Программа по внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»
рабочая программа по чтению (1 класс)
Особенностями построения программы «Чтение с увлечением» является то, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы ребёнка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость, доброта и т.д.
Характерной особенностью программы является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме.
Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.
Актуальность программы обуславливается потребностью общества в развитии духовно-нравственных, эстетических качеств личности человека; Произведения природоведческого характера имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о родной природе, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_s_uvlecheniem.docx | 50.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по внеурочной деятельности «Чтение с увлечением»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» для 2 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленной в ФГОС НОО.
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 года);
- Приказ МО РФ от 06.10 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ МО РФ от 26.11 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО РФ от 06.06.10 2009 г. № 373»
- Приказ МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Приказ МО РФ от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Авторской программы «Чтение с увлечением.», авторы М.В. Буряк, Е.Н. Карышева. Москва «Планета», 2016
- Методическими рекомендациями Буряк М.В., Карышева Е.Н. Чтение с увлечением. 2 класс.
- Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» № 240-V от 13 декабря 2013 г;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Курумканская СОШ №1», утвержденная 31.08.2015 г.;
- Уставом МБОУ «Курумканская СОШ №1», утвержденный 13.01.2012 г.
- Положением о рабочей программе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»
- Учебным планом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1», утвержденным 27.08.2015.
Основными целями изучения курса «Чтение с увлечением» являются:
- развитие интереса у обучающихся к произведениям природоведческого характера, понимание идейного содержания сказок, рассказов о природе, оценивание поступков героев и событий;
- формирование познавательного интереса к предметам литературного чтения, окружающего мира и русского языка через задания творческого и занимательного характера;
- создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся посредством изучения произведений о природе;
- духовно-нравственное развитие личности.
Программа определяет ряд задач:
- совершенствовать навыки чтения обучающихся;
- формировать у младших школьников мотивацию к чтению, развивать их устойчивый и осознанный интерес к чтению рассказов и сказок о животных;
- знакомить обучающихся с детской книгой как явлением культуры;
- формировать читательские умения, расширять читательский кругозор;
- формировать основы читательской культуры;
- вырабатывать привычку к осознанному чтению, умению применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения и русского языка (развитие речи);
- способствовать формированию информационной культуры обучающихся через разные виды заданий при работе с текстами;
- развивать воображение, литературно-творческие способности второклассников;
- развивать устную и письменную речь младших школьников;
- совершенствовать коммуникативные навыки;
- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- формировать стремление ребёнка к рассуждению и поиску.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности литературоведческих знаний, а также личностную заинтересованность в их расширении.
Особенностями построения программы «Чтение с увлечением» является то, что в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы ребёнка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость, доброта и т.д.
Характерной особенностью программы является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме.
Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.
Актуальность программы обуславливается потребностью общества в развитии духовно-нравственных, эстетических качеств личности человека; Произведения природоведческого характера имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о родной природе, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа.
Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна состоит в том, что данный курс «Чтение с увлечением. способствует формированию читательской компетентности второклассников, развивает их образное мышление, обогащает речь. Содержание занятий призвано расширить творческий потенциал детей, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена возрастными особенностями второклассников, их разносторонними интересами, любознательностью, увлечённостью, инициативностью.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты освоения учебного курса
- формирование целостного взгляда на мир средствами литературных произведений;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения природоведческого характера;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Предметные результаты освоения учебного курса
- понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов; устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения природоведческого характера, работать с планом произведения;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о доброте, заботе; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.
3Метапредметные результаты освоения учебного курса
Регулятивные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления;
- овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
- активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- умение слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Содержание учебного предмета, курса
Виталий Бианки «Музыкант»
Знакомиться с курсом «Чтение с увлечением.
Знакомиться с краткой биографией Виталия Бианки; определять жанр произведения; соединять линиями слова с их толкованием; вспоминать содержание рассказа и восстанавливать план повествования; выбирать слова, которые характеризуют старика и обосновывать свой ответ; находить в таблице с буквами названия героев рассказа; определять пропущенные слова в предложении и разгадывать кроссворд; отвечать на вопросы текста; рассуждать о том, что у человека должна быть добрая душа.
Соединять линиями слова с их лексическим значением; вписывать данные о произведении в карточку; восстанавливать порядок словесного плана; давать характеристику герою; находить в таблице с буквами название героев рассказа; разгадывать кроссворд.
