Выступление на открытом методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Возможности реализации ФГОС в условиях сельской малокомплектной школы».
статья на тему

Половинкина Валентина Аркадьевна

Выступление на открытом методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Возможности реализации ФГОС в условиях сельской малокомплектной школы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_mo.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хорошовская средняя школа имени Героя Советского Союза К.Ф.Фомченкова»

Выступление

на открытом методическом объединении учителей начальных классов по теме:

«Возможности реализации ФГОС в условиях сельской малокомплектной школы».

Подготовила:

 руководитель МО

 учителей начальных классов

 Половинкина В.А.

ХОРОШОВО 2017

   С 1 сентября 2011—2012 учебного года наша школа начала работу по новому образовательному стандарту, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования. ФГОС адресован всем учителям, независимо от места работы.

 Основной целью данных государственных стандартов стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться. Современное образование ориентировано на развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу: включение ее в социальную активность, обеспечение возможностей эффективного самообразования за пределами институциолизированных образовательных систем.

В соответствии с критериями готовности образовательного учреждения к введению и реализации ФГОС НОО нового поколения школа должна быть укомплектована квалифицированными педагогическими кадрами, подготовленными к работе в условиях реализации ФГОС НОО нового поколения.

На базе нашей школы в состав методического объединения учителей начальных классов входят учителя с высшей квалификационной категорией – 2 человека; с первой – 3 человека; не имеют категории, но имеют большой стаж работы в школе – 3 человека. Все учителя в 2014-2015 годах прошли курсы повышения квалификации.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Также в школе должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

В нашей школе два кабинета начальных классов обеспечены ноутбуками и стационарными проекторами, уроки технологии по модулю «Информатика и ИКТ» проходят в компьютерном классе, где каждый обучающийся обеспечен компьютером или ноутбуком. Также мы пользуемся на уроках интерактивными учебными пособиями издательства «Экзамен Медиа» по предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир». В пользовании наших детей есть школьная библиотека, где немногочисленные, но всё же присутствуют  в наличии детские энциклопедии и справочники, словари.

Ежедневно перед началом занятий в школе проводится утренняя зарядка, на уроках мы проводим физкультминутки,  в них включаются не только физические упражнения, но и упражнения для глаз, на переменах походят  подвижные игры.

Подавляющее большинство детей, поступающих в начальную школу - шестилетки, ведущей деятельностью для которых является игра. Ребенок, не посещавший детский сад, лишенный квалифицированной подготовки к школе, приходит в первый класс с несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его психофизическое развитие уже позволяет приступить к ее целенаправленному и постепенному формированию. Шестилетнему ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи. Например, классная комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.

В этом плане наша школа, как и многие другие, конечно «не дополучила» того, что обещали нам в период внедрения ФГОС. Стоит ли говорить о недостатке дидактического и раздаточного материала, когда база кабинетов начальных классов состоит из наглядности, пережитых еще советскую школу? Можно лишь сказать, что материальная база  любых сельских школ, да и городских тоже, требует большой финансовой поддержки.

Существует и другая проблема. Это сложности в формировании универсальных учебных действий на совмещенных занятиях с несколькими классами одновременно. Тем более, что о классах–комплектах в методической литературе последнего поколения не говорится вообще ничего. Особым проблемным местом является  формирование коммуникативных и регулятивных умений, становление которых менее всего связано с содержанием предметного материала и логикой его преобразования. Для этого требуется использование разных ситуаций взаимодействия между учащимися.

Также в сельских малокомплектных школах низкое количество учащихся делает невозможным использование некоторых форм коллективной работы, которые можно было бы использовать в классно-урочной системе.

Ещё  нужно выделить трудности с организацией внеурочной деятельности школьников. Из предложенных Министерством образования 10 часов, учителям сельских школ дают намного меньше. Например, в 2016-2017 учебном году в нашей школе по количеству учеников выделено в 1 классе – всего 3 часа, несмотря на то, что класс большой – 11 человек, во 2 классе 2 часа, в 3-м – 2 часа, в 4-м 2 часа. В связи с этим мы не можем охватить все направления внеурочной деятельности, наши обучающиеся лишены возможности выбирать интересующие их направления.

Также мы имеем  ограниченный доступ учащихся и педагогов к некоторым информационным источникам, сложность посещения культурных и образовательных центров региона. К примеру, это затрудняет организацию экскурсий или посещение классом кинотеатра.

Также существуют и другие проблемы    

  Ситуация неравенства стартовых условий для детей дошкольного возраста на момент зачисления в начальное звено образовательного учреждения, ввиду отсутствия доступности дошкольного образования в сельской местности. На территории нашего сельского поселения уже давно отсутствует детский сад. Поэтому на базе нашей школы создан консультационный центр, куда могут приходить родители дошкольников, чтобы получить рекомендации по подготовке детей к школе. К сожалению, данный контингент родителей нечастый гость в нашей школе.

