Авторская программа "Ступени совершенства".
учебно-методический материал
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_stupeni_sovershenstva_dlya_nach.kl_.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Нефтекумского городского округа Ставропольского края
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
по воспитательной работе
«СТУПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА»
учителя начальных классов
Шуваловой Ларисы Александровны
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Как организовать воспитательный процесс в школе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями, такой вопрос вставал и передо мной.
Составить план – значит, продумать и представить себе в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.
Я разработала свою программу воспитательной работы «Ступени совершенства» в начальной школе, которая поможет учителю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений.
Программа поможет учителю в непосредственной организации воспитательного процесса. Она предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.
Пользуясь данной программой, классные руководители найдут немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми учащимися класса. Всё это поможет раскрыть каждому свои способности, задатки, свою индивидуальность.
Задачи программы воспитания:
- Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
- Развивать физические, умственные, творческие способности человека.
- Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
- Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.
- Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, а нравственно и экономически значимой.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с учеником должны реализовываться следующие правила:
- умение выслушивать его до конца;
- не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
- открытость и доступность учащихся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении,
доверии, справедливости и требовательности.
Содержание программы
1 класс « Познай себя» - на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где ведущая деятельность – учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих.
2 класс «Научись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Коллективная жизнь» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс « В единстве - сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
- Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;
- Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Задачи воспитания и социализации учащихся
по каждому направлению:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
- любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
- отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
- Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
- различение хороших и плохих поступков;
- знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
- почтительное отношение к родителям;
- уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
- Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- первоначальные навыки коллективной работы, ;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- бережное отношение к растениям и животным;
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов по каждому из направлений воспитания:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
- Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
- Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
План реализации программы
Направления | 1 класс «Познай себя» | 2 класс «Научись дружить» | 3 класс «Коллективная жизнь» | 4 класс «В единстве - сила» |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
«Всемирный день прав ребёнка»
«О тех, кто мир нам подарил» |
3. Классный час «Что значит быть счастливым в своей стране» 4. Классный час «История Российского флага» 5. Беседа «Защитники Отечества»
«Царство Закон, царство Беззаконие»
«Мне посчастливилось родиться на Руси» 8. Классный час «Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты живешь» |
«Что означает моё имя»
«Я чувствую себя счастливым, когда…»
«Мудрые заповеди предков»
«О солдатах и генералах» |
«Я и общество»
«Кто я? Какие мы?»
«Что такое мир»
«Россия – Родина моя»
|
Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе |
«У кого в порядке книжки и тетрадки»
«Говорящий портфель» |
«Мы труд воспеваем и славим работу»
«Школа – мой второй дом»
«Учимся быть организованными»
«Умелые руки» | 1. Мир моих увлечений» 2. Игра «Умники и умницы»
«Хвала рукам, что пахнут хлебом»
«Люби книгу!»
|
«Мой труд каждый день дома»
«Отчего прибавляется счастья»
«Турнир Шерлока Холмса»
«Путешествие по Королевству любимых предметов»
«Знание - сила»
«В научном городке» |
Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье | 1.Классный час «Мой дом – наведу порядок в нем» 2.Классный час «Правила поведения в общественных местах» 3.Праздник вежливых наук 4.«Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других» 5. «Мои родные» выставка рисунков 6. «Семейные праздники» (рассказы и рисунки) 7.Викторина «О наших бабушках, мамах, сестрах» 8.Доверительная беседа «Друг в моей жизни» 8.Классный час «Спешите делать добро» |
«Тепло семейного очага»
«Доброе слово- что ясный день»
4.Рассуждение на тему: «Кому нужна моя помощь?» 5. Круглый стол «Что такое правила хорошего тона» 6.Семейный праздник «Род, родные, Родина» 7. Диспут «Что такое хорошо?!» 8.Час общения «Порадовать близких – как это просто» 9.Посиделки с друзьями |
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»
«Вежливость и невежество»
10. Классный час «Путешествие в страну справедливости»
| 1. Исследовательская работа «Родословная моей семьи» 2. Классный час «Школа вежливости» 3. Праздник «Я песню милой маме пою» 4. Беседа «Без друга в жизни туго» 5. Беседа – диспут «За что уважают в семье и обществе» 6. Беседа-диспут «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» 7. Семейная гостиная «Традиции моей семьи» 8.Тестирование «Семейные проблемы глазами детей» 9.Доверительная беседа «Мои мечты, мои желания» 10. Тематическое занятие «Давайте учиться жить»
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) |
|
«Птицы наши друзья» (изготовление кормушек для пернатых)
|
«Лесная карусель»
«Природа нашей Родины» |
«Планета Земля в опасности»
