Программа по внеурочной деятельности "Час чтения"
рабочая программа (2 класс)

духовно нравственное направление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_v_mire.docx37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

РАССМОТРЕНО   СОГЛАСОВАНО                                    УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО   Заместитель директора по УВР             Директор МАОУ «СОШ №19»

учителей нач.кл

Убугунова Е.П _________ Бальжанова Ф.В.___________ Хамнуев В.И._________________

Рабочая программа

Наименование: внеурочная деятельность

Направление: духовно - нравственное

Вид внеурочной деятельности: познавательный

Название программы: «Час чтения»

Класс: 2

Уровень общего образования: начальное общее образование

Учитель: Бальжинимаева Анна Юрьевна

Количество часов по учебному плану: 34 часа в год; в неделю 1 час

Планирование составлено не основе пособия Д.В.Степанова, П.В.Григорьева «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор, стандарты второго поколения, Москва, «Просвещение», 2010 г., Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. У М К «Планета знаний»: русский язык Л. Я. Желтковская, О.Б.Калинина; Э.Э.Кац «Литературное чтение»- М.: АСТ:Астрель 2011.

Рабочую программу составил (а) _______________ Бальжинимаева Анна Юрьевна

Г.Улан-Удэ

2019-2020

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «В мире книг» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе программы  под редакцией Н Ф Виноградовой (Москва, Издательский центр, «Вентана-Граф», 2011) и реализует общеинтеллектуальное направление  внеурочной деятельности во 2-4 классах.  

Общая характеристика учебного предмета

              Программа внеурочной деятельности «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

         Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации внеурочной деятельности могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Цель программы: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг.

Задачи программы:

  • расширить литературно-образовательное пространства учащихся начальных классов;
  • формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.

Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности. Содержание программы внеурочной деятельности «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа внеурочной деятельности «В мире книг»  — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание внеурочной деятельности поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Содержание внеурочной деятельности создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях внеурочной деятельности предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

               

Место курса в учебном плане

Программа «В мире книг» рассчитана для обучающихся  2 класса. На изучение отводится 1 ч в неделю.

          Для успешной реализации программы будут  использованы  Интерет-ресурсы,  разработки внеклассных  мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы о здоровом образе жизни и т.п.

Содержание программы 

Книга, здравствуй (3 ч)

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.

Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.

Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.

Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Книгочей — любитель чтения (2 ч)

Библиотека. Библиотечный формуляр.

Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.

Викторина «Что вы знаете о книге?».

Игра «Я — библиотекарь».

Книги о твоих ровесниках (4 ч)

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.

Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс- кроссворд «Имена героев детских книг».

Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).

Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).

Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).

Крупицы народной мудрости.

 Книги-сборники (4 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.

Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».

Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».

Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

Писатели-сказочники (4 ч)

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.

Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.

Герои сказок. Викторина.

Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

Книги о детях (4 ч)

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С, Михалков и др.).

Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

Старые добрые сказки (4 ч)

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.

Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.

Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.

Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)

Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.

Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.

Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

Защитникам Отечества посвящается (3 ч)

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.

Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

По страницам любимых книг (2 ч)

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.

  • Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

    Предполагаемые результаты реализации программы

              Личностные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты

         Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомой ситуации;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • проводить сравнение и классификацию объектов;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности;
  • приобретать  знания  об основах здорового образа жизни; 
  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • работать в группе, обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль.
  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
  • ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
  • систематизировать книги по авторской принадлежности;
  • составлять список прочитанных книг;
  • выделять особенности учебной книги;
  • работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
  • аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
  • классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру;
  • сравнивать басни по структуре и сюжету;
  • собирать информацию для библиографической справки об авторе;
  • находить по каталогу нужную книгу;
  • пользоваться библиографическим справочником;
  • рассматривать и читать детские газеты и журналы;
  •  находить нужную информацию в газетах и журналах;
  • пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
  • пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
  • задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
  • работать с детскими газетами и журналами        

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять поисковую работу по проекту;
  • писать отзыв о книге или героях книги;
  • готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
  • собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
  • готовить материал для классной и школьной газеты;
  • пользоваться электронными газетами и журналами.
  • составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
  • различать виды и типы книг;
  • знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
  • писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
  • собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал и т. д.);
  • выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры;
  • составлять таблицу жанров произведений писателя;
  • презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

2 класс

Роль книги в жизни человека.

История создания книги. Первая печатная книга на Руси.

Структура книги (элементы книги).

Экскурсия в библиотеку (районную, муниципальную, городскую).

Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.

Выставка книг о детях. Структура книги.

Книги В. Осеевой. Книга-сборник.

Книги Е. Пермяка. Титульный лист.

Книги Н. Носова. Типы книг.

Книги В. Драгунского. Аппарат книги.

Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат).

Книги-сборники. Малые жанры фольклора

Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».

Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».

Скороговорки и чистоговорки.

Книги с литературными (авторскими) сказками

Писатели-сказочники.

Герои сказок. Викторина.

По страницам сказок Х.К. Андерсена.

Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок».

Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок».

Книги о детях. Выставка книг.

Герои книг В. Осеевой.

Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.

Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.

Книга о братьях наших меньших. Художники-оформители.

Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.

Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок.

Народные сказки на страницах детских журналов.

Книги о семье.

Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».

32-33

Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.

34

Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя».

Информационно-методическое обеспечение

Материально - техническое обеспечение образовательного процесса.

Телевизор, компьютер (моноблок).

Методическое обеспечение образовательного процесса.

Разработка занятий «В гостях у феи», «Лесная сказка», «В гостях у королевы».

Сценарии  конкурсов чтецов.

Выставка  книг.

Атрибуты к уроку: (подборки книг)

Показательный материал «Наши достижения».

Видео материалы.

Презентация «Сердце отдаю детям»  2009г.

Аудиоматериалы.

Музыкальная палитра 2009г.

Список литературы.

1.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.

 2.Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. –  М.:Просвещение, 2010, 119с.

3. Аверина,  Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

5.Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.

6.Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова,   М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.

8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной  деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.

Дополнительная литература

1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках чтения.- Новокузнецк, 1997, 52с.

2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки чтения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.

 3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по чтению. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.

4.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.

5.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Чтение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.

6.Цветкова, И.В. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"

      Рабочая программа «Чтение с увлечением» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Чтение с увлечением".

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Чтение с увлечением"....

Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение. Работа с текстом"

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе "Чтение с увлечением" . Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена возрастными особенностями второклассников....

Программа по внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»

Особенностями построения программы «Чтение с увлечением» является то, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" +34 урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" +34 урока...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"...