Выступление на форуме "Изучение геометрического материала детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
материал на тему
Геометрический материал не выделяется в программе по математике для начальных классов в качестве самостоятельного раздела. В учебном процессе изучения элементов геометрии непосредственно связывается с изучением арифметических и алгебраических вопросов.
Одной из основных задач изучения геометрического материала в коррекционной школе является развитие и формирование геометрических представлений, понятий о плоскостной и объемной фигурах, классификации фигур, их свойствах, длине, площади, объеме и единицах их измерения. В связи с этим знакомлю учащихся с измерительными и чертежными инструментами (линейкой, циркулем, чертежным треугольником, рулеткой, транспортиром) и вырабатываю прочные навыки работы с ними. Следует также развивать умение решать практические задачи, применяя геометрические знания и умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_geometricheskogo_materiala.docx | 771.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение геометрического материала в начальных классах
Геометрический материал не выделяется в программе по математике для начальных классов в качестве самостоятельного раздела. В учебном процессе изучения элементов геометрии непосредственно связывается с изучением арифметических и алгебраических вопросов.
Одной из основных задач изучения геометрического материала в коррекционной школе является развитие и формирование геометрических представлений, понятий о плоскостной и объемной фигурах, классификации фигур, их свойствах, длине, площади, объеме и единицах их измерения. В связи с этим знакомлю учащихся с измерительными и чертежными инструментами (линейкой, циркулем, чертежным треугольником, рулеткой, транспортиром) и вырабатываю прочные навыки работы с ними. Следует также развивать умение решать практические задачи, применяя геометрические знания и умения.
В процессе изучения геометрического материала у учащихся развиваются наблюдательность, внимание, способность абстрагироваться от конкретных свойств предметов (кроме формы). Они учатся сравнивать, дифференцировать, классифицировать геометрические фигуры. У детей развивается способность к логическому мышлению, к анализу и синтезу, к обобщениям, формируется умственная деятельность. Речь школьников обогащается специфическими геометрическими терминами, выражениями, расширяется и активизируется словарь.
Овладение навыками измерения, черчения, работы с измерительными и чертежными инструментами совершенствует моторику, развивает самостоятельность, уверенность учащихся.
Решению задач обучения наглядной геометрии и преодолению трудностей в изучении геометрического материала у учащихся во многом способствует правильная организация и методика преподавания.
Изучение геометрического материала в коррекционной школе должно быть наглядным и действенным. Формирование пространственных и геометрических представлений у учащихся возможно только через непосредственное восприятие ими конкретных предметов окружающей действительности, материальных моделей геометрических образов. Только от них можно переходить к использованию чертежей, графиков и т.д.
Поэтому широко использую наглядный материал. В качестве наглядных средств использую модели геометрических фигур, тел, изготовленные из цветного картона или плотной бумаги, дерева, пластмассы и других материалов (многоугольники, углы, круги и окружности, параллепипеды, пирамиды, конусы, цилиндры, шары и т.д.), плакаты с изображением фигур, реальные конкретные предметы, которые по форме тождественны или имеют сходство с изучаемыми геометрическими фигурами, чертежи всех геометрических фигур, тел, единицы измерения длины, площади, объема (там, где возможно, в натуральную величину), таблицы соотношения этих мер, единицы измерения площадей и объемов геометрических фигур, наборы игр (геометрические мозаики, лото, домино, строительные конструкторы), слайдовые презентации.
Преподавание элементов геометрии невозможно сделать действительным, если учащиеся только наблюдают работу учителя или одного из товарищей с наглядными пособиями. Каждый ученик на уроке работает с раздаточным геометрическим материалом. Поэтому наборы раздаточного дидактического материала есть и у учащихся, и у учителя. Наряду с геометрическими фигурами в качестве раздаточного материала используются полоски бумаги, палочки разной длины, пластилин.
При изучении геометрического материала широко применяю также измерительные и чертежные инструменты (как классные, так и индивидуальные): линейка, рулетка, циркуль, чертежный треугольник. При изучении отдельных тем использую модель треугольников, квадратова.
Выбор методов и приемов, применяемых при изучении геометрического материала, определяю характером изучаемого материала, индивидуальными возможностями умственно отсталых детей и задачами учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе.