«Маленькие тайны большой природы» 9. Путешествия по родному краю |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | 1.ПДД «Дорожная мозаика» 2.Классный час «Береги здоровье смолоду» 3.Беседа «Почему сон – это важно» 4. Богатырские забавы 5. Беседа «О вкусной и здоровой пище» 6. Классный час «Личная безопасность» 7. Музыкально-спортивный час «Если хочешь быть здоровым» 8. Прогулка в лес, игры на свежем воздухе. |
«Мы за здоровый образ жизни»
«Опасные предметы»
«Путешествие в страну Здоровья» 8. Весёлые старты «Быстрее, выше, сильнее» 9.ПДД «Что значит быть ответственным» | 1. ПДД «Мы - пешеходы» 2. Час общения «Режим – это скучно или необходимо» 3. Утренник «В гостях у доктора Айболита» 4. Операция «Чистюлька» 5. Классный час «В здоровом теле – здоровый дух» 6. «Светофор здоровья» 7. Беседа «Овощи – кладовая витаминов» 8. Практикум «Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье» 9. Игры на воздухе «Мой веселый звонкий мяч» | 1. ПДД «Школа светофорных наук»
«Школа – территория здоровья» 7. Беседа «Чисто не там, где метут, а там, где не сорят», «Чистота – залог здоровья» 8. Беседа «Чем я богат» 9. Весенний марафон «Будь здоров», «Футбол для всех» 10 Спектакль «Дорожный патруль» |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) |
«Счастливое детство» 2. «В гостях у золотой осени» (конкурс загадок, рисунков, поделок из природного материала)
«Удивительное рядом»
«Сказка-ложь, да в ней намёк»
|
«Короб чудес»
«Что за прелесть эти сказки»
«Чудеса народного искусства»
«У фантазии нет границ»
«В солнечном царстве, эстетическом государстве» 9. «Музей весёлых затей» |
«Мир глазами детей»
«Зажги свою звезду»
«Тропою сказок» 6.Этика общения «Кто опрятен, тот приятен» 7. Весёлая игротека «Счастливый случай» 8. Классный час «Цени прекрасные мгновенья» 9. Конкурс на лучшую поздравительную открытку |
«Вместе весело шагать»
«Мартовская капель»
«Настроение не пустяк»
«Что для тебя красота?»
«В гостях у царевны Эстетики» |
Формы проведения мероприятий
- классный час
- интерактивные игры
- психологические игры
- викторины
- праздники
- конкурсы рисунков, поделок, стихов, сочинений
- фотовыставки
- экскурсии
- спортивные праздники
- конкурсы для всей семьи
- КВН
- театрализованное представление
- исследовательская деятельность
- диагностические исследования
- социально-значимые акции
- «десанты помощи» ветеранам, пожилым людям
Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.
Методические рекомендации
На первом году воспитания учителю необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и учителем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальным беседам, посещению на дому. Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.
Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому учителю надо более ответственно подойти к проведению родительских собраний и лекториев. Это родительские собрания «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание сознательной дисциплины», семейный праздник « Род, родные, Родина». Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.
Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе, экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда…»
Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым в своей стране». Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.
Использованная литература для детей:
- Командные игры - испытания. сборник игр. -М.: Пед.общество «Россия», 2003.
- Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.
- Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.
- БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ классик, 2005.
- Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2001.
- Гиннес. Мировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой, М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, 2006.
- Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2001.
- Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.
- Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 1997.
- Ильин А.Л. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.
- А.Л.Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. - М.: Детская литература, 1956.
- Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.
- Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 1998.
- Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.
- Акимушкин И. Кто без крыльев летает. - М., 1992.
- Брюсов В.Я. Стихотворения. - М., 1984.
- День работой весел (пословицы и поговорки о труде). - М., 1986.
- Дорошин М. Что за чудные машины. - Волгоград, 1972.
- Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. - М., 1991.
- Извекова Н.А., Сурьянинова Н.С. Мир вокруг. - М., 1978.
- Кольцов А.В. Песня пахаря. -М., 1982.
- Крутогоров Ю. Ваше имя? Робот. - М., 1979.
- Майков А.Н. Стихотворения. - М., 1982.
- Моя Родина (стихи, рассказы). - М., 1975.
- Назарова Л.К. Спутник Букваря. - М., 1975.
- Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки. - ML, 1977.
- Огарев Н.П. Страна моя родимая. -М., 1982.
- Остров сказок (сказки народов СССР). - Волгоград, 1977.
- Остров сказок (сказки народов мира). - Волгоград, 1978.
- Сборник литературно-художественных и публицистических произведений «Парус». / Сост. В. Никитина. - М., 1983.
- Сборник литературно-художественных и публицистических произведений «Парус». / Сост. Л.А. Белая. - М., 1985.
- Сметанников В. Отгадай. - Волгоград, 1976.
- Томилин А. Есть ли вода в Море Дождей. - М., 1984.
- Тютчев Ф., Фет А. Весенняя гроза. - М., 1977.
- Яковлева И. Палеонтология в картинках. - М-, 1977.
- Яковлева И. Путь к динозавру. - М., 1991.
Использованная литература для педагога
- К.Фопель Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- М.,2000
- Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.
- Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2003.
- Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону,2002.
- Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1
- Журнал «Классный руководитель»№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.
- 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
- Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-
сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005. - Календарь школьных праздников / Авт.-сост. СИ. Лобачева, К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006.
- Книга рекордов Гиннеса 1993.-Москва-Лондон:Тройка, 1993.