Виталий Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок»
Вспомнить героев русской сказки «Колобок»; вспоминать содержание сказки «Лесной Колобок – Колючий Бок»; определять жанр произведения и вписывать данные о сказке-несказке в карточку; отвечать на вопросы по содержанию сказки; вспоминать песенку Лесного Колобка и дописывать пропущенные слова; называть героев сказки и раскрашивать их; выбирать пословицы, которые соответствуют сказке, и обосновывать свой ответ; находить в таблице с буквами названия героев сказки и закрашивать их; расставлять буквы по местам и восстанавливать имя главного героя сказки; рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть интересное вокруг.
Вписывать данные о произведении в карточку; выбирать из предложенных персонажей героев сказки и раскрашивать их; продолжать строчки из песенки; выбирать пословицы, которые соответствуют сказке; находить в таблице с буквами названия героев сказки; восстанавливать название главного героя сказки.
Николай Сладков «Непослушные малыши»
Знакомиться с краткой биографией Николая Сладкова; определять, в какой сборник можно поместить произведение «Непослушные малыши»; вспоминать содержание сказки; определять жанр произведения; соединять линиями слова с их толкованием; вспоминать содержание сказки и соединять линиями слова из текста и соответствующие им рисунки; раскрашивать картинки; определять, какие слова подходят для характеристики Медведушки; вспоминать персонажей сказки и разгадывать кроссворд; определять, что несказочного было в сказке-несказке; рассуждать, что в природе всё идёт последовательно в зависимости от времени года.
Вписывать данные о произведении в карточку; соединять линиями слова с их лексическим значением; соединять слова из текста с рисунками; давать характеристику герою; разгадывать кроссворд.
Николай Сладков «Трясогузкины письма»
Определять, в какой сборник можно поместить произведение «Трясогузкины письма»; вписывать данные о произведении в карточку; определять жанр произведения; соединять линиями слова с их толкованием; вспомнить содержание рассказа и восстанавливать цитатный план; определять сюжет, к которому подходит рисунок; выбирать и называть качества характера, которые проявились у людей в рассказе; разгадывать ребусы и называть зашифрованные слова; используя буквы в слове «трясогузка», составлять и записывать новые слова; перечислять, что узнали интересного из жизни птицы; рассуждать о милосердии, сострадании, заботливости.
Вписывать данные о произведении в карточку; определять лексическое значение слова по предложенному толкованию; восстанавливать цитатный план; выбирать сюжет, к которому подходит рисунок; выбирать качества характера у людей, которые проявились в рассказе; разгадывать ребусы; определять общее название объектов, зашифрованных в ребусах; составлять и записывать новые слова, используя слово «трясогузка».
Николай Сладков «Топик и Катя»
Отгадывать загадки и определять главных героев рассказа; вписывать данные о произведении в карточку; определять жанр произведения; определять и раскрашивать только героев рассказа; вспоминать содержание произведения и дополнять план; рассказывать, как жили Топик и Катя; составлять из букв имена героев рассказа; выбирать сюжет, к которому подходит рисунок; раскрашивать картинку; пересказывать, что узнали интересного из жизни животных; рассуждать о заботливом отношении к животным.
Вписывать данные о произведении в карточку; выбирать и раскрашивать только героев рассказа; дополнять план рассказа; определять лексическое значение слов и сочетаний слов; определять, как жили герои рассказа; составлять из букв имена героев; выбирать сюжет, к которому подходит рисунок; раскрашивать рисунок.
Виталий Бианки «Подкидыш»
Определять на основе загадки тему занятия; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; на основе предложенных толкований определять лексическое значение слова; вспоминать содержание текста и отвечать на вопросы теста; называть правила поведения в лесу; определять, какие правила поведения в лесу нарушены в рассказе; разгадывать ребусы и вписывать полученные слова в предложения; рассуждать о положительном отношении к пернатым друзьям – птицам.
Вписывать данные о произведении в карточку; соединять понятия и толкования слов; отвечать на вопросы текста; выбирать правила поведения в природе, которые нарушены в рассказе; разгадывать ребусы и вписывать полученные слова в предложении.