При формировании геометрических представлений, выработке измерительных и чертежных умений широко применяю предметно-практическую деятельность школьников, комментирование этой деятельности, методы наблюдений, демонстрации, практические работы в сочетании с беседой и объяснением.
На I этапе формирую у учащихся образы геометрических фигур. Достигаю этого путем организации многократных наблюдений с учениками моделей геометрических фигур и тел (круга, квадрата, треугольника, любого прямоугольника, шара, куба, бруса), изготовленных из разных материалов, разного цвета и массы, различного положения в пространстве. Учащиеся не только наблюдают эти фигуры, но выполняют с ними разнообразные практические работы: обводят, раскрашивают, заштриховывают, лепят, производят аппликационные работы, моделируют их из палочек, полосок бумаги, вырезают из картона, плотной бумаги. Они знакомятся с названиями геометрических фигур и тел, рассматривают окружающие вещи, узнавая в них геометрические фигуры. Например, тетрадь имеет форму прямоугольника, фрамуга – квадрата, флажок – треугольника, дно стакана – круга, мяч – шара и т.д. Дети сами приводят примеры предметов, имеющих форму тех или иных геометрических фигур. Постепенно они учатся вычленять знакомые геометрические фигуры на рисунках из знакомых геометрических форм, они конструируют игрушки.
Знакомя учащихся с образом угла, показываю модель угла и выделяю угол не только на геометрических фигурах (прямоугольнике, его частном виде – квадрате, треугольнике), но и на окружающих вещах (угол стола, угол доски, угол книги, угол тетради и т.д.). Демонстрируя прямую, кривую, отрезок учу школьников выделять, находить эти геометрические фигуры на предметах, т.е. не только начертить кривую линию на доске и в тетрадях, но одновременно продемонстрировать кривую на веревке (если веревку держать за концы и не натягивать). Примером кривой линии могут быть обруч, кольцо, бублик, край тарелки т.д. После этого сами учащиеся приводят примеры кривых линий на окружающих вещах. Постепенно школьники с нарушением интеллекта приобретают способность отвлекаться от конкретных свойств материальных предметов, у них формируются геометрические представления.
В этот период большое внимание стоит уделить дидактическим играм, с помощью которых учащиеся лучше запоминают образы геометрических фигур и тел, их названия, соотносят названия с соответствующим образом геометрической фигуры. Рекомендую широко использовать игры «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Подбери такую же фигуру», «Покажи фигуру, на которую похожа эта игрушка», «Угадай, что спрятано в мешочке» и др. Полезны также слуховые и зрительные диктанты. С их помощью учащиеся учатся различать геометрические фигуры, запоминают их названия. Игры развивают и их пространственные представления (закрепляются отношения взаимного положения предметов, фигур, выраженные словами вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади, посередине, между, около, над, под, первый, последний и т.д.).
Начиная со 2-го класса учащиеся знакомят с элементами геометрических фигур, с образами и названиями которых ни уже познакомились в 1-м классе. Второклассники вычленяют углы, стороны, вершины, подсчитывают их количество.
В 3-м классе учащиеся узнают, что многоугольники получают свое название в зависимости от количества углов: треугольник, четырехугольник, пятиугольник и т.д. В этом же классе учащиеся знакомятся экспериментальным путем со свойствами геометрических фигур (квадрата, любого прямоугольника, треугольника и др.).
В 4 классе дети вычерчивают окружности циркулем, с помощью линейки вычерчивают квадраты, прямоугольники и треугольники.
Огромное значение в работе с геометрическим материалом играют игры, особенно, «Танграм». Можно сделать долговечные детали для этой головоломки из пластика, который есть, наверняка в каждом доме - это коробки из под DVD фильмов. Эти коробки достаточно легко режутся ножницами. Если вас будут смущать острые углы деталей, то их можно немного закруглить.
В результате упражнений и заданий к этой игре ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.
Слайд 1
Игра “Танграм”
“Танграм” часто называют “головоломкой из картона” или “геометрическим конструктором”. Это одна из несложных головоломок, которая под силу ребенку с 3,5-4 лет.
Игра очень проста в изготовлении. Квадрат 8х8 см из картона, пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их друг к другу, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.
Слайд 1
Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания в детских садах рекомендуют предлагать детям с 6-7 лет (мне кажется - поздновато).
