Программа гражданско-патриотического воспитания «Школа гражданского мужества гимназистов «СЛАВИЯ»
методическая разработка на тему
Воспитательная программа гражданско-патриотического клуба "СЛАВИЯ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma_shkoly_grazhdansko-patrioticheskogo_kluba_slaviya.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия
Программа гражданско-патриотического воспитания
«Школа гражданского мужества гимназистов «СЛАВИЯ»
Для учащихся 1-4 классов
Сроки реализации – 4 года
Историческое значение каждого... человека измеряется
его заслугами Родине, а человеческое достоинство - силою его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
Программа составлена учителями начальных классов
Антоновой Е.Е
Горбуновой Л.В.
Узловая, 2012 г
Пояснительная записка
Данная программа ориентирована на пробуждение и развитие у дошкольников и детей младшего школьного возраста духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России. В воспитание Гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России, которая нашла отражение в Законе РФ «Об образовании».
Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков. Однако без взаимодействия и сотрудничества с важнейшим институтом социализации личности -семьей - эффективное воспитание гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов молодых россиян, подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентом мире не могут быть реализованы в полном объеме.
Среди факторов формирования гражданской идентичности можно назвать следующие:
-общее историческое прошлое (общая судьба), воспроизводящееся в мифах, легендах и символах;
- самоназвание гражданской общности;
- общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;
- общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;
- переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными ситуациями в стране.
Гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности, выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.
Формирование гражданской идентичности осуществляется различными институтами социализации (школы, общественные организации, учреждения дополнительного образования, культура и спорт, средства массовой информации и т.д.). В семье же закладываются основы нравственности личности. Поскольку именно она является своеобразной первичной средой, приобщающей ребенка к опыту того или иного общества, именно в ней формируются представления о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществе. Очень важно, что бы ребенок не просто механически усваивал и воспроизводил те или иные образцы, а трансформировал их в насыщенные личностные смыслы, ценности, реализуемые в индивидуализированных формах гражданского и социального поведения. Сама семья не является пассивным транслятором социальных ролей и типичных для них шаблонов поведения, она преломляет их в индивидуальном опыте жизни каждого поколения, создает свои уникальные внутрисемейные представления о том, что такое Отечество, малая Родина, семья. Тем самым задаются уникальные ориентиры процессу гражданской идентификации каждого конкретного ребенка.
В Концепции модернизации российской системы образования определена важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующего развитию склонностей, способностей, интересов, социальному и профессиональному самоопределению детей и молодежи. Дополнительное образование является сегодня одной из самых динамических образовательных систем – постоянно обновляется его содержание, методы, формы с детьми и подростками. Работа учителя становится творческой и интересной, именно в этой системе учитель обретает надежных партнеров и помощников в деле воспитания детей
Патриотическое воспитание в школе - это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива, учащихся по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание в рамках школы направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в начальном школьном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится трудиться, не будет любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Патриотическое воспитание в начальной школе формирует образ Родины в младшем школьном возрасте. Занятия имеют ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступают как активный познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, ее истории, культуре и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся к Родине и впоследствии, при определенных условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей.
Введение школьников в мир истории целесообразно осуществлять с использованием материала о родном городе, крае, о родной стране, подобно тому, как приобщение к языку начинается с овладения родной речью. Патриотизм необходимо воспитывать уже в начальной школе. Школьники погружаются в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разных событиях и их участниках.
Младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местные музеи, походы по местам боевой и трудовой славы, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Поэтому в программе даются предложения по привлечению на уроках регионального (краеведческого) исторического материала. Он дает возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику.
Тема программы была определена нами по нескольким причинам:
• во-первых, актуальностью и насущностью этой проблемы, ее огромным значением для нашего общества и государства;
• во-вторых, отсутствием научной концепции воспитания духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма у подрастающего поколения, которая отвечала бы его интересам, соответствовала бы духу нашего времени;
• в-третьих, ориентацией на новые подходы и проблемы патриотического воспитания, развития у подрастающего поколения позитивно направленных социально значимых сторон, качеств, их активного проявления в интересах общества и государства.
Программа призвана значительно активизировать целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры,традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит:
• помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;
• вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.
Организация работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется во взаимодействии с детским садом «Солнышко».
Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, родному краю, Отечеству, планете Земля.
Системообразующей МБОУ гимназии является формирование российской идентичности личности гимназиста посредством гражданско-патриотического воспитания, развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Актуальность программы
В настоящее время в России формируется гражданское общество, правовое государство. Все это привело к изменению системы образования.
Самореализация личности в период обучения и после его, социализация её в обществе, адаптация к изменениям на рынке труда являются итогом учебно-воспитательного процесса.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.
Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающие направления в образовании.
Гражданское воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей. А также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию. Формирование сознания «Я – гражданин России» должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека.
Цели программы
- Создание целостной системы гражданско-патриотического воспитания в школе, ориентированного на становление и развитие личности,
- готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве;
- свободной, обладающей чувством собственного достоинства, гуманистически ориентированной;
- любящей свою семью, школу, край, малую и большую Родину;
- личности культурной, нравственной, готовой к самореализации в общественно-полезной и личностно-значимой деятельности.
Задачи программы
- - формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
- - формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
- - формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- социальное партнерство детского сада, школы, семьи, общественности, жителей микрорайона в патриотическом воспитании детей.
- изучение среды микрорайона, выявление ее воспитательных возможностей, поиск способов использования воспитательного потенциала среды
Механизм реализации программы.
- Основными исполнителями мероприятий программы являются педагоги, учащиеся и их родители, воспитанники детского сада «Солнышко».
- Программа реализуется в школе со 1-го по 5-ый класс.
Мероприятия по реализации программы
- «Я и Я»
- «Я и семья»
- «Я и культура»
- «Я и школа»
- «Я и мои младшие друзья»
- «Я и Отечество»
- «Я и мир»
«Я и Я»
Формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия
Игры на развитие произвольности психических процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.) | игры |
«Мой режим дня» | беседа |
«Кто я? Какой я?», «Мое хобби», «Хочу и надо» | беседа |
«Познай себя» | тест |
«Кем быть?» | тест, беседа, встреча с представителями разных профессий |
«Мой портфель» | Беседа, игра |
Мероприятия о здоровом образе жизни | Игры, беседы, конкурсы, соревнования |
Мероприятия, пропагандирующие вред курения, алкоголя, наркотиков | Беседы, тесты, ролевые игры |
День здоровья | Игры, соревнования |
«Я и семья».
Формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
- формирование уважения к членам семьи и семейным традициям;
- воспитывать ребенка, любящего своих родителей;
- формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
- сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
- сформировано понятие о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать свое слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия
«Что значит быть хорошим сыном и дочерью» | Беседа |
«Я и моя семья», «Моя мама», «Золотые бабушкины руки», «Мой папа-солдат», «День Матери» | Конкурсы стихов и рисунков, вечера |
«Мама, папа, я – дружная семья» | Спортивный праздник |
«Как уберечь детей от алкоголя, табака и наркотиков» | Беседы с родителями |
«Мои родные – защитники Родины» | Фотовыставка |
«Семейные традиции», «Фотографии из семейного альбома» | Классный час, фотовыставка |
«Я и культура».
Формирование отношения к искусству.
Задачи:
- воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;
- формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Предполагаемый результат деятельности:
- умение видеть прекрасное в окружающей жизни;
- занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла;
- участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия
Родительский всеобуч, анкетирование | Консультации |
Конкурс чтецов «Любимые произведения моей семьи» | Районный конкурс |
«Волшебный мир руками детей» | Выставка |
«Красота Божьего мира»,«Масленица» | Фестиваль дет. тв-ва, праздник |
Экскурсии по историко-литературным памятным местам родного края | Экскурсии |
Неделя детской книги. «Мои любимые книги» | Праздник, выставка |
Новогодние программы | Утренник |
Концерт к 8 марта и Дню учителя | Концерт |
Театральные вечера(концерты Тульской филармонии и узловского молодежного театра) | Спектакли |
Выставка детских рисунков | Выставка |
«Я и гимназия».
Формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей сознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
- осознание учеником роли знаний в жизни человека;
- овладение этикой взаимоотношений «ученик-учитель», «ученик-ученик»;
- выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей;
- умение пользоваться правами ученика;
- выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия
Праздник первого звонка | Торжественная линейка, День Знаний |
«Мой школьный дом» | Экскурсия для 1 классов по школе |
«Правила поведения в школе» | Беседа |
«Моя школа», «Школа будущего», «Школа, в которой я хотел бы учиться» | Конкурс сочинений и рисунков |
Знакомство с Уставом школы | Беседа |
День учителя | Концерт |
День самоуправления | Ролевая игра |
Праздник последнего звонка | Торжественная линейка |
Выпускной вечер из начальной школы | Школьный вечер |
День Науки | Открытые мероприятия |
Конкурс «Самый спортивный класс» | Соревнования |
Проведение конкурса на самый чистый и уютный класс. | Общешкольный конкурс |
Неделя безопасности жизнедеятельности | Минуты общения |
Мероприятия под девизом «Школа наш дом ,нам его и беречь» | Субботники |
Организация летнего отдыха учащихся в школьном оздоровительном лагере |
«Я и мои младшие друзья»
Формирование прочных социальных между гимназией и детским садом.
Задачи:
- наладить контактные связи между двумя учреждениями микрорайона-гимназией и детским садом «Солнышко»;
- найти пути реализации программы «Школа гражданского мужества гимназистов «СЛАВИЯ», опираясь на совместную деятельность двух социальных учреждений ;
- Подготовка и взаимопосещение мероприятий, направленных на реализацию программы.
Предполагаемый результат деятельности:
- прочный контакт между двумя социальными учреждениями;
- Проведение совместных мероприятий, направленных на сплочение детских коллективов;
Мероприятия
«Давайте познакомимся» | Вечер встречи с воспитанниками детского сада |
«Знай правила движения, как таблицу умножения» | Мини-сценки |
«Семейная реликвия» | Презентация |
Поздравление с Новым годом | Газета |
«Масленица» | Праздник |
«Веселые старты» | Спортивный праздник |
«Майскими короткими ночами» | Возложение цветов к Вечному Огню, поздравление участников ВОВ |
«Я и Отечество».
Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
- убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия
Государственная символика России | Оформление стендов ,беседы |
«Узловая-город-труженик, Узловая-город-воин», «Фотография с историей», стенгазета « Мой папа-солдат» | Презентация, фотовыставка, газета |
« Вахта Памяти» | Часы общения, спортивные мероприятия, концерт |
Работа по профилактике дорожного травматизма | Беседы |
Сбор материала для школьного краеведческого музея | Акция |
«Помним, скорбим» (годовщина освобождения Узловой от немецко-фашистких захватчиков) | День памяти |
«Майскими короткими ночами…» | Праздник в микрорайоне, поздравление ветеранов |
Уроки мужества | Классные часы |
«Я и мир».
Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
учащиеся должны серьезно задуматься над существование на планете Земля и над тем, как ее сохранить.
Мероприятия
Месячник Здоровья «Мы за здоровое поколение россиян» | Беседы, игры, конкурсы |
Турпоход | |
Организация работы учащихся по благоустройству территории гимназии | субботники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности Курса «Гражданско – патриотическое воспитание» для 3 класса «Я- ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Рабочая программа по внеурочной деятельностиКурса «Гражданско – патриотическое воспитание» для 3 класса«Я- ГРАЖДАНИН РОССИИ»...
Презентация .Школа гражданского мужества гимназистов «СЛАВИЯ»
В презентации показаны направления работы гражданско-патриотического клуба "Славия"...
Марш-бросок «Мужество, смелость, слава»
Игровая познавательная программаМарш-бросок «Мужество, смелость, слава»...
Час общения на тему «О подвиге, о мужестве, о славе»
Кажется что герои, это недосягаемые люди и живут они где- то на другой планете. но на самом деле героем может стать каждый, стоит только с дества развивать в себе определенные черты характера, к...
Урок мужества "Город мужества и славы "
Материал содержит всё необходимое для проведения: сценарий....
«Практика клубной деятельности как основа формирования российской гражданской идентичности гимназиста»
Представляем вашему вниманию передовые и инновационные педагогические практики деятельности гражданско-патриотического клуба «Славия». «Я - граждан...
Классный час "О мужестве и славе"
Классный час "О мужестве и славе" проводится в интересной формев интересной форме. Дети вспоминают героев от Крещения Руси до наших дней....