Николай Сладков «Осень на пороге»
Отгадывать загадку и определять время года; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; вспоминать содержание сказки и восстанавливать цитатный план; используя содержание сказки, рассказывать, как животные готовятся к зиме; определять главную мысль сказки; выбирать пословицы и доказывать, что данная пословица относится к тексту сказки; находить в таблице с буквами названия героев сказки и закрашивать их; вписывать слова в предложения и разгадывать кроссворд; рассуждать о том, что в природе всё идёт последовательно, в зависимости от времени года.
Вписывать данные о произведении в карточку; восстанавливать цитатный план; вписывать пропущенные слова в предложения; находить главную мысль в тексте; выбирать пословицы, которые относятся к тексту; находить в таблице с буквами названия героев и закрашивать их; разгадывать кроссворд.
Виталий Бианки «Теремок»
Вспомнить героев русской сказки «Колобок»; вспоминать содержание сказки «Лесной Колобок – Колючий Бок»; определять жанр произведения и вписывать данные о сказке-несказке в карточку; отвечать на вопросы по содержанию сказки; вспоминать песенку Лесного Колобка и дописывать пропущенные слова; называть героев сказки и раскрашивать их; выбирать пословицы, которые соответствуют сказке, и обосновывать свой ответ; находить в таблице с буквами названия героев сказки и закрашивать их; расставлять буквы по местам и восстанавливать имя главного героя сказки; рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть интересное вокруг.
Вписывать данные о произведении в карточку; соединять текст с рисунками; определять, почему животные в сказке Виталия Бианки не дружат; отгадывать загадки; дописывать слова-рифмы в загадку.
Евгений Чарушин «Друзья»
Знакомиться с творчеством Евгения Чарушина; беседовать о книгах Чарушина, определять их тематику; выяснять, в какой сборник можно поместить рассказ «Друзья»; определять жанр произведения; определять значение непонятных слов в рассказе; заполнять таблицу на основе событий в рассказе; восстанавливать предложения; давать характеристику героям; отвечать на вопросы по содержанию текста; знакомиться с образом жизни лисиц; называть слова-ассоциации к слову «дружба»; подбирать рифмы; рассуждать о дружбе и бережном отношении к природе; определять главную мысль рассказа.
Вписывать данные о произведении в карточку; заполнять таблицу на основе событий в рассказе; восстанавливать предложения; давать характеристику героям и описывать , как удалось подружиться дикому и домашнему животному; определять идейное содержание рассказа; выбирать верный ответ из предложенных; называть слова-ассоциации к слову «дружба»; подбирать рифмы в стихотворения о героях рассказа.
Михаил Пришвин «Ёж»
Знакомиться с творчеством Михаила Пришвина; беседовать о книгах Пришвина, определять их тематику; выяснять, в какой сборник можно поместить рассказ «Ёж»; определять значение непонятных слов в рассказе; отвечать на вопросы по содержанию текста; знакомиться с образом жизни ежей; рассуждать о качествах героев рассказа; разгадывать кроссворд; находить слова-сравнения; определять главную мысль рассказа; рассуждать о бережном отношении к природе и потребности общения с ней.
Вписывать данные о произведении в карточку; соединять стрелочкой слова, подходящие по смыслу; находить сравнения в тексте и вписывать их в предложения; давать характеристику герою и описывать, как человеку удалось подружиться с диким животным; из кроссворда выписывать буквы в определённом порядке, чтобы получились слова.
Евгений Чарушин «Что за зверь?»
Определять жанр произведения и вписывать данные в карточку; определять значение непонятных слов в рассказе; разгадывать загадки; отвечать на вопросы по содержанию текста; выполнять задания тестового характера; дополнять план рассказа; давать характеристику героям и событиям; знакомиться со следами некоторых зверей; знакомиться с образом жизни кроликов; описывать героев рассказа с помощью слов для справок; зачёркивать буквы по указанному правилу и читать получившиеся слова; определять главную мысль рассказа; рассуждать наблюдательности, бережном отношении к природе, заботе о животных.
Вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы теста; дополнять план рассказа; давать характеристику героям; выбирать слова, с помощью которых можно их описать; выполнять задания занимательного характера.
Михаил Пришвин «Этажи леса»
Определять жанр произведения и вписывать данные в карточку; определять значение непонятных слов в рассказе; анализировать отрывки из текста и определять качества человека; отвечать на вопросы по содержанию текста; подбирать свои названия к сюжетным рисункам; определять верные и неверные высказывания с опорой на содержание текста; определять главную мысль рассказа; раскрашивать героев рассказа и «расселять» их по этажам; рассуждать о том, что природа и человек неразделимы, об ответственности человека за свои поступки.
