Урок мужества "Город мужества и славы "
классный час (1, 2, 3, 4 класс)
Материал содержит всё необходимое для проведения: сценарий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_muzhestva_i_slavy.docx | 33.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Город мужества и славы. День снятия блокады Ленинграда.
Задачи: вызвать у детей чувства сопереживания жертвам блокады, гордости за мужество соотечественников, непринятия фашизма. Развивать творческие способности учащихся. Формировать знания об истории России. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения и любви к истории своей Родины
Героическим защитникам Ленинграда,
Участникам прорыва и снятия блокады Ленинграда,
Пережившим страшную 900-дневную блокаду,
Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых … ПОСВЯЩАЕТСЯ
Ученик:
Опять война,
Опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:’’ Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне”
Ученик:
И может показаться:
Правы
И убедительны слова
Но даже если это правда,
Такая правда - не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Ученик
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть,
Она как сила нам нужна.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война и уже 8 сентября 1941 года немцы были у стен Ленинграда.
В Берлине Гитлер громогласно заявлял: «Через 3 недели мы будем в Ленинграде». Был даже намечен день банкета в гостинице «Астория» и отпечатаны специальные пропуска.
Ленинград готовил врагу отпор. На стенах домов появились плакаты: «Родина – мать зовет!», «Защитим город Ленина». Все военнообязанные ушли на фронт с начала войны, а в городе создавались батальоны ополченцев, которые сразу же уезжали на Лужский рубеж обороны.
Началась блокада города, которая длилась долгих 900 дней.
Видеоролик
Ведущий.
Пришла зима 1941 года – суровая, лютая. Не работал водопровод и канализация, нет электричества и топлива, встал транспорт. Истощенные голодом, обессилевшие ленинградцы жили без освещения, в не отапливаемых квартирах и комнатах с выбитыми стеклами, за водой приходилось ходить к рекам и каналам.
Ученик
Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.
Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил –
Исполнен малых наших сил.
Бомбардировка не прекращалась, ни днем, ни ночью, а ночью немцы бьют главным образом по самым населённым частям города, где больше всего спит людей. Так «воюют» немцы! » На Невском проспекте на домах пестрели надписи. Кричала каждая стена.
Чтец : На Невском надписи пестрели.
Кричала каждая стена:
«Внимание!
При артобстреле
Опасна эта сторона!»
Чтец : Весь Ленинград, как на ладони,
С горы Вороньей виден был.
И немец бил
С горы Вороньей,
Из дальнобойной «берты» бил.
Чтец : Без перерыва
В голод, в горе,
В ребячий выкрик,
В хлеб и соль,
В последний свет
В последнем взоре,
В его отчаянья и боль.
В среднем на каждый день блокады приходилось 300 разрывов бомб. Месяцами, день за днём, фашистские батареи стреляли по городу залпами с интервалом в 5-10 мин.
Только за сентябрь, октябрь и ноябрь 1941 г. по городу 251 раз объявлялась воздушная тревога.
Содрогалась израненная земля. Падали сражённые осколками люди, погибали в заводских цехах, на боевых постах под обломками пылающих зданий. Кровью окрасился гранит Ленинграда…
От рук фашистских палачей погибли 16 747 защитников города, 33782 человека получили увечья.
Но в арсенале врага имелось оружие не менее страшное.
Чтец : Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
В плен ленинградцев забрать.
Ведущий:
Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.
Дети в осажденном городе. Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось немало – около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей.
(Портрет Тани Савичевой. Страницы дневника.)
Печальна история 11летней ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады города вела дневник. В него она записывала даты смерти своих родных. Этот дневник – документ, свидетельство тех страшных дней.
Большая семья Савичевых, в которой Таня была самой младшей, жила на Васильевском острове.
Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.
Таня была эвакуирована в другой город. Эшелон, в котором находилась Таня, неоднократно попадал под бомбёжки. Два года Таня ещё жила. Но её часто мучили головные боли, у неё открылся туберкулёз – страшное заболевание. А незадолго до смерти девочка ослепла. Девочке поставлен памятник.
Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.
Но вот в ноябре-декабре1941 – январе 1942 года начинает действовать ледовая «Дорога жизни» - по Ладожскому озеру.
Есть разные дороги - магистральные, городские, деревенские, разбитые и ухоженные, есть даже гоночные и кольцевые, но была и есть одна дорога, цена которой - жизнь ленинградцев, и не вспомнить о ней нельзя.
Видеоролик
"Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги".
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре -
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря "священным даром" назван
Обычный хлеб и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
Хлебный паёк в то время представлял собой тёмно – коричневую липкую массу, наполовину состоявшую из примесей.
