Использование сенсорной комнаты, как дополнительный инструмент в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
картотека
Улучшение психоэмоционального статуса ребенка и восприятия окружающего мира играет большую роль в реабилитации детей с ограниченными возможностями. С этой целью проводятся занятия в сенсорной комнате.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционная работа | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование сенсорной комнаты, как дополнительный инструмент в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Темная сенсорная комната – целый мир новых впечатлений и ярких эмоций. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств ребёнка.
Спокойная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты: мягкого света, расслабляющей музыки - помогают ребенку максимально расслабиться, успокоиться, ощутить защищенность, почувствовать уверенность в себе, развить навыки общения, расширить круг представлений об окружающем.
Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует гармоничному развитию и коррекции имеющихся проблем. Таким образом, сенсорная комната является многофункциональным комплексом, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка.
Специально разработанные занятия, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы, учитывающих индивидуальные особенности ребенка и способствующих общей гармонизации эмоционально-волевой сферы – важное условие полноценного развития обчающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Противопоказания к проведению занятий в Сенсорной комнате:
Противопоказаниями для проведения сеансов в Сенсорной комнате являются инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями являются наличие у детей частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы. При работе с детьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невролога. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмичную музыку, чтобы избежать ухудшения состояния.
При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снижать нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.
В сенсорной комнате можно эффективно работать с детьми имеющими серьезные умственные и физические отклонения в развитии. У таких детей могут возникать проблемы в поведении, иногда отмечается склонность к разрушительным действиям, агрессивность, а иногда даже резкие и немотивированные колебания настроения, чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость. В спокойной доверительной обстановке сенсорной комнаты у ребенка создается ощущение защищенности, спокойствия, уверенности в себе.
Фибероптическими нити.
Фиброптические волокна приятно брать в руки, они завораживают переливанием цвета, своей красотой, легкостью в прикосновении к ним, их можно сгибать, перебирать, выполнять различные действия руками, а отражение этих волокон в зеркале, доставляет огромное удовольствие от визуальных образов, создаваемых этим отражением.
Упражнения и занятия с фибероптическими нитями:
∙ способствуют эмоциональному расслаблению;
∙ развивают воображение, познавательные процессы;
∙ формирую представление о цвете;
∙ способствуют развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительной координации;
«Сжимаем в кулачке»
Цели: развитие восприятия свойств и признаков предмета, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Ход упражнения: педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.), показывает, как можно собрать волокна в ладошке.
«Наматывание» (на палец, на ладонь, на руку)
«Заплетем косу»
Взрослый предлагает всем вместе расчесать волшебные волосы, что бы они стали красивыми, дети гладят, расчесывают фиброоптические волокна.
Работу по развитию зрительного восприятия необходимо начинать с плетения цветных (сверкающих) шнуров (используется пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь»). В процессе этой деятельности дети, находясь под воздействием сложного сенсорного потока, могут сконцентрировать свое внимание на определенном световом раздражителе. Эти упражнения также помогают развитию произвольности.
«Узелки»
«Шарфики для медвежат»
Дети-медвежата вышли на улицу, очень холодно (напряжение мышц рук, тела, шей, головы), пришла мама и раздала медвежатам шарфики (каждый ребенок получает светящееся волокно из пучка фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь»), чтобы они больше не мерзли (расслабление мышц). Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.
«Фигуры»
Из светящихся нитей (пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь») по примеру взрослого дети выкладывают разные геометрические фигуры. Затем они делают из них дороги и катают по ним воображаемые машинки (если ребенку трудно играть воображаемой машинкой, можно использовать игрушку).
«Поймай нить»
Цель: развитие восприятия, внимания.
Взрослый обращает внимание детей на то, как нити переливаются разными цветами, называет их. Далее педагог предлагает поиграть: взрослый называет цвет, а дети ловят нити нужного цвета. Как только цвет меняется – отпустить.
«Волшебные нити»
Цель: сплочение, развитие коммуникативных навыков, формирование мотивации к общению со сверстниками, преодоление негативных эмоций по отношению к ним.
Взрослый предлагает детям лучше узнать друг друга с помощью волшебных нитей: один из детей берет в руки нить и называет какое-нибудь хорошее качество другого ребенка. Педагог: «Держи нить и не отпускай, она поможет запомнить это качество». Далее дети поочередно называют положительные качества друг друга, набирая в руки все больше нитей.
Педагог: «Посмотрите, сколько у вас хороших качеств! Каждая нить – это что-то хорошее, а нитей у вас очень много. Теперь вы знаете, какие хорошие ребята ходят вместе с вами в одну группу. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
«Струйки силы»
Цель: повышение самооценки, уверенности в себе.