Вписывать данные о произведении в карточку; определять качества человека, опираясь на текстовое описание; рассматривать рисунки к тексту и подбирать к ним свои названия; определять верные и неверные высказывания; «расселять» животных по «этажам» в соответствии с текстом и раскрашивать рисунки.
Евгений Чарушин «Волчишко»
Определять жанр произведения и вписывать данные в карточку; определять значение непонятных слов в рассказе; разгадывать загадки; определять последовательность событий; отвечать на вопросы по содержанию текста; выяснять главную мысль произведения; знакомиться с правилами поведения в природе в занимательной форме (стихи); раскрашивать рисунки к рассказу; знакомиться с образом жизни волчат; определять по обложке книги тематику произведений; выяснять, какие чувства испытывает читатель при прочтении рассказа; рассуждать сочувствии, сопереживании герою рассказа.
Вписывать данные о произведении в карточку; определять последовательность событий в соответствии с текстом; составлять из слов предложение; находить и подчёркивать ответы на вопрос в отрывке из текста; рассказывать правила поведения в лесу; определять по рисунку правило, которое нарушил человек в рассказе; отгадывать загадки; раскрашивать рисунки.
Михаил Пришвин «Охота за бабочкой»
Отвечать на вопросы по содержанию рассказа; определять жанр произведения и вписывать данные в карточку; определять значение непонятных слов в рассказе; восстанавливать план рассказа; описывать героев с помощью слов для справок; разгадывать анаграммы; разгадывать загадки; знакомиться с правилами поведения в природе в занимательной форме (стихи); раскрашивать рисунки к рассказу; знакомиться с научными фактами из жизни собак (почему собаки высовывают язык); выяснять, какое настроение вызывает этот рассказ; рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть интересное вокруг.
Заполнять карточку с данными о произведении; восстанавливать план рассказа; выбирать слова, с помощью которых можно описать главных героев: бабочку и щенка; разгадывать анаграммы.
Евгений Чарушин «Кошка Маруська»
Отвечать на вопросы по содержанию рассказа; определять жанр произведения и вписывать данные в карточку; определять значение непонятных слов в рассказе; знакомиться с информацией о кошках; сопоставлять события в рассказе с временем года; давать характеристику герою рассказа (охотнику); составлять предложения из слов для справок; подбирать слова-ассоциации к сочетаниям слов «домашнее животное»; беседовать о том, как нужно относиться к домашним животным; рассуждать о таких качествах человека, как ответственность, чуткость; разгадывать кроссворд.
Вписывать данные о произведении в карточку; находить соответствия между событиями в рассказе и временем года; записывать с помощью слов для справок, на кого охотилась в лесу кошка; определять качества одного из главных героев рассказа – охотника; записывать слова-ассоциации к сочетаниям слов «домашнее животное»; разгадывать кроссворд.
Михаил Пришвин «Хромка»
Вспоминать содержание рассказа «Хромка» и отвечать на вопросы; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; определять значение непонятных слов в рассказе; характеризовать героев и оценивать их поступки; находить соответствие между словами и их значением; знакомиться с описанием диких уток; определять тематику произведения по обложке; определять основную идею рассказа; из букв слова составлять новые слова; раскрашивать рисунок; рассуждать о чувстве сострадания, бережном и заботливом отношении к животным.
Заполнять карточку с данными о произведении; соединять линиями слова с их лексическим значением; отвечать на вопросы по тексту; определять основную идею рассказа; оценивать поступки героев, определять их качества; составлять и записывать новые слова, используя слово «Хромка»; раскрашивать рисунок.
Эдуард Шим «Неслышные голоса»
Знакомиться с краткой биографией Эдуарда Шима; вспоминать содержание рассказа «Неслышные голоса»; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; на основе предложенных слов для справок составлять толкование слова; понимать, что такое вырубка и для чего она используется; вспоминать содержание рассказа и определять порядок предложений; выбирать слова, которые характеризуют детей, и обосновывать свой ответ; понимать, как барсуки общаются между собой; разгадывать филворд; дорисовывать и раскрашивать картинку; рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть интересное вокруг.
Вписывать данные о произведении в карточку; определять лексическое значение слова; определять порядок предложений в тексте; давать характеристику героям рассказа; разгадывать филворд, используя толкование слов; дорисовывать и раскрашивать картинку.