- Коган М.С. Игровая кладовая. - Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 2004.
- Кузьмина МЛ День смешинок // Последний звонок. - 2006. - № 1.
- Осипенко И.Л. «Классные» праздники, или как научить школьника жить весело. - Ярославль, 2001.
- Песнь любви. - М.: Молодая гвардия, 1972. - Т. 2.
- Печень Н.А. Символы воинской славы. - М.: ВЛАДОС, 2004.
- Пиз А. Язык жестов /Пер. с англ. Н.Е.Котляр.-М.: НПО «МОЭК»,1992.
- Погорельский ЮМ. Сценарии детских музыкальных представлений. - СПб.: Литера, 2004.
- Подари себе праздник: энциклопедия. В 2 т. / Сост. НЛ. Вадченко, Н.В. Хаткина. - М.: Сталкер, 1998.
- Помилио А. Большая книга изобретений / Пер. с итал. Ю. Гавриловой - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.
- Пруха К. Военизированные игры на местности / Пер. с чеш.СИ. Грачева. - М.: ДОСААФ, 1979.
- Ромашкова ЕМ. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М.: Сфера, 2001.
- Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. - М.: Мир безопасности, 1998.
- Современная работа с родителями в начальной школе / Авт.-сост. О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. - М.: Март, 2004.
- Федосюк Ю. Что означает Ваша фамилия? - М,: Детская литература, 1969.
- ЧерёмошкинаЛ.В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Школа этикета: поучения на всякий случай /Сост. Л.С. Лихачева. - Екатеринбург, 1995.
- Азбука воспитания: советы родителям / сост. Г. Перегибов //
Воспитание школьников. - 2001. - № 7. - С. 50. - Взаимодействие детей и родителей: (тесты) // Воспитание
школьников. - 2001. - № 8. - С. 50-51. - Галицких, А. А. Тематика «часов общения» и родительских собраний в различных возрастных воспитательных программах /А. А. Галицких, Л. В. Швецова // Практика административной работы. - 2005. №3.- С. 59-60.
- Гараева, Г. 111. Разрешение конфликтных ситуаций (родительское собрание) / Г. Ш. Гараева // Начальная школа: плюс До и После. - 2002. -№ П. - С. 40-44.
- Гепло, Т, А, Ценности вашего ребенка / Т. А. Гелло // Начальная школа: плюс До и После. - 2005. - № 3. - С. 44-47.
- Городищенская, Л. Летопись моей семьи / Л. Городищенская
// Воспитание школьников. -2003.-№6. -С. 25-26. - Дружинин, Б, Тема родительского собрания «Домашние праздники» / Б. Дружинин // Народное образование. - 2002. - № 1. —С.166-174.
- Ефимова, Е. Е. Конфликтная компетентность: вопросы теории и практики / Е. Е. Ефимова, Е. А. Крюкова. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2006.
- Жеребипова, Н. В. Педагогические новеллы / Н. В. Жеребилова // Начальная школа: плюс До и После. - 2004. - № 1. - С. 33-34.
- Журавлев, Д. Психическое здоровье во многом определяет
физическое / Д. Журавлев // Народное образование. - 2004. - № 8. -С. 147-154. - Иванова, М. Н. Воспитание в первом классе (из опыта работы) / М. Н. Иванова, И. А. Нахалова, Ж. Е. Олконина // Начальная школа: плюс До и После. -2004. -№ 1. - С. 10-16.
- Шанцов, А. Изучение особенностей воспитания в семьях / А. Иванцов // Воспитание школьников. - 2000. - № 9. - С. 16-17.
- Измайлова, О. С. Тепло родного очага (урок валеологии) / О. С. Измайлова, Л. М. Ильиных // Начальная школа: плюс До и После. -2004.-№1.
- Волина В. Праздник букваря. - М., 1996.
- Газман О.С, Харитонова Н.Е. В школу - с игрой. - М, 1991.
- Журнал «Календарь школьника», 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствовать умения сравнивать и записывать трехзначные числа
Урок по УМК "Гармония"...
Авторская программа по воспитательной работе "Ступени совершенства"
Программа разработана на все 4 года, структурирована, соответствует всем требованиям и нормам начальной школы....
«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле
Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...
Русский язык, 4 класс, авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Тема: «Применяем знания о глаголах. Совершенствуем умения». (с презентацией)
Повторение изученных орфограмм. Формирование умений безошибочного написания безударных окончаний глагола. Повторение глаголов-исключений. Развитие речи....
Тема урока «Безударное окончание глаголов. Применяем знания, совершенствуем умения. Повторение», УМК "Гармония"
Конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе....
"Дружба, совершенство, уважение - ценности Олимпийского движения"
Мероприятие посвещенно олимпиаде в Сочи 2014 года. Дети узнают о ценностях олимпийского движения: дружбе, совершенстве и уважении. Мероприятие состоит из двух частей: праздника и командных соревновани...
Программа воспитательной работы "Наша тропа к совершенству"
Дан Цель программы: создание условий для самореализации творческой личности через организацию совместной деятельности детей и взрослых. Задачи программ...