Педагог: «Это волшебные нити. Возьми одну из них. Скажи, какой ты?...(ребенок говорит: «Я самый…»). Возьми еще одну ниточку и опять скажи, какой ты…(перебирая нити, ребенок называет свои качества). Вот как много в тебе хорошего! (педагог повторяет несколько качеств). Ты – молодец!
Воздушно-пузырьковая колонна.
Воздушно-пузырьковые колонны с водой – основной и неотъемлемый элемент темной сенсорной комнаты. Поток пузырьков, рыбок под давлением поднимается вверх по прозрачной пластиковой трубке, наполненной водой, с разноцветной подсветкой.
В сенсорной комнате используются для:
∙ развития зрительного восприятия,
∙ формирования фиксации взора,
∙ концентрации внимания,
∙ эмоционального расслабления;
∙ вибрация колонны способствует развитию тактильных ощущений.
«Поймай взглядом»
Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, концентрации внимания.
Ход упражнения: педагог обращает внимание детей на колонну с пузырьками, как она меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Дети рассматривают происходящее в колонне.
«Посчитаем пузырьки»
Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.
Ход упражнения: педагог обращает внимание детей на колонну с пузырьками, как она меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки), предлагает посчитать количество пузырьков. Дети считают пузырьки, прослеживая пальчиками их движения.
«Верх – низ»
Цели: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации, совершенствование ориентировки в пространстве.
Ход упражнения: педагог обращает внимание детей на колонну с пузырьками, как она меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Дети определяют расположение рыбок.
«Прятки»
Педагог говорит детям, что за колонну с пузырьками и шариками можно спрятаться и предлагает поиграть: один ребенок прячется, а другие его ищут. Педагог спрашивает: «Где Саша?». Когда он находит визуальный контакт с ребенком, то произносит: «Ку-ку». В этом время все дети прячутся за колоннами и, выглядывая из-за них, кричат: «Ку-ку».
«Поднимаем пузырьки»
Дети встают напротив колонн с пузырьками и шариками и представляют, будто бы они поднимают шарики и пузырьки вверх. При выполнении этого упражнения дети должны почувствовать напряжение в мышцах рук при подъеме шариков вверх и расслабление в момент опускания шариков вниз. Пару минут дети отдыхают. Затем упражнение повторяется (несколько раз).
«Собираем орешки»
Педагог становится мамой-медведицей, а дети ее медвежатами. Медведица просит медвежат собрать кедровые орешки, но чтобы сделать это, нужно сорвать шишки и разломать их. Медвежата подходят к кедру (к колоннам с шариками), выбирают шишку-шарик и тянутся за ней до самого верха, представляя, что срывают шишки и с силой сжимают в руках («лапках»). Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют «лапки» вдоль тела — «лапки» отдыхают. Мама снова просит медвежат собрать орешки
«Мышата»
Педагог предлагает детям превратиться в мышат. Они увидели сырные шарики, им захотелось есть. Все подбежали к колоннам и стали «ловить» свои любимые (по цвету) лакомства. «Поймали», «поели», погладили свои животики. Сонным писком показывают, что хотят спать. Укладываются спать.
Сухой бассейн.
Бассейн, с мягкими стенками, наполнен пластмассовыми шариками. Может использоваться как для релаксации, так и для активных игр. В бассейне можно двигаться, менять положение – это развивает и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Перемещения и игры в сухом бассейне эмоционально окрашены; ребёнок сначала тратит энергию, а затем, откинувшись на спину, может расслабиться, успокоиться. Назначение – релаксация, снятие напряжения, глубокая мышечная релаксация.
«Дай шарик»
Вид занятия: индивидуальное занятие
Оборудование: Большой сухой бассейн с красными, синими, жёлтыми, зелёными шариками.
Цель: Установление зрительного контакта. Развитие мышления, памяти, внимания, зрительного восприятия цвета.
Методические приёмы:
Игра состоит из трех этапов.
Первый этап — сличение цвета. Взрослый показывает ребенку шарик и просит: «Дай такой же» или «Дай шарик такого же цвета».
Второй этап — выбор цвета по вербальной инструкции: «Дай мне красный шарик».
Третий этап (для говорящих детей) — педагог, показывая шарик, спрашивает: «Какого цвета этот шарик?»
«Отдых»
Вид занятия: Индивидуальное занятие
Оборудование: Большой сухой бассейн с красными, синими, жёлтыми, зелёными шариками.
Цель: Снятие напряжения.
Методические приёмы:
Ребенок лежит в бассейне на спине. Педагог предлагает ему представить, что он находится в воде озера, вода теплая, ласковая, вокруг спокойно и тихо, ребенку хорошо и приятно. Педагог просит ребенка закрыть глаза и слушать его голос. В процессе упражнения напряжение чередуется с расслаблением, регулируется дыхание, снижается психоэмоциональное напряжение.