Эдуард Шим «Молчком-то лучше!»
Определять героя произведения на основе загадки; определять, в какой сборник можно поместить рассматриваемое произведение; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; извлекать информацию о животных из предложенного дополнительного текста; отвечать на вопросы по содержанию текста и соединять слова из текста с рисунками; восстанавливать цитатный план; используя слова для справок, описывать хомяка и объяснять значение выбранных слов; разгадывать ребусы на основе толкования зашифрованных слов; определять, что несказочного было сказке-несказке; рассуждать об умении видеть интересное вокруг.
Вписывать данные о произведении в карточку; соединять слова с рисунками; восстанавливать цитатный план; описывать хомяка, используя слова для справок; разгадывать ребусы; составлять из букв названия животных из сказки.
Николай Сладков «Кто в моём доме живёт?»
Определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; подписывать картинки, используя толкования слов; отвечать на вопросы по содержанию текста и соединять слова из сказки и картинки животных; выбирать высказывания о том, как нужно заботиться о птицах, дополнять список правил; разгадывать кроссворд, используя предложения из текста; придумывать свой рисунок скворечника, дорисовывать и раскрашивать дуплянку; определять, что несказочного было сказке-несказке; рассуждать о том, что в природе всё взаимосвязано.
Вписывать данные о произведении в карточку; определять названия предметов, используя толкование слов; соединять описания животных с картинками; определять, в каком порядке дятел разговаривал с животными; рассказывать, как нужно заботиться о птицах; разгадывать кроссворд; придумывать свой рисунок скворечника, дорисовывать и раскрашивать дуплянку.
Георгий Скребицкий «Белая шубка»
Знакомиться с творчеством Георгия Скребицкого; беседовать о книгах писателя, определять их тематику; выяснять, в какой сборник можно поместить рассказ; определять жанр произведения; определять значение непонятных слов в рассказе; составлять предложения с помощью слов для справок; характеризовать героев и их поступки; разгадывать кроссворд; знакомиться с научными фактами из жизни зайцев (смена цвета шерсти); рассуждать чувстве сострадания, умении помочь в трудную минуту.
Вписывать данные о произведении в карточку; выяснять, почему автор так назвал рассказ; составлять предложения о признаках зимы, пользуясь словами для справок; определять качества людей, опираясь на текстовое описание; разгадывать кроссворд.
Эдуард Шим «Медведь-рыболов»
Определять главного героя сказки на основе загадки; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по содержанию текста и соединять слова из сказки и картинки животных; отвечать на вопросы теста; описывать медведя и объяснять значение выбранных слов; разгадывать филворд и записывать полученные слова на строчках с их толкованием; зачёркивать каждую вторую букву, читать получившееся предложение и объяснять его смысл; определять, что несказочного было сказке-несказке; рассуждать об умении видеть интересное вокруг.
Вписывать данные о произведении в карточку; соединять слова с рисунками; отвечать на вопросы теста; описывать медведя, используя предложенные слова; разгадывать филворд; восстанавливать предложение.
Георгий Скребицкий «Длинноносые рыболовы»
Вспоминать содержание рассказа «Длинноносые рыболовы» и отвечать на вопросы; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; находить соответствия между вопросами и ответами; определять значение непонятных слов в рассказе; характеризовать героев и оценивать их поступки; восстанавливать план рассказа; определять качества человека; разгадывать анаграммы; рассуждать о наблюдательности, бережном отношении к природе.
Вписывать данные о произведении в карточку; находить соответствия между вопросами и ответами; восстанавливать план рассказа; определять качества человека, опираясь на текстовое описание; разгадывать анаграммы.
Эдуард Шим «Дятел, Синицы, Пищухи и Поползень»
Определять по описанию героя сказки; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по содержанию сказки; определять по словам из текста, о какой птице идёт речь и соединять слова из текста, название птицы и рисунок; соединять названия птицы и названия, которые автор даёт птицам; используя слова для справок, описывать дятла и объяснять значение выбранных слов; разгадывать кроссворд, используя загадки; разгадывать ребус и выбирать толкование слова; рассуждать о том, что в природе всё взаимосвязано.
