Бинарный урок ОРКСЭ ОПК + литературное чтение 4 «Б» класс, I триместр Тема урока: «О мужестве, вере и служении Отечеству. Спор Петра I и святителя Митрофана Воронежского».
методическая разработка (4 класс)
Предварительный просмотр:
Бинарный урок ОРКСЭ ОПК + литературное чтение
4 «Б» класс, I триместр
Тема урока: «О мужестве, вере и служении Отечеству. Спор Петра I и святителя Митрофана Воронежского».
Цели: познакомить учащихся с жизнью великих сынов Отечества царя Петра I и святителя Митрофана Воронежского, с историей государства Российского; исследовать литературное произведение древнерусского наследия, отражающие тематику Петровской эпохи.
Задание: в стиле императорского театра, разучивание и представление сценки «Спор Петра I и святителя Митрофана Воронежского».
Характеристика видов деятельности учащихся
Приобретать представление о жизни великих сынов Отечества царя Петра I и святителя Митрофана Воронежского, о историей государства Российского Петровской эпохи.
Понимать и использовать в творческой работе выразительные театральные возможности учащихся: интонацию голоса, выразительное чтение текста.
Выражать мимикой и жестами настроение и переживания главных героев, а так же уметь передавать личностные характеристики героев сценки.
Универсальные учебные действия
Предметные:
- познакомиться с жизнью великих сынов Отечества царя Петра I и святителя Митрофана Воронежского, с историей государства Российского Петровской эпохи;
- научиться анализировать новый материал, определять понятия святитель, император.
Метапредметные:
- научиться планировать деятельность в учебной ситуации;
- принимать активное участие в обсуждении нового материала;
- анализировать характерные свойства личности, приобретать творческие навыки театрального выступления, научиться передавать мимикой и жестами передавать настроение героев;
- понимать позицию одноклассника; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией, уметь слушать друг друга, обмениваться мнениями, планировать деятельность и работать по плану;
- определять неразрывную связь истории, литературы и религии.
Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала. Осознавать свои эмоции, уметь чувствовать настроение в произведении. Проявлять интерес к творчеству, истории, культуре. Осознавать многообразие и богатство выразительных возможностей цвета
Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация, распечатанные тексты, распечатанные слова для работы над понятиями, реквизит для сценки, костюмы царя Петра I и Святителя Митрофана Воронежского.
Технологии используемые на уроке:
- Проблемная
- Здоровьесберегающая
- Игровая
- Групповая
- ИКТ
- Дифференцированный
- Проектная
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Подготовительный, организацион ный | Здравствуйте, ребята! | Ученики приветствуют учителя. |
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы 1 минута Шадрина И.А. | Тема урока «О мужестве, вере и служении Отечеству. Спор Петра I и святителя Митрофана Воронежского» Цель и задачи исследования: познакомить учащихся с жизнью великих сынов Отечества царя Петра I и святителя Митрофана Воронежского, с историей государства Российского; исследовать литературное произведение древнерусского наследия, отражающие тематику Петровской эпохи. Объект исследования: Петровская эпоха. Предмет исследования: царь Петр I и святитель Митрофан Воронежский Актуальность исследования: В этом году Россия празднует 350-летие со дня рождение Петра I. Давайте с вами попробуем погрузиться в историю и познакомиться с Великими людьми того времени. Проблемное поле: Мы попробуем с вами создать сценку императорского театра. | Слушают. |
5 минут Шадрина И.А. ОРКСЭ
| Просмотр презентации по теме
Учитель работает с презентацией и знакомит учащихся с Петром I и святителем Митрофаном Воронежским.
| Работают с презентацией, внимательно рассматривают репродукции картин, анализируют новый материал. |
Шадрина И.А. Оржеховская В.В. 5 минут |
Выразительное чтение. Оржеховская В.В.
Слова на доске надо распределить по 2 группам: Одни слова должны характеризовать Петра, а другие Митрофана. Активный, святой, жестокий монарх, мудрый старец, святитель, сильный. | |
15 минут Оржеховская В.В. |
Предлагаем ребятам по желанию выбрать роли Петра и Митрофана. Прорепетировать и сыграть у доски. Но сначала разучиваем в парах. | Театральное представление |
5 минуты Оржеховская В.В. |
Выступления. Просмотр сценок ребятами. | Рассматривают различные варианты, свои варианты реализации работы. |
1 минута Оржеховская В.В. Итог урока | Рефлексия. Тема затронута, исследования проведены, знания обобщены и закреплены, проект нашел свое применение на практике. Что понравилось? В чем были трудности? Пожалуйста, оцените свои работы. | Дети высказывают оценочные суждения, делятся впечатлением Анализ. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Петр I Не простым было правление Петра Первого на Руси. Петр был очень активным и жестоким монархом. Казни, подавление мятежей и бунтов, война со Швецией. Но при этом, Петр поднимает уровень благосостояния народа, уровень культуры, учится у Европы, приглашает иностранных мастеров обучать россиян новым ремеслам.