Игра "Узнай по контуру"
Детям показываются перепутанные контурные изображения предметов. Им предлагается узнать все предметы по контуру. "Скажи, какие машины стоят в гараже".
Игра "Что это?".
Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.
Детям показывается контурное изображение каких-либо предметов или, наоборот, только какие-то детали от них, а они должны узнать, что это за предметы и назвать, из каких фигур они состоят:
Игра «Гимнастика для детского ума»
Выявить закономерность, поставить недостающие фигуры:
Игра «Что лишнее?»
Игра со счетными палочками
Перед вами коробка со счетными палочками. Отсчитайте 4 палочки и постройте квадрат.
- Какую фигуру вы сделали и как по-другому ее можно назвать?
- Отсчитайте еще 3 палочки и сделайте еще один квадрат.
- Сколько квадратов?
- Сколько четырехугольников?
- Из скольких палочек сделан четырехугольник?
Игра «Найди половинку»
Педагог показывает ребёнку карточку. Он должен найти вторую половинку среди других карточек.
Игра «Сложи круг»
Из разрезанных деталей каждый ребенок подбирает целый круг. Сначала детали одного круга должны быть в отдельном конверте (ребёнок должен только сложить его). Затем можно предложить деталь 2-3 кругов вперемешку. Теперь уже нужно выбрать соответствующие части и сложить круги.
В младших класса коррекционной школы на изучение геометрического материала нецелесообразно выделять отдельные уроки или концентрировать этот материал в начале или в конце четверти. Геометрический материал включаю в каждый урок математики, тесно связывая его изучение с арифметическим материалом. Он внесет разнообразие в учебную деятельность, сделает уроки математики более интересными и повысит их практическую направленность.
Иногда можно и весь урок посвятить изучению геометрического материала. Например, при изучении темы «Различие треугольников по длинам сторон» можно запланировать целый урок, на котором дети будут заниматься измерением сторон треугольников разных видов. Однако, таких уроков в четверти должно быть немного.
Все практические работы по обводке, раскрашиванию, вычерчиванию фигур учащиеся выполняют в тетрадях по математике. Для формирования навыков точности измерения и построения фигур по заданным размерам целесообразно проводить работу на нелинованной бумаге. Такие листы могут быть вклеены в обычную тетрадь по математике.
Литература:
- Артемов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах /Под ред. Н.Б. Истоминой.– М. – Воронеж: Институт практической психологии, 1996. - 224с.
- Байрамукова П.У. Внеклассная работа по математике в начальных классах. – М.: «Райл», 2007. – 96с.
- В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». Издательство Москва Педагогика 1994 год.
- Волкова С.И. , Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математике в 1 классе. – М.,1994.
- Волкова С.И. , Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математике во 2 классе. – М.,1995.
- Голубева Н.Д., Щеглова Т.М. Формирование геометрических представлений у первоклассников.//ж-л «Начальная школа» №3, 1996.
- Григорян Н.В. Математика в начальной школе. 1-4 класс. Вместе с родителями. – СПб.: Нева, 2001.-144с.
- Е. Е.Семенов «Изучаем геометрию». Издательство Просвещение» 1999 год.
- Зайцев В.В. Математика для младших школьников.–М.:Владос, 2001.-72с.
- Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: Академия, 2007.-288с.
- Истомина Н.Б. Наглядная геометрия. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 64с.
- Колягин, Ю.М. Наглядная геометрия в начальных классах // Начальная школа. – 1996. - №9. – С. 70-73.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка Проекты для работы с детьми с умственной отсталостью(интеллектуальным нарушением)
Проекты совместной с родителями деятельости воспитателя по формированию социально-нравственного поведения младших школьников...
Использование кинезиологических упражнений в воспитательном процессе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В статье описаны практические кинезиологические упражнения: дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы глаз, упражнения на релакс...
Организация досуга во внеурочной деятельности с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В статье рассматривается досуговая деятельность, как актуальная форма организации внеурочной деятельности с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Опубликован детский досуг ...
Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе при работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ull; Создать атмосферу успеха для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);• Сформировать представление о сохранении и укреплении здоровья;• Научить детей верить в себя...
Эффективные методы и приемы работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
из опыта работы...
Эффективные методы и приемы работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (физкультминутк...