Вписывать данные о произведении в таблицу; соединять линиями название птицы, слова из текста и рисунок; закрашивать соответственным цветом карточки со словами-названиями птиц; записывать, кто такие насекомыши; описывать дятла, используя слова для справок; разгадывать кроссворд; разгадывать слово и отмечать значение, которое ему соответствует.
Георгий Скребицкий «Сказка о Весне»
Вспоминать содержание сказки «Сказка о Весне» и отвечать на вопросы; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; определять значение непонятных слов в сказке; знакомиться с приметами весны, приводить свои примеры весенних примет; определять чувства главной героини сказки; подбирать слова-ассоциации к слову «весна»; определять по обложкам тематику произведений; выяснять, в какой сборник можно поместить произведение «Сказка о Весне»; сопоставлять героев и их слова; рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть изменения в природе.
Заполнять карточку с данными о произведении; находить соответствия между словами героев и рисунками; выбирать карточки с приметами весны, о которых говорится в сказке; называть и записывать свои весенние приметы; определять, какие чувства испытывала главная героиня сказки – Весна; подбирать и записывать слова-ассоциации к слову «весна»; разгадывать шифровки.
Николай Сладков «Кто такой?»
Определять главного героя произведения на основе загадки; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по содержанию сказки; рассматривать рисунок и выбирать сюжет, который соответствует данной иллюстрации; отвечать на вопросы теста; характеризовать кукушку и объяснять значение выбранных выражений; разгадывать филворд и вписывать полученные слова в предложения; используя буквы в слове «горихвост», составлять и записывать новые слова; определять, что несказочного было сказке-несказке; рассуждать о том, что в природе всё взаимосвязано.
Вписывать данные о произведении в таблицу; выбирать сюжет, к которому подходит рисунок; отвечать на вопросы теста; описывать кукушку, используя слова для справок; разгадывать филворд; составлять и записывать новые слова, используя слово «горихвост».
Георгий Скребицкий «Длиннохвостые разбойники»
Определять главных героев произведения (сороку и зайца) на основе их описания; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по содержанию рассказа; выяснять значение непонятных слов; составлять предложения; дополнять план рассказа; характеризовать главного героя и оценивать его поступки; подбирать другой заголовок к рассказу; разгадывать шифровки; определять главную идею произведения; рассуждать о том, что слабым и беззащитным нужно помогать, не оставаться равнодушным.
Вписывать данные о произведении в карточку; составлять предложения; дополнять план рассказа; выбирать качества, которые соответствуют главному герою; подбирать другой заголовок к рассказу; разгадывать шифровки.
Виталий Бианки «Заяц, косач, медведь и весна»
Определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по содержанию сказки; соединять понятия и толкования слов и словосочетаний, раскрашивать полученные пары соответствующим цветом; соединять слова из текста с рисунками животных; выбирать пословицы, которые соответствуют сказке, и объяснять их; вспоминать содержание сказки и разгадывать кроссворд; определять, в какое время суток наблюдал Дед Мороз за животными, и соединять слова с рисунками; раскрашивать картинки; определять, почему сказку можно назвать познавательной; рассуждать о том, что в природе всё взаимосвязано.
Вписывать данные о произведении в карточку; соединять понятия и толкования слов и словосочетаний; отвечать на вопрос и соединять карточки со словами и рисунки; выбирать пословицы, которые соответствуют сказке; разгадывать кроссворд; определять время суток и соединять карточки со словами и рисунки; раскрашивать картинки.
Евгений Чарушин «Болтливая сорока»
Вспоминать содержание произведения и отвечать на вопросы по тексту; определять главного героя произведения на основе загадки; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; раскрашивать рисунки героев; составлять предложения; описывать сороку с помощью слов для справок; знакомиться с образом жизни сороки; определять поучительный смысл произведения разгадывать анаграммы; рассуждать о бережном отношении к природе, понимании повадок животных.
Заполнять карточку с данными о произведении; раскрашивать рисунки, определять, к кому относятся слова главной героини – сороки; составлять из частей предложения; подбирать слова для описания сороки; определять, чему учит сказка «Болтливая сорока»; разгадывать анаграммы.
Эдуард Шим «Заячье семейство»
Определять главного героя произведения на основе загадки; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по содержанию текста и соединять слова из сказки и картинки животных; рассказывать, как мамы-звери говорят о своих детёнышах и объяснять значение выбранных слов; разгадывать филворд и записывать названия мам животных из сказки по количеству детей; находить в таблице с буквами названия детёнышей животных и закрашивать их; определять, почему сказку можно назвать познавательной; рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть интересное вокруг.
