Программа по внеурочной деятельности "Час чтения"
рабочая программа (2 класс)
духовно нравственное направление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_v_mire.docx | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор МАОУ «СОШ №19»
учителей нач.кл
Убугунова Е.П _________ Бальжанова Ф.В.___________ Хамнуев В.И._________________
Рабочая программа
Наименование: внеурочная деятельность
Направление: духовно - нравственное
Вид внеурочной деятельности: познавательный
Название программы: «Час чтения»
Класс: 2
Уровень общего образования: начальное общее образование
Учитель: Бальжинимаева Анна Юрьевна
Количество часов по учебному плану: 34 часа в год; в неделю 1 час
Планирование составлено не основе пособия Д.В.Степанова, П.В.Григорьева «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор, стандарты второго поколения, Москва, «Просвещение», 2010 г., Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. У М К «Планета знаний»: русский язык Л. Я. Желтковская, О.Б.Калинина; Э.Э.Кац «Литературное чтение»- М.: АСТ:Астрель 2011.
Рабочую программу составил (а) _______________ Бальжинимаева Анна Юрьевна
Г.Улан-Удэ
2019-2020
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «В мире книг» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе программы под редакцией Н Ф Виноградовой (Москва, Издательский центр, «Вентана-Граф», 2011) и реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности во 2-4 классах.
Общая характеристика учебного предмета
Программа внеурочной деятельности «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации внеурочной деятельности могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Цель программы: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг.
Задачи программы:
- расширить литературно-образовательное пространства учащихся начальных классов;
- формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.
Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности. Содержание программы внеурочной деятельности «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа внеурочной деятельности «В мире книг» — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание внеурочной деятельности поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Содержание внеурочной деятельности создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях внеурочной деятельности предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Место курса в учебном плане
Программа «В мире книг» рассчитана для обучающихся 2 класса. На изучение отводится 1 ч в неделю.
Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, разработки внеклассных мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы о здоровом образе жизни и т.п.
Содержание программы
Книга, здравствуй (3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс- кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости.
Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники (4 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях (4 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С, Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки (4 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг (2 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
- Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу
Обучающийся получит возможность для формирования:
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомой ситуации;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности;
- приобретать знания об основах здорового образа жизни;
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- работать в группе, обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль.
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- договариваться и приходить к общему решению;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
- ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
- систематизировать книги по авторской принадлежности;
- составлять список прочитанных книг;
- выделять особенности учебной книги;
- работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
- аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
- классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру;
- сравнивать басни по структуре и сюжету;
- собирать информацию для библиографической справки об авторе;
- находить по каталогу нужную книгу;
- пользоваться библиографическим справочником;
- рассматривать и читать детские газеты и журналы;
- находить нужную информацию в газетах и журналах;
- пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
- пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
- задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
- работать с детскими газетами и журналами
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять поисковую работу по проекту;
- писать отзыв о книге или героях книги;
- готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
- собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
- готовить материал для классной и школьной газеты;
- пользоваться электронными газетами и журналами.
- составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
- различать виды и типы книг;
- знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
- писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
- собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал и т. д.);
- выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры;
- составлять таблицу жанров произведений писателя;
- презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
Календарно-тематическое планирование
Информационно-методическое обеспечение
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса.
Телевизор, компьютер (моноблок).
Методическое обеспечение образовательного процесса.
Разработка занятий «В гостях у феи», «Лесная сказка», «В гостях у королевы».
Сценарии конкурсов чтецов.
Выставка книг.
Атрибуты к уроку: (подборки книг)
Показательный материал «Наши достижения».
Видео материалы.
Презентация «Сердце отдаю детям» 2009г.
Аудиоматериалы.
Музыкальная палитра 2009г.
Список литературы.
1.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
2.Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.
3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
5.Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
6.Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.
8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.
Дополнительная литература
1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках чтения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки чтения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по чтению. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.
4.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.
5.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Чтение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
6.Цветкова, И.В. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"
Рабочая программа «Чтение с увлечением» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Чтение с увлечением".
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Чтение с увлечением"....
Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение. Работа с текстом"
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе "Чтение с увлечением" . Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена возрастными особенностями второклассников....
Программа по внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»
Особенностями построения программы «Чтение с увлечением» является то, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" +34 урока
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" +34 урока...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"...