Использование кинезиологических упражнений в воспитательном процессе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
статья (3 класс)
В статье описаны практические кинезиологические упражнения: дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы глаз, упражнения на релаксацию, массаж ушных раковин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Сидорова Ольга Александровна,
воспитатель ГКОУ СО «Сухоложская школа»
Свердловская область, г. Сухой Лог
Использование кинезиологических упражнений в воспитательном процессе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие и повышающий компенсаторные возможности мозга.
Практическая значимость кинезиологической гимнастики состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать психофизическое здоровье детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Упражнения кинезиологической гимнастики адаптированные для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), помогут предупредить возникновению простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей. Каждое стихотворение сопровождается стихами, что вызывает дополнительный интерес к нему.
Кинезиологические методы влияют на развитие умственных способностей, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей ребёнка.
В процессе воспитательной работы использую следующие кинезиологические упражнения:
1. Дыхательные упражнения. Цель упражнений – активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование работы правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, способствует решению рациональных задач.
1) «Цветок». Легким движением поднимать руки через стороны вверх, слегка поднимаясь на носочках («вырос цветок») - глубокий вдох носом; при этом слегка надуть животик как шарик. Медленно и нежно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки («распустился цветок») – медленный одновременный выдох ртом как будто через трубочку.
2) «Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим».
Сесть, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в замок и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать.
3) «Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим». Стоя, опустив руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль тела ладонями вниз.
2. Пальчиковая гимнастика. Цель – развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов.
1) «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.п. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2) «Кулак-ребро-ладошка». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости стола, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. Количество повторений - по 8 - 10 раз.
3) «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
4) «Ухо-нос». Левой рукой возьмите за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот". Упражнения применялись на занятиях по 5-7 минут.
5) «Посыпаем дорожки». Цель упражнений: развитие трех пальчиков, которые будут держать ручку, карандаш.
Предлагают ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5 см. Следует ограничить ее чем-либо, например, полосками бумаги. Дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Посыпать надо тремя пальцами, сложив их «щепоткой», не выходя за края дорожки.
6) «Разложи бусины (пуговицы)». Высыпают в миску бусинки (можно пуговицы) двух цветов. Предлагаем: «Давай в одно блюдце сложим все бусинки красного цвета, а в другое все зеленые». Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (показывают ребенку). Обязательно доводят работу до конца - этот навык очень важен, поэтому на первых порах берут меньше бусинок и большего размера.
3. Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц глаз. Задачи упражнений, расширение поля зрения, улучшение восприятия. Однонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
1) «Глаз – путешественник». В разных углах комнат расположены игрушки. Нужно найти их глазами, не поворачивая головы.
2) «Жук». Указательный палец правой руки — это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.
К журавлю жук подлетел, зажужжал и запел «Ж-ж-ж».
Вот он вправо полетел, каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел, каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть, не дадим ему присесть.
Жук наш приземлился, зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж».
Жук, вот правая ладошка, посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка, посиди на ней немножко.
Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.
Жук наверх полетел, и на потолок присел.
На носочки мы привстали, но жука мы не достали.
Хлопнем дружно - хлоп-хлоп-хлоп,
Чтобы улететь он смог «ж-ж-ж»
3) «Дождик».
Капля первая упала - кап! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения).
И вторая пробежала - кап! Мы на небо посмотрели, (то же самое).
Капельки кап - кап запели, намочились лица - мы их вытирали (вытирают лицо руками).
Туфли - посмотрите - (показывают вниз и смотрят), мокрыми стали.
Плечами дружно поведем (движения плечами).
И все капельки стряхнем, от дождя убежим, под кусточком посидим (приседают).
4. Упражнения на релаксацию, способствуют расслаблению, снятию напряжения.
1) «Дирижер». Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку. Мы будем не просто слушать музыку - каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка).
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком. Пусть, в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом, и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по - новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
2) «Путешествие на облаке». Сядьте удобнее и закройте глаза. Два - три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как вы удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
3) «Ковер-самолет». Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхаю. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера. Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза). Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.
5. Массаж ушных раковин.
1) «Чебурашка» - захватить ушную раковину между указательным и большим пальцем (дети берут кулачками) и потянуть в стороны 4-5 раз. Цель: активизировать подкорковые структуры мозга.
2) «Эхо» - легко похлопывать по ушам ладошками 10-15 сек. Цель: повысить эластичной барабанной перепонки.
3) «Закрой люк» - захватить верхушку уха и постараться закрыть ею наружный слуховой проход 3-4 раза. Цель: улучшается работа спинного мозга, позвоночника.
4) «Уши слона» - захватить между подушечками большого и указательного пальцев большую кривизну ушной раковин и растирать её круговыми движениями вверх-вниз (до теплоты в ушах) 4-5 раз. Цель: улучшает работу позвоночника, укрепляет слабые мышцы торса.
5) «Растираем мочку уха». Подушечками большого и указательного пальцев растираем, мочку уха 10-15 сек. Цель: улучшается зрение, слух.
Таким образом, кинезиологические упражнения способствуют привитию интереса детям к здоровому образу жизни, развитию интеллектуальных способностей памяти, внимания, речи, пространственных представлений, общей моторики. Дети становятся более усидчивыми, уверенными в себе, снижается стрессоустойчивость, утомляемость, повышается способность к произвольному самоконтролю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на форуме "Изучение геометрического материала детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Геометрический материал не выделяется в программе по математике для начальных классов в качестве самостоятельного раздела. В учебном процессе изучения элементов геометрии непосредственно связываетс...
Папка Проекты для работы с детьми с умственной отсталостью(интеллектуальным нарушением)
Проекты совместной с родителями деятельости воспитателя по формированию социально-нравственного поведения младших школьников...
Организация досуга во внеурочной деятельности с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В статье рассматривается досуговая деятельность, как актуальная форма организации внеурочной деятельности с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Опубликован детский досуг ...
Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе при работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ull; Создать атмосферу успеха для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);• Сформировать представление о сохранении и укреплении здоровья;• Научить детей верить в себя...
«Формирование интереса к процессу чтения (с использованием приемов глобального чтения) у разных категорий детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Аннотация: Элементы глобального чтения, используемые в работе, выполняют роль средства, формирующего интерес ребенка к процессу чтения, ускоряющего овладение техникой чтения в условиях мыслительной не...
Использование сенсорной комнаты, как дополнительный инструмент в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Улучшение психоэмоционального статуса ребенка и восприятия окружающего мира играет большую роль в реабилитации детей с ограниченными возможностями. С этой целью проводятся занятия в сенсорной комнате....