Организация досуга во внеурочной деятельности с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
статья (3 класс)
В статье рассматривается досуговая деятельность, как актуальная форма организации внеурочной деятельности с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Опубликован детский досуг "Огуречное ассорти".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dosug.docx | 15.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация досуга во внеурочной деятельности с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Аннотация: в статье рассматривается досуговая деятельность, как актуальная форма организации внеурочной деятельности с детьми умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Ключевые слова: базовые национальные ценности, досуговая деятельность, внеурочная деятельность.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной общеобразовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность.
Группа продленного дня является одной из моделей организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в нашем образовательном учреждении реализуется по направлениям развития личности в соответствии с требованиями Стандарта: духовно-нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Направления воспитательной работы определены с учетом базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, искусство и литература, наука, природа, человечество, ценность здоровья.
Учитывая особенности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): не владеют интеллектуальными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, конкретизацией, словесно-логическим мышлением; нарушено внимание; слабая память, произвольное запоминание формируется при многократном повторении; отмечаются недостатки в речевом развитии; воображение, как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в примитивности, неточности и схематичности. В своей работе использую разные виды деятельности с обучающимися: игровую, познавательную, художественное творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная, досугово-развлекательное. Досуговая деятельность носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность гуманность, порядочность и увлеченность. Досуговые мероприятия, как вид деятельности являются эффективным и продуктивным средством воспитания. Занятия интересны детям, сплачивают детский коллектив, происходит включение детей в новые роли в коллективе класса, активизируется межличностное общение школьников, что очень важно для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Досуговая деятельность выполняет социокультурную функцию, которая характеризуется следующим:
- целенаправленность и продуманность;
- осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно;
- ее отличает относительная свобода (в зависимости от состояния здоровья и самочувствия ребенка) выбора досуговых мероприятий;
- многообразием видов досуговой деятельности, учитывая интересы ребят.
Детский досуг «Огуречное ассорти».
Предварительная работа: чтение рассказа Н. Носова «Огурцы», история появления огурцов на Руси.
1 конкурс «Зелёная викторина» (вопросы к викторине).
- Родина огурцов. (Индия.)
- Какое насекомое в детской песенке сравнивают с огуречиком? (Кузнечик.)
- Назовите тех, для кого зелёный цвет «родной»? (ёлка, листья, трава, капуста, крокодил, лягушка и т.д.)
- самое популярное драматическое стихотворение с героем – огурцом? («Огуречик, огуречик, не ходи…»)
- Сколько огурцов украденных с колхозного поля, съел герой рассказа Н. Носова? (Один)
- Из чего, кроме «Огуречика», состоял песенный человечек? (две точки, запятая - рожица смешная, ручки, ножки.)
2 конкурс «Дополни предложение».
- Утром с грядки Олег, сорвал молоденький … (огурец);
- В листьях спрятался, хитрец, в пупырышках…. (огурец).
3 конкурс «Кулинарный».
В каких блюдах мы можем встретить огурцы? (салаты, суп рассольник и т.д.)
4 конкурс «Весёлые конкурсы с огурцом».
- «Накорми товарища» - двое с завязанными глазами кормят друг друга огурцами.
- «Ваятели» - на лучшую скульптуру из огурца.
- «Рисунок из огурца» - в основе овал-огурец, к нему нужно подрисовать деталь, чтобы получился оригинальный рисунок.
4 конкурс «Огуречная эстафета». Команды встают в колонну. Передвигаются, неся огурец животами, идя с огурцом на голове, на плече, неся огурец, на спине передвигаясь на коленках. Так команда продвигается к цели.
5 конкурс «Быстрый капитан». С завязанными глазами собрать огурцы в корзину за определённое время.
В результате разнообразных досуговых мероприятий формируются базовые учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные.
Список литературы:
1. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. – М: «Флинта», 1998. – С.6
2. Польянова Т.А. Детский досуг: теория и методика. – Екатеринбург, УрГПУ 2007. – С. 23-24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на форуме "Изучение геометрического материала детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Геометрический материал не выделяется в программе по математике для начальных классов в качестве самостоятельного раздела. В учебном процессе изучения элементов геометрии непосредственно связываетс...
Папка Проекты для работы с детьми с умственной отсталостью(интеллектуальным нарушением)
Проекты совместной с родителями деятельости воспитателя по формированию социально-нравственного поведения младших школьников...
Использование кинезиологических упражнений в воспитательном процессе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В статье описаны практические кинезиологические упражнения: дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы глаз, упражнения на релакс...
Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе при работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ull; Создать атмосферу успеха для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);• Сформировать представление о сохранении и укреплении здоровья;• Научить детей верить в себя...
Рабочая программа по учебному предмету «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» (предметная область «внеурочная деятельность» для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию х...