«Расслабление»
Вид занятия: Индивидуальное занятие
Оборудование: Большой сухой бассейн с красными, синими, жёлтыми, зелёными шариками.
Цель: Снятие напряжения
Методические приёмы:
Ребенок лежит в бассейне на спине. Педагог говорит ему: «Выпрями пальцы рук, потянись так, чтобы напряглись все мышцы тела, руки и ноги стали тяжелыми, как будто каменными (10-15 секунд). А теперь расслабься, отдохни — твое тело стало легким как перышко». В процессе упражнения напряжение чередуется с расслаблением, регулируется дыхание, снижается психоэмоциональное напряжение.
Снижение повышенного психического возбуждения
Вид занятия: Индивидуальное занятие
Цель: Снижение возбуждения.
Методические приёмы:
Предложить покупаться в бассейне, раскидать, а затем собрать шарики.
Кресло-груша или пуфик c гранулами.
Пуфы и подушечки для сенсорной комнаты наполнены гранулами из пенополистирола. Благодаря этому они легко принимают форму тела и обеспечивают ему надежную поддержку. Их поверхность способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ними частей тела. Особый наполнитель оказывает мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.
Дети ложатся на спину на пуфиках и в течение 30–40 с слушают спокойную музыку, делая глубокий вдох и выдох.
Педагог под музыку медленно читает сказку с небольшими паузами между абзацами: «Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в прекрасную сказочную страну... в самое ее сердце — на волшебную поляну. Мы лежим на волшебной поляне и видим над собой высокое чистое голубое небо (зрительный образ)... Слушаем, как поют птицы и переговариваются деревья, журчит ручей (слуховой образ)... Чувствуем аромат спелой земляники и свежевыпеченного хлеба, его только что испекла добрая волшебница, живущая неподалеку (обонятельный образ)... Если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот (кинестетический образ) крупную ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники (вкусовой образ)... Шелковая молодая трава нежно щекочет наши руки, ноги, лицо (тактильный образ)...»
С окончанием звучания музыки дети открывают глаза и тихо встают.
Ребенок ложится на спину на пуфике и в течение 30–40с слушает спокойную музыку. Затем ему предлагается рассмотреть абстрактную картину, спроецированную на стену (космические, морские пейзажи и т. п.) с помощью проектора «Солнечный 100», и пофантазировать, в затем рассказать, какие детали вызвали у него определенные ассоциации, с чем связаны эти ассоциации.
Ребенок-путешественник преодолел горы, жару, препятствия (перебрался через мягкие модули) в пустыне и добрался до оазиса (ложится на пуфик), где прохладно, щебечут птицы, вода (слуховой образ).
Ребенок с мамой поплывут в сказочную добрую страну воспоминаний. Специалист предлагает маме лечь (сесть) на пуфик, взять ребенка на руки. Звучит спокойная и приятная музыка. Затем они возвращаются из страны воспоминаний и делятся своими впечатлениями от путешествия.
Панно бесконечность.
В выключенном состоянии представляет зеркало. После включения загораются лампочки
и появляется оптический тоннель, уходящего в бесконечность.
Назначение: зрительная, стимуляция, релаксация.
«На Северный полюс»
Цель: формирование восприятия цвета, мышечная релаксация, создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.
Ход упражнения: дети удобно располагаются в креслах или на мате закрывают глаза. Далее говорится, что сейчас все отправятся в полет, где смогут полюбоваться звездами и дотронуться до них рукой. Включается проектор неба «Laser Stars», дети открывают глаза и любуются звездами.
«На космическом корабле»
Цель: тренировка и укрепление глазной мышцы, развитие глазодвигательной координации.
Ход упражнения: предлагается представить себя на космическом корабле, посмотреть в иллюминатор и представить, что там, где-то далеко, видна наша планета. Обязательное условие: смотрим на ближайший круг, а затем на отдаленный.
После упражнения, предлагается посмотреть на остальное оборудование, которое находится в сенсорной комнате, опросить у присутствующих, что они ощущают, находясь в этой комнате, какие появляются эмоции, что им больше нравится.
Волшебная нить с контроллером
По гибкой пластмассовой трубке, с цветными лампочками внутри, путешествует цвет. Скорость движения огоньков по трубке и их количество можно задать при помощи контроллера. Волшебная нить абсолютно безопасна, её можно сгибать в любом направлении, обвивать вокруг себя, сворачивать по спирали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка Проекты для работы с детьми с умственной отсталостью(интеллектуальным нарушением)
Проекты совместной с родителями деятельости воспитателя по формированию социально-нравственного поведения младших школьников...
Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе при работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ull; Создать атмосферу успеха для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);• Сформировать представление о сохранении и укреплении здоровья;• Научить детей верить в себя...
Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)
Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена...
Эффективные методы и приемы работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
из опыта работы...
Эффективные методы и приемы работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (физкультминутк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...