Пытаясь заглушить муки голода, люди ели столярный клей, вазелин, глицерин, варили кожаные ремни. На территории сгоревших от бомбёжки Бадаевских складов собирали комья промёрзшей земли – ведь она пропиталась сахаром. Вымачивали эту землю и чуть сладковатой водой поили детей.
Тяжелее всех приходилось матерям, которые боролись не за себя, а за своих маленьких беспомощных детей. Ведь их нужно было отстоять не только от снарядов, но и от голода и мороза.
Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть было нечего.
Ведущий:
Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.
На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
Ученик:
В далёком тревожном военном году,
Под гром батарей у земли на виду,
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда
На парте осталась раскрыта тетрадь,
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и холод
И мы никогда не забудем с тобой,
Как вместе со взрослыми приняли бой,
Им было всего лишь 12,
Но были они ленинградцы
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом –
Паспорта.
Песня «Им было всего лишь 12»
Многие подростки работали в бытовых отрядах, собирали металлолом, тушили зажигательные бомбы, работали связистами, рабочими в совхозах, девочки вязали носки и варежки для фронта.
В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он работает (Звучит запись метронома и песня «Ленинградский метроном»)
Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители.
900 дней длилась блокада Ленинграда. На помощь ленинградцам поднялась вся страна. Продовольствие, уголь, нефть, горючее для танков и самолетов доставлялись в Ленинград по Ладоге. А блокада все продолжалась. Прошло лето. Потом снова настала зима. Потом еще одна весна, еще одно лето, еще одна зима… и когда, наконец, 27 января 1944 года кольцо блокады было прорвано, радости горожан не было конца.
Видеоролик День снятия блокады
Позади остались 900 страшных дней, когда город задыхался от вражеской осады. Пришло долгожданное освобождение.
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта. Измождённые жители, все до одного вышли на улицы города, чтобы увидеть салют победы.
Ученик: Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня Ленинградцы
Плачут.
Ученик:
-В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Ученик:
-Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Ученик: -Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!
Ученик -От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, –
Всё! Закончилась блокадная пора!
Ученик
-Есть салют у нас весной – на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды
Тот салют в голодно-белом январе…
Город выстоял! Он выжил и получил почетное звание «Город герой». Прошли годы! И еще пройдет время! Но героические дни Ленинградской обороны впечатаны в историю навечно. Это прошлое неподвластно времени. Оно не померкнет, не исчезнет, не забудется никогда.
Ребята, священное место для каждого Ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Там похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил… Горит вечный огонь….
Люди!
Покуда сердца стучат, -
Помните!
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, -
Помните!
О тех кто уже никогда не споет, - помните!
Детям своим расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
Убейте войну!
Прокляните войну!
Люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните.
Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю: Помните!
В память о погибших в блокаду, на полях сражений, трудившихся в тылу, не покладая рук, объявляется минута молчания. Прошу всех встать.
Улицы, ограды, парапеты,
Толпы… толпы… Шпиль над головой.
Северным сиянием победы
Озарилось небо над Невой.
Гром орудий, но не грохот боя.
Лица… лица. Выраженья глаз.
Счастье, радость… Пережить такое
Сердце в состоянье только раз.
Слава вам, которые в сраженьях
Отстояли берега Невы.
Ленинград, не знавший пораженья,
Новым светом озарили вы.
Слава и тебе, великий город.
Сливший воедино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил!
Видеоролик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация .Школа гражданского мужества гимназистов «СЛАВИЯ»
В презентации показаны направления работы гражданско-патриотического клуба "Славия"...
Программа гражданско-патриотического воспитания «Школа гражданского мужества гимназистов «СЛАВИЯ»
Воспитательная программа гражданско-патриотического клуба "СЛАВИЯ"...
Урок-конкурс экскурсоводов «Минута славы на поле чудес в г.Суздале»
Цели и задачи урока: Образовательные– формировать у учащихся устойчивые представления о древнем плотницком ремесле, то есть постройке церквей, изб и хозяйственных построек без единого гвоздя; об ...
Марш-бросок «Мужество, смелость, слава»
Игровая познавательная программаМарш-бросок «Мужество, смелость, слава»...
Час общения на тему «О подвиге, о мужестве, о славе»
Кажется что герои, это недосягаемые люди и живут они где- то на другой планете. но на самом деле героем может стать каждый, стоит только с дества развивать в себе определенные черты характера, к...
Бинарный урок ОРКСЭ ОПК + литературное чтение 4 «Б» класс, I триместр Тема урока: «О мужестве, вере и служении Отечеству. Спор Петра I и святителя Митрофана Воронежского».
конспект урока и презентация...
Классный час "О мужестве и славе"
Классный час "О мужестве и славе" проводится в интересной формев интересной форме. Дети вспоминают героев от Крещения Руси до наших дней....