Вписывать данные о произведении в таблицу; соединять слова с рисунками; рассказывать, как звери-мамы говорят о своих детёнышах; разгадывать филворд; находить названия детёнышей животных-мам из сказки и закрашивать их.
Николай Сладков «Лиса-плясунья»
Определять главного героя произведения на основе загадки; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; соединять выражения и их толкования; отвечать на вопросы по содержанию рассказа и дополнять план; определять последовательность действий лисы в добыче пищи; перечислять качества, которыми обладает рассказчик; разгадывать ребусы и читать толкования слов; находить спрятанные в словах названия животных; определять, почему рассказ можно назвать познавательным; рассуждать о бережном отношении к природе, умении видеть интересное вокруг.
Вписывать данные о произведении в таблицу; соединять выражения и их толкования; дополнять план рассказа, определять последовательность действий лисы в добыче пищи; выбирать качества, которыми обладает рассказчик; разгадывать ребусы; находить в словах названия животных.
Георгий Скребицкий «Пушок»
Анализировать содержание рассказа и отвечать на вопросы учителя; определять главного героя произведения на основе загадки; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; выполнять задания тестового характера; выяснять значение непонятных слов; рассуждать о том, почему ёжик убежал из дому; характеризовать героев и оценивать их поступки; выяснять, какие чувства испытывал мальчик – герой рассказа; знакомиться с научными фактами из жизни ежей (зимняя спячка); разгадывать анаграммы; рассуждать об интересе к природе, наблюдательности.
Вписывать данные о произведении в карточку; находить соответствия между рисунком и отрывком из текста; отвечать на вопросы теста; размышлять о том, почему ёжик не убегал из дома; определять качества людей, у которых жил ёжик; выяснять, какие чувства испытывал мальчик – герой рассказа; разгадывать анаграммы.
Виталий Бианки «Плавунчик»
Анализировать содержание рассказа и отвечать на вопросы учителя; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; выполнять задания тестового характера; выяснять значение непонятных слов; знакомиться с образом жизни плавунчика; определять поучительный смысл рассказа; подбирать другой заголовок к рассказу; разгадывать шифровки; рассуждать о бережном и заботливом отношении к природе; о том, что слабым и беззащитным животным нужно помогать.
Вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы теста; рассуждать, чему учит рассказ; подбирать другое название рассказу, исходя из его идейного содержания; разгадывать шифровки.
Георгий Скребицкий «Дружба»
Анализировать содержание рассказа и отвечать на вопросы учителя; определять главного героя произведения; определять жанр произведения и вписывать данные о произведении в карточку; выполнять задания тестового характера; выяснять значение непонятных слов; характеризовать героев и оценивать их поступки; рассуждать об интересе к природе, наблюдательности.
Вписывать данные о произведении в карточку; отвечать на вопросы по тексту; восстанавливать план рассказа; определять, какие чувства испытывал читатель при прочтении рассказа; размышлять о том, почему грач не стал бояться людей; определять качества людей, у которых жил грач; разгадывать кроссворд.
Итоговое занятие
Вспоминать названия произведений, героев и их клички; выяснять, чему учат нас сказки и рассказы природоведческого характера; вспоминать содержание произведений и отвечать на вопросы теста; называть произведения и выписывать название и фамилию автора на обложку; находить соответствия между писателями и их произведениями; разгадывать кроссворд и шифровку; размышлять о том, какими качествами должен обладать человек, любящий природу; заполнять лист самооценивания.
Отвечать на вопросы теста; вписывать названия и автора произведений на обложку книг; находить соответствие между кличками животных – героев произведений и их рисунками; вспоминать и записывать названия произведений, где встречаются герои – заяц и ёж; находить соответствия между писателями и их произведениями; определять, чему учат читателей рассказы и сказки природоведческого характера; размышлять о том, какими качествами должен обладать человек, любящий природу; разгадывать кроссворд; разгадывать зашифрованное слово.
Отбор детской литературы для чтения производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей младшего школьного возраста;
- все используемые произведения входят в круг детского чтения и могут использоваться в процессе организации самостоятельного чтения.