Некоторые родители, проживающие на территории нашего сельского поселения, имеют возможность отдать своих детей в детские сады г. Рославля, также некоторые записывают своих детей на занятиях в группы по подготовке в школу типа «АБВГДейка», но таких родителей единицы.

  Социальное положение семей школьников. У нас есть дети из неблагополучных семей, многодетных семей, где внимание к воспитанию и развитию детей уделяется не в должной мере,  поэтому с данными учащимися приходится работать вдвойне. Мы прибегаем в этих случаях и к помощи социального педагога, и сотрудничаем с педагогом-психологом, собираем в особо трудных педагогических ситуациях на Совет профилактики, куда приглашаем родителей вместе с их детьми.

Как бы нам ни было трудно, мы должны строго придерживаться условий новых  образовательных стандартов  во благо наших детей.

Каждый учитель на базе нашей школы имеет рабочие программы, разработанные в соответствии с требованиями  ФГОС. На своих уроках учителя широко применяют различные современные технологии: проблемное обучение, технология критического мышления через чтение и письмо, метод проектов, игровые технологии, технология педагогической поддержки.

Каждый ученик, начиная с 1 класса, ведёт портфолио, где мы собираем дипломы и грамоты за участие в конкурсах и различных мероприятиях, а также наиболее удачные рисунки, сочинения, доклады, сообщения и отчёты по проектам. Портфолио имеется и у наших учителей.

Также в соответствии с требованиями ФГОС мы проводим диагностическую работу. Эта работа проводится учителями по диагностикам,  разработанным по системе Н.Ф. Виноградовой, а также психологом школы, который отслеживает личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД и мотивацию учебной деятельности.

Наши учащиеся применяют на практике свои знания и умения, участвуя в различных конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧИП», «КИТ» и другие. С 2015-2016 учебного года некоторые учащиеся нашей школы являются постоянными участниками олимпиад, проводимых  на образовательной платформе «Учи.ру».

           Для решения проблем, связанных с реализацией  ФГОС в сельской начальной школе, мы стараемся соблюдать следующие условия:

·     обеспечение самостоятельного характера обучения;

·     усиление мотивационного аспекта учебно-воспитательного процесса;

·     стимулирование активной позиции ученика как субъекта учебной деятельности;

·     интенсификация индивидуального общения учителя с младшими школьниками;

·     активизация самоорганизации учебного процесса (планирование, дозирование объема школьных и домашних заданий, регулирование ритма работы и отдыха);

·    обеспечение более прочного усвоения предметных знаний, умений и навыков, формирование на их основе компетенций личности;

·     всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старших в обучении младших;

·     привлечение учащихся к контролю, учету и управлению учебным процессом.

Организованный таким образом учебный процесс позволит не сдерживать способных учащихся, ускорить темпы их обучения, расширить сотрудничество, естественное общение разновозрастных детей в сельской школе.

     Несмотря на вышеизложенные трудности, можно утверждать, что на базе нашей школы успешно реализуются цели и задачи, поставленные ФГОС.


Список литературы:

1.Бочарова Г.В. Стратегия модернизации сельского образовательного социума/ Г.В. Бочарова, М.П. Гурьянова// Педагогика.2005. № 8 с. 32—38.

2.Данилова Т. Малокомплектные школы [Электронный ресурс] // Время и люди: сайт. — Режим доступа. URL: http://vilvolovo.ru/(Дата обращения: 25.12.2012)

3.Надюк Н. Малокомплектные школы: право на жизнь [Электронный ресурс] // Аргументы и факты: сайт. Режим доступа. — URL: http://www.kuban.aif.ru/society/article/27892(Дата обращения: 23.12.2012)

4.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение. — 2010. — 204 с.

5.Проект Федерального закона «Об образовании» [Электронный ресурс] // Российская газета: сайт. — Режим доступа. URL: http://www.rg.ru/2010/12/01/obrazovanie-dok.html(Дата обращения: 25.12.2012)

6.Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: http://s83.yar.fcior.edu.ru/fgos/index.php(Дата обращения: 24.12.2012)

7.Щербакова Е.В. Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития / Е.В. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире (II): материалы междунар. заоч. науч. конф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС

В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана  разница в формулировке заданий в  «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении ма...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"

Отчет по воспитательной работе по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Метод проектирования в начальной школе"

Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позвол...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...

Выступление на заседании районного методического объединения учителей начальных классов на тему: "Новая редакция ФГОС НОО: методология, методика, технология."

Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»

Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...