Икона Святителя Митрофана Воронежского Автор: неизвестен Размер: 36 х 30,5 см Техника: Дерево, темпера Время создания: XIX век Местонахождение: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва Изображенные личности: Святитель Митрофан Воронежский (1623—1703)
Более чем скромен Святитель Митрофан, в крещении Михаил, родился в ноябре 1623 года во Владимирской губернии. До 40 лет он был приходским священником. После смерти жены принял постриг в Золотниковской пустыни в честь Успения Божией Матери. Стал - игуменом в Унженском монастыре. Труды его всегда были успешны.
Проси мудрости и сил у Господа, и дарует тебе во все худые времена! Непросты отношения Петра I с церковью. Порой его именовали даже "антихристом" в народе из-за преобразований страны и реформ. В это время живет и осуществляет свою деятельность во Христе святой угодник, мудрый старец, святитель Митрофан, епископ Воронежский. непросто хранить, оберегать веру народа в такое время. Но Митрофану Господь дарует мудрость и силы, и все ему удается.
Петр Первый приглашает к себе на встречу, во дворец в Воронеже, святителя Митрофана. Тот приходит, и при входе обнаруживает статуи языческих идолов: Меркурия, Аполлона и Венеру.
Дерзок ответ святителя! Видя статуи, старец Митрофан разворачивается и идет назад. Петру Первому докладывают, что старец развернулся и ушел. Тогда Петр Первый вновь приглашает старца через своих придворных. На что старец отвечает: "Пока Петр не уберет своих идолов, не приду" . Тогда Петр Первый третий раз зовет епископа Воронежского к себе, но добавляет угрозу: "Коли не придет, будет схвачен и подвержен смертной казни".
Святитель Митрофан воспринимает возникшую ситуацию, как свое призвание стать мучеником за Христа. И в душе соглашается с этим, коли Господь так определил ему. Святитель Митрофан объявляет государю через его людей, что: "царь волен поступить с ним, как ему заблагорассудится, лишить его жизни во власти царя, но отвернуть от веры и предать Христа, не в его власти" .
Вечером Петр Первый слышит колокольный звон, благовест и удивляясь, спрашивает своих людей: "почему звон колоколов, ведь назавтра нет церковного праздника?". Посланные следуют к святителю Митрофану, который дал указание совершить этот звон. Святитель отвечает им: "Раз государем объявлена мне смерть, то я, грешный человек, должен принести перед ней покаяние свое Господу. И потому объявил всенощное бдение". Петр, видя такую решимость епископа принять мученическую смерть, но не изменить вере своей, удивляется силе такой веры и дает приказ убрать статуи.
Спасение колоколов Когда царь готовился к войне со Швецией, то приказал снять колокола с церквей и перелить их в пушки. Святитель Митрофан, оберегая часть колоколов, находит и передает царю один раз 4000 рублей, другой раз 3000 рублей. Тем спасая ситуацию.
Почитание Когда, в 1703 году завершается земная жизнь святителя, Петр, участвуя в панихиде, лично несет гроб с останками святого и говорит, опуская его в землю: "Не осталось у меня такого святого старца".
После смерти святителя стали происходить чудеса на его гробнице, а его тело было обнаружено нетленным. Прославление Митрофания в лике святых состоялось 20 августа (по новому стилю) 1832 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26
Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...
Урок ОРКСЭ по теме "Семья" 4 класс
конспект урока и презентация...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Бинарный урок (русский язык, литературное чтение). 4 класс. УМК «Школа 2100»
Тема урока: Закрепление знаний об однородных членах предложения через произведения А.С. Пушкина Цель: сформировать умение находить в тексте предложения с однородными членами предложен...
Конспект урока ОРКСЭ "Свобода и ответственность" 4 класс
Конспет урока ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" в 4 классе по теме "Свобода и ответственность"....
Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль ОПК)в 4 классе "Защита Отечества"
Презентация к технологической карте урока ОРКСЭ в 4 классе....
«Мой класс – мои друзья» Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики) в 4 классе
Урок открытия нового знания...