Работа с одаренными детьми в условиях сельской малокомплектной школы
статья на тему
Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti_2.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление по теме
«Работа с одаренными детьми в условиях сельской малокомплектной школы»
В настоящее время большое внимание уделяется работе с одаренными детьми.
«Одаренные дети» — это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…». Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.
Почему проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной? Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Задача школы, создать условия, обеспечивающие выявление и развитие одаренных, реализовать их потенциальные возможности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Эта альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. При работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми. Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях нашей школы, расположенной в сельской местности. Это, прежде всего отсутствие квалифицированных специалистов, в первую очередь педагогов - психологов и социокультурной среды, детям кроме школы негде реализовать свои имеющие способности.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» мы используем понятие «признаки одаренности» (или «ребенок с признаками одаренности). Ведь развитие творческих способностей является составляющим компонентом одаренности.
Создание в нашей сельской школе условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и творческого самоопределения признана школьная программа по работе с одаренными детьми «Семицветик», которая работает в рамках целевой программы "Одаренные дети". Это программа поддержки и развития способных, талантливых детей. Школа использует образовательный потенциал основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность.
Разработанная нами программа предусматривает целенаправленную работу по развитию творческого, интеллектуального и физического потенциала учащихся.
Творческий потенциал включает в себя следующие направления:
- раскрытие музыкальных способностей;
- раскрытие художественно-эстетических способностей;
- раскрытие артистических способностей;
Интеллектуальный потенциал включает в себя:
- раскрытие способностей в области гуманитарных, естественно-научных и общественных наук
- раскрытие способностей в области журналистики
Физический потенциал включает в себя:
- раскрытие спортивных способностей.
Чтобы помочь детям раскрыть свои способности, свой внутренний потенциал, учителя нашей школы работают по 7 направлениям. Основными формами работы является урочная и внеурочная деятельность. В начальной школе разработаны программы внеурочной деятельности, где ученики и их родители выбирают кружок той направленности, где ребёнок может проявить себя, развить свои способности.
Развитие музыкальных способностей:
Цель:
- Создание условий для развития музыкальных способностей в процессе музыкальной деятельности.
Развитие художественно-эстетических способностей
Цель: создание условий для формирования мотивации обучающихся к успешному познанию и развитию креативных способностей через художественно-эстетическую деятельность
Развитие физических способностей
Цель: создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося
Развитие способностей в области декоративно-прикладного искусства
Цель: создание условий для развития личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной деятельности, основанной на использование различных технологий и материалов
Развитие артистических способностей
Цель: создание условий для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства,
организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность
Развитие способностей в искусстве журналистики
Цель: создание условий для ежемесячного выпуска школьной газеты в рукописном и компьютерном варианте
Развитие интеллектуальных способностей
Цель: Создание условий для своевременного выявления уровня интеллектуальной одаренности ребенка
Важнейшей формой работы со способными учащимися в практике нашей работы являются олимпиады
Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в олимпиадах школьного, районного уровня, дистанционных олимпиадах всероссийского и международного уровнях, очных и заочных конкурсах, конференциях.
Школьный уровень | Предметные олимпиады Всероссийская олимпиада школьников Научно-практическая конференция |
Районный уровень | Всероссийская олимпиада школьников |
Всероссийский уровень | Дистанционные олимпиады: - по истории: «Наше наследие» «Государственные символы», «Осенний марафон», «Энциклопедист» - по ОРКСЭ «Наше наследие» - по информатике «Белый ветер» - по химии МИАП МГИА КЛИо - по обществознанию МИАП МГИА КЛИо - по математика МИАП МГИА КЛИо - мультиолимпиада - марафон «Муравейник» - мониторинговый конкурс «Эму-эрудит» - общероссийская предметная олимпиада по математике, русскому языку, литературному чтению «Олимпус» - общероссийский дистанционный конкурс ИРШО |
Международный уровень | - дистанционная олимпиада по русскому языку «Инфоурок» - дистанционная олимпиада по английскому языку, по истории, математике «Инфоурок» - дистанционная олимпиада по русскому языку, математика «Новый урок» - дистанционная олимпиада «Видеоуроки» |
В школе создано научное общество учащихся «Кафедра интеллектуального развития». Организация исследовательской деятельности учащихся ведется под руководством директора школы Долбнева В.В. Свои работы обучающиеся публикуют в сборнике творческих и учебно-исследовательских работ «Вестник». За последние 5 лет выпущено 3 печатных и 2 сборника в электронном виде.
В последнее время учителя активно используют в работе с обучающимисяметод проектов. Проводят индивидуальную, групповую работу, которая предполагает практические задания, проектно-исследовательскую деятельность, работу с дополнительным материалом, интернет ресурсами.
Чествование призеров и победителей проходит на общешкольных линейках, родительских собраниях.
Вся работа по данным направлениям нашей программы «Семицветик» отражается на общешкольном стенде «В каждом ребенке солнце» (по работе с одаренными детьми)
В заключении хочется сказать - работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога.
Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кукольный театр как центр социализации детей в условиях сельской малокомплектной школы
Помочь детям жить в мире и быть успешным средствами кукольного театра....
Технология развития ученического самоуправления в начальных классах в условиях сельской малокомплектной школы.
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребёнка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегод...
Технология развития ученического самоуправления в начальных классах в условиях сельской малокомплектной школы.
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребёнка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегод...
Статья " Социальное воспитание в условиях сельской малокомплектной школы."
В статье поднимается проблема реализации сельской школой задач социального воспитания. Рассматриваются особенности социального воспитания в малокомплектной сельской школе. Авторами определяются воспит...
Выступление на открытом методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Возможности реализации ФГОС в условиях сельской малокомплектной школы».
Выступление на открытом методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Возможности реализации ФГОС в условиях сельской малокомплектной школы»....
Презентация "Работа с одаренными детьми в условиях сельской школы"
Формы работы с одаренными детьми в сельской школе...
Программа работы с одаренными детьми в условиях сельской малокомплектной школы "Семицветик"
Работа с одаренными детьми...