные, но свои выводы. В ответ на заявление Вовы, что «мы произошли от обезьяны», Карина заявляет: «Я не хочу от обезьяны, я хочу, чтобы нас создал бог». А вот выдержки из детских сочинений:
«Не трогай незнакомые растения, ты можешь навредить не только природе, но и себе. Береги себя, ведь ты и есть часть природы». «Природа нуждается в твоей помощи, попробуй, попробуй, войди в гармонию, забудь обо всем, чтобы в тебе проснулся ангел. Дари добро и не забывай о природе, живи в мире и согласии.»
Разговор имеет своё продолжение в поступках и делах детей. Кристина, девочка из моего класса, вернувшись из школы, начинает приводить в порядок вещи, которые ей уже малы. На вопрос матери: «Зачем?» Это для Юли. Надо помогать бедным. И на следующий день в школе два счастливых человека. Такие поступки формируют человека, его отношение к жизни, к людям.
Вот жития святых. Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоан Кронштадский, святитель Лука. Дети узнают о жизни этих замечательных людей, и это остается в их памяти надолго. «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. По этому правилу я строю всю свою работу с детьми. Приятно слышать, когда дети к месту вспоминают — не делай того..
А теперь, благодаря Галине Авраамовне, у нас появилась возможность посещать храм, где нас встречает эта замечательная женщина. Она проводит интересные беседы с детьми. Я считаю, что возможность говорить о святых , об иконах, об устройстве храма непосредственно в храме способствует формированию у детей духовности. Дети узнают знакомые образы (Николы Чудотворца, Георгия Победоносца, Сергия Радонежского) и очень радуются, когда Галина Авраамовна их хвалит. А я вспоминаю притчу о сеятеле.
Такие встречи учат детей уважать и ценить людей, видеть настоящих людей рядом с собой , учиться у них любить свою родину, брать с них пример.
Патриотическое воспитание — это непрерывный процесс. Начинается он в семье, продолжается в школе, а дальше сама жизнь формирует патриотов.
Настоящим патриотом и России, и своей малой родины человек вырастет, если будет знать историю своего края. Если есть возможность услышать о событиях из уст очевидцев, важно этой возможностью воспользоваться. Историю творят люди. Эти люди являются для детей примером мужества, преданности , образцом служения Родине. Размышляя вместе с детьми о судьбах замечательных людей, мы приобщаем их к истории родной страны, её традициям, развиваем личность каждого ребенка, формируем у них чувство гордости за наш великий русский народ и понимание того, что он тоже принадлежит к этому народу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.
Никто не сможет оспорить слова академика Д.С. Лихачёва: «Я придерживаюсь такого взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своим землякам, к родной природе, к своему селу, а созрев, становится сознательной и крепкой по отношению к стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кукольный театр как центр социализации детей в условиях сельской малокомплектной школы
Помочь детям жить в мире и быть успешным средствами кукольного театра....
Технология развития ученического самоуправления в начальных классах в условиях сельской малокомплектной школы.
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребёнка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегод...
Технология развития ученического самоуправления в начальных классах в условиях сельской малокомплектной школы.
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребёнка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегод...
Статья " Социальное воспитание в условиях сельской малокомплектной школы."
В статье поднимается проблема реализации сельской школой задач социального воспитания. Рассматриваются особенности социального воспитания в малокомплектной сельской школе. Авторами определяются воспит...
Выступление на открытом методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Возможности реализации ФГОС в условиях сельской малокомплектной школы».
Выступление на открытом методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Возможности реализации ФГОС в условиях сельской малокомплектной школы»....
Работа с одаренными детьми в условиях сельской малокомплектной школы
Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей...
Программа работы с одаренными детьми в условиях сельской малокомплектной школы "Семицветик"
Работа с одаренными детьми...