Основными характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия, которые состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
- демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационном экраном;
- фронтальная, когда обучающиеся одновременно работают под управлением педагога;
- самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Обучение носит деятельностный и развивающий характер. В ходе занятий обучающиеся осваивают следующие виды внеурочной деятельности:
- познавательная деятельность;
- игровая деятельность;
- художественно-эстетическая деятельность.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Курумканская СОШ №1» и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебным предметам в МБОУ «Курумканская СОШ №1».
Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении
- разнообразные виды дополнительных тренировочных заданий с целью ликвидации пробелов в знаниях;
- дифференцированное домашнее задание;
- консультационная поддержка и помощь;
- обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание ситуации успеха.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Так как учебный план МБОУ «Курумканская СОШ» предусматривает 35 рабочих недели, а авторская программа рассчитана на 34 часа, то 1 час добавляется на резерв.
Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с учебным планом школы. На реализацию регионального компонента в соответствии с учебным планом отводится 10% учебного времени — 3 часа в год.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема занятий | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Виталий Бианки «Музыкант» | 1 | 07.09 | |
2 | НРК. Николай Дамдинов «Храбрый козленок Бабана» | 1 | 14.09 | |
3 | Николай Сладков «Непослушные малыши» | 1 | 21.09 | |
4 | Николай Сладков «Трясогузкины письма» | 1 | 28.09 | |
5 | Николай Сладков «Топик и Катя» | 1 | 05.10 | |
6 | Виталий Бианки «Подкидыш» | 1 | 12.10 | |
7 | Николай Сладков «Осень на пороге» | 1 | 19.10 | |
8 | Виталий Бианки «Теремок» | 1 | 26.10 | |
9 | Евгений Чарушин «Друзья» | 1 | 09.11 | |
10 | Михаил Пришвин «Ёж» | 1 | 16.11 | |
11 | Евгений Чарушин «Что за зверь?» | 1 | 23.11 | |
12 | Михаил Пришвин «Этажи леса» | 1 | 30.11 | |
13 | Евгений Чарушин «Волчишко» | 1 | 07.12 | |
14 | НРК. Дондок Улзытуев «Ая ганга» | 1 | 14.12 | |
15 | Евгений Чарушин «Кошка Маруська» | 1 | 21.12 | |
16 | Михаил Пришвин «Хромка» | 1 | 28.12 | |
17 | Эдуард Шим «Неслышные голоса» | 1 | 18.01 | |
18 | Эдуард Шим «Молчком-то лучше!» | 1 | 25.01 | |
19 | Николай Сладков «Кто в моём доме живёт?» | 1 | 01.02 | |
20 | Георгий Скребицкий «Белая шубка» | 1 | 08.02 | |
21 | Эдуард Шим «Медведь-рыболов» | 1 | 15.02 | |
22 | ГеоргийСкребицкий«Длинноносыерыболовы» | 1 | 22.02 | |
23 | Эдуард Шим «Дятел, Синицы, Пищухи и Поползень» | 1 | 29.02 | |
24 | Георгий Скребицкий «Сказка о Весне» | 1 | 07.03 | |
25 | Николай Сладков «Кто такой?» | 1 | 14.03 | |
26 | НРК. Владимир Анищенко «Качели» | 1 | 21.03 | |
27 | Виталий Бианки «Заяц,косач, медведь и весна» | 1 | 04.04 | |
28 | Евгений Чарушин «Болтливая сорока» | 1 | 11.04 | |
29 | Эдуард Шим «Заячье семейство» | 1 | 18.04 | |
30 | Николай Сладков «Лиса-плясунья» | 1 | 25.04 | |
31 | Георгий Скребицкий «Пушок» | 1 | 02.05. | |
32 | Виталий Бианки «Плавунчик» | 1 | 08.05 | |
33 | Георгий Скребицкий «Дружба» | 1 | 16.05 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | 23.05 | |
35 | Резерв | 1 | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"
Рабочая программа «Чтение с увлечением» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Чтение с увлечением".
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Чтение с увлечением"....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе "Чтение с увлечением" . Педагогическая целесообразность данного курса обусловлена возрастными особенностями второклассников....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" +34 урока
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" +34 урока...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" для 1 класса начального общего образования
Программа представляет собой интеграцию предметов «Литературного чтение», «Окружающий мир» и «Русский язык» (развитие речи) и является одним из возможных вариантов ...
Программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением"
Программа учебного курса внеурочной детальности «Чтение с увлечением» для 1–4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государ...